.RU

Портрет. Попов александр Степанович (1859-1905 г г.), российский физик и электротехник, один из пионеров применения электромагнитных волн в практических целях (




Портрет.

ПОПОВ Александр Степанович (1859-1905 г.г.), российский физик и электротехник, один из пионеров применения электромагнитных волн в практических целях (в т. ч. для радиосвязи. В начале 1895 создал совершенный по тому времени вариант радиоприемника и продемонстрировал его 25.4 (7.5) 1895 г., используя в качестве источника электромагнитного излучения вибратор Герца. На базе своего радиоприемника сконструировал (1895 г.) прибор для регистрации грозовых разрядов («грозоотметчик»). В 1897 г. начал работы по беспроволочному телеграфированию. В том же году передал на расстояние ок. 200 м свою первую радиограмму, состоящую из одного слова «Герц». В 1901 достиг дальности радиосвязи ок. 150 км. Золотая медаль на Всемирной выставке 1900 в Париже.

* * *

Попов Александр Степанович родился [4 (16) марта 1859, пос. Турьинские Рудники Верхотурского уезда Пермской губернии, ныне Краснотурьинск Екатеринбургской области – 31 декабря 1905 г.. (13 января 1906 г.), Санкт-Петербург], российский физик и электротехник, один из изобретателей беспроводной электрической связи (радиосвязи, радио).

Детские годы. Учеба.

Попов родился в семье священника, был четвертым из семерых детей. С малых лет увлекался постройкой движущихся «машинок», удивлявших даже взрослых. Учиться грамоте начал только в одиннадцать лет. Из-за недостатка средств родители отдали мальчика в духовное училище, в котором обучение было бесплатным. В 1873 г. Попов поступил в Пермскую духовную семинарию, где получил от товарищей прозвище «математик». Окончив семинарию в 1877 г., приехал в Петербург. Блестяще сдав вступительные экзамены, был принят на физико-математический факультет Петербургского университета.

В университете Попов все свободное время проводил в физической лаборатории, занимаясь опытами по электричеству. Еще будучи студентом, он исполнял обязанности ассистента при кафедре физики. Учась на 4-м курсе, поступил на службу в товарищество «Электротехник», где ему приходилось заниматься монтажными работами и эксплуатацией мелких электрических станций. Эти навыки оказались весьма полезными при заведовании электростанцией на территории ярмарки в Нижнем Новгороде, где Попов ежегодно работал в летние месяцы с 1889 г. по 1897 г. По окончании университета в 1882 году защитил диссертацию на тему: «О принципах магнито- и динамоэлектрических машин постоянного тока» и был оставлен при университете для научной работы и подготовки к профессорскому званию.




Минный класс в Кронштадте.

Однако условия работы в университете не удовлетворили Попова, и в 1883 году он принял предложение занять должность ассистента в Минном офицерском классе в Кронштадте, единственном в России учебном заведении, в котором видное место занимала электротехника и велась работа по практическому применению электричества (в морском деле). В Минном офицерском классе Попов проработал 18 лет, сочетая педагогическую деятельность с научными исследованиями. Здесь он начал изучение электромагнитных волн, завершившееся изобретением радио. Попов не пропускал ни одного открытия или изобретения в области энергетики. После опубликования в 1888 году работ Г. Герца, открывшего «лучи электрической силы»,




Попов стал изучать электрические явления.

С 1890 г.по 1900 год Попов преподавал также в Морском инженерном училище в Кронштадте.

Когерер

С 1889 года воспроизводя на лекциях и докладах опыты Герца, Попов видоизменил их, стремясь найти наиболее чувствительный индикатор «электрических волн». В 1894 году занялся изучением влияния электрических разрядов на проводимость металлических порошков и сконструировал первый свой (изобретенный Кальцекки-Онести и Э. Бернулли) достаточно чувствительный когерер для обнаружения электромагнитных волн – в виде стеклянной трубки с металлическими опилками. Под действием электромагнитных волн проводимость опилок резко увеличивается.

