.RU

Потребность в господдержке - Государственное учреждение культуры г. Москвы



Потребность в господдержке

Без обязательных квот в тех или других сферах украинский может уже за несколько поколений потерять коммуникативную функцию и превратиться в мертвый язык. Такой вывод сделал достоянием гласности вице-президент Украинской лиги связей с общественностью Олег Медведев в своем исследовании "Языковой баланс-2", — отмечает газета «Україна молода» 16 сентября.

Украиноязычные должны согласиться с широким присутствием в Украине русского языка и осознать, что пути к одноязычной Украине сегодня нет. Русскоязычные должны понять, что время полного господства русского языка прошло, что жить в Украине и быть свободными от украинского языка невозможно, а государственная поддержка украинского языка и вмешательство государства в языковую сферу необходимы для того, чтобы компенсировать отрицательные следствия многовекового преследования украинского языка и уравнять ее в фактических правах с русским.


Языковой вопрос: казусы или конфликты?

Штраф за язик


Газета защиты интересов крестьян Украины «Сільські вісті» 17 сентября опубликовала корреспонденцию из Николаева, рассказывающую о подчас анекдотичных бытовых проявлениях неоднозначной ситуации в языковой сфере. По словам николаевского пенсионера Анатолия Ильченко, ему присудили штраф за хулиганство, когда он требовал от сотрудника государственного банка разговаривать на государственном языке. Милиция настаивает на версии о блокировании работы кассы.Пенсионер Анатолий Ильченко, называет те учреждения, от работников которых он хочет слышать украинский. С ними и не только господин Ильченко на протяжении вот уже пяти лет судится за это право. На его счету приблизительно сто исков - все, как он сам говорит, в защиту права говорить и слышать в ответ украинский: "Вы понимаете, они упрямо не хотят говорить на украинском. Почему я сужусь? Так как наш язык здесь в городе...Когда слышат, что ты разговариваешь на украинском, могут и обидеть. Не все, но так бывает." По словам пенсионера, из-за его требований говорить с ним на государственном языке, учреждения нередко вообще отказываются предоставлять услуги - например, выплачивать пенсию. Господин Ильченко пишет жалобы, когда получает квитанции, заполненные по-русски. Доходит до того, что, в кассах, где его уже знают, предпочитают как лучший вариант сказать ему, что «по техническим причинам» не могут его обслуживать.

Последний конфликт случился в отделении Сбербанка, когда мужчина пришел за пенсией. После отказа сотрудницы перейти на государственный язык, Анатолий Ильченко попросил жалобную книгу.

Вот как он сам описывает этот конфликт: "Там очередь была. Начали кричать, обзывать: "Бандера! Езжай на свою западную Украину! К своим пихтам! Понаезжали здесь!" В Николаеве люди очень агрессивные..."

Ситуацию прокомментировала речниця областного управления МВД Ольга Передеренко: "Опергрупу вызвали сотрудники Сбербанка - по факту хулиганских действий. На место приехали милиционеры, Были допрошены свидетели, сотрудники банка, гражданина Ильченка доставили к отделу милиции и там составили административный протокол - мелкое хулиганство. Материалы передали в суд, и Ленинский районный суд вынес решение - 51 гривна штрафа."

Впрочем, мужчина виновным себя не считает и обещает подать жалобу на решение суда, а также подать иск против банка. Оксана Левкова - координатор движения "Не будь равнодушным", который исследует языковые вопросы, рассказывает, что подобные факты известны еще и по нескольким другим областям Украины.


Праздник

Сколько языков ты знаешь – столько раз ты человек

26 сентября мировое сообщество отметило Европейский день языков.

Накануне этого праздника в Днепропетровске состоялась пресс-конференция с участием декана факультета украинской и иностранной филологии и искусствоведения, кандидата филологических наук, профессора ДНУ им. О. Гончара И. С. Поповой, о чем рассказала газета «Дніпро вечірній» 27 сентября.

