.RU

Пояснительная записка к программе


МОУ Кульбаковская сош


«РАССМОТРЕНА" «СОГЛАСОВАНА» «УТВЕРЖДЕНА»

на заседании ШМО с завучем по УВР директором

ест. и обш. дисциплин МОУ Кульбаковской сош

от 11.09.2009 Жерноклевой О.Д.

Чернявской Н.А.





СОСТАВИТЕЛЬ

Клевцова Ольга Ивановна


2009 год

Пояснительная записка к программе.

Данная программа разработана на основе социального заказа для сельской школы, для того, чтобы помочь сельскому школьнику ориентироваться в накопленных художественных ценностях, в мире современной культуры и вырабатывать свои собственные оценки и эстетические суждения.

Программа и тематическое планирование разработаны на основе авторской программы Н. И. Киященко, Л. А. Рапацкой, Н. М. Сокольникова, Е. Н. Шапинской для 9 класса, рекомендованной Министерством образования РФ, обязательного минимума содержания основных образовательных программ («Учительская газета» 2004 г.), и учебного плана школы .

В соответствии с учебным планом школы, условиями сельской школы ( низкая материальная база, мало комплектные классы) и контингентом учащихся исходная программа переработана и направлена на изучение МХК в 9 классах в течение 1 часа в неделю (34 часа за год).

Основная цель курса - формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития.

Курс «Мировая художественная культура» ставит своей задачей выявить историческую логику развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры, показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи у различных народов, развивать у учащихся способности эмоционально реагировать на культурно-эстетические достижения народов разных стран, формировать умения понимать и оценивать творения художников разных эпох. Изучение различных этапов в художественном развитии человечества, постижение художественного опыта помогут развитию у школьников творческих способностей, формированию гуманистических и высоких нравственных ориентиров (это поможет в решении проблемы МОУ Кульбаковской сош: Организация учебно-воспитательного процесса на основе теоретических и технологических аспектов личностно-ориентированного обучения учащихся).

В данной программе сочетаются два подхода: тематический и исторический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, языки, история, география и Т. п.).

Основное отличие данной программы от исходной в том, что изменена её структура: основными темами выделены не исторические этапы развития культуры, а стили в их историческом развитии. Последняя тема посвящена «храмам искусства» где рассматриваются музеи, театры и кино. Программа динамично сочетается с тематическим планированием. В ней названы основные художественные явления, произведения и мастера искусств разных народов с древнейшего времени и до наших дней, но учитель имеет право предложить для освоения не весь перечень, а выбрать из него произведения, которые он возьмёт за основу авторского прочтения программы. Разделы исходной программы «Художественная культура стран Востока» и «Художественная культура стран Америки» в данной программе отсутствуют. Их рекомендуется рассматривать как предпрофильные курсы в 9 классе.

При изучении МХК по данной программе рекомендуется лекционно-семинарская система занятий при отсутствии учебников. На лекции учащиеся знакомятся с основными характеристиками стилей и направлений в искусстве, развитием этих стилей в разных странах , мастерами и их известнейшими произведениями. При этом предпочтение в изучении изобразительных искусств, архитектуры, музыки или литературы определяется тем, какое значение для развития конкретного стиля или эпохи имел тот или иной вид искусства. На семинарских занятиях учащиеся рассматривают произведения искусства и знакомятся с жизнью и деятельностью мастеров, раскрывающих наиболее ярко данный стиль. При этом большое внимание уделяется интересами выбору учащихся, на чём остановиться более подробно. Это позволяет, на ряду с творческими индивидуальными заданиями, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. На семинары ученики готовят рефераты и сообщения, выполняют творческие задания, например, сделать рисунок в стиле кубизма. На занятиях целесообразно использовать компьютерные технологии, видно- и аудиоаппаратуру. Контроль усвоения материала осуществляется разными методами, но наиболее приемлемым методов в условиях небольшого количества времени являются тесты ( см. приложение).

Таким образом, курс «Мировая художественная культура» должен не только помочь ученикам ориентироваться в накопленных художественных ценностях, в мире современной культуры и вырабатывать свои собственные оценки и эстетические суждения, но и поможет стать активным субъектом художественной жизни.





^ Программа и тематическое планирование курса «Мировая художественная культура» 9 класс, 34 часа.





ТЕМА

Количество часов

Темы уроков

Дата

^ Культура Древнего мира

1

Понятие художественной культуры.

1

Тема урока: 1. Понятие художественной культуры




2

Материальная и художественная культура

первобытного человека

2

Тема урока: 2. Наскальная живопись

Тема урока: 3. Мегалитическая архитектура




3

Художественная культура Древнего мира.