Грозоотметчик

К началу 1895 года Попов создал «грозоотметчик», который позволял надежно регистрировать приближение грозы на расстоянии до 30 км. В это устройство входили когерер — приспособление со звонком для автоматического восстановления чувствительности когерера встряхиванием, реле, приводившее в действие звонок, и даже приемная антенна в виде длинного вертикального провода. Таким образом, Попов создал прототип первой приемной радиостанции. Он продемонстрировал его 25 апреля (7 мая) 1895 года на заседании физического отделения Российского физико-химического общества и прочитал доклад «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям», причем высказал мысль о возможности применения грозоотметчика для передачи сигналов на расстояние.

Радиотелеграфия

12 (24) марта 1896 года на заседании физического отделения Российского физико-химического общества Попов при помощи своих приборов наглядно продемонстрировал передачу сигналов на расстояние 250 м, передав первую в мире радиограмму из двух слов «Генрих Герц».

Работы Маркони

Несколько позднее создал подобные же приборы и провел с ними эксперименты итальянский физик и инженер Г. Маркони. В 1897 году он получил патент на применение электромагнитных волн для беспроволочной связи. Благодаря большим материальным ресурсам и энергии Маркони, не имевший специального образования, добился широкого применения нового способа связи. Попов же свое открытие не запатентовал.

Увеличение дальности связи

В начале 1897 года Попов осуществил радиосвязь между берегом и кораблем, а в 1898 году дальность радиосвязи между кораблями была доведена до 11 км. Большой победой Попова и едва зародившейся радиосвязи было спасение 27 рыбаков с оторванной льдины, унесенной в море. Радиограмма, переданная на расстояние 44 км, позволила ледоколу своевременно выйти в море. В 1901 году на Черном море Попов в своих опытах достигал дальности в 148 км.

Развитие радиотехники, отставание России

К этому времени в Европе уже существовала радиопромышленность. Работы Попова в России не получили развития. Отставание России в этой области угрожающе нарастало. И когда в 1905 году в связи с начавшейся русско-японской войной потребовалось большое количество радиостанций, ничего не оставалось, как заказать их иностранным фирмам.


Электротехнический институт

Отношения Попова с руководством морского ведомства обострились, и в 1901 году он переехал в Петербург, где был профессором, а затем первым выборным директором Электротехнического института. Заботы, связанные с выполнением ответственных обязанностей директора, совсем расшатали здоровье Попова, и он скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг.

Черты характера

Даже получив большую известность, Попов сохранил все основные черты своего характера: скромность, внимание к чужим мнениям, готовность идти навстречу каждому и посильно помогать нуждающимся в помощи.

Патриотизм

Когда работы по применению радиосвязи на кораблях привлекли к себе внимание заграничных деловых кругов, Попов получил ряд предложений переехать для работы за границу. Он решительно отверг их. Вот его слова: «Я горд тем, что родился русским. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи».