Справедливости ради следует сказать, что Европейский день языков далеко не единственный день в году, когда народы чествуют родной язык. 21 февраля мы отмечаем День родного языка, 9 ноября празднуем День украинской письменности и языка, 21 мая - День славянской письменности и культуры.
Сколько же языков насчитывается сегодня в мире? Раньше ученые называли цифру - 2,5 тысячи, но по последним данным их около семи тысяч, а если быть более точным, то - 6703 языка. Разница в статистических данных говорит лишь о том, что даже сегодня нет точного определения, что такое язык. Есть языки, носителями которых являются несколько сотен человек или даже несколько десятков, отдельно можно говорить о языках, в активном запасе которых немногим более трехсот слов.
Евросоюз начал искать язык, который бы объединил сообщество. Этот праздник - своеобразное средство засвидетельствовать европейское двуязычие, поскольку все больше людей утверждается в мысли, что сегодня надо знать больше одного языка. Какой же язык в таком случае взять за лингвистически универсальный, который обеспечил бы диалог в таком разнообразном мире?
Социологические исследования и исследования лингвистов говорят о том, что в ближайшие сто лет человек должен будет знать один язык, с помощью которого он сможет вступать в диалог со всем миром, с помощью которого в любой точке Земли можно было бы использовать печатный продукт. Таким языком, по мнению профессора Поповой, станет английский. Наиболее популярным, и не только в европейской части, бесспорно, является именно он. Им пользуются в той или иной степени 16 процентов населения земного шара. Уже сегодня английский становится языком экономики, инновационных технологий, языком масс-медиа, языком разных политических, экономических организаций в мире. На английском языке сегодня печатается большинство изданий в мире.
- Языковой вопрос очень деликатный, - считает Ирина Степановна. - Нет языков лучших или худших, каждый индивидуален и неповторим.
В Украине существует немало языковых проблем. Но одно вселяет оптимизм – украинский язык является государственным. Этот факт засвидетельствовала Конституция, принятая в 1996 году. Главный Закон должен обеспечивать его развитие, функционирование и жизнь на всей территории Украины.
Украинцы надеялись, что случится языковой ренессанс, - говорит декан, - и для жителей нашей территории будут созданы все условия для изучения украинского языка. Если бы исполнили этот демократичный закон, многих языковых проблем сегодня мы могли бы избежать. К сожалению, не случилось.
- У меня складывается впечатление, - продолжает профессор, - что языковой вопрос мы заговорили настолько, что пора уже перестать говорить и начать делать что-то конкретное.
Украинский язык находится сегодня во втором десятке самых распространенных языков мира. И это достойное место. Большой толковый словарь дает 170 тысяч активных слов. Для сравнения: английские толковые словари фиксируют у себя 250 тысяч активных слов. (Оксфордский словарь дает 600 тысяч слов, но туда включены архаизмы, диалектизмы, немало технических терминов).
Сегодня в ДНУ имени О. Гончара студенты изучают (кроме латыни и старославянского) 14 иностранных языков, среди которых английский, немецкий, французский, а также итальянский, португальский, турецкий языки. Среди студентов-филологов есть и полиглоты. Так, например, Маргарита Агафонова, студентка второго курса, которая обучается на китайском отделении факультета, изучила китайский язык и завоевала на Всеукраинской олимпиаде первое место по этой дисциплине. Она также хорошо знает турецкий язык, английский. Талантливая студентка выиграла грант и сейчас повышает свою квалификацию в Китае.
- Таких примеров в нашем вузе немало, - уверяет Ирина Степановна. По современным меркам, каждый образованный, воспитанный европеец сегодня должен знать, как минимум, пять иностранных языков.
Интересно, а с какого возраста можно начать изучение иностранных языков?
- Ни для кого не секрет, - говорит она, - что до 12 лет человек должен изучать родной язык, и на этой базе желательно начать осваивать любой иностранный язык.
И все же учиться языкам никогда не поздно - было бы только желание. Можно и в сорок лет стать полиглотом – такие случаи в мире не редкость.
- Выживет ли украинский язык в случае введения двуязычия?
- В таком случае в Украине не будет развиваться ни один, ни второй язык, - предостерегает Ирина Степановна. - А для государства это будет шагом назад. У родного языка останется мало шансов на достойное функционирование и развитие. Изменить языковой закон в Украине - значит изменить Конституцию нашего государства.
Все языки мира сегодня делятся на три категории. В первой находятся те, которые являются государственными не в одной, а в нескольких странах земного шара или даже в нескольких десятках стран. Безусловно, им ничего не угрожает, так как носителями этих языков являются несколько народов. Вторая категория - языки, на которых говорит немного меньше людей, но они являются государственными хотя бы в одной стране и правительство заботится об их актуализации. Они также будут развиваться. Третья категория языков - это те, которые не существуют в границах государств, и о таких языках никто не заботится. Им угрожает ассимиляция и исчезновение. И если в Украине введут двуязычие, то украинский язык может оказаться в ситуации, неблагоприятной для его развития.
Интересен языковой феномен острова Бали, где живут самые счастливые люди. В их языке не существует прошедшего и будущего времени. Есть только категория настоящего времени. Они не думают о будущем, не сожалеют о прошлом, живут сегодняшним днем реально и счастливо.
В 1934 году в Париже состоялся конкурс языков. На нем был представлен и украинский язык. Места распределились следующим образом: лидером стал итальянский язык, второе место занял персидский, а вот на третьем месте оказался наш родной украинский (!), — сообщает днепропетровская газета.

