.RU

Портфель заказов - Путь к пониманию Информационного общества России


Портфель заказов. Например, производство древесины и строительство коттеджей: получение порубочных билетов и разрешений; поиск заказчиков твоей продукции; получение кредитов; поиск инвестиций и т.д.

  • ^ Производство продукции. Лесорубные бригады, трактора, пилы, машины, и т.д. Пилорама, электроэнергия, деревообрабатывающее производство, сушилка, учёт, транспортировка и т.д. Строительство: проекты, бригады, заказы, сметы и т.д.

  • ^ Сбыт продукции.

    Каждое из названных направлений имеет множество решений и подходов, но все они завязаны на компетентную работу сотрудников, которые и образуют предприятие. Все эти части тесно взаимосвязаны между собой, а их элементы тесно переплетаются. А проблема грейдов в какой-то части позволяет решать их, хотя бы с позиций того, что это системный подход. Но если этот подход в какой-то части формализован и автоматизирован, то это облегчает работу.

    Но всё равно основополагающей деятельностью является работа в формировании профессионалов, в подготовке всесторонне развитых кадров. Необходимо, что кадры были высоконравственные, духовно развитые и образованные люди. Система Грейдов, даже в совокупности с компетенциями неспособна решить эту задачу. Она ориентирована на бале высокую организацию работ и извлечение прибыли. Например, молодые, красивые, энергичные менеджеры рекламируют покупателям Аквафильтр воды. Но они ничего не знают о колониях бактерий и отходах их жизнедеятельности. Не говоря уже о сроках образования этих колоний, их вреде на организм человека. Как видим в этом примере, отсутствует связь производителя и продавца: а цель одна – любой ценой заработать как можно больше денег. А если вопрос касается лекарств – то проблема опасности увеличивается во много крат. Эти проблемы усугубляются ещё больше отсутствием политики и идеологии, появляются предпосылки и условия для зарождения негативных явлений.

    Влияние Компетенций личности на эффективный труд и достойную жизнь человека.

    Термин «Компетентность» и «Компетенция» практически дублируют друг друга в обозначении одного и того же понятия. Эти понятия можно отнести к личности и к компании:

    ^ Компетентность Компании – это совокупность характеристик Компании, которая делает ее более профессиональной по сравнению с конкурентами. Основным элементом Компетентности Компании являются технологии, где под технологиями понимается последовательность действий, выполняемых различными людьми внутри Компании, наличие которых гарантированно приводит Компанию к получению желаемых промежуточных и конечных результатов.

    В зависимости от того, как организована деятельность компании, какое обеспечение и технологии используется при этом, какой уровень профессионализма обеспечен и насколько работники могут его реализовать на практике, зависит результативность работ и соответственно достойная оплата труда. Например, организация работ при монолитном строительстве, рисунки 36 и 37. На рисунке 36 приведен проект жилого дома по ул. Колпакова, г. Мытищи, 2006г. А на рисунке 37 – процесс его строительства.

    Индивидуальная компетентность – это способность человека выполнять работу с гарантированным уровнем квалификации в определенной профессиональной сфере. Фактически, это набор качеств, которые необходимы сотруднику для успешного выполнения той или иной работы. Общая компетентность человека состоит из ряда частных компетенций, а именно:

    • профессиональной

    • теоретической, и

    • социально-психологической (эмоциональной)

    С точки зрения управления Компетентностью, т.е. целенаправленного воздействия на нее через оценку, управление и развитие, можно сказать, что она состоит из отдельных компетенций, которые включают в себя такие профессионально важные качества, как:

    • ценности, предпочтения и ожидания;

    • внутренние мотивы, побуждающие к достижению цели, и доминирующая модель поведения;

    • способности (когнитивные, эмоциональные, волевые), врожденные и приобретенные в течение жизни;

    • навыки и знания, полученные в ходе профессиональной и учебной деятельности.

    Компетенции разнообразны, как и вся наша жизнь, как мир вокруг нас. И каждая из множества компетенций является элементом общей индивидуальной Компетентности. Человек её использует в разных видах деятельности при решении разнообразных задач.

    Оба вида компетентности: индивидуальную компетентность сотрудника и компетентность Компании объединяет одна специфическая черта – это способность делать что-то на высоком профессиональном уровне, т.е. компетентно. Но они отличаются по составу входящих в них элементов. Если Компетентность Компании в целом базируется на конкурентных и лидирующих технологиях, то Индивидуальная Компетентность представляет собой набор личностных свойств, приобретенных и закрепленных человеком в ходе его учебной и/или трудовой деятельности. Но для этого необходимо создавать соответствующие условия и возможности.

    Все компетенции должны соответствовать определенным принципам. Это предполагает, что они должны быть:

    • Исчерпывающими. Перечень компетенций должен полностью перекрывать все важные рабочие деятельности. Как уже говорилось, это легко достигается с помощью 10-12 компетенций.

    • Дискретными. Отдельная компетенция должна относиться к определенной деятельности, которая может быть четко отделена от других деятельностей. Если компетенции перекрываются, будет труднее точно оценивать работу или людей.

    • Сфокусированными. Каждая компетенция должна быть четко определена, и не нужно пытаться с помощью нее охватить слишком многое, как иногда говорят, 'раздувать' ее. Например, 'техническая компетенция' должна быть совершенно конкретной.

    • Доступными. Каждая компетенция должна быть доступным образом сформулирована, чтобы ее можно было использовать универсально. Не следует чрезмерно пользоваться корпоративным жаргоном, который может быть неодинаково истолкован всеми менеджерами.

    • Конгруэнтными. Компетенции должны укреплять организационную культуру и усиливать долгосрочные цели. Если компетенции кажутся слишком абстрактными, они не принесут пользы и не будут приняты менеджерами.

    • Современными. Система компетенций должна обновляться и должна отражать настоящие и будущие (предсказуемые) потребности организации. Как и любая методика анализа работы, она потребует вклада тех, кто обладает стратегическим видением.

    При организации управления персоналом на основе предлагаемых компетенций действия сотрудников определяются стандартами поведения и требованиями к качеству работы. По сути, использование компетенций обязательно должно повлиять на внутреннюю культуру компании. В большинстве случаев повышение корпоративной культуры и есть главная цель введения системы компетенций.

    Любая компании включает четыре основных ресурса – это клиенты, персонал, финансы и бизнес-процессы. В некотором смысле эти ресурсы представляют собой противоположности, являющиеся, как известно, движущей силой любого развития. В том числе и развития бизнеса. Например, финансы – это внутренний ресурс, а клиенты – внешний, так же, как персонал – это эмоциональные отношения, в то время как бизнес-процессы – это рациональные технологии. Впрочем, именно баланс этих противоположностей делает менеджмент эффективным, а бизнес – успешным.

    ^ Управление персоналом.

    Модель управления персоналом, выстраиваемая в соответствии со стратегией и целями бизнеса, также включает в себя четыре элемента, два из которых отвечают на вопрос "Что делать?", а два других – на вопрос "Как делать?" и соответствуют тем же противоположностям.

    Первые два элемента – это структурированный должным образом функционал (организационная структура, должностные инструкции и прочее) и, собственно, системы управления персоналом (подбор, развитие, мотивация и карьерный рост), а вторые два – это компетенции и корпоративная культура.

    Элементы "Что?" определяют, что нужно делать для реализации стратегии, каковы цели деятельности и роли, а также регламентируют процедуры управления персоналом. Элементы "Как?" определяют, какие компетенции нужны для осуществления деятельности и что для бизнеса важно и ценно в этой деятельности, то есть каковы его основные принципы.

    В этом случае становится понятным содержание понятия "Компетенции" как элемента системы управления. Компетенции – это способность компании и ее персонала исполнять требуемый функционал в соответствие с определенным видением, миссией и ценностями. Таким образом, компетенции встраиваются в общую систему управления персоналом, направлены на достижение стратегических целей и являются общими – как для компании в целом, так и для каждого из ее сотрудников.

    В модели системы управления персоналом включен элемент, "прямо противоположный" компетенциям. То есть это процедуры подбора, обучения и развития, мотивации и карьерного роста. Причем данные процедуры описывают то, каким образом необходимо оказывать управляющее воздействие (например, чему-то учить сотрудника) в зависимости от соответствия или несоответствия компетенции требуемому уровню.

    ^ Компетенции как система

    Разворачивая аналогичным образом сам элемент "Компетенции", мы приходим к тем же четырем блокам, формирующим общую систему, соответствующую системным принципам эффективности. Можно, например, назвать эти блоки "Клиенты", "Обучение и развитие", "Финансы" и "Бизнес-процессы". Суть этих блоков в структуре управления всем бизнесом и полностью соответствует современному подходу к управлению бизнесом с использованием Системы Сбалансированных Показателей (Balanced Score Card). Все эти блоки отражают системные противоположности внутреннего и внешнего, с одной стороны, и отношений и процедур – с другой. Например, блок "Клиенты" связан с внешними отношениями, а блок "Обучение и развитие" – с отношениями внутренними. Блок "Финансы" – это внутренние процедуры, а "Бизнес-процессы" – это процедуры, определяющие взаимодействие компании с внешней средой.