poslednyaya-tajna-vavilonskoj-bashni-vknige-avtor-interesno-i-poznavatelno-raskrivaet-neizvestnie-stranici-biografii.html
posledovatelnaya-parametrizaciya-upravlyayushih-vozdejstvij-i-polubeskonechnaya-optimizaciya-algoritmov-upravleniya-tehnologicheskimi-obektami-s-raspredelennimi-parametrami.html
posledovatelnoe-upotreblenie-osobo-oskorbitelnih-ugrozhayushihi-provokacionnih-viskazivanij-rassmatrivaetsya-v-kachestvezloupotrebleniya-pravom-po-smislu-p-3-st-35-konvencii.html
posledovatelnost-i-transfernie-sostoyaniya-ukazatel-imen.html
posledovatelnost-predyavleniya-zadanij-i-kriterii-zacheta-osvoeniya-de-dlya-odnogo-varianta-test-bileta-kim-disciplini-osnovi-specialnoj-pedagogiki-i-psihologii.html
posledstviya-antisocialnogo-povedeniya-v-zrelosti-uchebnoe-posobie-po-kursam-detskoj-i-podrostkovoj-patopsihologii.html
  • education.bystrickaya.ru/15ocenka-effektivnosti-i-rezultativnosti-deyatelnosti-organov-gosudarstvennoj-vlasti-i-organov-mestnogo-samoupravleniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obuchenie-tretemu-inostrannomu-yaziku-v-polikulturnoj-srede-italyanskij-yazik-yazikovoj-vuz-13-00-02-teoriya-i-metodika-obucheniya-i-vospitaniya-inostrannie-yaziki.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-4-sistema-i-istochniki-tamozhennogoprava-rossii-kurs-lekcij-sankt-peterburg-2005-bbk-myachin-a-n-semenov.html
  • control.bystrickaya.ru/elektromagnetizm.html
  • school.bystrickaya.ru/farmakoepidemiologicheskoe-issledovanie-antigipertenzivnoj-terapii-v-pozhilom-vozraste.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-i-zadanie-na-kontrolnuyu-rabotu-s-metodicheskimi-ukazaniyami-dlya-studentov-vkursa-specialnosti-vagoni-v.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teoriya-esteticheskoj-izolyacii-i-praktika-postmodernistskogo-romana.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-biologii-v-8-klasse-mou-sosh-tema-uroka-trombociti-svertivanie-krovi.html
  • books.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-rnmb-iyul-avgust-2009-g.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-patriot-otechestva-voenno-patrioticheskoj-napravlennosti-srok-realizacii-programmi-1-god-vozrast-uchastnikov-programmi-14-16-let.html
  • letter.bystrickaya.ru/novoe-kachestvo-obrazovatelnoj-sistemi-kak-ozhidaemij-rezultat-proekta.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-diciplini-kulturologiya-dlya-studentov-specialnosti-032401-reklama.html
  • essay.bystrickaya.ru/boris-akunin-stranica-16.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zhurnalistika-konca-xix-veka-chast-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-pyataya-osnovnie-napravleniya-teologii-religij-temi-svyatih-otcov-2-istinnaya-mudrost-iustin-3-logos-vmesto.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-primernij-spisok-voprosov-k-kollokviumu-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-istoriya-mirovoj-i-otechestvennoj-kulturi.html
  • control.bystrickaya.ru/dezadaptaciya-kakoe-libo-narushenie-adaptacii-prisposoblenie-organizma-k-postoyanno-menyayushimsya-usloviyam-vneshnej-ili-vnutrennej-sredi-sostoyanie-dinamicheskogo-n.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/soderzhanie-obshego-obrazovaniya-vseobuch-spravk-a.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-12torgovlya-i-moreplavanie-antonin-bartonk-zlat-mukny.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vosem-let-na-rinke-obrazovatelnih-uslug.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-iv-zashitnie-meri-statya-sfera-primeneniya-zakona-statya-osnovnie-ponyatiya.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-i-upravlenie-finansovih-aktivov-kommercheskih-bankov-ra-chast-33.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sng-na-puti-k-ekonomicheskomu-soyuzu-chast-7.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/marsianskij-ekspress-sleduet-po-raspisaniyu-bibliograficheskij-ukazatel-prednaznachen-kak-dlya-specialistov-tak.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sovmestnoe-ispolzovanie-obshej-pamyati-etot-kurs-posvyashen-srede-razrabotki-delphi-firmi-borland-izvestnoj-takzhe.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/preparati-iz-mineralov-i-produktov-zhivotnogo-proishozhdeniya-vknige-podrobno-izlozheni-prichini-i-sposobi-terapii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-predmetu-informatika-i-ikt-5-6-klass-propedevticheskij-uroven-avtor-uchitel-matematiki-i-informatiki-petrova-o-p-2008-g.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nepravilnoe-uderzhanie-podohodnogo-naloga-ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-za-ii-kvartal-2003-g.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/r-azrabotka-tehnologii-identifikacii-i-monitoringa-neftyanih-zagryaznenij.html
  • grade.bystrickaya.ru/nravstvennij-princip-laboratoriya-medicinskogo-prosvesheniya-nravstvennoe-razvitie-vzroslogo-cheloveka-terminologicheskij.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-otchyota-po-nir-na-temu-razrabotka-i-vnedrenie-avtomatizirovannoj-informacionnoj-sistemi-ais-energetika.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-185-mahabharati.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stilizaciya-spodruchnost-upakovka-a-funkcionalnaya-sistema-ili-diskurs-obekta-11.html
  • grade.bystrickaya.ru/nikolaj-alekseevich-nekrasov-stranica-22.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-verhovnogo-suda-rf-2005-9-s-10-11-metodicheskoe-posobie-dlya-vipolneniya-kursovih-rabot-po-speckursu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.