Пиршество чтения

Книги в городе Льва


Семнадцатый форум издателей во Львове собрал рекордное число участников — 790, мировых звезд и политиков с открытыми карманами, — сообщила газета «Україна молода» 17 сентября.

Более 200 писателей из разных стран съехались на открывшийся в рамках форума Пятый международный литературный фестиваль. Каждые полчаса в его рамках происходили новые мероприятия - чтение, тандемы, творческие встречи, караул-конференции — возникало впечатление, что в какую львовскую дверь ни войди, а там - сидят писатели, говорят, читают, модерируют....

Литературный фестиваль - это одна из трех мощных программ нынешнего форума. Второе серьезное событие — бизнес-форум, на котором были обсуждены проблемы, связанные с книгоизданием, книгораспространением, авторскими правами, электронными носителями, оптимизацией бизнес-процессов издательств. И еще одно направление - западноукраинский библиотечный форум, собравший библиотекарей из шести западных областей Украины и центральных библиотек. Это не учитывая презентаций, "круглых столов", выставок собственно на самом форуме.

Парадокс: в этом году тиражи украинских книжек уменьшились в целом на 7 млн. 600 тыс. экземпляров, а на форуме зарегистрировалось самое большое количество участников за всю его историю - 790. Глава Союза писателей Украины Владимир Яворивский пообещал инициировать в Верховной Раде предложение в поддержку львовского собрания в госбюджете – так как это старейшая книжная выставка-ярмарка в Украине и самая большая - в Восточной Европе.

Пользу форума уже оценили львовяне - под влиянием книжной ауры городская власть объявила программу поддержки украинской книги. Тем бизнесменам, которые хотят открыть украинскую книжный магазин, мэрия предоставляет помещение за символическую арендную плату - 1 гривна на год. Первый такой магазин уже существует больше месяца - имени Богдана-Игоря Антонича. По словам спикера городского главы Остапа Процика, в горсовете лежит еще восемь заявок. Срок аренды пока бессрочный. "Если будут еще предложения открывать книжные магазины - мы будем обращаться к фонду коммунального имущества и будем помогать с помещениями. - сказал Остап Процик "УМ".

Львовский губернатор Василь Горбаль любит украинскую книгу не на словах: он лично от себя установил три премии по 10 тысяч гривен каждая ( будут определять победителей "компетентные люди"), а также выделил из областного бюджета 475 тысяч гривен для закупки книжек для библиотек области (закупку будут осуществлять на форуме).

На 17- му форуме - 17 почетных гостей. "Звездный" статус - у польского беллетриста Януша Вишневского ("Одиночество в сети"). В списке также его коллеги-соотечественники Кшиштоф Варга и Марек Краевський и отец Ксаверий Кнотц, который представляет книжки о сексе, россияне Лев Рубинштейн, Леонид Юзефович, социолог, историк культуры Алексей Левинсон и сопредседатель консорциума "Альфа-групп" Михаил Фридман (бывший львовянин). Также - известный бизнес-тренер, автор мировых бестселлеров Андриан Сливоцкий (США), немецкая писательница Терезия Мор, литовец - издатель Дарюс Радкавичус и член Европарламента, автор 23 книжек Леонидас Донскис. Спецгости из Украины - писатели Оксана Забужко и Юрий Андрухович, врач и певица Ольга Богомолец, правозащитник Мирослав Маринович, глава надзорного совета Международного фонда "Украина 3000" Катерина Ющенко, исполнительный директор Фонда "Возрождение" Евгений Быстрицкий.

К форуму приурочили презентации книг первых лиц украинской политики - "Украина: гражданский проект" Сергея Тигипко и "Одна Украина, единый народ" Леонида Кравчука.

Леонид Макарович в присущей ему манере, с одной стороны, заявил, что действующая власть настроена антиукраински, а с другой- призвал поддержать Президента Януковича в его хороших начинаниях, так как "он не относится к экстремистам". В книжке экс-президента, которая стоить 65 гривен и за которую, по словам автора, он получил символический гонорар 1000 гривен, можно будет найти раздел, как последние 40 лет передается власть в Украине, некоторые политические портреты и окончания истории с обвинением Кравчука во взяточничестве.