    Если говорить, например, о менеджерах, то для них четыре основных блока компетенций могут быть названы "Коммуникация", "Управление собой", "Аналитические способности" и "Исполнительское мастерство". Примером компетенции "Коммуникация" может быть "Ведение результативных переговоров" или "Разработка новых услуг и путей стимулирования спроса".

    Если рассмотреть наиболее известные общие компетенции для менеджмента, предложенные Спенсерами (Spencer and Spencer, 1993), то нетрудно видеть, что первые два блока – "Помощь…" и "Воздействие…" относятся к блоку "Коммуникация", а два последних – к блоку "Исполнительское мастерство". Блок "Личная эффективность" есть блок "Управление собой", а "Когнитивные компетенции" – "Аналитичность". Имеем полную аналогию и законченную системную модель.

    Любой из этих блоков – компетенций может быть рассмотрен как процесс управления, включающий в себя объект, субъект и отношения между ними. Тогда вполне естественным выглядит дальнейшее уточнение этих блоков компетенций по трем перечисленным составляющим. Каждый из четырех основных блоков в этом случае будет включать в себя три элемента: (а) технологические знания и профессиональные навыки – "объект", (б) умение управлять, работая в команде – "субъект", (в) мотивы и соответствие ценностям – "отношения".

    Примером разложения по данному принципу может служить модель компетенций сети розничной торговли. В данной модели блок "Управление собой" соответствует блоку "Люди". Для этого блока "объект" – это "Лучшие специалисты", а соответствующая компетенция называется "Привлечение и мотивация лучших специалистов". Вторая компетенция – "отношение" отражает такую ценность как профессиональное развитие и звучит следующим образом: "Создание благоприятной среды для быстрого профессионального развития". И так далее.

    Рассмотрев понятие компетенции а, также проанализировав механизм его воздействия на эффективный труд личности и компании, попробуем понять те факторы, которые приводят или не приводят человека к успеху.

    Что необходимо для того, чтобы человеку сопутствовал успех и что для этого надо.

    Может надо – иметь высокий уровень интеллекта?

    Хотя по данным организации высоко интеллектуальных лиц Mensa, США, численность которой более 55 000 членов, ее среднестатистический член зарабатывает за год меньше, чем водопроводчик. В России профессор зарабатывает меньше чем дворник.

    Возможно, главное – наличие таланта?

    Но частое явление – это талантливый человек, который не нашел применения своему дару. Большинство великих достижений в мире приходится не на самых талантливых. А на людей со средними способностями, которые оказались в нужный момент в нужном месте.

    Может, достаточно просто много и напряженно работать?

    Но существуют миллионы людей, которые тяжело работали всю свою жизнь, однако сегодня они имеют доход ниже прожиточного минимума.

    Или же все-таки, главное – хорошее образование?

    Хотя, нет очень часто встречается хорошо образованный человек, но Мир полон образованных бомжей. А 15% миллионеров не имеют высшего образования.

    Ни талант, ни хорошее образование, ни напряженная работа – не гарантируют достижения эффективности в работе, тем более сегодня, когда компании отходят от планирования карьеры сотрудников, сосредотачиваясь на их обучении, развитии, росте.

    Планирование карьеры сотрудников теряет смысл в виду постоянных изменений происходящих на рынке, в бизнесе, в компании. Изменяются как структура компании, так и должности, функциональные обязанности. Термин «карьера» все больше используется в таком значении, как продвижение специалиста от работы к работе, которое сопровождается увеличением существующих компетенций и развитием компетенций, полезных и необходимых в будущем.

    В связи с этим возрастает роль личностного карьерного развития. И если четко понимать весь механизм движения из точки А (младший специалист – вчерашний выпускник вуза) в точку В (мастер своего дела, эксперт высокого класса), то такой путь займет куда меньше времени, чем при движении вслепую.

    Ключевая технология достижения карьерной цели должна стать платформой, к которой в виде модулей будут "достраиваться" другие эффективные технологии. Так, вслед за умением работать по методике коммерческого цикла, нужно прийти к умению выделять в организационной структуре розничной сети центры финансовой ответственности и знать порядок делегирования полномочий этим центрам. После этого – вплотную заняться вопросами бюджетирования.

    Стоит хорошо подумать и сформулировать свои карьерные цели. Именно для персонального развития и овладения вышеназванными сферами знания и повышения эффективности лучше всего использовать Метод компетенций. Точнее – развитие недостающих ключевых компетенций.

    Сейчас все больше внимания уделяется персоналу: его поиску, отбору, оценке, обучению, развитию, удержанию. Это понятно и оправдано.

    Потребности развивающегося бизнеса опережают предложения рынка специалистов. В условиях ужесточения конкурентности, когда уменьшается привычная прибыль, отечественный собственник стремиться сократить расходы, в том числе и на зарплату сотрудников. Пришедшие иностранные операторы рынка и те, что намереваются это сделать, привыкли получать обоснованную прибыль и готовы дать нашим специалистам реальную цену в виде высокой заработной платы и социального пакета.

    Все это приводит к предпатовой ситуации на рынке труда: собственникам бизнеса нужны дешевые хорошие и талантливые специалисты, а специалисты готовы развиваться дальше в других компаниях, получая за свою работу достойное вознаграждение.

    Мы постепенно эволюционным путём переходим от экономики, где люди искали компании, к экономике, где компании будут искать людей. Сейчас именно талантливый, обученный и хорошо мотивированный персонал может создать фирме конкурентное преимущество. Для многих компаний именно дефицит необходимых сотрудников является главным ограничителем роста.

    Образ современного работника – это чрезвычайно мобильный «свободный агент», который сам себя развивает и «калибрует». Его преданность фирме краткосрочна, и зачастую он не хочет себя полностью посвящать единственному работодателю. И недалеко время, когда с такими свободными агентами придется столкнуться большинству современных руководителей.

    Наем сотрудников в новой экономике превращается в переговоры о создании совместного предприятия: и предприятие, и сотрудники становятся самостоятельными брендами. Так в процессе развития бизнеса в США и Европе появляется условия для создания последовательных интерпенерских компаний.

    Последовательные интерпренерские компании – как механизм перераспределения власти в пользу труда

    Выход для компаний, не готовых платить (как они считают) «много» – поиск талантов, которые будут развиваться, и расти в компании. Тогда встает вопрос о более тщательной оценке рекрутируемых кандидатов. Вот здесь как раз и понадобится и система Грейдинга и метод Компетенций.

    Суть системы последовательных интерпенерских компаний заключается в том, что в процессе развития появляются высочайшие работники профессионалы, которые по всем параметрам начинают опережать собственников компаний. Эти собственники уже не могут обойтись без высокопрофессиональных рекрутёров. А рекрутёры знают себе цену и владеют ситуацией лучше, чем владельцы компаний. Владельцы вынуждены договариваться с профессионалами о создании совместных предприятий. Возникает ситуация когда, труд отдельных профессионалов (работников) и труд владельцев компаний становятся не равнозначным. Способность владельцев к эксплуатации наёмного труда уменьшается. И это обстоятельство порождает создание интерпренёрских компаний.

    Но и этот подход не может качественно решить ситуацию в пользу устойчивого развития предприятий, общества и человечества в целом.

    Несмотря на положительные достоинства капиталистического способа производства, позволяющего оптимально мобилизовать массовый труд и творчество работников в достижениях научно-технического прогресса, движущая сила развития ослабевает.

    С другой стороны, социалистический способ производства, хотя и обладал высокой социальной защитой, и в управление предприятиями и государством притягивал наилучших интеллектуальных профессионалов, проиграл капитализму в инициировании творчества масс. В условиях однополярной капиталистической системы, нормы получения прибыли стали изменяться в сторону повышения эксплуатации, а идеология «Золотого миллиарда» приводит к нещадному истреблению населения планеты под «аккомпанементы» красивой режиссуры и цветных революций.

    Однако истина находится где-то посредине. И эта истина заключается в труде. Её предлагает реализовать «Социально-техническая» система. Ни система Грейдинга, ни система Компетенций не решает проблему предоставления возможностей человеку обеспечить достойную жизнь каждому человеку с последующим выходом на устойчивое развитие.

    Человеко-машинная СТКС решает эту задачу. Она предлагает создавать человеку его частную интеллектуальную собственность. Интеллектуальная собственность – это ресурс знаний, опыта, понимания, умения, веры материализованный в автоматизированных технологиях воспроизводства товарной продукции и формирования духовно развитых, высоконравственных, образованных и культурных личностей.

    Именно труд каждого человека, превращённый не только в продукцию, но и в интеллектуальный ресурс позволит решить проблему достойной жизни и устойчивого развития человечества, как целого. Механизм этого преобразования будет представлен ниже в главах настоящей диссертации.


