.RU

Пособие предназначено классным руководителям, педагогам дополнительного образования. Содержание





Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»


С.В. Бердюгина, Е.А. Литовченко


Организация и проведение тематических часов общения

Методическое пособие


Омск, 2006


Рецензенты:

Методист кафедры педагогики

и психологии ООИПКРО, кандидат психологических наук О.И. Лаптева

Директор ГОУ Областного центра

детского и юношеского туризма Л.Н. Локшина


^ Организация и проведение тематических часов общения // Составители:

Бердюгина С.В., Литовченко Е.А. – Омск: ОмГКПТ, 2006, с.58


В данном пособии представлен опыт работы классных руководителей ОмГКПТ по организации и проведению часов общения по проблемам нравственности, духовности, гражданственности, бесконфликтного общения.

Методика их проведения разнообразна: беседы, дискуссии, работа с малыми группами в форме тренингов, ролевых игр, увлекающие и объединяющие подростков с разными ценностными ориентирами в единый коллектив. Ко многим темам подобран дополнительный материал, который, при творческом подходе, может использоваться классными руководителями для разных целей.

Пособие предназначено классным руководителям, педагогам дополнительного образования.


Содержание:


В помощь классному руководителю…………………………………………………………….4

Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного дела…....................6

Анализ воспитательного мероприятия………………………………………………………….7

Сценарии часов общения………………………………………………………… ……………8

« Я верю, что все женщины прекрасны…»…………………………………………..................8

« Этикет на каждый день»………………………………………………………………………17

« «Взаимопонимание. На чем оно основано?»………………………………………………...22

« Наполним музыкой сердца»…………………………………………………………………..29

« Судьбы, опаленные войной»………………………………………………………………….32

« Семья! Семья? Семья»………………………………………………………………………...35

« Отцы и дети»…………………………………………………………………………………...42

« Дебаты «за» и «против» наркотиков»……………………………………………………….45

« Коварная сигарета»……………………………………………………………………………48

« Мои профессиональные перспективы»………………………………………………………52


^ В помощь классному руководителю.


Основываясь на Концепцию развития воспитательной работы колледжа, целью которой является формирование активной гражданской позиции, психологической и нравственной готовности выпускников колледжа к самостоятельной жизнедеятельности и адаптации в социальной среде, мы посчитали возможным из опыта своей работы составить методические рекомендации в помощь классным руководителям. Основная цель данных рекомендаций помочь классным руководителям в организации и проведении классных часов. Обобщая опыт внеклассной работы преподавателей ОмГКПТ, мы предлагаем разработки классных часов, различных по форме и представленных по направлениям: нравственно-эстетическому, патриотическому, семейному воспитанию, воспитанию здорового образа жизни.

Классный час – это час духовного общения классного руководителя со студентами своей группы. Темы тематических классных часов определяются потребностями нравственного развития студентов, их интересами, стремлениями.

Выбирая форму классного часа, следует оценить ее воспитательное значение с позиции цели, задач, функций.

В сегодняшней практике проведения классных часов можно выделить три присущие им воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую и направляющую.

При подготовке классного часа можно предложить общую схему деятельности.

Последовательность действий:

При организации групповых дел (классных часов) надо учитывать еще целый ряд условий:

Очень важно, организуя любую форму внеклассного мероприятия, учитывать следующие требования:

Это помогает сформировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели, формированию позитивной системы ценностей, творческий подход.


Рассмотрим структуру внеклассного мероприятия.

^ I. Название.

В названии отражается тема внеклассного мероприятия. Тематика должна не только точно отражать содержание, но и быть лаконичной, привлекательной по форме.

II. Цель.

Цель формируется как общее направление работы.

III. Задачи:

Задачи должны быть конкретными, направленными на развитие конкретных качеств, отношений в группе и отражать содержание данного мероприятия.

^ IV. Форма проведения.

Существует большое разнообразие форм проведения мероприятия. Перечислим наиболее распространенные:

^ V. Подготовка к мероприятию (этапы подготовки, назначение ответственных по каждому этапу).