В этом году жюри Форума издателей в Львове присудило главные призы преимущественно книгам львовских издательств. Накануне ходили разговоры, что, дескать, Оксане Забужко в субботу исполняется 50 лет, и ее книжка "Музей покинутых секретов" - достойная вещь, так пусть бы ей дали Гран-при. Но вместе с тем главный приз получила книжка Галины Кривобаевой и Ирины Криворучки "Соломія Крушельницька. Міста і слава" (Львов, "Апріорі", 2009).


Книга и интеллект

Как влияет на развитие человека литература

С каждым годом украинцы все меньше и меньше читают. В этом едины все проведенные в нашей стране на эту тему социологические исследования, — пишет Оксана МИКОЛЮК в газете «День».

Например, если в 2003 году 39% молодых украинцев на досуге читали книги, то в 2009 — таких было уже 26%, а в 2010 году — 17%. Кроме того, подобные тенденции — уменьшение желания читать книги — прослеживаются, как показывают исследования, и в России, и в Европе. И, в принципе, снижение интереса к книге есть во всех возрастных группах. По информации научного руководителя фонда «Демократические инициативы» Ирины Бекешкиной, только 20% опрошенных говорят, что не покупают книг потому, что не хватает на это денег. Остальным — неинтересно. То есть, так называемый информационный голод они удовлетворяют благодаря другим источникам информации — как правило, телевизору и интернету. Но книга — это не только источник информации. Книга — это источник базовой культуры и мудрости, книга дает возможность познать себя и мир, она предполагает общение с автором, в конце концов, книга — источник знаний. Что получает человек, что формируется в нем благодаря чтению книг и что человек теряет, предпочитая телевизор и интернет — об этом в интервью с членом-корреспондентом Национальной академии педагогических наук Украины, доктором психологических наук, профессором, заместителем директора по научной работе Института психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины Наталией ЧЕПЕЛЕВОЙ.

***

— Наталия Васильевна, не секрет, что все люди хотят быть умными и успешными. Наверное, еще 10 лет назад умным человеком обязательно был человек начитанный. Сейчас конкурентом книги стал компьютер, интернет. Но что дает книга человеку такое, чего не может дать больше ничто?

— Процесс чтения развивает воображение. Книга делает это намного лучше чем, например, телевидение. Потому что телевидение сразу дает нам готовые образы, а книга заставляет человека рисовать в своей голове картины, образы, тем самым, стимулируя развитие воображения. А оно, в свою очередь, лежит в основе творческого интеллекта. Это, в первую очередь, касается чтения художественной литературы. Кроме того, для того, чтобы понять текст (любой художественный научный, публицистический), необходимо выполнить целый ряд интеллектуальных операций. Кроме операций обобщения и конкретизации, это еще и специфические операции чтения. Например, сжатие информации — когда мы должны из отрывка текста выделить главное. Это также структурирование, когда мы должны разбить информацию на отдельные блоки; это — переструктурирование информации, когда поверхностная структура текста не соответствует глубинной его структуре. Мой опыт говорит, что этими операциями не владеют ни школьники, ни даже студенты. Опыт работы у меня над этой проблемой — с 1975 года и проблемы были всегда. Хотя в 70-е годы читали гораздо больше, не было конкурирующих с книгой источников информации. Сейчас ситуация усугубилась... Поэтому, если человек овладевает чтением, даже если он читает стихийно, он все равно овладевает определенными операциями чтения, и, безусловно, это способствует развитию интеллекта.

— ^ Как влияет на развитие человека информация, полученная из книги, в сравнении с информацией, полученной из интернета?

— Информация из интернета очень часто — неструктурированная. Кроме того, она просто топит человека, захлестывает. Она часто — хаотична. Ее очень много. Мой опыт работы в интернете показывает, что очень много человек получает информационного «мусора». Кроме того, работа с компьютером больше утомляет. В то же время, работа с книгой еще тем хороша (если работать грамотно), что можно делать пометки, подчеркивания, закладки. То есть, проводить определенную умственную работу с книгой, а это очень важно. С компьютером этого не сделаешь. Важен еще один психологический момент, особенно для молодых ученых, — информация, которую я скачиваю в свой компьютер, становится моей. Тут уже недалеко и до плагиата. Книга же удерживает определенную дистанцию... Поэтому можно сказать, что книга развивает человека гораздо больше. Кроме того, книга — комфортнее.

— ^ Если взять обычную книгу и электронную, разница большая в контексте развития интеллекта?

