.RU

ПОЗИЦИОННОЕ ВОЕВАНИЕ - Проф. Е. Месснер луцкий прорыв всеславянское Издательство


^ ПОЗИЦИОННОЕ ВОЕВАНИЕ

Великая война породила русскую революцию, породила и всемирную. Но она и сама в себе была революцией, рево­люцией её, войны, сущности.

Испокон веков воевал, выполнял военные действия, че­ловек. Издавна он пользовался при этом машиной – сперва то были машины примитивные, как лук, катапульт, таран, а позднее арбалет; потом революционным образом вошло в военное дело огнестрельное оружие – единорог, мушкет, которые эволюционным образом превратились в гаубицу, скорострельную пушку, винтовку, пулемёт, но принцип оста­вался всё тот же: воюет человек, имея при себе машину. В Великую войну воевала машина и при ней человек. Конеч­но, как и в столкновении двух примитивных людей, где по­беждала не более толстая палица, а более „толстый", креп­кий дух, так и, скажем, в сражении у Луцка, победили не те пушки, которых было больше, а те, которыми орудовали люди лучшего духа, чем противник. Но – независимо от вечного принципа преобладания духа на войне – в 1914–18 годах произошла революционная замена человеческих мышц боевой машиной и мышц боевого коня – мотором.

Согласно старому правилу "Новое оружие – новая тактика", воевавшие войска вырабатывали, в процессе воевания, новые тактические формы и методы. Как промежуточная (Мировой войной 1939–45 годов отмененная) форма, установилось с осени 1914 года позиционное воевание.

После русского чуда на французской Марне (спасение Парижа наступлением наших 1–й и 2–й Армий в Восточную Пруссию) германцы, отступая, закапывались в неодолимые, полями колючей проволоки прикрытые траншеи, чтобы, оставив в них минимальное число дивизий, переводить резер­вы на правый фланг войска для охвата французского ле­вого фланга; Жоффр также перегруппировывал свои Ар­мии и бросал резервы к северу, чтобы охватить северный фланг немцев. Закончилось это тем, что и немецкий и фран­цузский фланги уперлись в Ламанш – этот период полу­чил название "Бега к морю". Траншейная боевая линия ста­билизовалась. Кончился короткий – в начале войны – пе­риод маршей, марш–манёвров, маневрировании и против­ники засели в беспромежуточные, непрерывные от моря до Швейцарии линии окопов. Началось окопное воевание. Не­делями дрались из–за "Домика паромщика" и из–за бугорка с невозможным названием "Гартмансвайлеркопф". Дрались преимущественно артиллерией, потому что, устрашенные тяжестью потерь в людях в маневренный период войны, пришли к формуле: артиллерия завоевывает, пехота окку­пирует то, что завоевано пушками, огнем пушек.

Спасаясь от всё возраставшей мощности артиллерийско­го действия, пехота стала закапываться все глубже в землю и все шире по пространству поля боя – образовались укре­пленные полосы с бетонными или стальными опорными пунктами, с блиндажами, убежищами такой прочности, как в крепостях, и линия боевого фронта стала крепостью. Про­тивники на Западе перешли от полевого воевания к крепост­ному. Но сидением города не возьмешь – надо атаковать, чтобы победить. Атаковали мощными или сверх–мощными артиллерийско–пехотными кулаками в надежде прорваться сквозь позиционную систему врага и, выйдя на простор по­ля, снова разыграть манёвренное сражение; не добившись успеха в прорывах, французы решили прогрызать фортифи­кационную полосу – предпринимали операции с ограничен­ными целями: две недели артиллерийского боя и затем пе­хотный скачек на 2–3 километра вперед; снова артиллерий­ский бой и снова скачек; на этом французы обломали свои зубы. Немцы придумали бои на измор: под защитой артил­лерийского огня бросали в сражение дивизии за дивизиями, принуждая врага делать то же, пока он не будет изнурен, не истощит все свои резервы, не увидит себя вынужденным от­ступить; в Верденских сражениях оказалось, что атакую­щие немцы изнурились больше оборонявшихся французов, потеряв в полтора раза больше солдат. Опять пришли (в 1917 и 1918 годах) к массовым прорывам, но ни немцы, ни их враги до конца войны не добились решения проблемы прорыва позиционной системы. Проблему решили мы у Луц­ка и Черновиц. Решили не мощностью и сверхмощностью ар­тиллерии (как пытались немцы), не осторожностью и сверхосторожностью пехоты (как придумали французы), а утонченнейшим искусством нашей артиллерии и непревзой­денной никогда и никогда непревзойдимой доблестью нашей пехоты. В Великую войну доблесть эта была больше суммы доблестей всех наших союзников и врагов, а это искусство артиллерии было выше искусства любой, лучшей из артил­лерий той войны .

