.RU

Практическое пособие по духовно-нравственному воспитанию дошкольников 2012 год




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 3 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

Краснодарского края








«Наполним радостью сердца!»


Практическое пособие по духовно-нравственному воспитанию дошкольников


2012 год


Автор: Мудриевская Анна Вячеславовна, музыкальный руководитель первой квалификационной категории МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 3 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края.


Редакторы: Ляшенко М.В., методист Центра развития образования станицы Ленинградской, муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края.

Бровко А.А., старший воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 3 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края.


«Наполним радостью сердца!» Практическое пособие по духовно-нравственному воспитанию для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ.


Практическое пособие посвящено актуальной проблеме - духовно-нравственному воспитанию дошкольников, сохранению культурных традиций.

Содержит конспекты занятий, беседы, сценарии праздников и развлечений,

консультации для родителей, стихи, песни, посвящённые празднику Пасхи. Пособие адресовано музыкальным руководителям и педагогам дошкольных учреждений.


Пояснительная записка


Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Поэтому, в последнее время, в нашем детском саду все больше уделяется внимания духовно-нравственному воспитанию детей. Хочу отметить, что мы не занимаемся религиозным образованием детей. Главным является систематичность деятельности по воспитанию положительного отношения к духовно-нравственным ценностям, ее взаимосвязь с занятиями, в частности, по музыкальному воспитанию и проведению православных и календарно-обрядовых праздников и досугов. Педагогами нашего коллектива была разработана программа «Храм души». Она включает в себя и знакомство детей с православными праздниками, которое происходит на познавательных развлечениях. Для их проведения я подбираю литературно-музыкальный материал, так, чтобы он помог наполнить досуг ребёнка радостью, и при этом помог понять духовный смысл праздника, наполнил его особой атмосферой, а так же стараюсь дать необходимый запас знаний. Включаю в сценарий праздников тематические песни, игры, танцы, сценки и увлекательные сюрпризные моменты. Использую малые формы фольклора – пословицы, поговорки, загадки, потешки.

«Праздником праздников» и «Торжеством торжеств» называют в народе Светлое Христово Воскресенье – Святую пасху. И первый православный праздник, проведённый в нашем детском саду, был праздник «Святой Пасхи». Было очень трудно подобрать нужный материал, не знала, как воспримут его дети. Но уже тогда я для себя решила, что это будет не развлечение с играми с крашенками, а настоящий праздник, передающий радость и ликование. Ведь очень важно донести детям духовный смысл праздника, который символизирует победу любви над ненавистью, жизни над смертью, надежду на будущее.

Теперь Пасху провожу с детьми разного возраста – от 2-й младшей группы до подготовительной. Чтобы доступно донести каждому ребёнку смысл этого праздника, его традиции, пробую различные формы проведения. Для малышей - это кукольный театр в постановке взрослых. Для ребят постарше - драматизация «Пасхальной сказки». Сказка увлекательно и ненавязчиво знакомит малышей с традициями праздника, учит их доброму отношению к окружающим, воспитывает сочувствие и сопереживание. Для старших дошкольников Пасху провожу в форме театрализованного представления, в котором они узнают историю появления праздника, его духовны смысл, народные традиции.

Книга, которую вы держите в руках, предлагает сценарии праздников Пасхи, которые проводились в нашем детском саду. Найдёте вы в ней и другие материалы: конспекты занятий, беседы для детей, посвящённые Пасхе, консультации для родителей, сценки, описание танцевальных композиций, стихи, детские песни. От всей души желаю, чтобы вам это издание помогло сделать детский праздник незабываемым, чтобы пасхальная радость как можно дольше оставалась в душе ребёнка.

Желаю творческих успехов!

Конспекты занятий

Музыкальное занятие «Страстная седмица»

(неделя перед Пасхой)


Для подготовительной группы


Цель: дать представление о Страстной неделе, формировать основы музыкальной культуры, проявлять творческое воображение в процессе слушания музыки.

Оборудование: репродукции икон «Распятие», «Снятие с Креста», «Положение во гроб», «Сошествие во ад».

Музыкальный материал: «Благообразный Иосиф» А. Турчанинова, «Плотию уснув» М. Шмельковой, «Плакун-трава», р.н.п. в обр. Н.А.Римского-Корсакова.

Ход занятия


М.р. - Ребята! Помните, мы говорили зимой о празднике Рождества Христова? На земле родился Сын Божий – Иисус Христос. Он принёс людям радость; надежду на вечную жизнь. Из злобы и зависти жестокие люди предали Его смерти, распяли на Кресте. Давайте рассмотрим с вами репродукцию иконы Распятия. Что изображено на ней? В центре иконы изображен распятый на Кресте Господь Иисус Христос. Над Крестом скорбно застыли Ангелы. У подножия Креста немного людей: почти все ученики Христа испугались происходящего и убежали. В самые тяжкие минуты Его земной жизни осталась со Спасителем Матерь Божия. Она и еще одна из женщин, учениц Христа, стоят у подножия Распятия с одной стороны. И горько плакала Богородица:

О сладчайшая Моя весно,

Сладчайшее Мое Чадо!

Где твоя зайде доброта?

Увы, Мне Свете мира!

Увы, Мне Свете мой.

Иисусе Мой возжеленный!


М.р. Дети, есть старинная песня, в ней мелодия как будто
плачет: звуки катятся вниз, словно слёзы. (Педагог исполняет русскую
народную песню «Плакун-трава»).

М.р. На музыкальных занятиях мы говорили о том, что Н. Римский-Корсаков использовал в своих произведениях старинные крестьянские песни. Песня «Плакун-трава» одна из них. Какое настроение передаёт песня?

Дети. Печальное, грустное.

М. р. Правильно, мелодия песни звучит горестно, словно причитание. Так же и

Богородица оплакивала своего Сына.

С другой стороны от Креста стоит, склонившись в великом горе, любимый ученик Господа, Иоанн. Господь страдает на Кресте, но кажется, что прибитыми ко Кресту руками Он как будто обнимает всех нас. Ведь ради нашего спасения от власти греха и смерти принял Христос крестные муки.

Когда Христос умер, ученик Его Иосиф снял с Креста тело Его положил во гроб (рассматриваем репродукции икон «Снятие с Креста» и «Положение во гроб», обращаем внимание детей на изображение горя.)