— Обычную книгу, во-первых, удобней читать — это вырабатывалось поколениями, веками. Кроме того, в психологии чтения есть рекомендации, как нужно читать книгу. Начинать надо с предварительного просмотра книги: перелистать ее, прочитать оглавление, на чем-то остановиться. Это дает предварительную ориентировку, которая помогает понять целое. С электронной книгой это сделать труднее. Там есть функция листажа, но это уже не то. Электронная книга, наверно, удобнее для научной работы, но для чтения художественной литературы важны иллюстрации, обложка (куча вещей, которая делает чтение комфортным, приятным, даже праздничным). То, чего нет в электронной книге.

— ^ Насколько правдивым есть выражение, что когда человек перестает читать, он перестает мыслить?

— Часть правды в этом есть. Вспомните поговорку: «Пустая голова не думает». Чтение литературы, особенно художественной, помогает понять себя, мир, окружающих. Кроме того, если говорить о художественной литературе, то сейчас достаточно популярным в психологии есть направление «нарративная психология» (наратив — это повествовательный текст). Считается, что мы понимаем, осмысляем мир, себя, окружающих с помощью нарративных текстов. То есть, мы проживаем жизнь, выстраивая свои рассказы о ней. Особенно, если мы рассказываем кому-то свою жизнь, то это средство организации своего опыта, средство самопонимания, самопрезентации, средство понимания другого человека.

Но как мы овладеваем этими повествовательными нарративными структурами? Они заложены в литературе, культуре. Этому способствуют и рассказы родителей. Но, прежде всего, этим навыкам и умениям создавать повествовательные тексты мы овладеваем через книгу. То есть, культура с помощью литературы, книг, снабжает нас этими нарративными структурами, которые потом нам помогают выстраивать свою жизнь, упорядочивать, организовывать ее и так далее. Это очень важный момент: чтение является средством самопонимания, понимания других людей и понимания мира вообще. Ребенок, которому в детстве не читают сказки, вряд ли потом будет развит так, как это необходимо, уже не говоря о взрослом человеке, которой не читает…

— Сегодня дети, которые идут в школу, не знают, кто такие Золушка, Красная Шапочка, Кот в Сапогах. Чем обделяют детей родители, которые не хотят читать с ними и не приучают их читать сказки?

— Они обделяют очень многим. Во-первых, у ребенка не формируется нарративная культура. Ребенку сложнее понимать, осмысливать свою жизнь, свой опыт, понимать и осмысливать людей. Во-вторых, ребенок не ухватывает какие-то культурные паттерны, образцы, на основании которых он затем и понимает окружающий мир, художественную литературу и культуру вообще. Потому что в основных базовых детских сказках заложены очень многие культурные коды и даже формы психического реагирования. Например, моя знакомая рассказала мне, что ее ребенок совершенно не умеет переживать негативный опыт. То есть, если он сталкивается в любой неприятностью, он сразу пугается, напрягается, уходит в сторону. Я сказала: «Читай ребенку страшные сказки». Потому что у ребенка, которому читают сказки, формируются способы переживания опыта. Вот ребенку читают страшную сказку, которая заканчивается хорошо, и у него формируется структура того, как можно справляться с трудными ситуациями. Это касается и переживания каких то других жизненных ситуаций. То есть, в классических книгах, сказках, заложены культурные способы переживания, проживания жизненных ситуаций. В какой-то степени ребенок входит в эти культурные образцы и ему потом легче жить.

— Можно ли сказать, что сегодняшнему поколению жить будет тяжелее — в психологическом плане — потому что они мало читают, с детства много играют за компьютером и часами смотрят мультики?

— Вообще-то, старшее поколение всегда считает, что молодежь мало на что способна. Это тоже определенный культурный стереотип. Хотя сейчас в культуре, и не только у нас, — прослеживается тенденция к примитивизации. Она связана с тем, что раньше образование получала элита, а основная масса была малообразованной. Сейчас информация доступна всем. Кроме того, каналов информации очень много. Следствием этого и является примитивизация культуры. Появляется «пережеванная» информация, доступная читателю любого уровня образования. Прежде всего, это касается телевидения, да и интернета. Возникает очень сложный вопрос — у меня нет адекватного ответа — как, не запрещая, не ограничивая, не цензурируя, учить, направлять человека к тому, чтобы он умел работать с информацией. Иначе его мозг будет перегружен кучей информационного мусора, в его голове не будет ничего устоявшегося. Думаю, начинать нужно с книги, а потом подпускать ребенка к компьютеру — сначала нужно учить чему-то культурному и устойчивому. Проблем много, и мне кажется, они еще не до конца осознаны в обществе. Я сама, когда начинала работать с интернетом, очень уставала от информационного потока, который хаотично выливался на меня. Но мы же взрослые люди, а как же дети?