Выйдя на войну в 1914 г., мы воевали размашисто: фронт битв протяжением в сотни километров, продвижения вперед на сотни километров и такие же отступления. Но осенью 1915 враг устал наступать (когда мы ещё не совсем устали отступать), линия соприкосновения с ним стабилизировалась и ушла в землю, в окопы, в укреплённые полосы, в фор­тификационную систему. От широкого поля перешли к окоп­ной щели, от манёвренных, широких тактических и опера­тивных концепций перешли к воеванию в фортификационной тесноте. Мы принялись изучать способы этого воевания.

Но изучение было бы теоретическим: не затевать же сражений только ради практической поверки теорией вы­думанных правил. Поэтому взяли готовые правила – фран­цузский опыт позиционного воевания – и формулировали их в "Наставлении для борьбы за укрепленные полосы". В войсках стали это Наставление разучивать. Психологиче­ски не лёгок был переход от всем нам на зубок известного и так себя в предшествовавших сражениях оправдавшего "Полевого устава" к новомодному "Наставлению".

На войну мы вышли с великолепным умением окапы­ваться в бою, но этим умением в первых сражениях очень пренебрегали. На ученьях в полках и на войсковых манёврах в мирное время мы хорошо помнили Суворовскую "Науку побеждать": "Ступая на атаку!... Ступай, ступай, атакуй в штыки! ура! мушкет в правой руке на перевесе..." Это вошло в пехотную плоть и кровь. Вот и кидалась наша пехота в 14–м году, почти не перестреливаясь и совсем не окапываясь, в атаку, в штыки с двухверстного расстояния.

Но потери образумили нас и мы поняли, что в совре­менном огневом бою лопата – тоже оружие пехотинца: она помогает, вырыв окоп, обороняться и наступать. Но наша полевая фортификация ограничивалась в 1914–15 годах од­ним окопом для батальона в первой боевой линии и укры­тием для резервов. Теперь же вражеский артиллерийский огонь научил нас, что сажать в передовую линию три роты батальона с четвертой в резерве неблагоразумно: канонада уничтожает в несколько минут эти три роты, разрушив их окоп. Надо строить глубокий боевой порядок батальона: 3–4 линий и для каждой линии строя – линия окопов. Так образуется оборонительная полоса. В нескольких верстах за нею сооружается вторая, а позади нее третья полосы. Все и всё уходит в землю: отстреливаться из окопа, пере­двигаться по ходам сообщения, отсиживаться во время канонады и жить в "мирные" часы в убежищах и в лисьих норах.6

В наступательном бою для атаки позиционной полосы пехотный полк должен строиться в 8–12 одна другой в заты­лок поставленных линий – они называются волнами и это название соответствует характеру штурма, подобного прибою при шторме. В противоположность полевому бою, где роты первой линии остаются в первой линии пока не завер­шат боя или пока не полягут и где резервы вбегают в эту первую линию, подкрепляя её, восстанавливая её утомив­шийся порыв, – в атаке фортификационной системы каж­дой волне дается определённое и, так сказать, примитив­ное задание, например: первой волне – захватить первый вражеский окоп, второй волне – по ходам сообщения про­двигаться ко второй линии окопов, третьей волне – чи­стить первый окоп – уничтожать или брать в плен врагов, там засевших. Как бушующее море набегает волна за волной на берег, разрушая его, так волны боевого, штурмую­щего порядка волна за волной кидаются на линии или точки вражеского сопротивления, пока не овладеют всей позицион­ной полосой противника.