    Исследования механизма стандартов (ГОСТ, ОСТ, СТП, ГОСТ Р ИСО 9001-2001, международного ISO-9000) на качество продукции и эффективность работ

    Качество продукции – характеристика труда человека

    Техническая составляющая выпуска продукции является фундаментальной основой процессов создания качественных товаров народного потребления. Для того чтобы обеспечить качество выпускаемой продукции, необходима четкая организация труда на каждом рабочем месте в любой компании.

    При низкой степени автоматизации и технологическом подходе к проблемам производства необходима расширенная структура предприятий, а, следовательно, как следствие, хорошо отлаженные методологии создания и контроля над качеством продукции. Эти технологии на предприятиях представляют собой также разветвлённую структуру, в которой задействовано большое количество людей, структур организации работ и всевозможных правил и требований. Сюда включаются стандарты, структуры их разрабатывающие и поддерживающие. Это, как правило, чиновники. Труд их важен, но в большинстве случаев оказывает тормозящее воздействие на целевой результат.

    В настоящее время, когда зарабатывание денег это проблема каждого, процессы согласования перерастают во взяточничество и действуют под прикрытием законов и государственных предприятий. Использование услуг таких структур и их поддержание стоит больших усилий, поэтому эти процессы не всегда эффективны. Такой подход характерен для недостаточно развитых предприятий и для технологического пути развития общества.

    Информационное общество – это следующая стадия нашего развития. На этой стадии вопросы обеспечения качества решаются другими подходами. Это высокая степень автоматизации трудовых процессов личности и возможность создания механизмов самоорганизации, самоуправления и самофинансирования. Эти механизмы создаются на основе ресурсов информационного базиса, в котором накапливается знания и опыт профессионалов в различных областях человеческой деятельности, и которые объединены в КП реального товара или услуги. КП сами являются новым видом товара и новым источником финансирования труда человека. Этот источник и обеспечивает механизмы самофинансирования, самоуправления и самоорганизации.

    Техническая составляющая развития современного общества является ключевой интеграционной характеристикой производственной и социальной деятельности человека. Производные от этой деятельности порождают: производство; предприятия; технологии; труд. Именно с помощью труда создаются товары народного потребления.

    Качество товаров – это свойство эффективного труда. Труд личностей и коллективный труд обеспечивает заданные свойства товаров. На низшей степени развития преобладает коллективный труд. Это свойство характерно для современного технологического развития. Ещё классики (Маркс, Энгельс, Ленин) говорили, что коллективный труд – это наивысшая форма труда.

    В информационном обществе будет преобладать индивидуальный труд личности, осуществляемый с помощью орудий труда, отнесенных к категории интеллекта. Именно интеллектуальный труд каждой личности будет финансировать всю предшествующую цепочку людей, труд которых преобразован в элементы ИБ, и который представляет тот самый коллективный труд. Но этот труд, в условиях информационного общества, будет отображать интеллектуальные свойства каждой личности, т.е. труд всё больше перемещается в интеллектуальную область. Область, в которой формируется всё больше оптимальных принимаемых решений, направленных на создание высокоэффективной техники.

    В отличие от труда индивидуума на низших стадиях развития это другой труд. Труд, технологическая составляющая которого уже преобразована в физические элементы интеграционной оболочки и который выполняется в автоматизированном режиме и управляется с помощью Компьютерного Прототипа. Причем управление производится не на уровне математического моделирования, а на уровне системного принятия решений в процессах не только производства, но и другой деятельности людей.

    Эти решения принимаются компьютером, путем раздачи их другим компьютерам и людям участвующих в едином производственном процессе. Происходит это на уровне поставленной целевой задачи, прописанной в КП. После того, как отлажены производственные процессы создания товаров, появляется возможность получения прибыли.

    Имея КП и интеллектуальный ресурс общества можно считать, что концентрированное выражение техники это есть экономика. А концентрированное выражение экономики – есть политика. Концентрированное же выражение политики – есть идеология. На уровне экономики и политики сегодня работают государственные, правительственные и региональные структуры. Они объемны, в некоторых частях коррумпированы.

    Как бы там не было это большой отряд людей, но они удалены от вопросов общехозяйственной деятельности. Как это не странно, но в большей части – они являются паразитами хозяйственной деятельности. Они не достаточно помогают производству и создателям товаров народного потребления, так как структурно отделены от этих процессов.

    Из-за длинных структурных цепей управления, контроля, разрешительных структур – теряется видение конечной цели – производство. На этом этапе остается либо исполнитель, либо предприниматель. Поддержки от науки и государства, здесь, как правило, недостаточно. Принимаемые правительственные и муниципальные программы, при этом, обособлены от вопросов социального и технического развития. Они просто не в состоянии увидеть единый, неразрывный процесс хозяйствования.

    Это, как правило, очень трудоемкий процесс, много усилий, труда и самое главное – знаний требуют эти процессы. А их то в чиновничьем аппарате и не хватает. Туда всё больше уходят люди в техническом отношении безграмотные. А структура хозяйственников, которые являлись становым скелетом, на сегодняшний день разрушена.

    Рассмотрим ключевые моменты создания качественных товаров народного потребления, которые сложились в мировой практике. Наибольшие успехи по вопросам качества товаров достигнуты в Японии. Китайское «чудо» обеспечило высокие темпы развития, но при этом, часто в товарах реализуется техническая безграмотность людей, проявляемая в низком качестве товаров. Рассмотрим процессы, обеспечивающие качество продукции, а затем произведем оценку этих процессов с позиции теории СТКС.

    Тенденции совершенствования управления качеством продукции в Японии

    Опыт Японии убедительно показывает, что повышение качества – работа, которая никогда не кончается. Это работа отдельных личностей, преобразованная в характеристики, свойства предприятий, традиции производства, самоуважение и гордость к своему труду.

    Отличительными элементами японского подхода к управлению качеством являются: 1. Ориентация на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях. 2. Ориентация на контроль качества процессов, а не качества продукции. 3. Ориентация на предотвращение возможности допущения дефектов. 4. Тщательное исследование и анализ возникающих проблем по принципу восходящего потока, т.е. от последующей операции к предыдущей. 5. Культивирование принципа: «Твой потребитель – исполнитель следующей производственной операции». 6. Полное закрепление ответственности за качество результатов труда за непосредственным исполнителем. 7. Активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих, культивирование морали: «Нормальному человеку стыдно плохо работать».

    Основная концепция «японского чуда» – совершенная технология производства, управления и обслуживания. На фирмах широко внедряются вычислительная и микропроцессорная техника, новейшие материалы, автоматизированные системы проектирования, широко применяются статистические методы, которые полностью компьютеризированы.

    Для совершенствования системы управления качеством на японских предприятиях для персонала разработана программа в обеспечении качества, получившая название «пять нулей». Она сформулирована в виде коротких правил – заповедей:

    • не создавать (условия для появления дефектов);

    • не передавать (дефектную продукцию на следующую стадию);

    • не принимать (дефектную продукцию с предыдущей стадии);

    • не изменять (технологические режимы);

    • не повторять (ошибок).

    Эти правила детализированы для этапов подготовки производства и особенно производства и доведены до каждого работника.

    Таким образом, можно выделить главное в совершенствовании управления качеством продукции в Японии:

    • широкое внедрение наилучших разработок в области управления и технологии;

    • высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля над производством;

    • максимальное использование возможностей человека, для чего принимаются меры по стимулированию творческой активности, воспитанию патриотизма к своей фирме, систематическому и повсеместному обучению персонала.

    Определение термина «безопасность продукции»

    Вопросы качества и контроля системно организовывались и решались в «Росжелдорстрое» на всех 17 железных дорогах начиная от Калининграда и заканчивая Южным Сахалином. На фото 39 показан фрагмент строительства скоростной железной дороги Москва – аэропорт Шереметьево-2. Вопросы безопасности, надёжности, эффективности – это главные задачи, которые ставились перед каждым работником, начиная от рабочего до руководителя высшего ранга.

    Показатели безопасности по международной системе ИСО 8204 характеризуют особенности продукции, связанные с обеспечением безопасных условий ее производства, обращения, потребления (эксплуатации) и восстановления (ремонта). К числу показателей безопасности могут, в частности, относиться:

    • вероятность возникновения аварийной ситуации;

    • время срабатывания защитных устройств;

    • электрическая прочность изоляции токоведущих частей продукции;

    • количество степеней защиты от подделки и др.

    При оценке технического уровня и качества продукции с учетом показателей безопасности необходимо исходить из требований безопасности человека, которые определяются: системой государственных стандартов по безопасности труда; правилами и нормами по технике безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии; стандартами, рекомендациями, правилами СЭВ, ИСО, др.

    Опасность продукции: сущность, виды, пути снижения.