Что будет с нынешним поколением? Думаю, что ничего страшного не будет. Потому что меняется мир, общество, культура, нормы, правила. Может быть новое поколение будет гораздо лучше адаптировано к новым условиям. Не хочется говорить, что оно будет плохим, что им будет плохо. Может быть, через 50 лет мир так изменится, что именно такие дети и выживут. Такой пример. У нас вроде бы совершенно исчезла культура переписки, но появилась электронная почта — и мы снова начали писать. Казалось, что визуальная культура полностью вытеснит культуру вербальную, но появился интернет и мы в какой-то степени возвращаемся к культуре вербальной. Поэтому я думаю, что читать люди не перестанут. Точно так же, как не умер театр с появлением кинематографа, наоборот, он развился, так же не исчезнет и книга. Другое дело, что может быть, изменятся способы чтения, может, изменятся способы подачи информации. Хотя слово не исчезнет, потому что через вербальный канал мы получаем доминирующее количество информации. И очень многие смыслы, оттенки мысли, мы можем передать только благодаря такому нашему счастью, как язык.

Социология чтения

Не рынком единым…

Василий ХУДИЦКИЙ (Львов) в еженедельнике «Дзеркало тижня» 25 сентября рассказал о

круглом столе «Книжные рынки Украины и России в социальном аспекте», который состоялся в рамках Львовского форума издателей.

Социологи заговорили о превращении общества читателей в общество телезрителей. Количество постоянных читателей всех видов печатных изданий значительно уменьшилось. Самые большие потери понес журнально-книжный сегмент. А литературные журналы, игравшие значительную роль в жизни общества, почти утратили популярность.

Доцент кафедры теории и практики рекламы Высшей школы экономики (Москва) Любовь Борусяк эту проблему передала так:

— За период с 2003-го по 2009 год в России количество людей, постоянно читающих книги, уменьшилось с 26 до 16 процентов. Зато возросло количество людей, которые никогда их не читают, — с 34 до 50 процентов! Преимущественно это касается категории взрослого и старшего возраста.

В структуре чтения также произошли определенные изменения. Прежде всего больше читать стали женщины. Россиянки в основном читают «женские» детективы (как универсальные и более «мягкие» по содержанию). И, конечно, женские романы.

Сложнее с классической литературой. Ее читают только девять процентов населения России. Однако следует помнить, что к их числу относятся еще и школьники, изучающие эти произведения по школьной программе. Правда, еще есть очень тонкий слой интеллигентов, для которых классика — носитель постоянных ценностей.

В России перестали функционировать библиотеки как важные социальные институты. Когда людей спрашивают, что они будут делать с книгами после прочтения, 34 процента говорят, что отдадут кому-либо или выбросят. Это означает, что книга начинает жить по законам газеты.

Деградируют и домашние библиотеки. Если в 1995 году 58 процентов россиян совсем не имели дома книг или количество их не превышало 100, то сейчас таких 63 процента. Библиотека из 500 и больше книг была у 10 процентов, ныне — только у шести. Раньше собрание книг считалось подтверждением высокого социального статуса. Теперь этот стереотип уходит в прошлое.

— Тенденции, о которых говорила Любовь Борусяк, характерны и для Украины, — соглашается научный руководитель фонда «Демократическая инициатива» И.Бекешкина. — Я поискала в Интернете и таки нашла, что в 2006 — 2008 годах исследование книжного рынка проводила маркетинговая фирма по заказу Фонда Сороса и Посольства Нидерландов в Украине. Выходит, то, что происходит с книгой, больше интересует иностранцев, чем отечественное Министерство культуры.

По официальным данным, в прошлом году на душу населения в Беларуси издавалось 10 книг, в России — 12, в Германии — 28, а в Украине — всего 0,97 процента. Меньше, чем одна книга на жителя! Конечно, это очень мало. С другой стороны, это рынок. Был бы спрос, издавали бы больше. Но думаю, что российские книги продают не только российским «душам», но и на всем русскоязычном пространстве. А покупают книги и россияне, и украинцы примерно одинаково.

Согласно исследованиям британской социологической компании «ДжиЭфКей», главная причина того, почему в Украине не покупают книг, — «они неинтересные», в них не нуждаются. Об отсутствии средств как причине заявило всего 20% опрошенных.

В Украине читают примерно так, как и в России. Больше всего — люди с высшим образованием, и вдобавок женщины. Зачастую художественную литературу, легкие жанры.