Молодые офицеры без отвращения воспринимали по­зиционную тактику, но уцелевшим в полках кадровым офи­церам она была противоречащей тому, чему они учились и чему годами обучали солдат: боевой приказ велит, что на­до сделать, а инициатива каждого исполнителя приказа под­сказывает, как это надо сделать. Теперь же – никакой ини­циативы. Скульптор боя, офицер, кустарь боя, унтер–офи­цер, должны превратиться в рабочих при конвейере: каждый ввинчивает только один винтик, затягивает одну гайку. Инициатива вытеснена жестким боевым расписанием: на каждую минуту боя каждому строевому подразделению ука­зано, что делать. Каждому упрощено, а для всего боевого порядка усложнено: можно ли в приказе–расписании предвидеть все возможности, все случайности боя?

Но лучшей тактики позиционного воевания не придума­ли (танк ещё не народился) и приходилось зимой 1915–16 годов пользоваться каждым днем пребывания батальона, роты в резерве, чтобы на специально вырытых в тылу пози­циях, учебных, практиковаться в новой тактике. Не отвеча­ло она нашему русскому духу, нашей лихости. Не нравилось нам и окопное сидение, жизнь в блиндажах, в лисьих норах:

...то ли дело под шатрами

В поле лагерем стоять.

пела любимая солдатская песня.

Артиллеристам и того меньше нравилась "французская мода". Когда мы вышли на войну, мы были, если можно так выразиться, шрапнельной артиллерией: хотя все понимали возросшее значение окопа и необходимое его применение в современной войне, однако как то не делали вывода, что не шрапнель, а граната должна быть главным снарядом пуш­карей. Батарея имела 14 зарядных ящиков и все передки наполненными шрапнельными патронами и только 2 заряд­ных ящика возили гранаты. В первых же сражениях коман­диры батарей взмолились об увеличении пропорции гранат, потому что шрапнель не убивает окопавшегося противника. Может быть эта мольба долго не была бы услышана, но нужда помогла: изготовление шрапнелей гораздо более сложный технический процесс, нежели фабрикация гранат, а поэтому, в стремлении к скорейшему развертыванию воен­ной промышленности, стали заказывать заводам все боль­ше гранат. Но и граната 3–x дюймовой пушки не имела до­статочного фугасного, разрушающего действия против хо­рошо сделанных окопов с деревянным настилом (не говоря уже о бетонном настиле или стальном).

И еще одно важное обстоятельство превратившись из шрапнельной в гранатную, артиллерия наша осталась все же пушечной, пушка бьет цель в лоб, а окоп, блиндаж на­до бить сверху, это делают гаубицы и мортиры Гаубиц было у нас мало (не больше одной батареи на дивизию), а мортир совсем мало (не больше двух трех дивизионов на Армию) Между тем новая тактика основывалась на француз­ском принципе "артиллерия завоевывает, пехота оккупи­рует". Если там французы и англичане ничего в период по­зиционного воевания не завоевали своим множеством тя­желых мортир и гаубиц, то как завоевать нам нашими вели­колепными, но слабосильными трехдюймовками.

"Наставление для борьбы за укрепленные полосы воз­лагало на артиллерию много задач проделать для пехоты проходы в неприятельских проволочных заграждениях, разбить пулеметные гнезда, завалить окопы врага и разрушить его опорные пункты, загнать перед пехотным штурмом его пехотy в убежища, подавит огонь вражеской артиллерии, во время штурма положить впереди нашей пехоты "заградительный огонь", чтобы неприятельские резервы не могли подойти; этот "заградительный огонь должен быть подвижным: его поступательное движение должно быть во времени и пространстве согласовано с движением нашей пехоты от первой линии окопов врага к последующим, от первой позиционной полосы ко второй. Для такого множества задач необходимо было и множество жерл. Немцы и французы ставили на каждом километре позиционного сражения (попытки прорыва фортификационной полосы) 100 и более орудий, преимущественно полутяжелых и тяже­лых. Мы не могли поставить и половины этого количества (при том у нас в большинстве были легкие пушки).