    Под опасностью продукции понимаются её свойства, отражающие нанесение ущерба жизни человека, объекту среды, имуществу, юридическим и физическим лицам.

    В документации устанавливаются нормы предельно допустимого количества вредного фактора. Например, для колбасных изделий нормируется содержание нитрита натрия и др., т.к. эти вещества являются ядовитыми и могут нанести значительный вред здоровью человека.

    Для снижения уровня опасности необходимо проводить контроль на всех этапах производства и эксплуатации изделия. Например, при изготовлении колбасных изделий необходимо оценивать качество сырья, т.к. от качества сырья зависит качество продукции; строго соблюдать рецептуру; контролировать температурный режим; санитарные условия и проводить заключительный контроль готового изделия. На этапе реализации и потребления должны соблюдаться правила транспортировки, хранения, соблюдения товарного соседства, санитарные условия. Если все эти правила будут выполняться, то продукция будет безопасна для здоровья человека.

    Всеобщий менеджмент качества

    Сущность, принципиальные отличия от концепции управления качеством заключается в соблюдении требований глобального (сквозного) обеспечения контроля над процессами, определяющими качество товара. Менеджмент качества отличается от системы качества тем, что при передаче некоторых процессов, влияющих на качество товара сторонним организациям, передающая организация обеспечивает контроль над таким процессом, а не перекладывает функции ответственности данному предприятию.

    Организация должна разработать, создать документацию, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества и постоянно улучшать ее результативность.

    Организация должна:

    • определить процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации;

    • определить последовательность и взаимодействие этих процессов;

    • определить критерии и методы, необходимые обеспечения для результативности, как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;

    • обеспечить наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;

    • осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;

    • принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

    Если организация решает передать сторонним организациям выполнение какого-либо процесса, влияющего на соответствие продукции требованиям, она должна обеспечивать со своей стороны контроль над таким процессом. Управление им должно быть определено в системе менеджмента качества.

    Система качества предприятия

    Система качества (СК) предприятия представляет собой пирамиду. Она представлена на рисунке 39. Вершина – это руководство, а основа – это Инструкции, Записи и т.д.

    Понятия, сущность, пути реализации СК предприятия определяются в организационной структуре предприятия, документации в анализах контрактов, управлением проектирования в аудите системы и его значение при сертификации систем производства, в контроле и испытаниях, в корректирующих и предупреждающих действиях, а также в системах хранения, складирования, транспортировке и т.д.

    ^ Организационная структура.

    Организационная структура – обязательства, полномочия и взаимоотношения, представленные в виде схемы (рисунок 40), по которой организация выполняет свои функции.





    Схема включает стандартные процедуры, обеспечивающие надежность, эффективность и безопасность продукции.

    ^ Документация системы. Согласно ГОСТ ИСО 9000-2001 – документ это соответствующий носитель информации. Нормативно-техническая документация (НТД) это документы, устанавливающие требования. Руководство по качеству это документы, определяющие систему менеджмента качества организации.

    План качества – документ, определяющий какие процедуры и соответствующие ресурсы кем и когда должны применяться конкретному проекту продукции, процессу или контракту.

    Запись – документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельство осуществленной деятельности.

    Документированная процедура – оформленный документально установленный способ осуществления деятельности или процесса.

    Согласно ГОСТ ИСО 9001-2001 к документации предъявляются следующие требования:

    • документально оформленное заявление о политике и целях в области качества;

    • руководство по качеству;

    • документированная процедура, требуемая настоящим стандартом;


    Документация по качеству разрабатывается на основе заданных критериев (требований):

    1. Функциональность (например, скорость обработки).

    2. Простата в использовании.

    3. Потребность в ресурсах.

    4. Текущие и будущие требования относящиеся к менеджменту знаний.

    5. Сравнение с лучшими системами документации.

    Согласно ГОСТ ИСО 9004-2001 руководству организации следует определить документацию, включая соответствующие записи, необходимую для разработки, внедрения и поддерживания в рабочем состоянии стандартов международного качества (СМК) и поддержки результативного и эффективного выполнения процесса. Характер и стандарты документирования должны отвечать контрактным, законодательным и другим обязательным требованиям, потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон, а также устраивать организацию.

    Документация может быть в любой форме или на любом носителе.

    Основной документ руководства по качеству включает разделы:

    • область применения СМК;

    • документальные процедуры, разработанные для СМК или ссылки на них и описание процессов СМК;

    • политика в области качества.

    Документирование процессов управления в рамках СМК на практике осуществляется согласно нормативу, иногда стандарта Предприятия: «Порядок разработки и внедрения документов системы».

    Основной элемент данного документа – модель бизнес-процесса или процесса удовлетворения потребности, а также спецификация документов процедуры, т.е. идентификационный № и наименование, входящих внутренних и исходящих документов.

    Кроме того, в системе качества должна быть предусмотрена рекомендация по формированию и ведению отдельного документа. Этим документом определяется: форма документа, описание, заполнение формы (через наименование поля, его определения, источника информации, примера заполнения и маршрута движения документа).

    Типичное несоответствие:

    • устаревшие документы своевременно не изымаются из пунктов рассылки;

    • должностные инструкции отсутствуют на рабочих местах;

    • в документы вносят несанкционированные изменения;

    • изменения вносятся в документы так, что не обеспечивается их сохранность;

    • в работе используются неутвержденные документы.

    Жизненный цикл документа предполагает:

    • проектирование;

    • идентификационную регистрацию;

    • изготовление и применение формы;

    • влияния изменений или отмену внесенных изменений.

    Таким образом, номенклатура работы операций по стадиям должна быть увязана с возможностями компьютера.

    ^ Анализ контракта. (Контракт = закупки) Организация должна обеспечивать соответствие закупленной продукции установленным требованиям к закупкам. Тип и степень управления, применяемые по отношению к поставщику и закупленной продукции, должна зависеть от ее воздействия на последующие стадии жизненного цикла продукции или готовую продукцию.

    Организация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации. Должны быть разработаны критерии отбора, оценки и повторной оценки. Записи результатов оценивания и любых необходимых действий, вытекающих из оценки, должна поддерживаться в рабочем состоянии.

    Информация по закупкам должна описывать заказанную продукцию, включая, где это необходимо:

    • требования к утверждению продукции, процедур, процессов и оборудования;

    • требования к квалификации персонала;

    • требования к системе менеджмента качества.

    Организация должна обеспечить адекватность установленных требований к закупкам до их сообщения поставщику.

    Организация должна разработать и осуществлять контроль или другая деятельность, необходимую для обеспечения соответствия закупленной продукции установленным требованиям к закупкам.

    Если организация или ее потребитель предполагают осуществить верификацию на поставщика, то организация должна установить в информации по закупкам предполагаемые меры по проверке и порядок выпуска продукции у поставщика.

    ^ Управление проектированием. Организация должна планировать и управлять проектированием и разработкой продукции. В ходе планирования проектирования и разработки организация должна устанавливать:

    • стадии проектирования и разработки;

    • проведение анализа, верификацию и валидацию, соответствующие каждой стадии проектирования и разработки;

    • ответственность и полномочия в области проектирования и разработки.

    Организация должна управлять взаимодействием различных групп, занятых проектированием, с целью эффективной связи и четкого распределения ответственности.

    Входные данные для проектирования:

    • функциональные и эксплуатационные требования;

    • соответствующие законодательные и другие обязательные требования;

    • так, где это целесообразно, информацию, взятую из предыдущих аналогичных проектов;

    • другие требования, важные для проектирования и разработки;

    Выходные данные проектирования:

    • соответствовать входным требованиям к проектированию и разработке;

    • обеспечивать соответствующей информацией по закупкам, производству и обслуживанию;

    • содержать критерии приемки продукции или ссылки на них;

    • определить характеристики продукции, существенные для ее безопасного и правильного пользования.

    ^ Аудит системы и его значение при сертификации.

    Аудит (проверка) – систематический независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результат в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям.

    Проверка может быть как по системе качества в целом, так и по его элементам, т.е. процессам и их соответствующим.


    ^ Рис.41. Схема контроля качества при сертификации.

    Исходя из этого проверка получает название соответствующее данному элементу.

    Проверки проводят лица, которым выставлены требования:

    • иметь широкий кругозор и быть выдержанными;

    • обладать способностью реально оценивать ситуацию;

    • понимать сложные процессы с точки зрения главной перспективы проверки;

    • понимать роль отдельных подразделений и исполнителей в анализирующей деятельности;

    • знать стандарты и процедуры, относящиеся к проверяемому участку;

    • эффективно распределить всех участников проверки;

    • придерживаться плана аудита, за исключением случаев, когда необходимо уделить внимание очевидным несоответствиям;

    • фиксировать и подвергать анализу факты, а не мнения и персонал;

    • оформлять отчеты в доступной форме;

    • высказывать предложения, если это позволяют правила проведения аудита.