Дни перед пасхой - особенные. Каждый день этой седмицы (недели) называется Великим. Сегодня - Великий … (назвать день). Почему так? Потому, что эти дни страданий (страстей) Иисуса Христа, Сына Божия. Когда тяжело болеет дорогой нам человек, мы не будем бегать, смеяться, и громко кричать, а тихонечко сядем рядом. Видя, как ему больно, и наша душа будет скорбеть, появится доброе желание облегчить его страдания.

В эти дни страдал самый дорогой для всех людей Человек и Бог, Иисус Христос; и святые Его страдания отзываются в каждой душе состраданием, рождают самые святые чувства. Посмотрите на иконы. С какой любовью, умилением, жалостью и благоговением изображён страдающий Христос! А люди рядом с Ним (Матерь Божия, ученики) переживают великое горе: страдают и скорбят; громко рыдают и тихо плачут (рассматриваем изображения на репродукциях икон, слушаем фрагмент песнопения «Благообразный Иосиф»).

М.р. Вы прослушали фрагмент духовного песнопения «Благообразный Иосиф». Оно исполняется в храмах на Страстной неделе. В нём слышатся интонации плача, причитания, временами, мелодия как бы замирает на месте от ужаса и отчаянья того, что сотворили люди.

Увидело солнце и скрыло свои лучи.

Увидела луна и затрепетала.

Увидели камни и распались.

А исполнял это произведение смешанный хор. Вспомните, кто поёт в смешанном хоре?

Дети. В смешанном хоре есть и мужские, и женские голоса.

М.р. Правильно. А ещё это произведение исполняется a capella, т.е. без аккомпанемента.

А что же мы, люди? Неужели мы бесчувственнее камней? Нет, дети, нет.

В эти дни сохраним в душе сострадание, любовь, желание помочь; постараемся сделать что-то доброе.

Что было дальше?.. Нам расскажет об этом репродукция иконы «Сошествие во ад». Спаситель в золотых ризах в божественном круге Крестом разрушает темноту пещеры, в изображении людей переданы ожидание и радость. А теперь я предлагаю вам послушать песнопение «Плотию уснув» Слушаем произведение.

М.р. А какое настроение передаёт это песнопение?

Дети. Сначала музыка звучит тихо и печально.

М.р. Да, сначала в мелодии произведения мы слышим глубокую скорбь и печаль.

А окончание звучит совсем по-другому: светло, торжественно, чувствуется непобедимая мощь.

В песнопении слышны радость и ликование о воскресшем Господе, торжество победы жизни над смертью.


Музыкальное занятие «Светлое Христово Воскресение»

Для подготовительной группы


Цель: закрепить у детей понятие о празднике Пасхи, воспитывать интерес к православной культуре.

Оформление занятия: икона праздника «Воскресение Христово». Перед ней горят пасхальные (красные) свечи, стоят цветы. Столик с угощением: кулич, крашеные яйца.

Музыкальный материал: «Пасхальная песенка» муз. неизв. автора, сл. И.Рутенина, стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе», Тропарь Пасхи, Задостойник Пасхи.


Ход занятия:


М.р.- Помните, дети, нашу беседу о страданиях и смерти Христа? Помните иконы и песнопения - в них скорбь, слёзы, рыдания и тихая печаль... и надежда на чудо. И вот оно - чудо, самое удивительное и радостное: Христос воскрес! Как это возможно? Никто не знает. Как это происходило? Никто не видел. Это тайна. Давайте с вами прислушаемся к тому, что поют в праздничной Пасхальной службе, узнаем о событиях Пасхальной ночи.

Полночь. Всё замирает в храме ... в тишине таинственно начинается пение: «Воскресение Твое, Христе спасе, ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», все подхватывают, храм наполняется звуками, зажигают свечи; начинается крестный ход (так жёны-мироносицы ещё до восхода солнца шли ко гробу Спасителя).

Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается у закрытых дверей храма, как бы у входа ко гробу Господню. И вот радостная весть: Христос воскресе! Её возвестил им Ангел в блистающих одеждах. Вот его слова: «Не ужасайтесь! Иисуса ищете распятого; Он воскрес, Его здесь нет. Вот место, где он был положен. Но идите, скажите ученикам его... Двери открываются, и все входят в сверкающий множеством свечей и красных облачений храм; всеобщее ликование, торжество (слушаем тропарь праздника). Какие чувства слышны здесь? Торжество победы, радость, непобедимая сила, мощь.

- В песнопении слышны радость и ликование о воскресшем Господе, торжество победы жизни над смертью. Послушайте, как переводится его текст с церковно-славянского языка: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» - «Христос воскрес из мёртвых, победил смерть, и умершим жизнь даровал».

А теперь давайте вместе споём «Пасхальную песенку»

^ Дети исполняют песню.

Церковь хранит предание о том, что воскресший Господь явился Своей Пречистой Матери, утешив её. В Иерусалиме, в храме Воскресения до сих пор указывают место явления воскресшего Христа Своей Матери.

И мы поём:

Радуйся, Дево, радуйся,

радуйся Благословенная,

радуйся Препрославленная,

Твой Сын воскресе тридневен от гроба»

^ Слушаем Задостойник Пасхи

В конце пасхальной службы все поздравляют друг друга. Слова «Христос воскресе» не смолкают в храме, разливаются светом множества свечей, сиянием радующихся лиц. И я тоже поздравляю вас с прекрасным и светлым праздником Воскресения Христова. Святая радость, сияние света, любовь и благодарность... душа ликует, светлая пасхальная радость переполняет душу и щедро изливается на весь мир. И солнышко играет, и птицы щебечут, и, как благая весть о воскресении, разносится колокольный звон (слушаем запись).


Беседы для детей

«Светлая седмица»

Для старшего дошкольного возраста.


Цель: Познакомить детей с традициями празднования Пасхи. Воспитывать интерес к православным праздникам.


Воспитатель. Наступил самый большой и радостный, самый главный христианский праздник. Вы, конечно, знаете, какой!

Дети: Воскресение Христово!

Воспитатель. А сможете ли ответить, что за событие празднуем и вспоминаем мы в этот день?

Дети — Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа.

Воспитатель. С каким состоянием души надо стараться прово­дить пасхальные праздничные дни?

Дети — Радоваться, поздравлять друг друга.

Воспитатель. Празднуя Воскресение Христово, мы должны стараться не грешить: не злиться, не ссориться, не об­манывать, не капризничать, не требовать себе лучше­го, но любить друг друга, делать добро, стараться поде­литься пасхальной радостью.