В этом надо было винить Главное Артиллерийское Упра­вление и нашу промышленность, к требованиям большой войны не приспособленную, и союзников не приспособлен­ных к выполнению взятых на себя обязательств по снабжению нас тяжелой артиллериею. Но было нечто, в чем надо винить наше высшее командование и наше высшее артилле­рийское начальство. Мы вышли на войну, имея, по старoмy обычаю, 8 орудий в батарее, осенью 1914 года у батареи ваяли по 2 орудия, чтобы в тылу формировать артиллерию для новых дивизии, опыт боев показал, что при огромной скорострельности пушек того времени (теоретически 20 вы­стрелов в минуту, а практически 10) можно боевые задачи выполнять четырьмя орудиями и что поэтому командир бата­реи может обойтись без 5–й и 6–й пушек. Все армии, кроме нашей, сделали батареи 4–х орудийными, а из пушек, отня­тых у батареи, сформировали новые батареи, увеличив та­ким образом число батарей в дивизии. Мы же упрямо оста­вались при 6–ти орудийных батареях, нe понимая, что 30% наших пушек мы возили понапрасну, что ими можно было на 30% увеличить количество батарей в дивизии и, следовательно, на 30% усилить огневую, артиллерийскую мощь дивизии. Но консерватизм во все века во всех армияx во многих случаях задерживал реформы, требуемые военной жиз­нью.

Затруднений к приложению в боевой практике "Наставления для борьбы за укрепленные полосы" было много. Сражения, которые наши Северный и Западный Фронты разыграли в марте 1916 года по новым тактическим правилам послужили как бы проверкой этого "Наставления". Выяс­нилось, что местность не была достаточно подготовлена для атаки: фортификационные работы не обеспечили безопас­ности пехоты перед штурмом, артиллерия нередко распола­галась на пределе своей дальнобойности и не могла поддер­живать огнём продвинувшуюся вперед пехоту; не было со­гласования в движении пехоты и движении артиллерийского огня; не были проложены скрытые пути подвоза снарядов на батареи и они в разгар сражения остались без огнепри­пасов; пехотные резервы стояли слишком далеко; саперы оставались в тылу, вместо того, чтобы содействовать пехоте; пехота атаковала не разрушенные проволочные загражде­ния и понесла большие потери; артиллерийской подготовки атаки второй линии окопов не было и пехота, не имея воз­можности взять её, отступала не только на уже взятую пер­вую линию, но – и в исходное перед атакой положение.

Этот перечень погрешностей говорит не столько об ошибках командиров того или иного ранга, сколько об ос­новной ошибке: нельзя было импровизировать – для удовлетворения французских мольб о спасении Вердена – насту­пление и торопить с подготовкой его. Но эти погрешности говорят и о том, как затруднительно практическое приложе­ние „Наставления", вследствие непривычности для нас по­зиционного воевания.

Тем больше заслуга ударных дивизий Юго–Западного Фронта, что они преодолели все эти затруднения и при со­вершенно недостаточной мощности нашей артиллерии, участ­вовавшей в битве, добились великолепных результатов ар­тиллерийской подготовки и блестящих успехов в пехотной атаке. Если мы срезались на мартовском экзамене в умении воевать позиционно, то Луцк–Черновицкий экзамен мы выдержали отлично, показав врагам и союзникам, как надо вы­полнять позиционное воевание.