Культура Древнего Египта.

3

Тема урока: 4. Погребальные комплексы (комплекс пирамид в Гизе).

Тема урока: 5. Храмовые комплексы.

Тема урока: 6. Развитие скульптуры в Древнем Египте.




4

Культура Междуречья

1

Тема урока: 7. Город и зиккурат.




5

Культура Древней Индии

1

Тема урока: 8. Буддийские и индуистские храмы и монастыри




6

Культура Древней Греции

1

Тема урока: 9. Классический греческий храм, его ордерная структура. Греческая керамика и ее роспись




7

Культура Древнего Рима

1

Тема урока: 10. Особенности древнеримской архитектуры и скульптуры







^ Программа и тематическое планирование курса «Мировая художественная культура» 9 класс, 34часа.



Тема

Количество часов

Содержание Изучаемые вопросы

Уроки

Дата




^ Введение. Понятие о культуре.

1

Общее понятие культуры. Культура материальная и духовная. Виды стили и жанры искусства. Основные категории

анализа художественной культуры. Понятия «художественная картина мира» и «художественный стиль эпохи». Общие

закономерности и социально-культурные доминанты развития художественной культуры в каждую эпоху.

Урок №1

Общее понятие

культуры (лекция с

элементами

обобщающей беседы по

курсу ИЗО, истории и

литературы).




1

Античность.

5

Культура Двуречья и Древнего Египта как основа развития античной культуры. Возникновение письменности в IV тыс. до н.э.. Зооморфные божества — покровители древних египтян. Пирамиды – памятники бессмертию фараонов. Сфинкс как символ

вечности в искусстве. Чудо красоты — Нефертити. Открытие сокровищ гробницы Тутанхомона. Духовные и художественные открытия искусства античности в Древней Греции и Древнем Риме. Мифология. Эпические поэмы Гомера. Идеал героизма в поэме «Илиада». Человек против рока («Прикованный Прометей»

Эсхила, «Антигона» Софокла). Еврипид, Аристофан.. Демокрит, Сократ. Платон, Аристотель, Гиппократ - великие философы

античности. Олимпийские игры. Архитектура Древней Греции как синтез искусств.

Урок №2

Культура Двуречья и

Древнего Египта

(лекция).

Урок №3-4

Культура Древней

Греции и Древнего

Рима (лекция).

Урок №5

Античная культура

(семинар).

Урок №6

Культура Древней Руси

(комбинированный

урок)

Внеклассные

мероприятия: «Чудеса

древнего мира (урок 

путешествие)»













Гармония греческого храма - божество, природа, человек ( афинский Акрополь, Парфенон, храмы Апполона и Посейдона). Колосс Родосский и Фаросский маяк – чудеса древнего мира.

Проблема человека в древнеримской культуре. «Великие»: Гай Юлий Цезарь, Тит Лукреций Кар, Пифагор, Евклид, Архимед. Основные памятники древнеримской архитектуры ( триумфальные арки, Колизей, Пантеон), скульптуры («Капитолийская волчица», конная статуя Марка Аврелия, скульптурные портреты. Художественная культура языческой Руси. Фольклор. Летописи. «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы.







2

Христианство.

2

Возникновение христианства и судьбы художественной культуры. Роль Библии в развитии художественной культуры. Синтез искусств в православном храме. Значение

принятия христианства для формирования эстетического идеала и художественного канона Древней Руси. Русская иконопись и её

особенности ( Ф. Грек, А. Рублёв, Дионисий).

Урок №7

Христианство - основа

для развития культуры

(лекция).

Урок .№8

«Шедевры

христианской

культуры. Библия.

Икона» (семинар).




3

Романский стиль и готика.

2

Романский стиль, его связь с римской базиликой. Архитектурные черты и особенности построек романского стиля. Храм-крепость как отражение сути

романского искусства. Вормский собор. Странствующие музыканты (ваганты , менестрели, трубадуры ).

Образ средневекового храма. Образ мира и готический храм. Характерные особенности готической архитектуры. Шартрский собор. Собор Парижской Богоматери. Виктор Гюго и собор Парижской Богоматери. Витражи Шартрского и Кентерберийского соборов. Скульптуры Рейнского собора.

Урок №9

Особенности

романского и

готического стилей

(лекция).

Урок №10

Эволюция

архитектурных стилей: от романского стиля к

готике (семинар).