А знаете ли вы, дети, что вся неделя (по-славян­ски — седмица, ведь в неделе семь дней), следующая за Пасхой, имеет свое особое название?

Называется она Светлой. И не похожа ни на какую другую неделю в году.

Вся природа радуется и ликует. Какая бы ни стояла погода в эти дни на дворе, и тепло, и солнце, и даже дождик славят воскресшего Спасителя.

В храмах на Светлой седмице каждый день после торжественной службы совершается крестный ход — с иконой Воскресения Христова.

На Светлой седмице даже здороваются православ­ные люди по-особому, говоря: «Христос воскресе!» и отвечая: «Воистину воскресе!»

В каждом доме и угощение пасхальное приготовле­но: яркие крашеные яички, ароматные куличи, слад­кие творожные пасхи.

Всю Светлую неделю всякий, кто пожелает, может подняться на церковную колокольню позвонить в ко­локола. Повсюду раздается радостный колокольный звон.

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье

Этот дивный перезвон

Светлым гимном Воскресенья

Зазвучал со всех сторон.

^ Священник Владимир Шамонин

Спешат православные люди поздравить друг друга со светлым и радостным пасхальным праздником. Как можно поздравить с праздником Пасхи?

Дети. Позвонить по телефону, прийти в гости.

Воспитатель. Правильно. Близких можно навестить или позвать в гости, а тем, кто живет далеко, можно позвонить по телефону или отправить им пасхальную открытку. Как радостно по­лучить такое поздравление!

Давайте рассмотрим нашу выставку пасхальных от­крыток. Есть на ней открытки старые, есть и совре­менные. Посмотрите, какие они разные! Изображен на многих пасхальных открытках Воскресший Спаси­тель. А вот — весенние пейзажи, яркие яички, куличи, веселые цыплята, нарядные ребятишки, играющие в пасхальные игры. А я вам предлагаю изготовить пасхальную открытку своими руками. Такой подарок получить вдвойне приятно.


«Пасхальная радость»

Для подготовительной группы.


Цель: Познакомить детей с тем, как в православном храме празднуют Пасху, объяснить духовный смысл этого праздника.


Воспитатель: Ребята! Наступает самый большой и радостный праздник – Пасха Христова. И мне хоте­лось бы поговорить с вами о том, как православные люди празднуют этот великий праздник.

В Великую субботу в храме черный цвет меняется на белый и читает­ся Евангелие, повествующее о Воскресении Господа на­шего Иисуса Христа. Таким образом, уже до пасхальной ночи прихожане храма слышат радостную весть о Воскресении Христо­вом. Они идут домой, и готовятся прийти в храм к полуночи. В полночь совершается обхож­дение храма в подражание женам-мироносицам и пе­ние у закрытых дверей хра­ма. При последних словах хора двери открываются и весь народ, певчие, батюшка входят в храм, заполненный светом, сияющими икона­ми, цветами, запахом кули­чей и восковых свечей. Весь этот церковный, пасхальный аромат, хорошо нам знако­мый, наполняет серд­ца всех людей ликованием и радостью. Пасхальное при­ветствие «Христос Воскресе», которое священник первый раз произнес перед закры­тыми дверями храма, теперь многократно повторяется и батюшкой, и народом с хором.

Завершается служба, батюш­ка зачитывает патриаршее Пасхальное поздравление и поздравляет прихожан с Пас­хой. Все возвращаются домой, чтобы, немного отдохнув, про­должить празднование Пасхи всю Светлую неделю. А как же можно сохранить пасхальную радость так долго?

Вы знае­те, что внутри человека может находиться разное наполне­ние: печаль, недовольство, раздражение, капризы, свое­волие, противление и много еще другого нехорошего. Но можно иметь внутри себя, в душе, радость. Если первое тяготит человека, то послед­нее придает силы трудиться, хочется дружить, помогать, сочувствовать и радоваться.

Нелегко иметь в душе ра­дость, ее постоянно желают похитить у нас непрошеные гости — нехорошие мысли, которые приходят в нашу го­лову и советуют: подумай о нем плохо, позавидуй, похва­лись, плохо ответь. И стоит нам только с ними согласиться, выполнить их совет, как тут же уходит от нас радость и приходит печаль. Иметь радость, сохранять ее можно только добрым расположени­ем ко всем в мыслях, словах и делах. Православный христианин не должен принимать плохих мыслей, а должен стараться иметь всег­да бодрое, приветливое, пас­хальное настроение.

Что же делать, если все же мы приня­ли нехорошую мысль и грусть и печаль овладели нами? Сра­зу надо укорить себя за такой нехороший поступок — плохо думать о ком-то или о чем-то. Попросить у Бога прощения за то, что Господь нас милует, а мы отвечаем неблагодарно­стью через плохие мысли. И, наконец, чтобы совсем осво­бодиться от тягот души, надо сделать что-либо хорошее людям, особенно тому чело­веку, в отношении которо­го мы допустили нехорошие мысли. Вам, может по­казаться это трудным делом, легче жить, как живется. Да, действительно, вначале быва­ет трудно отойти от привычки плохо думать и говорить. Но че­рез малый наш труд, а вернее, желание, мы станем хорошими людьми, и пасхальная радость никогда нас не оставит.


Сценарии праздников и развлечений

Праздник Пасхи

Для средней и младшей группы


Цель: создать радостную атмосферу, закрепить знание истории и народных традиций праздника Пасхи.

^ Дети под музыку входят в зал

Ведущий:

Здравствуйте, ребята дорогие!

Маленькие и большие!

Здравствуйте, гости, милости просим!

Пасху открываем, праздник начинаем

^ Танцевальная композиция «Весна идёт» Т Суворовой

Ребенок.

Вот и Пасха к нам пришла –

Праздник милый для меня!

Сколько радости принёс,

И печали он унёс.

Ребенок.

Над лугами и полями

Светит солнышко над нами,

Долгожданная весна

Нам день Пасхи принесла


^ Песня «Весна пришла» Л. Кузьмичёвой

Ведущий:

Наступил самый большой и радостный христианский праздник – Пасха Господня. А вы знаете, что вся неделя, следующая за Пасхой, называется светлой седмицей. Вся природа ликует и радуется вместе с нами Воскресению Христову: птицы поют, солнышко пригревает все сильней, снег тает все быстрее и быстрей. Появились первые цветы, звонко журчат ручейки

Ребенок.

В день апрельский мы с весною

Пасху красную встречаем

И на волю всей семьей

Божьих птичек выпускаем.