    Дополнительные требования:

    • постоянно оценивать последствия проверки и взаимодействия с персоналом;

    • приходить к приемлемым заключениям на основе наблюдений.

    Проверка осуществляется в соответствии с заданием, включающим следующие разделы:

    1. Наименование элемента системы качества (например, управление документацией и данными).

    2. Основные цели реализации данного элемента (например, своевременное предоставление и нахождение в обращении действующей документации).

    3. Подразделения организации, подлежащие проверке.

    Из всех подразделений выбирается подразделение, где больше всего случаев нарушений в обращении с документацией.

    4. Объекты проверки. Конкретизируются в зависимости от подразделения персонала, а также вида документов: руководство по качеству с разделом. Управление документацией и данными, стандартом организации с таким же названием, другими стандартами по СК, конструктивно – технологической документацией, должностными инструкциями «Положения о подразделениях».

    5. Перечень контрольных вопросов:

    • определены ли процедуры по каждой группе документов за планирование, разработку приобретения, экспертизу, утверждения, разрешения на применение, регистрацию, рассылку.

    • определены ли процедуры и ответственные за ведение Реестров картотек по каждой группе документов.

    • определены ли процедуры и ответственные за плановую и внеплановую проверку и актуализацию документов

    • обеспечивается ли, что экспертиза и одобрения изменений проводится персоналом, который проводил экспертизу первоначального документа

    6. Критерии оценки соответствующего Элемента установленным требованиям

    Не соответствует:

    • существенные (значительные)

    • несущественные (незначительные)

    Если в элементе обнаружено 3 значительных несоответствия, то элемент считается не внедренным и по нему составляются корректирующие мероприятия.

    Несоответствие – невыполнение установленных требований системой качества Производства и рекомендаций сторонних организаций (например, соблюдение стандартов и других нормативов).

    Объективное доказательство – данные о качестве или кол-ве, полученные путем наблюдения, измерения или испытаний и которые могут быть проверены.

    Структура отчета совпадает со структурой задания.

    В основной части отчета могут быть отражены оригинальности и нао-хау, которые должны быть конфедициальны.

    Отчет содержит раздел требуемых корректирующих воздействий. При этом указываются несоответствия, основная причина, действия по направлению наблюдаемых расхождений, а также по предотвращению рецидивов с планируемыми датами завершения мероприятий.

    В отчет не включается:

    Личная и конфиденциальная информация, любые рекомендации, если они не затребованы клиентом, эмоциональные и спорные утверждения, любые вопросы отсутствующие в задании.

    Итоговой отчет обсуждается с руководством Предприятия.

    Периодичность проверок

    Определена годовым планом утвержденным руководством. В план включаются подразделения, элементы системы в условиях, когда принимается во внимание низкие результаты деятельности, а также невыполнение корректирующих мер по результатам предшествующих проверок.

    Внешний аудит СК проводится перед сертификацией системы и ежегодным контролем ее функционирования сертификационным центром.

    ^ Сертификация системы и производства.

    Система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

    Основными целями проведения сертификации качества являются:

    • подтверждение соответствия системы качества и ее элементов требованиям, установленным в соответствующих НД;

    • подтверждение заявленных производителями возможностей стабильно выпускать продукцию (работы, услуги) запланированного качества в установленные контрактами (договорами) сроки и в запланированных объемах;

    • создание благоприятных условий для сертификации продукции;

    • создание уверенности у потребителей продукции (работ, услуг), руководства организаций-изготовителей и других заинтересованных сторон в возможности изготовителей обеспечить продукцией (работами, услугами), соответствующей установленным требованиям.

    • При наличии сертификата соответствия системы качества контроль над стабильностью характеристик продукции производится путем инспекционного контроля над сертификационной системой качества.


    Объектами проверки и оценки системы качества является:

    • деятельность по нормированию и обеспечению качества;

    • состояние производственной системы;

    • качество продукции (услуги).

    Проверку СК осуществляет комиссия, состоящая из нескольких или одного эксперта в зависимости от масштаба проверяемой организации или других условий.

    Процедуры сертификации СК включают: направление заявки; регистрация заявки; оплата регистрационного взноса; предоставление необходимой документации; анализ представленной документации; уведомление заявителя о принятом решении и при положительном решении оформление договора на проведение предварительной оценки СК; подписание и оплата договора заявителем; предварительная оценка СК; составление договора по результатам предварительной оценки СК при положительном результате подписание и оплата договора на проведение 2 этапа проведения сертификации; проверка и оценка СК в организации; принятие решения о рекомендации СК к сертификации (отказе); при положительном решении оформление сертификата и разрешения (лицензии) на применение знака соответствия; оформление договора на проведение ИК; подписание и оплата договора заявителем; проведение ежегодного ИК соответствия сертифицированной СК; составление актов о результатах ИК (ежегодно); при положительном результате контроля подтверждение действия сертификата и знака соответствия; при отрицательном решении – приостановление или аннулирование действия знака соответствия и сертификата.

    Сертификация производства – действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированное производство и его условия обеспечивают стабильность характеристик производимой продукции, услуг или работ, определенных НД.

    Целью проведения сертификации производства является определение его соответствия элементам системы качества, обеспечивающим стабильность характеристик изготовляемой продукции, установленных в НД на выпускаемую продукцию и контролируемых при сертификации, в т.ч. проверка соответствия норм, правил и мероприятий по обеспечению качества и безопасности продукции, реализуемой в процессе производства.

    Сертификация производств носит добровольный характер, за исключением случаев, предусмотренных в конкретных системах сертификации групп однородной продукции.

    При наличии сертификата соответствия производства инспекционный контроль за стабильностью характеристик продукции производится путем ИК за сертифицированным производством. При этом решение о необходимости и объеме инспекционных испытаний продукции принимает орган по сертификации продукции в зависимости от результатов контроля.

    Если сертификация производства предусмотрена в международной системе сертификации, то она проводится по правилам этой системы.

    Работы по сертификации производств подразделяют на следующие этапы:

    • организация работ;

    • экспертиза исходных материалов, представленных заявителем;

    • составление программы проверки;

    • проверка производства;

    • оформление сертификата;

    • ИК за сертифицированным производством.

    Контроль и испытания.

    Контроль качества должен подтверждать выполнение заданных требований к продукции. Он включает в себя:

    • входной контроль;

    • промежуточный контроль;

    • окончательный (финишный) контроль;

    • разрешение на отгрузку продукции;

    • отчеты о проверках и испытаниях (регистрация данных о контроле и испытаниях на соответствии заранее определенным критериям приемки продукции).

    При контроле должна быть обеспечена пригодность средств измерений и испытаний.

    Должна быть обеспечена поставка изделий и материалов, прошедших предусмотренные испытания только с положительной оценкой. Нужны, в частности, обозначения, ярлыки, этикетки, сопроводительная документация, протоколы.

    Необходимо дать четкие полномочия на проведение контроля органам и лицам, ответственным за выпуск продукции, отвечающей установленным требованиям.

    Должно быть исключено дальнейшее непреднамеренное применение дефектных единиц.

    Нужно ввести процедуры, позволяющие убедиться, что продукция, не отвечающая установленным требованиям, не используется и не монтируется по чьему-то недосмотру. Должны быть устранены причины дефектов. Следует избегать повторение дефектов.

    ^ Корректирующие и предупреждающие действия.

    Корректирующее действие – для предотвращения повторного возникновения события. Это действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.

    Предупреждающее действие – действие, предпринятое для устранения причин потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации.

    Организация должна определить действия с целью устранения причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления. Предупреждающие действия должно соответствовать возможным последствиям потенциальных проблем.

    Должна быть разработана документальная процедура для определения требований к:

    • установлению потенциальных несоответствий и их причин;

    • оцениванию необходимых действий с целью предупреждения появления несоответствий;

    • определению и осуществлению необходимых действий;

    • записям результатов предпринятых действий;

    • анализу предпринятых предупреждающих действий.

    Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация: понятие, виды документов

    На этих стадиях жизненного цикла продукции надо добиться предотвращения повреждений и снижения ее качества. Нельзя допускать и перепутывания изделий. Необходимы четкие и конкретные инструкции:

    • по погрузочно-разгрузочным работам

    • по хранению

    • по упаковке

    • по поставке продукции

    Самооценка предприятия

    Сущность, порядок и правила проведения самооценки предприятия – это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества. Самооценку обычно проводит руководство организации. Цель самооценки заключается в предоставлении организации рекомендаций, основанных на фактах, касающихся областей применения ресурсов для улучшения ее деятельности.

    Самооценка может быть полезной при измерении достижений и сравнений с целями, а также для повторной оценки постоянного соответствия этим целям.

    В настоящее время существует много моделей самооценки организаций по критериям системы менеджмента качества. Наиболее признаваемыми и применяемыми моделями являются модели национальных и региональных премий по качеству, считающиеся также моделями совершенства организаций.