4

Ренессанс – художественная культура эпохи возрождения

3

Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения. Античность и Возрождение. Жемчужины архитектуры и

скульптуры Флоренции (Донателло, Брунеллески). Становление принципов гуманизма в философии и литературе (П.делла Мирандола). Титаны Возрождения - Леонардо да Винчи («Тайная вечеря» , «Мона Лиза»), Микеланджело («Давид» , росписи Сикстинской капеллы, купол собора святого Петра в Риме), Рафаэль («Сикстинская мадонна»), Тициан. Музыка итальянского Возрождения(баркарола, баллада, мадригал). Многоголосная музыка. Рождение оперы. Северное Возрождение. Религиозная

живопись братьев Ван Эйк. Мрачные фантазии И. Босха. А. Дюрер – великий живописец, гравер, мыслитель. «Похвала

глупости» Э. Роттердамского – великий памятник немецкого гуманизма. Дж. Чосер. Театр и Шекспир. Архитектурный ансамбль Лувра и Фонтенбло. Призрачное искусство Эль Греко. Лопе де Вега.

Урок №11-12

Основные черты

художественной

культуры Ренессанса

(лекция).

Урок №13

Шедевры Ренессанса(семинар).




5

Барокко и рококо

3

Многоохватность видения мира в искусств барокко: соотношение средневековых и возрожденческих традиций. Шедевры итальянского барокко (собор и площадь святого Петра в Риме, Скульптура Бернини). «Музыкальность» архитектуры и

Живописность скульптуры. Барокко в искусстве Флоренции. Караваджо («Юдифь» ). Барокко в северных странах Европы. П. Рубенс, Ван Дейк. Творчество Рембрандта. Расцвет итальянской скрипичной музыки. А. Вивальди. Философское и религиозное

содержание музыки И. Баха. Архитектура барокко в России. Ф. Б. Растрелли (дворец М. И. Воронцова, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе, Зимний дворец в Петербурге). Рококо как стилевая система светской

культуры. А. Ватто («Купание Дианы»), Ф. Буше.



Урок №14-15

Особенности стилей

барокко и рококо (лекция).

Урок № 16

Красота барочной

архитектуры и

скульптуры (семинар).




6

Классицизм

2

Абсолютизм и развитие нормативных эстетических воззрений: преобладание общественных начал над личными, долга над чувством; канонизация античной классики как образца для изучения и подражания. Возрождение и классицизм. Стремление к выражению возвышенных и героических идеалов.

Франция – родина классицизма. Классицизм в архитектуре. Дворцово-парковые ансамбли. Версаль. Русские архитекторы – В. Баженов, М. Казаков и др. Н.Пуссен – основоположник классицизма в живописи. Пейзажи К. Лоррена. Образы мужественных борцов в картинах Ж. Давида. Парадный портрет (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский).

Музыкальное искусство классицизма. Ж. Люлли – создатель французской оперы. Оперная реформа К.Глюка. Венский музыкальный классицизм (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Ванн Бетховен). М. Глинка – родоначальник русской классической оперы.

Урок №17

Особенности

классицизма (лекция).

Урок №18

Путешествие в мир

классики.




7

Романтизм и сентиментализм.

3

Мечта о природе и сентиментализм. Гуманистические идеи А. Радищева. Сентиментализм и творчество Н. Карамзина.

Идеалистическое мировоззрение в романтизме. Ярчайшие представители романтизма — Д. Байрон, П, Шелли, Г. Гейне, В. Гюго, Ж. Санд , В. А.Жуковский, К.Ф Рылеев, М. Ю. Лермонтов, Ф. Тютчев, Ю А. Пушкин (литература); Т. Жерико, Э. Делакруа, У. Блейк, У. Тернер, В. А. Жуковский, В. А. Тропинин, С. Ф Щедрин(живопись). Первостепенная роль музыки в системе искусств эпохи романтизма. Эстетические основы музыкального романтизма, обращение внутреннему миру человека, психологизм, лирическая

наполняем ость образов. Романтическая песенная симфония Ф. Шуберта. Сказочно бытовая опера К. Вебера «Волшебный

стрелок». Р. Шуман, Г. Берлиоз. Ф. Лист, Н. Паганини, Р. Шуберт, И. Брамс, Э. Григ, Ж. Бизе, Дж. Верди, Дж. Россини, Дж. Пуччини. Поздний романтизм в музыке С. Рахманинова.



Урок№19 Характерные

особенности

романтизма и

сентиментализма

(лекция).