Ребенок.

Птички радостно взлетают,

Птичью песенку поют,

Нас с весною поздравляют

И приветы с неба шлют.

^ Песня «Воробьишки весной» Г.Вихарёвой


Ведущий: Сейчас вы, ребята, превратитесь в маленьких птичек на полянке.


Игра «Птицы и вороны» А. Бурениной «Ритмическая мозаика»

Ребёнок

Христос воскрес! Весна идёт,

Капель журчит, звенит, поет,

Цветы и травы появляются,

Весной природа просыпается.


^ Входит Весна

Весна

Ребята, здравствуйте, родные!

Я очень рада видеть вас

Теплу дорогу я открыла,

Чтоб зелень радовала глаз!

Я - Весна

Бужу землю ото сна!

Распускайтесь неслышно листочки,

Расцветайте повсюду цветочки!

Ну-ка пусть музыка пусть громче звучит

В танце цветочки наши кружит!

Танцевальная композиция с цветами. А. Буренина «Ритмическая мозаика».


Ребёнок

Идет матушка - весна,

Отворяй - ка ворота.

Первый март прошел,

Всех детей провел,

А за ним – апрель

Отворил окно и дверь.

А уж как придет май,

Сколько хочешь гуляй.

Ведущий:

А теперь Весна, давай хоровод водить, чтобы солнышко ярче светило, да землю-матушку согревало.

Хоровод «Ах, ты, вёснушка-весна» р.н.п.

Весна

В пасхальные дни принято дарить крашеные яйца, как символ настоящего яйца, знак будущей жизни и Воскресения. А Вы хотите узнать о том, как со словами «Христос Воскресе!» было подарено самое первое пасхальное яйцо?

Для этого нам нужно позвать Курочку с цыплятами

^ Выходит ребёнок в шапочке курочки

Курочка.

Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.

Подходите, собирайтесь

И вокруг располагайтесь.

Расскажу я вам сейчас

Замечательный рассказ.

Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.

Под музыку выбегают цыплята, становятся в полукруг.

Цыплята.

Мы яички несем,

Всем в подарок их даем:

Белые-пребелые,

Круглые и целые.

Курочка.

Цып, цып, цып.

Цып, цып, цып.

Давно это было,

Прабабушка говорила,

Как Мария Магдалина

Яйцо царю подарила.

Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.

Цыпленок.

Оно было все бело,

Оно было все кругло.

Подносила, подарила,

"Христос Воскрес", - говорила.

Курочка.

Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.

А Тиберий принимал,

Подарок не отвергал,

Говорил, что верить буду,

Если сам увижу чудо.

Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.

Цыпленок.

Он яйцо в руках держал,

Сам с собою размышлял:

"Пусть яичко покраснеет –

В Воскресенье я поверю".

Курочка.

Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.

Яйцо будто услыхало,

^ АЛЫМ ЦВЕТКОМ ЗАПЫЛАЛО

У Тиберия в руках, -

Ужас был в его глазах.

Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.

Цыпленок.

Вот так чудо! Вот так чудо!

Спорить я с тобой не буду.

Это чудо из чудес!

Христос воистину воскрес!

Радуйтесь! Христос воскрес!

^ Песня "Пасхальное яичко".

Весна

А играть мы будем?

Самые быстрые! Самые ловкие!

Ну-ка, похвалитесь своею сноровкою!

Моё задание очень несложное.

Для любого вполне возможное.


Берешь яйцо, кладешь в ложку

И пробежишь с ним немножко.

- Кто первый прибежал,

Тот победителем стал!

^ Проводится игра" Бег с яйцом". Играют дети 4 группы: 2 команды. Приготовить 2 яйца, 2 ложки, 4 кубика.

Весна

Аи, спасибо вам, добры молодцы да крас­ны девицы, за то, что меня ждали, весело пели да плясали.

Прине­сла я вам свои подарки.

Солнышко ясное, птиц хоровод!

Травушка-муравушка в сад позовет.

На лужок, на простор да за праздничный стол!

Ведь на Пасху пекут вкусные, сладкие, сдобные куличи и паски. И вас уже ждёт угощение в группе.

Ещё раз поздравляю всех с праздником! Христос Воскрес!


^ ПАСХАЛЬНАЯ СКАЗКА

Для средней группы


Цель: познакомить детей с праздником Пасхи, традициями этого праздника. Развивать сценические способности, воспитывать интерес к православным праздникам.

Действующие лица:

Бобик, Мышка, Пчелка, Лошадка, Лиса, Медведь, Аленушка, Курочка, Кошечка, Ежик, Кролик, Волк, Ангел.


Оформление зала: домик в лесу.


Негромко звучит мелодия любой русской народной песни. Возле домика на лавочке сидит и шьет Але­нушка. Рядом сидит Бобик и недовольно рычит.

Ведущий:

Давным-давно это было. На опушке леса в ма­леньком домике жила-была девочка Аленуш­ка. Никого из родных у нее не осталось на белом свете. Только крестная, да и та не близ­ко, в деревне.

Но Алена жила — не тужила, в огороде работа­ла, да в лес по грибы-ягоды ходила. И был у нее верный друг — пес Бобик.

Бобик:

Гав-гав!

Аленушка:

Ну, чего ты недоволен?

Может быть, ты, Бобик, болен?

В домике я прибрала,

И лампадку разожгла.

Будем Пасху мы встречать,

Ну, чего тебе ворчать?

Бобик:

Хорошо у нас, хозяйка,

Только как не поворчать:

Ни куличика, ни пасхи...

Как же праздник нам встречать?

Аленушка:

Праздник мы встречаем в храме,

А не дома за столом ,

Нас с тобой Бог не оставит

Не грусти ты ни о чем.

Я пойду в село на службу,

Ты веди себя как нужно.


(Аленка заносит шитье в домик, машет рукой, уходит. К домику подходит Курочка и звонит в колокольчик.)


Курочка:

Чей это домик, кто в нем живет?

Бобик (выходя из домика):

Тут Аленушка живет,

Утром лишь она придет.

А ты кто?

Курочка:

А я — курочка-наседка,

Принесла яичек детке,

Чтоб Аленушку поздравить,

И сиротку позабавить.

(Входит с Бобиком в дом.)

Ведущий:

Вот и яичек Господь на Пасху Аленушке по­слал. Будет теперь чем разговеться!


^ К домику подходит Мышка и звонит в колокольчик.)