VI Оформление аудитории (оборудование). При оформлении внеклассного мероприятия используются различные пособия, схемы, плакаты, аудио и видео средства записи.

^ VII Структурные элементы мероприятия (ход мероприятия).

Ход мероприятия включает в себя описание содержания, методы воспитания, может представлять собой подробное описание или тезисный план. При моделировании содержания важно учитывать его продолжительность и структуру. Ход мероприятия включает в себя четыре основных этапа.

Организационный момент (1-3 мин.)

Цель: переключить студентов с учебной на другой вид деятельности, вызвать интерес и положительные эмоции.

Типичные ошибки: затянутость по времени.

Вводная часть (10-15 мин.)

Цель: активизировать студентов, расположить их к творческому участию. Можно использовать разнообразные средства активизации: тест, кроссворд, проблемную ситуацию и т.д.

Основная часть (20-25 мин.).

Цель: реализовать основную идею мероприятия. Требует особой эмоциональной атмосферы.

Типичные ошибки: активность классного руководителя при частичной или полной пассивности студентов. Однообразие методов – только рассказ или беседа, отсутствие наглядности.

Эффективность основной части возрастает, если классный руководитель использует разнообразные методы формирования поведения: воспитательную ситуацию, игру и т.д., включает различные виды деятельности: творческие, профессиональные, спортивные и др.

Заключительная часть (5-10 мин.) (рефлексия).

Цель: систематизация студентами полученного опыта.

Типичные ошибки: полное игнорирование этой части или сведение ее к односложным вопросам: «Что узнали нового?», «Понравилось ли мероприятие?». Внеклассное мероприятие будет иметь наибольший эффект, если классный руководитель при проведении итогов использует конкретные задания тестового характера или предложит студентам высказать собственное мнение в различной форме (устной или письменной) для развития инициативы в проведении последующей внеклассной работы.

Для совершенствования технологии проведения внеклассного мероприятия необходимо его анализировать.

Для этого предлагается две схемы анализа воспитательного мероприятия.


^ Примерная схема

психолого-педагогического анализа воспитательного дела

(классного часа).


Тема, форма проведения классного часа.

Соответствие выбранной темы, формы возрастным особенностям, интересам студентов.

Цели и задачи классного часа.

Организация подготовки студентов к данному мероприятию, психологический настрой.

Использованные воспитательные средства (поэтическое слово, музыка, наглядное оформление, технические средства и т.д.).

Содержание и методика проведенного классного часа:

Особенности личности, проводящего классный час (убежденность, уверенность, эмоциональность, контакт с аудиторией, артистичность, творчество, культура речи).

Педагогическая ценность проводимого мероприятия, его значение для развития коллектива и личности студента.

Замечания и предложения.


^ Анализ воспитательного мероприятия в группе.


Тема мероприятия: Ее место в системе работы (начальный, промежуточный, завершающий этап).

Цели: познавательные, воспитательные, организационно-педагогические (какие выработать умения, навыки, их педагогическая особенность).

Форма: собрание, диспут, беседа, встреча…

^ Оценка подготовительной части.

Сколько человек принимало участие в подготовке.

Участие в подготовке классного руководителя (прямое, косвенное).

Кто помогал в организации.

Оценка организации мероприятия.

Организационно-методическая сторона:

Содержательная сторона:

Результативная сторона:



Сценарии часов общения.


«Я верю, что все женщины прекрасны…»

Сценарий открытого классного часа.

Рыбченко Е.И.

Классный руководитель


^ Цель. Создание условий для развития нравственных качеств личности.


Задачи:

1.Воспитывать уважение, любовь к матери на основе художественного слова.

2.Развивать чувство любви, уважения к близкому человеку.

3.Формировать умение сохранять семейные традиции.


Форма мероприятия. Литературный вечер.

Подготовка к мероприятию:

1.Написание сценария.

2. Подбор стихотворений.

3.Подбор музыкального сопровождения.

4.Изготовление реквизита.

5..Подбор репродукций.


