.RU

Портфолио как метод управления индивидуальной образовательной траекторией студента


Раздорская О.В.

Курский медицинский институт

Портфолио как метод управления индивидуальной

образовательной траекторией студента

Подготовка творчески мыслящих специалистов с широким кругозором, глубокими знаниями и независимыми суждениями, способных стать интеллектуальным потенциалом России, - цель и миссия педагога высшей школы. В настоящее время ведётся активный поиск новых методов и средств повышения эффективности и контроля и создания системы менеджмента качества обучения иностранным языкам студентов неязыковых специальностей. Вместе с тем, многие положения, касающиеся внедрения новых форм контроля уровня обученности студентов, ещё слабо реализуется в педагогике высшей школы. Одним из средств оценки успешности студента является создание портфолио студентов, изучающих профессионально ориентированный курс английского языка. Эта форма работы помогает решать важные педагогические задачи – поддержание мотивации к обучению, стремление к высокому уровню знаний в области изучаемой дисциплины, повышение способности студентов к самооценке результатов обучения, развитие рефлексивных и оценочных навыков. К тому же диагностика учебной деятельности позволяет преподавателю реально представить и оценить результаты своего труда, анализируя портфолио каждого студента.

Для того, чтобы определить, что же должно представлять собой студенческое портфолио, обратимся к словарям. Портфолио (от французского porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений [3]. В англо-русском экономическом словаре мы находим: «portfolio - портфель» [2]. Другой словарь предлагает такой же перевод интересующего нас термина: «portfolio – портфель»[1]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что портфолио – это серия работ, документов, бумаг и т.д., объединённых общей темой.

По нашему мнению, портфолио студентов может представлять собой папку, в которой хранится определённый информационного материала, и которая служит для того, чтобы в любой момент студенты и преподаватель могли использовать имеющиеся информационные носители. Составными портфолио могут стать: статьи по специальности, полученные из иностранных журналов, газет, Интернета, планы к изучаемым текстам, таблицы, графики и т.п., рефераты студентов на английском языке, тексты докладов учащихся на студенческих конференциях, аннотации статей, резюме, эссе, анкеты, упражнения, выполненные студентами, самостоятельная работа студентов.

Разработанная и применяемая нами методика портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы по дисциплине и предназначена для демонстрации, анализа и оценки знаний, умений, коипетенций, развития рефлексии, осознания студентами результатов своей деятельности, собственной субъектной позиции. Метод портфолио, позволяет демонстрировать не только результаты, но и прогресс каждого студента по сравнению с его же предыдущими результатами: «насколько я сегодняшний лучше себя вчерашнего». Нами разработано и внедрено на практике положение о портфолио, применяемое на кафедре гуманитарных дисциплин Курского Медицинского Института.

В чём заключается практическая значимость студенческого портфолио для педагога? Во-первых, студенческое портфолио обеспечивает интеграцию качественных и количественных оценок. Во-вторых, оно позволяет педагогу осуществлять непрерывную диагностику результатов своего труда, отражающихся в работах студентов, и, таким образом, иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.

В начале курса обучения английскому языку студентам первого курса предлагается ответить на ряд анкет, результаты которых заносятся ими в портфолио с целью самооценки студентами исходного уровня владения английским языком. Применяется система разработанных нами диагностических анкет «Цели изучения и сложности в изучении английского языка», «Учебный процесс глазами студента-первокурсника», «Оценка роли английского языка как вида контекстного обучения», анкеты-интервью «Комплексная оценка знаний об англоговорящих странах».

Анкета «Цели изучения и сложности в изучении английского языка» включает такие вопросы, как «Чувствуете ли вы себя способными к изучению английского языка?», «В чём причина слабой языковой подготовки учащихся?», «Что развивают занятия по английскому языку?», «Занимаетесь ли вы самообразованием по английскому языку?». Общие результаты анкетирования являются составной (если не основной) частью портфолио преподавателя, результаты анкетирования каждого студента – его личного портфолио. Ответы учащихся служат основой для мотивации преподавателем студентов, не уверенных в своих способностях, для развития самооценки и самоконтроля в процессе обучения и обеспечения личной ответственности студента за результаты своего обучения.

Отвечая на вопросы анкеты «Комплексная оценка знаний об англоговорящих странах», учащиеся должны были указать, каких английских и американских писателей, политиков, деятелей культуры, какие праздники, традиции и обычаи англоговорящих стран они знают. Отвечая на вопрос: «Какие английские и американские традиции и обычаи вы знаете?», студенты назвали только праздники (день Независимости США, Хэллоуин, Рождество, день святого Валентина, день Благодарения), ничего не упоминая о традициях, связанных с ними. Поэтому в учебный план нами были включены темы, посвящённые английским и американским обычаям и традициям, разработаны ролевые игры «Новый год в Шотландии», «Государственные праздники США», способствующие рефлексии этнокультурных компонентов и уважению традиций стран изучаемого языка. В зависимости от ответов студентов на вопросы данной анкеты преподавателем формулировались темы для самостоятельной работы учащихся. Студентам, давшим наиболее развёрнутые ответы на поставленные в анкете вопросы, предлагались темы, связанные с этнокультурными компонентами изучаемого языка.