Мышка:

Чей это домик, кто в домике живет?

Курочка (выходя из домика):

Здесь Аленушка живет,

В храм она ушла молиться.

Утром лишь теперь придет,

А чего тебе не спится?

Мышка:

А я — Мышка-Норушка.

Я для Аленушки сегодня принесла пакет муки,

Будут в доме у Алены и блины, и пироги.

В зимушку голодную она меня спасла —

Крошек хлебных, семечек для Мышки припасла.

(Входит с Курочкой в дом.)


Ведущий:

Вот и мука теперь есть: Мышка Аленушку от­благодарила.


(К домику подходит Кошечка и звонит в колокольчик.)

Кошечка:

Кто в этом маленьком чистеньком домике жи­вет, не Аленушка ли?

Мышка (выглядывая из домика):

Ой, спасите, кошка, кошка!

Кошечка:

Не пугайся меня, крошка!

Не обидит тебя Кошка.

Я к Аленушке пришла

Ей сметанки принесла.

(Входит с Мышкой в дом.)


Ведущий:

Посмотрите: Кошечка Мышку не стала оби­жать! Ради такого праздника свою любимую сметанку Аленушке отдала.


Смотрите, дети, кто там к домику идет?


(К домику подходит Пчелка и звонит в колокольчик.)


Пчелка:

Чей это домик, кто в нём живёт?

Кошечка (выходя из домика):

Тут Алёнушка живёт,

Утром лишь она придет,

В храме молится она.

Ты же ночью спать должна!

Пчелка:

Я к ней с благодарностью: меда принесла.

Она из паутины вчера меня спасла.

И по весне цветочки она для нас сажает,

Мои сестрички пчелки Алену уважают!

(Входит с Кошечкой в дом.)

Ведущий:

Сколько же продуктов набралось: и яйца, и мука, и сметана, и мед! По-моему, уже можно что-то испечь... Как вы думаете, что можно из этих продуктов испечь? Правильно, кулич!


(К домику подходит Ежик и звонит в колокольчик.)


Ежик:

Ой, какой домик, не Аленушка ли здесь живёт?

Пчелка (выходя из домика):

Да, она тут и живет,

Утром лишь она придет.

А ты кто?

Ежик:

Да ведь я Ежик — ни головы ни ножек.

С девочкой Аленушкой давно уже дружу,

Но в гости к ней впервые я в домик прихожу.

Мой небогат подарочек, но очень я старался.

Изюма да орехов целый кузовок набрался!

Ведущий:

Ну, теперь кулич выйдет особенно вкусный:

Ежик изюма и орехов принёс.


(Ежик входит с Пчелкой в дом. К домику подходит Лошадка и звонит в колокольчик.)

Лошадка:

Какой аккуратненький домик, не Аленушка ли в этом домике живет?

Ежик (выходя из домика):

Да, тут Аленушка живет,

Утром лишь она придет.

А ты кто?

Лошадка:

Я Лошадка сивая,

Принесла Аленушке платьице красивое.

Сшила крестная наряд,

Для Алены в аккурат!

А еще из деревни детки

Передали ей конфетки.

(Входит с Ежиком в дом.)


Ведущий:

Вот это да! Крестная для Аленушки прислала новое платье! Да и дети Аленку не забыли. Это все потому, что Алена — девочка добрая и хо­рошая. Ни кого не обижает, всем помогает. Та­ких никто не забывает. Будет теперь Аленуш­ка нарядная в праздник!


(К домику подходят Лиса и Кролик. Кролик несет сверток.)


Кролик:

Смотри, Лиса, домик! (Стучит в дверь.)

Лиса:

Чей это такой маленький, чистенький домик?

И кто в нем живет?

Лошадка (выходя из домика):

В этом доме Алена живет,

Утром лишь она придет. (Видит Лису.)

Ты же хитрая Лисица!

Как же Кролик тебя не боится?

Лиса:

В ночь святую нельзя враждовать.

Посмотри, изменился весь лес.

И мы можем друг другу сказать:

«Слава Богу! Христос воскрес!»

Кролик:

Воистину воскрес!

Лиса:

Были мы на ферме у Буренки.

Кролик:

Мы ее ходили поздравлять.

Лиса:

Нам она велела для Аленки

Сверточек вот этот передать.

(Кролик вытаскивает, смущаясь, из-под крыльца сверток.)

Кролик:

Тут масла комок

Да белый творожок.

Ведущий:

И Лиса, и Кролик не стали ссориться, а при­несли творожок и масло, да еще и с ребятами поиграли! Теперь звери для Аленушки смогут еще что-то приготовить... Что? Творожную пас­ху!


(К домику подходит Волк и звонит в колокольчик.)


Волк:

Открывайте двери быстрее! Кто тут живет?

Лиса (выходя из домика):

А кто тут так громко кричит?

В доме Аленушка живет,

Скоро уж она придет.

А ты кто?

Волк:

Я — Волк, зубами щелк!

В лесу я на свободе ходить-бродить привык,

Сюда, к Алене вашей, меня прислал лесник.

Сказал, что уважает и помнит деда он,

Дал туфли для Алены и передал поклон.

(Кланяется и входит с Лисой в дом.)


Ведущий:

А лесник-то еще помнит Аленушкиного дедуш­ку! Вот сколько, оказывается, у Алены друзей!


(К домику подходит Медведь и звонит в колокольчик.)

Медведь:

Чей домок-теремок, кто в домике живет?

Волк (выходя из домика):

В этом доме Алена живет,

Скоро уж она придет.

А ты чего пришел?

Медведь:

Мне в берлоге не до сна.

Чую, что пришла весна!

Значит, скоро будет Пасха,

Будет чудо из чудес:

Я пришел к Аленушке,

Сказать: «Христос воскрес!»

Волк:

Ну, тогда заходи, Миша!

Медведь:

Нет, в дом не буду заходить,

Боюсь его я развалить...

Ведущий:

Не стал Медведь заходить в домик, побоялся его сломать. Только уйти собрался, а тут и Аленушка идет!

(Появляется Аленушка и останавливает Медведя.)

Аленушка:

Здравствуй, Мишка косолапый!

Зажила больная лапа?

Будем Пасху мы встречать.

Только нечем угощать...


(Из домика выходит Кошечка.)

Кошечка:

Как это — нечем? Угощенье на столе!

(Из домика выходят все Аленушкины гости и Бобик.)

Хором:

Христос воскрес!

Аленушка:

Воистину воскрес!