А вот Интернет становится все популярнее. Появилась альтернатива книге. Какими будут ее последствия для культуры, сознания, не берется сказать никто. Эта тема не исследуется и не обсуждается.

Между тем руководители учреждений жалуются на страшную безграмотность.

Надежда Зелинская, заведующая кафедрой издательского дела и редактирования Украинской академии книгопечатания, отмечает:

— Еще в начале 1970-х годов социологи многих стран мира заметили тенденцию уменьшения количества художественной литературы и роста научно-технической, информационной, учебной, справочной литературы и т.д. И если исходить из этих тенденций, то ситуация с книгопечатаньем в наших странах не такая уж и плохая. Если верить данным Книжной палаты, то в Украине на первом месте по показателям стоит учебная литература. Но это неправильно, поскольку во многих странах мира из статистики ее исключают. Это не рыночный тип литературы, которая не влияет на ситуацию.


Дела издательские

Когда-нибудь догоним Беларусь?..


Еженедельник «Літературна Україна» 2 сентября напечатал статью Станислава Бондаренко о прошедших в столице Шестой киевской книжной выставке-ярмарке в Международном центре на Броварском проспекте и выставке в Украинском доме. Отмечая представленные в их экспозициях некоторые достижения книгоиздательской отрасли, автор в то же время подчеркивает, что проблем в развитии книжного дела в Украине пока еще гораздо больше, чем успехов. Это особенно печалит в сравнении с состоянием отрасли у ближайших соседей. В России благодаря своевременному введению льгот для книгоиздателей книжный бизнес сразу вырвался вперед, оказавшись по прибыльности «в тройке призеров — наряду с нефтегазовым и ликеро-водочным…»

Заметно уступает украинская отрасль и белорусской: Беларусь выпускает четыре книги на душу населения в год, тогда как в Украине этот показатель равен всего одной книге. Государство активно помогает белорусской книге, понимая, что это и духовный продукт, и фактор идеологии: закупаются художественные издания практически для каждой библиотеки (чем увеличиваются и тиражи), активно наращивает систему книгораспространения (вместе с бизнесменами) — о чем украинские издатели только мечтают. Интересно, что каждый юный белорус (белоруска) вместе с паспортом получает (бесплатно!) книгу-фолиант по истории родного народа.

По мнению автора, Украинское государство должно больше внимания уделять книжной отрасли, усматривая в ней важный фактор собственного утверждения и развития.


^ Награды украинским издателям


Еженедельник «Літературна Україна» 16 сентября сообщил, что при подведении итогов Седьмого международного конкурса стан- участниц СНГ «Искусство книги», проходившего в рамках МКВЯ-2010, наградами были отмечены и ряд украинских изданий.

Так, две награды получили издательство «»Грані-Т»: первое место — в номинации «Книга для детей и юношества» за художественно-иллюстрированное издание Николая Гоголя «Вечори на хуторі біля Диканьки» (художник Владимир Штанко) и второе — в номинации «Арт-книга» за книгу Льва Толстого «Народные рассказы».

Гран-при конкурса отмечено украинское издательство «Кріон» — за двухтомное издание «Україна: поезія тисячоліть».

В номинации «Содружество» диплома третьей степени было удостоено издательство «Либідь» за научно-художественное исследование доктора исторических наук, лауреата Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, генерального директора Культурного центра Украины в Москве Владимира Мельниченко «Тарас Шевченко в Москве».

Научно-производственное предприятие «Картографія» отмечено дипломом третьей степени в номинации «Моя страна» за книгу «Національний атлас України».

Такое количество полученніх наград свидетельствует о признании украинской книги на международном уровне, — отмечает газета.