Оформление аудитории:

1. Подсвечники и свечи по 2 шт.

2. Плакаты со стихами И.-В. Гете - I шт.

3 .Репродукции - 7 шт.

4. Стулья полукругом - по количеству студентов.

5.Листы, бумаги, ручки.


Структурные элементы мероприятия.


Содержание мероприятия.

Этот вечер должен стать гимном женщине - матери, любимой, сестре, подруге. Расскажем о мамах, выразим им благодарность за любовь, заботу, труд, выпустим стенгазету «Будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - Мать!»

На доске плакат со стихами В.Гете.

Женщина с нами, когда мы рождаемся.

Женщина с нами в последний наш час.

Женщина - знамя, когда мы сражаемся.

Женщина – радость раскрывшихся глаз.

На вечере декламируют стихи И.-В. Гете, А. Маркова, А. Дементьева, М. Пляцковского и других, поэтов.


Ведущий:

О, женщина!

В тебе, как нимб, вплетены,

И чары пробудившейся весны,

И щедрость осени золотоносной!

В тебе одной - все осени, все весны!


Звучит произведение композитора Ф. Шуберта «Аве Мария», на экране эпидиаскоп крупным планом — картина С. Рафаэля «Сикстинская мадонна».


Ведущий: Внимательно вглядитесь в картину «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Что на ней изображено? Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе, чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына - маленького Христа, на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Мария остановилась у границы двух миров небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией коленопреклонная Варвара и восторженный Сикст, ангелы. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу.

Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребенка отблески грядущих бед. Ветер растрепал ее волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. С какой бы стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремлен пристальный взгляд Марии, в котором читается вопрос: «Не ты ли тот, кто сделает меня, мать, несчастной?»

Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария - идеал материнства.

Звучит произведение композитора И.-С Баха «Ми-бемоль прелюдия».

На экране эпидиаскопа - другие картины Рафаэля:

«Мадонна Конеста-биле», «Мадонна с рыбой», «Мадонна ди Фалиньо», «Мадонна Альба», «Мадонна делла Седия».

Художник в своих картинах воспевает женскую красоту, женственность, нежность, самоотверженность, бескорыстие матери.

Чтение стихотворения А.Маркова «Сикстинская мадонна».

Так строг и ясен

Росчерк их бровей

Они, как наша русская природа,

Чем дольше смотришь, тем еще милей!


Студент: У женщины - верное и доброе сердце, излучающее тепло, радость, счастье, у нее неутомимые руки.

Когда б обледенела вдруг планета,

Лежала бы мертва и холодна,

То взгляда женского

Теплом согрета,

В мгновение оттаяла б она ....

В самой природе женское начало

Сильней, пожалуй, всех других начал.

Природа женщин щедро одарила,

А люди возвели на пьедестал.

Все в нас превозносить

Мужчины рады -

От права кроткого

До цвета глаз...


Ведущий:

Дети - самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает любовь, ласку, заботу. А дети должны отвечать ей любовью, вниманием, заботой. С уважением и признательностью мы относимся к людям, которые до седых волос почтительно произносят имя матери, оберегают ее старость, дарят ей покой и радость.


Студент:

По-русски «мама», по-грузински «нана»,

А по-аварски - ласково «баба».

Из тысяч слов земли и океана.

У этого - особая судьба

Став первым словом в год наш колыбельный,

Оно порой входило в дымный круг

И на устах, солдата в час смертельный

Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложится тени,

И в тишине, наверно, потому

Слова другие, преклонив колени,

Желают исповедаться ему.

Родник, услугу оказал кувшину,

Лепечет это слово оттого,

Что вспоминает горную вершину -

Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова.

И я услышу, за дождем следя,

Как, впитываясь в землю, это слово,

Вызванивают капельки дождя.

Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,

И, скрыв слезу при ясном свете дня,

«Не беспокойся, маме говорю я,

Все хорошо, родная, у меня».

Тревожится за сына постоянно

Святой любви великая раба.

По-русски «мама», по-грузински «нана»

И по-аварски - ласково «баба».