    Метод самооценки обеспечивает простой и легкий в применении способ установления уровня развития (зрелости) системы менеджмента качества организации и определения основных областей для улучшения.

    Особенности метода самооценки:

    • может применяться ко всей системе менеджмента качества или ее части, или к любому процессу;

    • может применяться к организации в целом или к ее части;

    • может быть быстро осуществлен внутренними средствами;

    • может быть осуществлен многопрофильной группой или одним работником организации при поддержки высшего руководства;

    • может сформировать входные данные для более всестороннего процесса самооценки системы менеджмента;

    • может определить и облегчить расстановку приоритетов возможностей для улучшения;

    • может способствовать развитию системы менеджмента качества в направлении уровня мирового класса.

    Самооценка обеспечивает удобный подход к оценке уровня развития организации. Каждой организации необходимо разработать комплекс вопросов по тем пунктам, которые соответствуют ее потребностям.

    Самооценка проводится путем балльной шкалы от 1 (отсутствует формализованная система) до 5 (лучшие показатели в классе деятельности).


    Тензорный механизм анализа – основа создания элементов информационного базиса.


    Тензорный анализ сетей Г. Крона позволяет описать системы уравнений в терминах фундаментальных понятий различных дисциплин. Описываются различные явления, уравнения которых имеют один и тот же вид. Например, многие уравнения гидродинамики, теории упругости, электродинамики и дифференциальной геометрии имеют одинаковый вид несмотря на то, что различные члены в этих уравнениях представляют разные понятия в разных науках.

    В течение последнего столетия появилась тенденция вводить универсальный язык, на котором подобные уравнения различного происхождения интерпретируются и представляются наглядно на общей основе. Таким языком является геометрия. С помощью геометрии описывается любое научно-техническое достижение, которое создано людьми.

    Следовательно, чтобы сказать: система уравнений описывает поведение электрической машины или гироскопа, или движущегося электрона, – на языке геометрии говорится, что система уравнений описывает определенную геометрическую кривую в n-мерном пространстве или движение частицы по этой кривой. Свойства различных типов кривых, поверхностей и пространств всегда соответствуют некоторым свойствам исследуемой частной физической системы. Например, сингулярность на поверхности соответствует наличию электрического заряда; кривизна пространства в точке является показателем динамической устойчивости или неустойчивости осциллирующей динамической системы.

    Место проблематики «Материализация интеллекта личности» в Информационном обществе

    В первой главе настоящего раздела рассмотрены ряд изделий машиностроения и приборостроения, которые на протяжении более чем 20 лет разрабатывались и сдавались в войска на снабжение. При этом учитывались различные методики и методы организации работы предприятий и научных организаций. Рассматривались вопросы профессиональных знаний, подготовки профессионалов, обеспечение максимальной отдачи каждого из работников на воспроизводимый результат.

    Экономическая деятельность малых предприятий и компаний позволила распространить научно-технические методы решения проблемных вопросов на подбор компетентных кадров и оптимальных схем организации работ в условиях сложных воздействий внешней среды, включая отсутствие поддержки со стороны власти и различного рада инфляции и кризисные ситуации в финансировании.

    Итоговым результатом этой деятельности была выработана нетрадиционная идеология преобразования сути явлений в автоматизированную деятельность человека, работающего в социальной структуре коллективов и в конкретных условиях и ситуациях. При этом труд каждой личности рассматривался как результат преобразованный в товарную продукцию или интеллектуальный ресурс, которые использовались другими работниками. Результат труда одних людей порождали условия и возможности для более или менее эффективного труда других людей. Так осуществлялось взаимодействие разных людей и разных трудовых процессов, разнесенных во времени и в пространстве. Труд прошлый взаимодействовал с трудом текущим. При этом необходимо было учитывать людей, совершивших и совершающих этот труд, измерять влияние одних процессов на другие и сопоставлять качество продукции с учетом разных исходов процессов.

    Всё это привело к необходимости сформировать новое мировоззрение. Оно представляет собой социально-техническую платформу. Комбинация социально-техническая позволила, с одной стороны, объединить людей, как созидателей научно-технического прогресса. А с другой стороны, объединить полученные результаты их труда – как товарную массу при заданном уровне развития научно-технического прогресса. При этом сам научно-технический прогресс рассматривался как целевая функция, которую необходимо также совершенствовать. В основе этой деятельности лежали не просто алгоритмы, которые реализовывали человеческий труд в автоматизированные процессы и базы данных, а целая линейка первоисточников, а именно: ЧЕЛОВЕК; АЛГОРИТМ; ПРОГРАММА; ФАЙЛ и КОМПЬЮТЕР.

    Более упрощенно решить задачу невозможно. Иначе мы не сможем материализовать интеллект личности, который будет участвовать в дальнейших производственно–воспитательных процессах, воздействующих на человека, и который мог бы использоваться как автоматизированный ресурс общества. Интеллектуальный ресурс общества должен обеспечивать с одной стороны – автоматизированный выпуск продукции, а с другой стороны, формировать духовно развитую, высоконравственную и образованную личность. Решается эта задача с позиций множеств и неопределенностей через структуры: техника, экономика; политика и идеология. Каждая из этих структур используется через деятельность людей, как достигнутый результат;

    Почему именно идея СТКС опирается на такой сложный и комбинированный объект, как: ЧЕЛОВЕК; АЛГОРИТМ; ПРОГРАММА; ФАЙЛ и КОМПЬЮТЕР? Потому что это комплексная задача и взаимодействия должны происходить между людьми, принадлежащими к различным социальным группам населения. Эти взаимодействия людей и структур должны взаимообогащать людей, помогать друг другу жить, работать и создавать условия для устойчивого развития. Именно для этого должна быть развёрнутая и прозрачная структура процессов и каждый человек мог подключаться к этим процессам в точках, где это ему нужно.

    Человек это основа СТКС. Почему именно человек, а не люди? Потому, что целью СТКС является решения двух главных задач отдельно взятой личности и семьи. Слово личность здесь применено не случайно. Дело в том, что СТКС ничего не делает и ни к чему не обязывает, не говоря о том, чтобы к чему-то принуждать. СТКС всего навсего предоставляет возможность человеку и только. А границы этих возможностей беспредельны.

    ^ Первая задача СТКС – это удовлетворение потребностей человека. Рассматриваются эти потребности как объективная реальность. Это потребность взять и потребность отдать. Вторая задача СТКС – использовать и развивать интеллект каждого человека как субъективные знания. Знания ориентированы на познание законов и применение познанных явлений в труде и созидательной деятельности. Результат этой деятельности рождает множественные ситуации. То, что создали одни люди – являются условиями и возможностями для труда других людей. От качества проделанного кем-то труда зависит каким быть труду других людей (на сколько эффективным), который выполняется в текущий период непосредственными исполнителями процессов.

    Любое физическое явление, суть событий – всегда, и в первую очередь стоят только перед человеком даже если в деятельности человека используются какие-то устройства, механизмы, технологии ориентированные на преобразование данного явления. Людей всегда много и они всегда разнесены во времени в пространстве, но задачи, которые решают люди – часто схожи или идентичны, поэтому они должны быть автоматизированы.

    ^ Второй главный объект идеологии СТКС – это АЛГОРИТМ. Алгоритм – это закон, по которому человек выполняет свою деятельность. Каждый человек работает по своему алгоритму. Но алгоритмы составляются на основе всеобщих законов. Алгоритмы отличаются по многим параметрам, в том числе и по социальной принадлежности человека: учёный, инженер, рабочий, политик, экономист и т.д. Это бесконечное множество бесконечных множеств. Но и у каждого алгоритма есть бесконечное множество идентичных характеристик. И они также разнесены в пространстве, во времени, по людям и т.д. Но в любом случае алгоритм всегда вторичен по отношению к человеку, так как алгоритмы составляют люди. Алгоритм – это заявка на воспроизводство идей на основе познанных знаний.

    ^ Третьим главным объектом идеологии СТКС – является ПРОГРАММА. Почему именно мировоззрение СТКС обязывает рассматривать ПРОГРАММУ как базовый элемент идеологии и продолжением АЛГОРИТМА? В программу традиционно закладывается широкой смысл. Это и программы всех видов и типов, как результат труда людей. Но самое главное – это программа для ЭВМ, так как автоматизация осуществляется через ЭВМ. Сюда включаются все её разновидности от маленькой до большой программы: программные пакеты, комплексы и т.д.

    Несмотря на то, что программа должна отображать в точности все особенности и нюансы алгоритма – это тот продукт, который взаимоувязывает ЭВМ и работу человека. С другой стороны, Программа это самостоятельный ресурс. Через неё труд математиков, алгоритмистов и других людей попадает на ЭВМ и далее превращается в результирующий продукт, который используется другими людьми.