Портфолио студентов пополняется сценариями ролевых и деловых игр, которые выдаются преподавателем перед проведением данных игр на практических занятиях. Студенты имеют возможность ознакомиться с тематикой игры, выбрать себе роль по желанию, в зависимости от уровня языковой подготовки. В портфолио хранятся также ответы студентов на грамматические тесты по изучаемым темам для анализа допущенных ими ошибок. Эти данные помогают педагогу составлять индивидуальные задания для студентов, выполняемые на практических занятиях с целью закрепления грамматических правил.

Развитие процесса самооценки студента проводится путём внедрения индивидуального рейтинга и сравнения своих предыдущих достижений (показателей) с нынешними. Студенты получают возможность количественной и качественной самооценки и как следствие этого – саморефлексии. По окончанию семестра определяется рейтинг (R) студента, который вычисляется как сумма оценок по всем изучаемым в семестре темам по формуле:



где Zi – вес темы в баллах, а Xi – среднее арифметическое оценок в баллах по этой теме при условии нескольких занятий по одной теме. Вес темы определяется коэффициентом трудоёмкости темы по шкале от 0 до 10. При получении студентом неудовлетворительной оценки он не выбывает из рейтинга, но баллы ему не зачисляются. Добрать количество баллов по данной теме студенту предоставляется как альтернатива – самостоятельная работа по данной теме.

Так получается интегральная оценка успешности освоения учебной программы семестра студентом данного курса. Используя результаты рейтинга, нами принимаются меры поощрения студентов – освобождение от экзамена.

Умение педагога комплектовать студенческое и личное портфолио неразрывно связано с моделью, структурой и технологиями проектирования информационно-образовательного пространства образовательного учреждения и личного информационно-образовательного пространства студента. В результате педагог, создавая портфолио студентов, строит учебный процесс намного интереснее, продуктивнее и способствует осознанию студентами свого личного продвижения к успеху. Важное место в деятельности каждого преподавателя высшей школы занимает рефлексия, умение обдумывать собственный опыт. Это умение не приходит само по себе, а является результатом целенаправленной работы. Правильно построенная работа с портфолио не только фиксирует достигнутые педагогом результаты, но и поддерживает педагогов в их продвижению к наилучшим результатам качества образования.

Отличительной чертой работы с портфолио является ориентация на развитие рефлексивных умений студентов как необходимого условия, обеспечивающего процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний за счёт подключения элементов жизненного (в том числе, учебного и языкового) опыта обучаемых. Данные умения формируются для обеспечения осознанных решений студента в отношении развития своей языковой компетенции и личностных качеств.


  1. Ахманова О.С., Выгодская З.С., Горбунова Т.П., Ротштейн Н.Ф. Русско-английский словарь. – М.: Русский язык, 1981. – С. 459

  2. Жданова И.Ф., Вартумян Э.Л. Англо-русский экономический словарь - М.: Русский язык, 2002. – С.527

  3. Меттус Е.В., Литвина А.В. Живая оценка. – М.: Глобус, 2007. – С. 5



Заявка на участие в конференции
Фамилия _Раздорская Имя ____Олеся Отчество ___Владимировна

Место работы ___Курский Медицинский Институт Должность __ассистент кафедры гуманитарных дисциплин

Тема доклада ____Портфолио как метод управления индивидуальной образовательной траекторией студента.

Проблематика научных интересов___рефлексивная педагогика, современные технологии обучения английскому языку, воспитание толерантности у студентов