Р. Гамзатов.

С помощью эпидиаскопа во время чтения стихотворения демонстрируются фотографии матерей студентов из семейных альбомов.


Студент: На земле хороших людей немало,

Сердечных людей немало,

И все-таки лучше всех на земле - мама.

Моя мама.

Р. Рождественский.


Ведущий:

Все, что свято, дорого, озарено и названо именем матери. Хлебороб, обращаясь к земле, родившей обильные хлеба, благодарно произносит: «Спасибо тебе, кормилица-мать». Солдат в бою с врагом бьется за Родину-мать.


Студент: Люди не уважают того, кто обижает мать, кто забыл о ней. По отношению к матери мы определяем, каков человек.


Студент: По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей,

Одиноко в комнате жила.

Письма были, но только очень редко.

И тогда не замечая нас,

Все ходила и шептала: «Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.

Ваша мать согнулась, поседела,

Что ж поделать - старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком, у этого стола.

Вы под этот стол пешком ходили,

Песни пели до зари,

А теперь разъехались, уплыли.

Вот, поди, всех вас собери».

Заболела мать, и той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

«Дети, срочно, только очень срочно,

Приезжайте, заболела мать!»

Из Одессы, Таллинна, Игарки,

Отложив до времени, дела,

Дети собрались, да только жалко

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь,

Для чего же дали вы разлуке

Так недолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и в снегопады.

Тягостны бессонницы ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте!

У кого есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!

В произведении писательницы С. Алексиевич «У войны не женское лицо» читаем такие строки: «Все, что мы знаем о женщине, можно объединить в одно слово «милосердие». Есть и другие слова: «сестра», «жена», «друг». Женщина дает жизнь, она оберегает. Женщина и жизнь - слова - синонимы. На войне женщина была солдатом, воином. Она стреляла, убивала, чтобы сохранить жизнь».


Студент: А сколько пережили наши матери в годы Великой Отечественной войны! Какая безмерная тяжесть легла на женские плечи! Женщины самоотверженно работали у станков, на полях, вместе с воинами ковали победу, кормили и одевали защитников Родины. А как переживали матери за своих сыновей, ушедших на войну!

Все люди спят.

Но мать не спит сейчас.

И не смыкает мать усталых глаз.

Была война.

Был сын убит в бою,

Прикрыл он сердцем Родину свою.

Пред ним открыто было сто дорог -

Он быть ученым мог.

Он стать поэтом мог.

Кого же ждешь ты до сих пор?

То, ветер постучался в двери,

То ветер подметает двор.

Г. Кайтуков.


Чтение стихотворения М. Пляцковского «Мамины глаза».


Студент: Дождинка упадет на землю, как слеза,

И вдаль поманит утром нас дорога,

А мамины глаза, а мамины глаза

Нам вслед посмотрят ласково и строго.

Все в жизни может быть - и радость, и гроза,

Не жалует судьба нас временами,

А мамины глаза, а мамины глаза

Всегда следят с волнением за нами.

Мы в поисках мечты меняем адреса,

Нам дома письма редкие прощают,

А мамины глаза, а мамины глаза,

Нас в детстве по привычке провожают.

Грубеют на ветру мальчишек голоса,

И девочки становятся взрослее,

А мамины глаза, а мамины глаза,

С годами все добрее и светлее.


Ведущий: Есть особые произведения в русской литературе, музыке, живописи дорогие, близкие каждому человеку.

Картина «Мать» была написана художником К.Г Петровым-Водкиным в 1915 г., когда шла Первая мировая война. В ней художник утверждает мысль о том, что жизнь побеждает смерть.

Эта картина демонстрируется на экране эпидиаскопа под мелодию из произведения С. Рахманинова «Весенние воды».

На картине К.Петрова-Водкина, которую называли еще «Петроградская мадонна», изображена кормящая мать. Идет война. Город, где живет эта женщина, находится в кольце блокады. Поэтому фон картины тревожен. Но лицо кормящей матери спокойно, простодушно, она занята делом, важнее которого для нее ничего нет. Ее губы сжаты, взгляд строг, преисполнен надежды, веры в жизнь.