(Появляется Ангел.)

Ангел:

Мы слышим музыку с небес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Пришла весна —пора чудес,

Христос воистину воскрес!

Светлее в мире нет словес —

«Христос Воистину воскрес!»


(Из домика выходит нарядная Аленушка. Все поют пасхальную песенку.)

Праздник Пасхи

Для старшей группы


Цель: поддерживать в детях пасхальную радость и желание делиться ею, закреплять навыки содержательного и праздничного общения с ровесниками и взрослыми.

Казак

Здравствуйте, ребята дорогие!

Маленькие и большие!

Казачка

Здравствуйте, гости, милости просим!

Пасху открываем, праздник начинаем

^ Танцевальная композиция «Весна идёт» Т. Суворовой

Ребенок.

Вот и Пасха к нам пришла –

Праздник милый для меня!

Сколько радости принёс,

И печали он унёс.

Ребенок.

Над лугами и полями

Светит солнышко над нами,

Долгожданная весна

Нам день Пасхи принесла

Песня «Здравствуй, лучик солнечный!»

Казак

Пришла желанная весна,

Ушла зима в седые дали.

Земля воспрянула от сна,

И голубая даль ясна,

И не терзают нас печали.

Казачка

Светит солнышко с небес

Лучом весеннего привета,

Шумит вдали зеленый лес,

И гимн звучит: "Христос Воскрес!"

Дети.

Воистину Воскрес!

^ Аудиозапись "Колокольный звон".

Ребёнок

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

Ребёнок

Будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон,

Светлым гимном Воскресенья

Зазвучал со всех сторон!

Дети исполняют песню "Благовест".


Казак

Христос воскрес! Весна идёт,

Капель журчит, звенит, поет,

Цветы и травы появляются,

Весной природа просыпается.

Казачка


А теперь давайте золотые ворота для матушки-весны открывать!

^ Игра «Золотые ворота»

Входит Весна

Весна

Ребята, здравствуйте, родные!

Я очень рада видеть вас

Теплу дорогу я открыла,

Чтоб зелень радовала глаз!

Я - Весна!

Бужу землю ото сна!

Распускайтесь неслышно листочки,

Расцветайте повсюду цветочки!

Ну-ка пусть музыка пусть громче звучит

В танце цветочки наши кружит!

«Танцевальная композиция с цветами» Ритмическая мозаика А. Бурениной


Весной птицы поют, солнышко пригревает все сильней, снег тает все быстрее и быстрей. Появилось много ручейков, а начались ручейки с капелек. Сейчас вы, ребята, превратитесь в маленькие капельки на полянке.


Казачка

Под музыку выбегают дети, становятся врассыпную.

Каждая капелька нашла себе место на полянке, греется на солнышке. Но вот она соединилась с другой капелькой, с третьей, с четвертой, и это уже не капельки, а ручейки.

Под музыку дети свободно двигаются по залу, не задевая друг друга, на сигнал капелька увеличилась - уже двигаются по двое, на очередной сигнал по трое...

Казак

Как много у нас появилось маленьких ручейков, пора им соединиться в один большой ручей и поиграть в игру "Как - из - под горы".

Дети образуют круг, а другие дети встают цепочкой. Дети 5группы - это гора, а дети 4 гр. - ручьи. Под звуки песни цепочка детей 4 гр., как бы прошивает "гору".

^ Как из-под горы

Все бегут ручьи.

Ручьи, вы куда?

Закрывайте ворота!

Кто не успел выскочить из круга, уходит в гору; которая таким образом увеличивается. Когда останется двое детей, которых никак не могут поймать, игра прекращается.

Казачка

Идет матушка - весна,

Отворяй - ка ворота.

Первый март прошел,

Всех детей провел,

А за ним – апрель

Отворил окно и дверь.

А уж как придет май,

Сколько хочешь гуляй.

А теперь Весна, давай хоровод водить, чтобы солнышко ярче светило, да землю-матушку согревало.

Хоровод «Ах, ты, вёснушка-весна» р.н.п.

Весна

В пасхальные дни принято дарить крашеные яйца, как символ настоящего яйца, знак будущей жизни и Воскресения. А Вы хотите узнать о том, как со словами «Христос Воскресе!» было подарено самое первое пасхальное яйцо?

Для этого нам нужно позвать Курочку с цыплятами.

Дети исполняют танец «Цыплята». Ритмическая мозаика А. Бурениной.


Выходит ребёнок в шапочке курочки.

Курочка.

Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.

Подходите, собирайтесь

И вокруг располагайтесь.

Расскажу я вам сейчас

Замечательный рассказ.

Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.

Цыплята.

Мы яички несем,

Всем в подарок их даем:

Белые-пребелые,

Круглые и целые.

Курочка.

Цып, цып, цып.

Цып, цып, цып.

Давно это было,

Прабабушка говорила,

Как Мария Магдалина

Яйцо царю подарила.

Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.

Цыпленок.

Оно было все бело,

Оно было все кругло.

Подносила, подарила

"Христос Воскрес", - говорила.

Курочка.

Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.

А Тиберий принимал,

Подарок не отвергал,

Говорил, что верить буду,

Если сам увижу чудо.

Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.

Цыпленок.

Он яйцо в руках держал,

Сам с собою размышлял:

"Пусть яичко покраснеет –

В Воскресенье я поверю".

Курочка.

Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.

Яйцо будто услыхало,

^ АЛЫМ ЦВЕТКОМ ЗАПЫЛАЛО

У Тиберия в руках, -

Ужас был в его глазах.

Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.

Цыпленок.

Вот так чудо! Вот так чудо!

Спорить я с тобой не буду.

Это чудо из чудес!

Христос воистину воскрес!

Радуйтесь! Христос воскрес!

Казак

Здорово! А играть мы будем?

Самые быстрые! Самые ловкие!

Ну-ка, похвалитесь своею сноровкою!

Наше задание очень несложное.

Для любого вполне возможное.

Казачка

Берешь яйцо, кладешь в ложку

И пробежишь с ним немножко.

Казак

Кто первый прибежал,

Тот победителем стал!

^ Проводится игра" Бег с яйцом". Играют дети 10 группы: 2 команды. Приготовить 2 яйца, 2 ложки, 4 кубика.

Казачка

А теперь, другой народ, не зевай,

К нам на "горку" поспевай!

Казак

Не ударьте в грязь лицом,

Поспевайте за яйцом.