Мемуары

prikaz-o-razrabotke-osnovnoj-obsheobrazovatelnoj-programmi-doshkolnogo-obrazovaniya-mou-sosh-11-strukturnoe-podrazdelenie-detskij-sad-32.html
prikaz-o-vozlozhenii-obyazannostej-t-e-naznachenie-otvetstvennogo-po-ohrane-truda-za-provedenie-instruktazhej-st-217-tk-za-elektrohozyajstvo-p-3-7-pteep-po-pozharnoj-bezopasnosti-ppb-01-03-p-8-materiali.html
prikaz-ob-informirovanii-uchastnikov-edinogo-gosudarstvennogo-ekzamena-v-mae-iyune-2012-goda-na-territorii-miasskogo-gorodskogo-okruga-o-primernih-srokah-rassmotreniya-apellyacij.html
prikaz-ob-organizacii-raboti-po-sozdaniyu-bezopasnih-uslovij-truda.html
prikaz-ob-uchetnoj-politike-po-buhgalterskomu-uchetu-na-2004-g-prospekt-cennih-bumag-oao-ashinskij-metzavod.html
prikaz-ob-utverzhdenii-instrukcii-po-buhgalterskomu-uchetu-ispolneniya-byudzheta-rajona-municipiya-belc-municipiya-kishineu-i-centralnogo-byudzheta-avtonomnogo-territorialnogo-stranica-5.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-metodicheskij-aspekt-izucheniya-razdela-genetika.html
  • tasks.bystrickaya.ru/4-gonkapresledovanie-bernard-verber.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-celi-i-zadachi-disciplini-celyu-rabochej-programmi-disciplini-upravlencheskij-analiz.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-ot-4-dekabrya-2009-provedennie-meropriyatiya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oborotni-chleni-gruppi-po-hodu-samoprezentacij-zadayut-drug-drugu-voprosi-svyazannie-s-zainteresovavshej-ih-informaciej.html
  • letter.bystrickaya.ru/obsuzhdenie-obshego-perechnya-zadanij-uchebnoe-posobie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nalogovij-kodeks-rossijskoj-federacii-stranica-16.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-polozheniya-obrazovatelnoj-programmi.html
  • college.bystrickaya.ru/2bespristrastie-more-i-noch.html
  • essay.bystrickaya.ru/dolzhen-znat-nii-edinogo-kvalifikacionnogo-spravochnika-dolzhnostej-rukovoditelej-specialistov-i-sluzhashih-razdel.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-nyuhtilin-shpargalki-po-filosofii-chast-67.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sliyaniya-i-poglosheniya-osobennosti-sliyanij-i-pogloshenij-v-rossii-chast-5.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skazka-v-dejstviyah.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aiivanov-zhurnalist-perevodchik-pedagog-chernov-p-n-istoriya-yalchikskoj-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kursa-territorialnoe-izmerenie-rossijskoj-politiki-dlya-napravleniyaspecialnosti-politologiya-kurs-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/associanizm-otnositsya-k-obektnomu-podhodu-obektnij-podhod-yavlyaetsya-mehanisticheskim-i-v-nem-obekt-aktiven-specialnih-issledovanij-po-mishleniyu-ne-bilo-no.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sravnitelnaya-harakteristika-zhenskogo-i-korovego-moloka-detskogo-pitaniya.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-tretya-vsem-kto-uchastvoval-v-proyavlenii-togo-chto-za-etim-tekstom-nahoditsya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uroki-tema-uroka-kolichestvo-chasov-tip-uroka-elementi-soderzhaniya-osnovnie-ponyatiya-trebovaniya-k-urovnyu.html
  • testyi.bystrickaya.ru/48-slobodskoj-meridian-1-2006-v-m-voskobojnikov.html
  • studies.bystrickaya.ru/hose-silva-robert-stoun-stranica-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/andrej-belij-simvolizm-kak-miroponimanie-stranica-27.html
  • abstract.bystrickaya.ru/35-0000-2-produkciya-kabelnaya-obsherossijskij-klassifikator-produkcii-ok-005-93-moskva.html
  • student.bystrickaya.ru/2-trebovaniya-k-urovnyu-osvoeniya-soderzhaniya-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reglament-dokladi-na-plenarnom-zasedanii-15-min.html
  • desk.bystrickaya.ru/p-l-a-n-informacionnij-byulleten-profsoyuza-1100-2010-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/socialno-psihologicheskij-praktikum.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-seminara-10-30-11-00-privetstvennij-kofe-registraciya-uchastnikov-i-vidacha-materialov-11-00-11-10.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspredelennaya-vo-vremeni-i-prostranstve-konferenciya-mmtt-24-budet-prohodit-21-24-aprelya-2011g-v-saratove-na-baze-saratovskogo-gosudarstvennogo-tehnicheskogo-universiteta.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravitelstvo-astrahanskoj-oblasti-postanovlenie-stranica-3.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-moskva-2003-udk-06-81-12-bbk-65-050-9224-stranica-5.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-6resursnoe-obespechenie-realizacii-gosudarstvennoj-programmi-za-schet-sredstv-federalnogo-byudzheta.html
  • bystrickaya.ru/zagadki-odissei.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svojstva-voli-bozhiej-arhiep-makarij-dogm-bogoslovie-ponyatie-dogmaticheskogo-bogosloviya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izveshenie-o-provedenii-zaprosa-kotirovok-ot-14-10-2010g-648-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.