Ведущий:

У русских женщин

Есть такие лица:

К ним надо приглядеться не спеша,

Чтоб в их чертах

Могла тебе открыться красивая и гордая душа.

Такая в них естественность, свобода,

На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. Мать всегда помнит о своем ребенке, где бы он ни находился.

Многие матери, получив во время Великой Отечественной войны извещение о смерти сына, не верили в его смерть и всю оставшуюся жизнь надеялись на чудо - чудо воскрешения.


Сыночек мой, кровиночка,

Украден ты войной.

Листочек мой, травиночка.

Как пусто мне одной.

Прокаркала вороною

Беда, как в страшном сне.

Бумагой похоронною

Она пришла ко мне.

Я ворога проклятого

Отчаянно кляла.

Глаза свои проплакала -

И все тебя ждала,

Придешь походкой легонькой,

Живой придешь, целехонький,

С улыбкой на губах.

Придешь, огнем целованный,

С наградой боевой.

Пускай и забинтованный,

А все-таки живой!

Неделя: за неделею,

За годом год идет.

Устала я надеяться,

Лишь боль во мне живет.

Сыночек мой, кровиночка,

Прошло так много лет;

Листочек мой, травиночка,

Тебя все нет и да нет!

М. Пляцковский.


Студент: Напрасно, мать не жди солдата,

Обманывать он не привык.

То ветер грустно, хрипловато

Поет, как старый фронтовик.

Тебе дрова он не нарубит,

К тебе с обновой не придет,

Но сын тебя и мертвый любит

И бережет за годом год.

Он в пал в бою, в Отчизну веря…


Студент: Я часами глядел на Мадонну,

Что бессмертье дала Рафаэлю,

На глаза…

Не от них ли, бездонных,

Даже черствые души светлели.

Не сводил с нее взгляда,

Покуда дымку облако, накинув на плечи,

Мне шагнула Мадонна навстречу.

Не безгрешная та,

Не богиня, о которой земные не судят.

Просто мать.

И спросила о сыне, ею отданном людям.

Приложение

Я не скрыл.

Все как есть, я ответил.

К диким скалам его приковали.

Но огонь отвоеванный светит,

Прорезая полночные дали.

О, смешные! Наивные твари,

Что ему учинили расправу.

Смерть такая – бессмертие дарит…

Благодарны вам люди, поверьте,

Преклоняют колени за сына.


Студент:

Женщина – великое слово. В ней чистота девушки, самоотверженность подруги, подвиг матери», - сказал Н.А. Некрасов. Каждому из нас, от колыбельной песни до последнего вздоха, мать дарит бескорыстную любовь, заботу, привязанность.

Я верю, что все женщины прекрасны –

И добротой своею и умом.

Еще весельем, если в доме праздник.

И верностью, когда разлука в нем.

Не их наряды и не профиль римский –

Нас покоряет женская душа.

И молодость ее. И материнство.

И седина, когда пора пришла.

И мы, мужчины, кланяемся низко

Всем женщинам родной страны моей.

Недаром на солдатских обелисках

Чеканит память лики матерей.

А. Дементьев.

Студент:

Жизнь отреченья, жизнь страданье!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминания…

Но изменились и они.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло…

Толпа нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И, что ж, от долгого мученья,

Как пепел сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!


Ведущий: Мы клянемся всем женщинам, матерям, сестрам, подругам, за вашу беззаветную любовь, доброту, за ваши руки, которые творят на земле добро и справедливость, украшают жизнь, наполняют ее смыслом, делают счастливой.


На сцену выходит несколько мальчиков. Они по очереди повторяют:

^ Клятва женщине.

Клянемся вам, мамы, за ваш великий материнский подвиг.

Клянемся вам, наши мамы, сестры, подруги,

за ваше понимание, сердечность, терпение, заботу.

Клянемся вам за то, что вы несете свет и тепло детям, окружающим людям.