Урок №20-21

В мире романтизма (Литературно-музыкальная компазиция)




principi-postroeniya-deduktivnih-teorij-nauka-v-svoih-glubinnih-osnovaniyah-vsegda-bila-svyazana-s-filosofiej-hotya.html
principi-postroeniya-koncepcii-mou-dd-mshv-progimnaziya-46-programma-razvitiya-municipalnogo-obrazovatelnogo.html
principi-postroeniya-patopsihologicheskogo-issledovaniya-stranica-5.html
principi-postroeniya-transportnih-tarifov-v-usloviyah-rinochnoj-ekonomiki.html
principi-pravovogo-gosudarstva-kurs-lekcij-minsk-redakcionno-izdatelskij-centr-akademii-upravleniya-pri-prezidente.html
principi-prokurorskogo-nadzorno-ohranitelnogo-prava-i-ego-institutov.html
  • institut.bystrickaya.ru/tetradi-v-e-karpov-klassicheskaya-teoriya-kompilyatorov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/malij-biznes-yaponii-v-sravnenii-s-malim-biznesom-ssha-i-rf.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/voprosi-na-ekzamen-po-mezhdunarodnim-otnosheniyam-i-vneshnej-politike-chast-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-shkola-uchebnoe-posobie-utverzhdeno-i-rekomendovano-k-publikacii-redakcionno-izdatelskoj-komissiej-ums-tgpu.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-080507.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadornov-mm-reshenie-kvorum-est.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-nejrosetevie-tehnologii-v-finansah-dlya-napravleniya-080100-62-ekonomika.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-pravilah-ispolzovaniya-lesov-dlya-vedeniya-ohotnichego-hozyajstva-na-territorii-respubliki-ingushetiya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-merah-po-realizacii-zakona-goroda-moskvi-stranica-10.html
  • college.bystrickaya.ru/-programmirovanie-zon-programma-upravleniya-centralyami-omn.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mudreci-i-car-irod-128matf21-18-uroki-na-vsyu-zhizn.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yumor-kak-sredstvo-formirovaniya-socialnoj-avtonomnosti-podrostkov.html
  • control.bystrickaya.ru/d-serkbaev-atindai-vkgtu-shmtu-im-d.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azbuka-russkogo-yazika-i-kulturi-rechi-hronika-mapryal.html
  • student.bystrickaya.ru/24-vvedenie-v-sysinstall-rukovodstvo-freebsd.html
  • crib.bystrickaya.ru/ianaliz-sostoyaniya-territorii-problem-i-napravlenij-eyo-kompleksnogo-razvitiya-generalnij-plan-naselennogo-punkta-selo-volkovskoe.html
  • credit.bystrickaya.ru/personalnie-svedeniya-o-evreyah-mestechka-zhejmeli-18161853-godov-stranica-3.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konvenciyaorganizacii-obedinennih-nacij-protiv-korrupciiprinyata-generalnoj-assambleej-oon-31-oktyabrya-2003g.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kultura-epohi-vozrozhdeniya-stranica-5.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sinibi-10-a-tairibi-orta-asirlardai-aza-zhernen-shian-danalar-sabati-masati.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-kachestvo-podgotovki-specialistov-1-organizacionno-pravovoe-obespechenie-obrazovatelnoj-deyatelnosti-3.html
  • abstract.bystrickaya.ru/0451-sociologiya-sfer-socialnoj-zhizni-socialnih-yavlenij-i-institutov.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovatelskaya-rabota-radiaciya-i-eyo-vozdejstvie-na-cheloveka.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sobranie-deputatov-civilskogo-rajona-chuvashskoj-respubliki-reshenie.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nauchnij-konsultant-hudozhnik-korrektori-m-dizajn-verstka-v-usmanov-m-churakov-a-zajcev-v-popov-v-loskutov-v-koroleva-roshal-e-shnitnikova-n-migalovskaya-a-rapoport-bbk-88-352-1-stranica-14.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-regionalnaya-politika-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • education.bystrickaya.ru/1-pnn-mazmni-zhne-mseleler-tabiat-bajliin-pajdalanu-tsng-oamdi-damudai-tabii-zhadaj-men-resurstardi-teoriyali-zhne-praktikali-mn.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektivnoe-posobie-dlya-studentov-magistrantov-i-aspirantov-ekonomicheskih-specialnostej-stranica-8.html
  • bukva.bystrickaya.ru/saga-ob-egile.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-6-klasse-2-chasa-grammaticheskaya-tema.html
  • studies.bystrickaya.ru/doklad-s-prezentaciej-kurskoj-oblasti-soprovozhdayushejsya-slajdami.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologicheskoe-obespechenie-professionalnoj-deyatelnosti-dlya-specialnostej.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-missiya-uchitelya-v-sovremennom-mire.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kak-pensioneru-rabotat-moskovskaya-regionalnaya-pressa-internet-smi.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otveti-na-voprosi-olimpiadi-po-biologii-dlya-9-klassa.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.