Глава V

programma-disciplini-ocenka-stoimosti-kompanii-dlya-specialnostej-060400-finansi-i-kredit-i-060800-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-3-ya-stupen-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
programma-disciplini-od-f-05-finansi-denezhnoe-obrashenie-i-kredit-celi-i-zadachi-disciplini.html
programma-disciplini-od-s-09-tehnologiya-i-oborudovanie-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-i-diagnostiki-avtomobilya-specialnost-050501-65-professionalnoe-obuchenie.html
programma-disciplini-ods-05-massazh-cel-disciplini-sformirovat-u-studentov-glubokie-teoreticheskie-i-prakticheskie-umeniya-i-naviki-massazha-zadachi.html
programma-disciplini-ods-10.html
programma-disciplini-ontologiya-i-teoriya-poznaniya-dlya-napravleniya-030100-62-filosofiya-podgotovki-bakalavra.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-3-sharlin-harris-huzhe-chem-mertvij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/t-n-kandaurova-mecenati-botkini-l-n-velihovskij-t-n-kandaurova-botkini-blagotvoriteli-mecenati-kollekcioneri-obshestvennie-deyateli.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zashita-informacii-po-vibroakusticheskomu-kanalu-utechki-informacii-chast-10.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dogovr-franchajzingu-chast-13.html
  • write.bystrickaya.ru/eyu-rivkin-moskvovedenie-5-11-klassi-programma-dlya-obsheobrazovatelnih-shkol-m-1997.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ustanovku-provodki-pereklyuchatelya-9cap-9caf-9chp-9chf-9-kanalnaya-kompyuternaya-sistema-radioupravleniya-instrukciya.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-turizm-disciplina-tehnologii-i-organizaciya-operatorskih-i-agentskih-uslug.html
  • learn.bystrickaya.ru/ev-korovkina--ekologicheskij-karkas-muzeya-zapovednika-karabiha-n-p-ryazancev-materiali-muzejnogo-otdela-narkomprosa.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-vozvrashenie-k-nachalu-graham-hancock-robert-bauval-grem-henkok-robert-byuvel.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-opisanie-metodov-issledovaniya-nauchnij-otchet-po-proektu-proektirovanie-differencirovannogo-holdinga-iz-malih.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursovoe-proektirovanie-osennij-semestr.html
  • education.bystrickaya.ru/151000-tehnologicheskie-mashini-i-oborudovanie-stranica-11.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yaroslavl-stanet-mezhdunarodnoj-ploshadkoj-dlya-politicheskih-diskussij-stranica-5.html
  • books.bystrickaya.ru/domashn-zadanie-primechanie-1-vvedenie-3-ch-chto-izuchayut-v-kurse-zemlya-planeta-lyudej-vvodnij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/64programma-massovih-sportivno-ozdorovitelnih-meropriyatij-den-zdorovya-perspektivnaya-nachalnaya-shkola.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspisanie-letnej-ekzamenacionnoj-sessii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-pismennaya-rech-programmi-po-rki-21-uchebniki-po-rki-22-urok-kak-osnovnaya-forma-organizacii-uchebnogo-processa.html
  • credit.bystrickaya.ru/polupredikativnie-edinici-v-serbskom-perevode-romana-me-saltikova-shedrina-chast-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/o-sostoyanii-grazhdanskogo-obshestva-v-kurskoj-oblasti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sharl-de-koster-i-ego-roman-legenda-o-tile-ulenshpigele.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-4-mehanizm-gosudarstvennogo-kurs-lekcij-omsk-izdatelstvo-sibadi-2007.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statya-sfera-primeneniya-nastoyashego-federalnogo-zakona-vcelyah-nastoyashego-federalnogo-zakona-mnogodetnoj-semej-priznaetsya-semya-v-sostave-kotoroj-est-tri-i-bolee-detej-v-vozraste-do-vosemnadcati-let.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-laboratornaya-rabota-7-organizacionno-normativnaya-dokumentaci-uchebnaya-programma-kursa-teoriya-i-metodika.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/povishenie-effektivnosti-kompleksov-mnogokanatnih-podemov-s-nazemnim-raspolozheniem-podemnih-mashin.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-kontrakta-po-rezultatam-aukciona-rektor-dvgtu-a-a-fatkulin-2-6-iyunya-2008-g.html
  • klass.bystrickaya.ru/44-avtomatizaciya-predpriyatij-svyazi-1-seti-svyazi-sistemi-kommutaciii-i-vichislitelnaya-tehnika.html
  • institut.bystrickaya.ru/tip-otveta--tip-voprosa-figurativnij-foneticheskij-semanticheskij-foundations-of-human-sciences-series.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/adovkatura-v-rossii-chast-11.html
  • turn.bystrickaya.ru/opasnosti-opasnie-situacii-i-sobitiya-po-gost-r-51344-99-metodicheskie-rekomendacii-po-razrabotke-i-podgotovke.html
  • college.bystrickaya.ru/-bankovskogo-scheta-v-rublyah-rf-s-polucheniem-bankovskoj-karti-visa-electronplus.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nemeckij-yazik-professionalnij-iii-kurs-5-semestr-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080102-mirovaya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-matematika-algebra-po-napravleniyu-podgotovki-230100-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika.html
  • lesson.bystrickaya.ru/polozhenie-o-vserossijskom-master-klasse-uchitelej-rodnih-vklyuchaya-russkij-yazikov-obshie-polozheniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/volshebnij-kompyuter-35-chasov.html
  • tests.bystrickaya.ru/krugovorot-veshestv-v-biosfere-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.