Клянемся вам за ваш великий самоотверженный труд.

Клянемся вам – душе семьи, хранительницам семейного очага.

Клянемся вам, стоящие на страже мира и счастья рода человеческого.

Мир дому вашему, семье вашей, женщины!

^ Все (вместе) Низко кланяемся тебе, женщина, чье имя - Мать!


Студент:

Как бы не манил вас бег событий,

Как ни влек бы в свой водоворот,

Пуще глаз маму берегите

От обид, от тягот и забот.

Р. Гамзатов.


Звучит произведение Ф. Шуберта «Аве Мария».


Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь,

И грустно я так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю…

Люблю ли тебя - я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!


Ведущий: Все остальные стихи, написанные А.К. Толстым, также посвящены жене. По его трепетным, страстным стихам. По письмам мы знаем об этой прекрасной, возвышенной любви, которая продолжалась до конца жизни писателя.

10 июля 1870 года А.К. Толстой писал из г. Дрездена жене: «Я только что приехал в 1-1,4 часа утра и не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю тебе уже двадцать лет, что я не могу без тебя, что ты мое единственное сокровище на земле, и я плачу над этим письмом, как плакал двадцать лет назад…».

Поэты, показывая величие, могущество любви, ее радости и муки, как никто другой учат нас понимать и ценить это прекрасное человеческое чувство, которое возвышает нас над всем обыденным и суетным.


Студент:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей.

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел – спроси и сведай,

Что уцелело от нее?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьба ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Но верит мать и ждет –

Раздастся в двери стук,

И сын вернется вдруг…

Все люди спят.

Но мать не спит сейчас.

И льются слезы из усталых глаз.

И много дней и много лет

Она все сына ждет,

А сына нет…

Н. Рублев.