Проводится игра "Горка". Поставить 2 скамейки, 2 стульчика и приготовить 2 яйца. Один конец скамейки поставить на стульчик. Играющий катит яйцо по "горке", подхватывает его и передает следующему игроку и т.д., играют девочки, затем мальчики.


Весна

Аи, спасибо вам, добры молодцы да крас­ны девицы, за то, что меня ждали, весело пели да плясали.

Прине­сла я вам свои подарки.

Солнышко ясное, птиц хоровод!

Травушка-муравушка в сад позовет.

На лужок, на простор да за праздничный стол!

Ведь на Пасху пекут вкусные, сладкие, сдобные куличи и паски. И вас уже ждёт угощение в группе.

Ещё раз поздравляю всех с праздником! Христос Воскрес!


Пасхальная сценка

Для подготовительной группы


Цель: закрепить знания детей о празднике Пасхи, его традициях. Развивать сценические способности, устную речь, воспитывать интерес к православным праздникам.

Действующие лица:

Ваня, Коля, Катя и Настя, два ангела, два стражника, Тиверий, Купец, Египетский посол, Вельможа, Мария.


^ Выходят дети (Ваня, Коля, Катя и Настя), у каждого небольшая корзинка с пасхальными подарками.

Ваня: Христос Воскресе!

Все: Воистину Воскресе!

Коля: Смотрите, сколько разных яичек мне подарили на праздник! Эти деревянные расписные – бабушка. А это хрустальное – мама! Если смотреть сквозь хрустальное яйцо на свет, всё светится, как солнце!

Катя: А мне бабушка подарила пасхальные открытки (показывает открытки). Видите, на каждой своя надпись: «Христос Воскресе!» , «Христово Воскресенье всем на веселье», «Христос Воскрес – ликуют ангелы с небес!»

Настя: Ваня, ты ведь всё знаешь? Скажи, почему почти на всех пасхальных открытках нарисованы яйца? И вообще, почему перед Пасхой красят яйца, а потом дарят их друг другу как пасхальные подарки?

Ваня: Я точно не знаю, просто так принято.

Катя: Просто так ничего не бывает! Кто-то же должен знать ответ на этот вопрос?!

Коля: Наверное, этот ответ знают ангелы с твоей пасхальной открытки. Только нарисованные ангелы не могут говорить.

^ Звучит таинственная музыка. Из-за разных кулис выходят два ангела, похожие на ангелов с пасхальной открытки.

Первый ангел: Каких только чудес не бывает в праздник… Даже ангелы могут сойти с пасхальной открытки и говорить с людьми.

Ваня (с восторгом и удивлением): Вот это да!!!

Второй ангел: С праздником вас! С Воскресением Христовым! Христос Воскресе!

Дети (хором): Воистину Воскресе!

Первый ангел: С древних времён яйцо считается символом жизни. Ведь из похожего на камушек яйца может вылупиться живой птенец.

Второй ангел: Конечно, для этого яйцо не надо забирать от мамы – курицы, которая будет высиживать его, обогревая своим теплом. Пока птица высиживает яйцо, в нем происходит чудо зарождения жизни.

Ваня: Но ведь из стеклянных, фарфоровых и шоколадных яичек, хотя они и красивые, не может вылупиться настоящий цыплёнок…

Первый ангел: И всё равно такие яйца тоже принято дарить в пасхальные дни как символ настоящего яйца, знак будущей жизни и Воскресения.

Второй ангел: Послушайте рассказ о том, как со словами «Христос Воскресе!» было подарено самое первое пасхальное яйцо!

Дети (наперебой): Расскажите! Расскажите, пожалуйста!

Ведущая: После того как Христос воскрес, его ученики разошлись по свету с вестью о чуде Воскресения. Среди других учеников Христа была Мария Магдалина. Так однажды в славный город Рим к императору пришла Мария. У входа во дворец стояла стража, и гости знатные с богатыми дарами спешили к императору в покои.

Дети – персонажи и ангелы уходят. На сцену выносится императорский трон – стул с высокой спинкой, покрытый чехлом из блестящей материи. На трон садится мальчик – «император», одетый в яркий хитон и накидку; на голове у него – венок из лавровых листьев. За спинкой стула – слуга с опахалом, немного впереди – два стражника с копьями в руках.

1-й стражник: Тиверий – император, там купец заморский.

Тиверий: Впустить его!

^ Звучит музыка. Входит купец, держа в руках драгоценное ожерелье.

Купец: Великий император и владыка, прими ты в дар вот это ожерелье из жемчуга, рубинов и сапфиров.

Тиверий: Приму твой дар.

Купец: Из дальней страны привёз я девиц – красавиц. Разреши им потанцевать, пусть нас потешат, повеселят!

Тиверий: Ну что ж. Пусть танцуют.

^ Выходят девочки, танцуют танец с платками.

Тиверий: Ай да девицы – красавицы. Повеселили меня, а теперь идите!

Купец уходит.

2-ой стражник: Посол Египетской страны…

Тиверий: Впустите!

^ Звучит музыка. Входит посол с подносом золота.

Египетский посол: Великий царь Тиверий! В дар от нас прими ты это золото в избытке. Пусть золото усилит власть твою и укрепит могущество державы.

Тиверий: Достойный дар!

Посол, поклонившись, уходит.

1-ый стражник: Заморский вельможа

Тиверий: Впусти его!

^ Звучит музыка. Входит вельможа, в руках у него огромный драгоценный камень.

Вельможа: Тиверий – император! Я привёз алмаз. Огромной ценности и очень редких свойств. Достоин он в короне сиять царской.

Тиверий: И этот дар приму. Иди же с миром.

^ Вельможа кланяется и уходит.

Играет тихая музыка, появляется Мария Магдалина.

Тиверий: Кто там ещё?

1-ый стражник: Сейчас узнаем. (Обращаясь к Марии Магдалине) О женщина, кто ты? Известно ли тебе, что все приходят к императору с дарами? Какие камни драгоценные иль ткани правителю ты нашему несёшь? А может угощение какое?

Мария: Мария я из города Магдалы, я раньше часто во дворе бывала. Сегодня с важной вестью я пришла! Когда-то тоже я была богата и приносила ценные подарки. Сегодня я богата только верой в Спасителя и Господа Христа. Что я могу сегодня подарить? Вот дар – яйцо, символ жизни, - Христос воскрес!

Мария показывает стражникам яйцо. (В руке у девочки деревянное яйцо, одна половина которого покрашена в белый цвет, а другая - в красный; она держит его белой стороной наружу.)