    Программу пишут люди и это большой класс трудящихся, которые работают в этой сфере. А СТКС обязана предоставить каждому человеку: достойное финансирование; условия и возможности соответствующие эффективной трудовой деятельности. А также СТКС призвана осуществлять защиту интересов каждого человека, как на объектном, так и на процессном уровнях, которые проистекают на компьютерах в результате воспроизводства товарной продукции и процессе предоставления услуг друг другу.

    ^ Четвертым главным объектом идеологии СТКС – является ФАЙЛ. Файл по отношению к программе – это более емкое понятие. Кроме того, что файл – это носитель информации на компьютерных носителях, в СТКС файл выполняет функцию носителя интеллектуального ресурса, выраженного в стоимостных единицах или в единицах мощности, что является наиболее правильным.

    Файл как ресурс – это не только какая-то часть программы. Файл это: документ, чертёж, картина, книга, фильм, музыка, данные какие-то и т.д. В любом случае файл – это интеллектуальный ресурс. Он включает стоимостную величину интеллектуального потенциала каждого человека и компьютерный код, характеризующий приоритет того или иного человека, который владеет данным ресурсом. При этом в СТКС каждый файл используется в автоматизированных созидательных процессах творческой деятельности людей. Файл – это может быть программа, её часть или результат работы человека и программных продуктов. Файл в СТКС является активом. Его можно отнести к основным средствам производства. Эти Активы могут соотноситься как к каждому отдельно взятому человеку, так и к коллективам и обществу в целом.

    ^ Пятым главным объектом идеологии СТКС – является компьютер. Именно компьютер позволяет воспроизвести файл и выполнить ту функцию, которая в нём скрыта. Иностранное слово компьютер, вместо русскоязычного понятия электронно-вычислительная машина (ЭВМ), здесь использовано не случайно. Суть в том, что компьютер более близок к человеку, как средство персональной работы, нежели чем средство коллективного пользования. Именно поэтому в 2000 году было зарегистрировано предприятие «СКИБР» (среды компьютерные интегрированные в быту и работе), отражающее в себе более чем 20-летний опыт лучших профессионалов в области создания новой техники. Затем было сформировано мировоззрение, базирующееся на интеллектуальном пути развития, основой которого стала выращенная из практики СТКС (Социально-техническая компьютерная система).

    Поскольку СТКС выдвигает на первое место личность, её профессиональный и эффективный труд, то инструментом для этой личности наряду с мощными вычислительными комплексами будут персональные компьютеры, такие как: смартфоны (умные телефоны); КПК (коммуникационные персональные компьютеры); ноутбуки и т.д.

    Суть в том, что в СТКС каждый человек будет иметь свой персональный компьютерный код, как сегодня каждый человек имеет паспорт. И каждый человек будет иметь персональный расчетный счёт, на котором будет отображаться ценовая стоимость интеллектуального ресурса, которым владеет каждый человек. А вновь созданная Исполнительная Система (ИС) будет «знать» каждого человека по фамилии, имени и отчеству, и будет защищать его интересы на всех уровнях: начиная от потребления и заканчивая созидательными процессами и созданным ресурсом.

    Также как сегодня для компьютера нужна ОС, так и для СТКС нужна будет ИС. ОС решает проблемы аппаратной части, организовывая взаимодействие аппаратуры, программ и человека, а ИС будет решать проблемы человека, который создаёт и использует интеллектуальный потенциал общества. Этот потенциал имеет форму частной интеллектуальной собственности.

    ИС будет организовывать взаимодействие личностей и коллективов, ориентированное на достижение оптимального результата их деятельности. Современная компьютерная техника, даже на мировом уровне, таких систем, управляющих процессами накопления интеллекта общества и автоматизированного его использования в интересах каждого человека – не имеет. Но элементы такой системы я разрабатывал и использовал на практике до 1994 года при создании изделий военной техники. И это факт. Отсюда идет понимание интеллектуального пути развития. Эти процессы и структуры легли в основу материализации интеллекта личности.

    Описанная выше идеология познания и преобразования физических явлений в структуре ЧЕЛОВЕК; АЛГОРИТМ; ПРОГРАММА; ФАЙЛ и КОМПЬЮТЕР человеко-машинной системы приведена на рисунке 42.




    Всё зависит от качества работы человека и от созданных обществом возможностей. Личностная и общественная характеристика постоянно должны усовершенствоваться, обеспечивая устойчивое развитие общества.

    Множество физических явлений, с которыми человек сталкивается на протяжении труда и жизни отображаются через Знания и Потребности. Знания – это достояние науки на текущий момент времени. А наука создана той общностью людей, которая сформировалась и реализовала себя в данных условиях. Наука всегда субъективна, хотя во времени стремится и достигает границ объективности.

    Потребности человека – это объективная категория. Потребности это также многогранная категория. Она включает потребность взять и потребность отдать. Объективная потребность взять удовлетворяет физические требования человека, а также потребности в воспроизводстве семьи и продолжении рода человеческого. Кроме физической потребности, человек испытывает потребность интеллектуального характера. Это потребность формирования духа, высокой нравственности, культуры, здоровья, образованности и т.д.

    Это потребность Взять и потребность Отдать. Потребность отдать заложена в каждом человеке Природой. Изначально эта потребность распространяется на семью, затем на окружающих и на общество.

    Далее этот поток физических явлений в виде субъективных знаний и объективных потребностей поступает на человека. На схеме рис. 42 человек обозначен кружочком с буквой «Ч». Этот поток преобразуется человеком в продукты его жизнедеятельности.

    Далее в человеко-машинной СТКС этот поток происходит через структуру АЛГОРИТМ, ПРОГРАММА ФАЙЛ, КОМПЬЮТЕР. Человек создаёт: АЛГОРИТМ (А), ПРОГРАММУ (П), ФАЙЛ (Ф). Каждый из этих элементов создают разные люди и все вместе. В свою очередь из алгоритма создаётся программа. Далее Программа представляется в виде файлов. Результаты работы программ – это также множество файлов. Полученные в результате работы программ файлы формируют основу последующих алгоритмов для дальнейшей деятельности человека. Поэтому элементы: АЛГОРИТМ (А), ПРОГРАММА (П), ФАЙЛ (Ф) на рисунке 42 соединены стрелками. Они последовательно перетекают друг в друга

    Все названные элементы А, П, Ф поступают на компьютер (К) и после их обработки снова возвращаются к человеку по центральной связи (человек – компьютер).

    Механизм функционального взаимодействия элементов схемы, образуют две трёхгранные пирамиды. Они показаны на рис. 42. В вершине пирамид находятся: человек «Ч» и компьютер «К». В процессе пространственно-временного взаимодействия объектов и процессов формируются с одной стороны: информационная среда, накапливающая интеллектуальный потенциал общества; а с другой стороны – компьютерные прототипы реальных изделий и процессов их создающих. Эта структура будет раскрыта в главе 2 настоящей диссертации.

    В разделе 1.2 и 1.3 настоящей диссертации приведен обширный материал из области машиностроения, приборостроения, строительства, создания инфраструктуры Российских железных дорог. Рассмотрены безбумажные CALS-технологии, а также основополагающие системы обеспечения качества выпускаемой продукции в которых особое внимание обращается не на качество самой продукции, а качество выполняемых при этом работ и ответственность людей связанных с ними. Рассмотрены системы управление персоналом на основе Грейдинга, Компетенций и последовательных Интерпренерских компаний.

    Различные аспекты вышеприведённой практической деятельности и результаты исследований позволили понять механизм интеллектуального пути развития процессов создания наукоёмкой продукции, развития научно-технического прогресса и формирования духовно развитых, высоконравственных, образованных, культурных и здоровых личностей будущего информационного общества.

    Каждый фрагмент СТКС создаётся на основе вышеприведённого на рисунке 42, кристалла пирамиды. Всё что знает и умеет человек, через объектно-процессные структуры элементов пирамиды, будет превращать свои знания в элементы ИБ11 и Надстройки СТКС. За счёт этих двух структур создаётся интеллектуальный потенциал общества.

    В информационном обществе этот потенциал будет играть роль Активов или основных средств производства. Эти Активы создаются на основе интеллектуальных орудий труда. Эффективность интеллектуальных орудий труда в разы будут превышать ныне существующие самые эффективные и самые лучшие технологии автоматизированного производства. Отличие ИБ от Надстройки, как было сказано ранее, отличается социальным статусом людей, которые создали интеллектуальный ресурс общества. Если ресурс касается непосредственного производства продукции – то это ИБ. А если созданный интеллектуальный ресурс касается условий и возможностей для производственников – то это Надстройка.