Адрес для переписки _____305041, г. Курск, ул. Челюскинцев, д. 23, кв. 34

Телефон (раб.) (4712) 588128 (дом) _(4712) 392509

Факс ______(4712) 526852

Электронная почта _____razdorski@yandex.ru

posle-bessonnoj-nochi-provedennoj-u-kojki-tyazhelogo-bolnogo-operirovannogo-mnoyu-ya-vozvrashalsya-domoj-dishalos-legko-svobodno-i-hot-solnce-eshe-ne-vzoshlo-pr-stranica-28.html
posle-ceremonii-shiksha-u-chlenov-gruppi-dolzhno-poyavitsya-chuvstvo-udovletvoreniya-svoimi-dostizheniyami-i-entuziazm-dvigatsya-dalshe-teh-kto-ne-smog-prinyat-obyazate-stranica-2.html
posle-golosovaniya-putin-medvedev-zubkov-mironov-i-grizlov-pobivali-v-restorane.html
posle-intervyu-partizanskaya-vojna-s-rabotodatelem.html
posle-konchini-edgara-kejsi-3-yanvarya-1945-g-v-g-virginii-bich-shtat-virginiya-ostalos-svishe-14-tisyach-yasnovidcheskih-viskazivanij-sdelannih-im-za-period-soroka.html
posle-markellova-soblazna-a-v-kartashev.html
  • grade.bystrickaya.ru/molodezhnaya-subkultura-sushnost-ponyatiya-molodezhnaya-subkultura-stranica-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/92-tablici-smertnosti-v-i-melenchuk-kand-geogr-docent-kafedri-geografii-kaluzhskogo-gosudarstvennogo-pedagogicheskogo.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/konkurentosposobnost-i-reklamnaya-deyatelnost.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtoreferat-razoslan-21-marta-2007-g.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vandalskoe-korolevstvo-vtoraya-truba-a-a-oparin-vsemirnaya-istoriya-i-prorochestva-biblii.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakonom-rf-ob-osnovnih-garantiyah-prav-rebenka-stranica-3.html
  • essay.bystrickaya.ru/bilet-33-chp-chastnoe-pravo.html
  • diploma.bystrickaya.ru/znachenie-sredstv-razmesheniya-vo-vnutrennem-turizme.html
  • doklad.bystrickaya.ru/utverzhdeno-redakcionno-izdatelskim-sovetom-gtu-27-05-2009-protokol-5-tbilisi-200-9.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sostavlenie-uzora-dlya-ukrasheniya-polotenca-sbornik-nauchno-metodicheskih-statej-vipusk-posvyashen-80-letiyu-chgpu-im-i-ya-yakovleva.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-avtore-stiven-rozen.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raketnie-dvigateli.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-6-psihosomatotipi-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-bakalavriata.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/remont-krovli-kotelnogo-otdeleniya-zdaniya-glavnogo-korpusa-v-osyah-75-83-ryadi-g-d1-na-baltijskoj-elektrostancii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-mchs-rossii-sergej-shojgu-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-30-oktyabrya-2009-g.html
  • tests.bystrickaya.ru/medicinskoe-oborudovanie-370000-rublej-konkursnaya-dokumentaciya-po-konkursu-na-razmeshenie-municipalnogo-zakaza.html
  • reading.bystrickaya.ru/koncepciya-dolgosrochnoj-celevoj-programmi-razvitie-informacionnogo-obshestva-v-respublike-bashkortostan-na-2012-2017-godi-ufa-2011.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-o-deyatelnosti-obshestvennoj-nablyudatelnoj-komissii-moskovskoj-oblasti-po-soblyudeniyu-prav-cheloveka-v-mestah-prinuditelnogo-soderzhaniya-za-2009-god.html
  • textbook.bystrickaya.ru/issledovanie-geografii-naseleniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/inostrannie-investicii-v-ekonomike-rossii.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-i-kv-2011-g-stranica-3.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakonodavche-ta-normativno-pravove-zabezpechennya-mitnogo-regulyuvannya.html
  • education.bystrickaya.ru/12-sozdanie-programmi-moya-pervaya-programma-yazik-programmirovaniya-paskal.html
  • learn.bystrickaya.ru/filosofskie-osnovi-mirovozzreniya-stranica-14.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nacionalnij-standart-rossijskoj-federacii-protokol-vedeniya-bolnih.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-kontrolnih-rabot-po-discipline-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-zaochnoe-otdelenie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-normativnie-i-inie-akti-dlya-podgotovki-k-seminaru-stranica-6.html
  • urok.bystrickaya.ru/problemi-problemi-problemi-vestnik-mapryal-ot-pervogo-nomera-do-pyatidesyatogo-kratkij-ekskurs.html
  • crib.bystrickaya.ru/kafedra-fizioterapii-stomatologicheskogo-fakulteta-nauchnie-dostizheniya-za-2009-god.html
  • learn.bystrickaya.ru/est-tolko-odna-podlinnaya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-russkij-yazik-i-kultura-rechi-dlya-studentov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aza-tlnen-10-sinipa-test-tapsirmalari-1-aza-tln-bajlii-aza-halini-aza-ltini-bajlii.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-6-chudesnij-mig-prikosnoveniya-dzh-fast-yazik-tela-kak-ponyat-inostranca-bez-slov.html
  • student.bystrickaya.ru/-copyright-andrej-gorohov-stranica-22.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/verhnij-uroven-avtomatizacii-mmk-im-ilicha.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uroven-obrazovaniya-centrom-issledovanij-sandzh.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.