pravitelstvo-moskvi-postanovlenie-ot-14-marta-2006-g-n-176-pp-o-razvitii-sistem-vodosnabzheniya-i-kanalizacii-goroda-moskvi-na-period-do-2020-goda-stranica-6.html
pravitelstvo-moskvi-postanovlenie-ot-18-noyabrya-2008-g-n-1049-pp-o-gorodskoj-programme-podgotovki-k-kompleksnomu-gradostroitelnomu-osvoeniyu-podzemnogo-prostranstva-goroda-moskvi-na-period-2009-2011-gg-stranica-10.html
pravitelstvo-moskvi-postanovlenie-ot-18-noyabrya-2008-g-n-1049-pp-o-gorodskoj-programme-podgotovki-k-kompleksnomu-gradostroitelnomu-osvoeniyu-podzemnogo-prostranstva-goroda-moskvi-na-period-2009-2011-gg-stranica-6.html
pravitelstvo-moskvi-postanovlenie-ot-19-iyulya-2005-g-n-523-pp-o-povishenii-tarifnih-stavok-okladov-edinoj-tarifnoj-setki-po-oplate-truda-rabotnikov-gosudarstvennih-uchrezhdenij-goroda-moskvi.html
pravitelstvo-moskvi-postanovlenie-ot-8-noyabrya-2005-g-n-866-pp-o-funkcionirovanii-edinoj-sistemi-ekologicheskogo-monitoringa-goroda-moskvi-i-prakticheskom-ispolzovanii-dannih-ekologicheskogo-monitoringa-stranica-3.html
pravitelstvo-moskvi-postanovlenie-ot-8-noyabrya-2005-g-n-866-pp-o-funkcionirovanii-edinoj-sistemi-ekologicheskogo-monitoringa-goroda-moskvi-i-prakticheskom-ispolzovanii-dannih-ekologicheskogo-monitoringa.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raspisanie-zachetno-ekzamenacionnoj-sessii-dlya-studentov-3-go-kursa.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ohrana-okruzhayushej-sredi-akcionernoj-kompaniej-po-transportu-nefti-transneft.html
  • institute.bystrickaya.ru/fiziologiya-pishevareniya-metodichka-47-farmaciya-fiziologiya-zhkt.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/62-kompleks-dlya-organizacii-video-translyacij-bulatov-tema-nomera-televidenie-miem-i-ego-razrabotchiki.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rassmotreniya-i-ocenki-zayavok-na-uchastie-v-otkritom-konkurse.html
  • essay.bystrickaya.ru/bolee-40-let-vremeni-zanimalsya-ya-vo-iziskanii-samodvizhushejsya-mashini-uprazhnyalsya-v-delanii-opitov-ee-sekretno-potomu-chto-mnogie-uchenie-pochitayut-sie-izobretenie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nenormirovannij-rabochij-den-chast-3.html
  • exam.bystrickaya.ru/vodnij-transport-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/44-termicheskaya-obrabotka-pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-sosudov-rabotayushih-pod-davleniem-na.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspisanie-sessii-oktyabr-noyabr-2011-goda-1-kurs-gruppa-b-2011-iz.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uroki-socioniki-ili-samoe-glavnoe-chemu-nas-ne-nauchili-v-shkole-stranica-11.html
  • znanie.bystrickaya.ru/antonova-s-g-i-dr-redaktorskaya-podgotovka-izdanij-stranica-13.html
  • doklad.bystrickaya.ru/upravlenie-obrazovaniya-administracii-municipalnogo-rajona-gorod-valujki-i-valujskij-rajon-belgorodskoj-oblasti.html
  • klass.bystrickaya.ru/b2v10-ekologicheskij-menedzhment-v-turizme-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-napravlenie-080100-ekonomika.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/451-harakteristika-tipa-nervnoj-deyatelnosti-posobie-prednaznacheno-dlya-psihologov-socialnih-pedagogov-psihiatrov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/napadenie-volka-dar-hozyajki-menyajlov-aleksej-smotrite-smotrite-vnimatelno-o-volki.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/logaeva-e-a-medicina-i-zdorove-stranica-10.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-eksperimenta-puchok-estestvennogo-sveta-ris-1-padaya-na-gran-nikolya-n-1.html
  • turn.bystrickaya.ru/oslozhnennoe-prostoe-brevis-kratkij-slovo-obrazovannoe-iz-nazvanij-nachalnih-bukv-ili-iz-nachalnih-zvukov-slov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/monitori.html
  • abstract.bystrickaya.ru/361-29-80-faks-044-254-55-67-mob.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/ris3-tri-funkcionalnih-bloka-mozga-uchites-bistro-chitat.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vo-pervih-ya-bezogovorochno-izvinyayus-za-prichinennie-vam-neudobstva-vo-vtorih.html
  • bukva.bystrickaya.ru/religioznij-turizm-kak-faktor-smyagcheniya-socialnoj-napryazhennosti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-05-arheologiya-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • assessments.bystrickaya.ru/demontazh-metallicheskih-okon-i-tambura-instrukciya-dlya-uchastnikov-razmesheniya-zakaza-11-dlya-uchastnika-razmesheniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/cennostnie-orientacii-kak-richagi-vliyaniya-izbiratelnoj-kampanii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/adige-respublikem-kulturemk1e-stranica-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-1-cikli-ispitaniya-na-rekomendacii-respubliki-kazahstan-r-rk-oboznacheniya-gosudarstvennih-klassifikatorov.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/refleksii-neredko-vozrast-poslednego-protesta-sobstvennoj-zhizni-moment-yanush-korchak-kak-lyubit-rebenka.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nabor-iz-5-ti-shtuk-podstroechnih-kondensatorov-tipa-1kpvm-1-1kpvm-2-1kpvm-3-dlya-gpd-02.html
  • pisat.bystrickaya.ru/territorialnaya-organizaciya-i-rajonirovanie-rossii-chast-4.html
  • notebook.bystrickaya.ru/it-infrastruktura-obshaya-harakteristika-gimnazii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/postanovlenie-administracii-gorodskogo-okruga-tejkovo-ivanovskoj-oblasti.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-raboti-po-obespecheniyu-bezopasnosti-gou-sosh-shkoli-zdorovya-1693-za-20092010-uchebnij-god.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.