    При такой классификации труд людей, которые создают экономику, относится к Надстройке. СТКС сопоставляет экономику с водой, которая в жизни природы является главным компонентом. Без воды нет жизни на планете Земля. Труд людей, которые делают политику – это также Надстройка. СТКС сопоставляет Политику с воздухом (атмосферой), которая в жизни Природы также играет главенствующую роль. Без воздуха нет жизни на планете Земля. Идеологическая структура общества также относится также к Надстройке. Идеологическая структура – это также труд людей. Эти люди создают идеологию, не только как ценности общества, но и самое главное, как ценности мотивирующие деятельность каждого отдельно взятого человека. СТКС рассматривает Идеологию как самый главный элемент общественного развития. Она сопоставляет Идеологию с энергией солнца, которая не только снабжает всё живое и косную материю энергией, но и формирует солнечную систему. Так же как без солнца не будет не только жизни, но и самой солнечной системы, так и без идеологии в общественной жизни не станет человечества. СТКС стоит на позициях Природы. Она всего на всего раскрывает её сущность и распространяет законы природы и физические явления на общественную жизнь людей, организуя их как саморазвивающуюся систему, функционирующую на основе частной интеллектуальной собственностью.

    Информационное общество в отличие от современного постиндустриального общества опирается на новые ценности. Если в постиндустриальном обществе основополагающим является физический товар, то в информационном обществе – основополагающим и более ценным товаром являются знания. Но это не просто знания, а знания, которые материализованы в компьютерных прототипах реальных изделий и в интеллектуальном потенциале общества.

    Совокупность названных КП и интеллектуального потенциала общества СТКС рассматривает как Активы основных средств производства. Эти Активы используются как технологии автоматизированного воспроизводства товарной продукции: включая производство, торговлю, формирование личности и устойчивого развития общества. Речь идёт о более совершенных орудиях труда, отнесённых к категории интеллекта. СТКС, которая предлагает методы создания таких орудий труда опирается на законы жизни: суть физических явлений, научно-технический прогресс, законы развития науки, техники и общества.

    СТКС ничего не придумывает – она просто повторяет законы Природы, но в человеческих отношениях и в деятельности общества, как целого. Особо отмечу ещё раз, что деятельность общества – это сумма результатов труда отдельно взятых людей. Но эффективность труда очень зависит от условий и возможностей каждого отдельно взятого человека. А возможности для человека – это достигнутый результат труда общества. СТКС рассматривает этот результат как целевую функцию, которая обязана в процессе жизни усовершенствоваться.


    ^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



    1. Попов Ю.А., Хайченко В.А.// Проект «Социально-техническая компьютерная система». Научная сессия МИФИ, 2007.

    2. Хайченко В.А., // Автореферат «Создание основ теории ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА» Сайт www.stks.ru, 2007.

    3. Большаков Б.Е. // Закон природы или как работает Пространство-время? Москва-Дубна 2002.

    4. Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е.// Устойчивое развитие: научные основы проектирования в системе природа-общество-человек, Международный университет природы, общества и человека «Дубна», Москва 2002.

    5. Хетагуров Я.А., Селезнёв М.Л. // Теория темпов и управление государством, Институт системных исследований, Москва 2008.

    6. Петров А.Е. // Тензорный метод двойственных сетей, Международный университет природы, общества и человека «Дубна», Москва 2007.

    7. Инженер-физик // газета МИФИ (государственного университета №17-18 декабрь 2008г.)

    8. Глазырин М.В. // Инновационный социально-производственный комплекс на муниципальном уровне образования, Москва Наука 2007.

    1 Военно-промышленный комплекс Союза Советских Социалистических Республик

    2 Разработка КПО «Завод имени Масленникова», г. Куйбышев

    3 Научно-исследовательский машиностроительный институт (НИМИ), г. Москва

    4 Главное ракетно-артиллерийское управление

    5 Министерство среднего машиностроения

    6 Тактико-технические задания

    7 Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза

    8 Совет министров Союза Советских Социалистических Республик

    9 Институт систем информатики Сибирского отделения Российской Академии Наук, г. Новосибирск

    10 Вычислительный центр научно-исследовательского машиностроительного института, г. Москва, Водный стадион

    11 Информационный Базис СТКС

    52571.doc НПФ СКИБР, Книга-Отчёт стр. из

    poslal-kak-otrezal-vedomosti-26052009-novosti-9.html
    poslanie-absolyuta-kniga-razdaetsya-besplatno.html
    poslanie-cherez-tisyachi-let-poiski-atlantidi-gipotezi-dogadki-otkritiya-issledovatelej-i-uchenih.html
    poslanie-generalnogo-direktora-yunesko-g-na-koitiro-macuuri-po-sluchayu-mezhdunarodnogo-dnya-gramotnosti.html
    poslanie-k-filippijcam-svmuch-polikarpa-ep-smirnskogo-konspekt-po-predmetu-patrologiya.html
    poslanie-konstanciya-ob-afanasii-socratis-scholastici.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-raboti-administracii-municipalnogo-obrazovaniya-tverskoj-oblasti-kalininskij-rajon-na-sentyabr-2011-goda-ponedelnik.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vtemnote-zvuchit-muzika-narastaya-po-tempu-i-gromkosti-ona-obrivaetsya-moshnim-dolgo-zatihayushim-akkordom-vkruge-sveta-na-tyomnoj-scene-kazyonnij-po-bolnichno-stranica-3.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-aukcionnaya-dokumentaciya.html
  • education.bystrickaya.ru/110-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-volgogradskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-nemeckij-yazik.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tancori-na-grani-sveta-kniga-pyataya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shpargalki-po-filosofii.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-v-shlyahtin-d-r-biol-nauk-prof-stranica-4.html
  • predmet.bystrickaya.ru/savenko-stati-v-zhurnale-om-stranica-9.html
  • shkola.bystrickaya.ru/obshegosudarstvennie-nalogi.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-bazi-i-banki-dannih-innovacij-071201-bibliotechno-informacionnaya-deyatelnost.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primechaniya-oleg-platonov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/417-meri-disciplinarnogo-vziskaniya-i-saha-yakutiya-dalee-uchrezhdenie-sozdano-v-rezultate-reorganizacii-v.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/altajskij-etnos-v-sisteme-rossijskoj-gosudarstvennosti-chast-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-lekcii-vidi-zubnih-otlozhenij-i-sposobi-ih-indikacii-podgotovka-polosti-rta-pacienta-k-professionalnoj-chistke-zubov-osobennosti-obezbolivaniya-antisepticheskoj-obrabotki-izolyacii-slizistoj-obolochki-rta.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-trepetlika-populus-tremula-pri-nego-nyama-opasnost-ot-predozirane-pri-nego-nyama-opasnost-ot-pogreshna-diagnoza.html
  • university.bystrickaya.ru/eshe-raz-o-13-16-stupenyah-seminar-11.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sevshij-na-mel-v-pribrezhnih-vodah-sahalina-tanker-kararkum-neft-zhdet-spasatelej-informacionnoe-agentstvo-primamedia-18022012.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-obuchenie-gramote-metodika-obucheniya-russkomu-yaziku-i-literature-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov.html
  • testyi.bystrickaya.ru/52-osnovnie-parametri-kodov-spravochniki-i-grodnev-a-g-muradyan-r-m-sharafutdinov-i-dr.html
  • university.bystrickaya.ru/fakultet-radiotehniki-i-kibernetiki-stranica-9.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovih-rabot-dlya-studentov-specialnosti-080502-65-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-v-torgovle-vseh-form-obucheniya-po-disciplinam-ekonomika-predpriyatiya-stranica-24.html
  • abstract.bystrickaya.ru/15-priyom-pedagogicheskoj-tehniki-dramogermenevtika-didakticheskie-instrumentarii-obrazovatelnih-tehnologij-sovremennie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-zaklyuchenie-kontrakta-po-rezultatam-provedeniya-aukciona-instrukciya-po-zapolneniyu-zayavki-na-uchastie-v-aukcione.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/bumaga-i-cifrovaya-pechat-chast-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-konstantin-georgievich-paustovskij.html
  • turn.bystrickaya.ru/pensiya-naznachennaya-po-sluchayu-poteri-kormilca-supruga-sohranyaetsya-pri-vstuplenii-v-novij-brak.html
  • learn.bystrickaya.ru/est-popadanie-v-desyatku-yablokov-maksim-prishelci-oni-uzhe-zdes.html
  • essay.bystrickaya.ru/deputati-odobrili-sozdanie-bakalavriata-i-magistraturi-gosduma-rf-monitoring-smi-17-maya-2007-g.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-pervaya-predislovie-zaratustri-hrestomatiya-po-kulturologii-uchebnoe-posobie-sost-sabirova-a-m-krasnodar.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-finansovoe-pravo-dlya-napravleniya-podgotovki-030500-62-bakalavr-yurisprudencii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogi-deyatelnosti-mdou-21-za-2010-goda.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referatov-nalogi-i-nalogooblozhenie-tema-familiya.html
  • student.bystrickaya.ru/3-soderzhanie-disciplini-programma-disciplini-grazhdansko-pravovaya-otvetstvennost-cikl-opd-f-07-obsheprofessionalnie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tv-8-pervij-kanal-novosti-16-09-2008-pankratova-yuliya-18-00-8.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.