2-й стражник: Что ж, дар твой невелик, но, если весть важна, - пройди!

Стражники пропускают Марию.

Тиверий: Мария Магдалина, что тебе?

^ Мария подходит к императору и обращается к нему, протягивая яйцо.

Мария: Тиверий – император! Я пришла сказать тебе о чуде Воскресения! Наш Бог – Иисус Христос – воскрес! Весь мир от рабства смерти он избавил! Христос воскрес!

Тиверий (удивлённо): Как может кто-нибудь воскреснуть? Невероятно это, невозможно. Тогда лишь только я поверю в Воскресенье, когда яйцо это станет красным.

^ Мария незаметно поворачивает яйцо в руке красной стороной наружу и раскрывает ладонь.

1 стражник: О, император, посмотри скорее, яйцо розовеет, нет, темнеет. О чудо! Оно стало ярко – красным!

^ Тиверий аккуратно берёт в руки и показывает всем красное яйцо.

Тиверий: Воистину Иисус Христос воскрес! (Обращаясь к залу) Христос воскрес!

Зрители: Воистину воскрес!

Мария (обращаясь к залу): Христос воскрес!

Зрители: Воистину воскрес!

^ Исторические персонажи остаются на сцене, выходят также ангелы и дети – Ваня, Коля, Настя и Катя.

Ангел: Вот откуда берёт начало обычай дарить на Пасху красные яйца!

Катя: Вот, оказывается, как было подарено первое пасхальное яйцо…


Консультации для родителей

Что нужно знать о православных праздниках.


Самыми значимыми среди православных праздников являются двунадесятые праздники. Это 12 важнейших после Пасхи праздников. Есть неподвижные и подвижные. Неподвижными являются Рождество Христово, Крещение Господня или Богоявление, Сретение, Преображение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Рождество Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Подвижными являются Вход Господень в Иерусалим (последнее воскресение великого поста), Вознесение Господне – сороковой день от Пасхи, День Святой Троицы – 50-ый день от Пасхи.

Ни один из двунадесятых праздников не празднуется церковью с таким торжеством как праздник Рождества Христова. Этот праздник мы отмечаем 7 января. Ему предшествует пост, который ещё называют Филипповым постом. Наиболее строгим в воздержании является предпоследний день поста, который называется сочельник. Само название происходит от слова «сочиво» - варёные зёрна риса или пшеницы. Вкушать его можно только после Рождественской вечерни.

Перед рождением Спасителя римский император Август повелел произвести во всей обширной империи перепись. Все подданные Римской империи отправились для переписи в свои родные города. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, и им пришлось отправиться в город Вифлеем. В Вифлееме Деве Марии и Иосифу не нашлось места для ночлега, они устроились на ночлег в вертепе, где пастухи укрывали своё стадо от непогоды.

Родившийся там младенец, повитый пеленами , был уложен в ясли. О рождении Младенца тотчас узнали пастухи и восточные мудрецы. Пастухи, пришедшие в вертеп после явления к ним ангела, поспешили в Вифлеем, и первые поклонились младенцу.

Перед его рождением явилась на востоке чудесная звезда. Она привела с востока, на поклонение новорожденному спасителю волхвов, которые принесли ему дары – золото, смирну и ладан. Золото – как Царю, ладан как Богу, смирну – как человеку.

Крещение Господне отмечается 19 января. Как трепетен этот праздник! Момент Крещения Господня – один из самых трагических моментов Его жизни. Христос пришёл окунуться в воды Иордана, в которых омывались люди, кающиеся в самых тяжёлых грехах. И в эти воды пришёл погрузиться Христос в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест. Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким благоговением на них глядим, а Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их на случай болезни, на случай душевной скорби, для очищения и обновления.

Преображение Господне празднуется Церковью 19 августа .В этот день Господь возвёл на гору троих преданнейших апостолов и показал им Свою Божественную славу. Лицо Спасителя стало светлее солнечных лучей, а одежды белее снега. Этот праздник призывает нас к преображении нашей души. Потрудимся и исправимся, станем добрыми ко всем, и тогда душа преобразиться к свету.

Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы, отмечаемый 7 апреля, установлен в память о сообщении архангелом Гавриилом Деве Марии благой вести о грядущем рождении Сына Божьего Иисуса Христа и о том, что она избрана стать Матерью обетованного Мессии. В этот день существует обычай выпускать на волю птиц, который символизирует избавление, возвещённое ангелом.

Праздник Воздвижения Креста Господня отмечается Церковью 27 сентября. Когда святая царица Елена нашла в земле Крест Спасителя в Иерусалиме, то при возложении его на мёртвого усопший ожил. Так и в нас, когда мы сами крестимся или целуем Животворящий Крест, оживает всё самое хорошее. Будем помнить о силе Креста и хранить это знание в своей душе.

21 сентября празднуется Рождество Пресвятой Богородицы. В храме в этот день мы слышим чудесные песнопения в честь Преблагословенной. Сама пречистая дева любила храм всей душой и воспитывалась в нём с трёхлетнего возраста до совершеннолетия. В рождестве Матери Божией церковь прославляют великую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице Предызбранной Девы.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения. Он отмечается 4 декабря. Пресвятую Деву Марию в трёхлетнем возрасте родители Иоаким и Анна привели в Божий храм в Иерусалиме. У входа в храм была лестница с очень высокими ступенями. Мария поднялась по ним Сама и все поняли, что перед ними не обычная девочка. Священник ввёл её в алтарь – самое святое место храма.

Святая Троица – один из самых необычных православных праздников. На Руси он был установлен при преподобном Сергии Радонежском. В православном мире принято на Троицу украшать храмы и жилища ветками молодых берёз, что указывает на обновление всего живого силой Сошедшего Святого Дух.
^ Праздник Светлой Пасхи на Кубани

На Кубани к  празднику Воскресения Христова всегда тщательно готовились, его с нетерпением ждали. Черноморцы, — выходцы из запорожского казачества, — отличались особой религиозностью и приверженностью православной вере. При столь ревностном отношении к религии, не удивительно, что они строго соблюдали все церковные праздники и посты. Самый длинный и самый строгий пост, не зря названный Великим, начинается сразу после проводов Масленицы, длится 40 дней и завершается Страстной неделей, на последний день которой и приходится Пасха.

Последнее воскресенье перед Пасхой именуется Вербным. Оно празднуется церковью в память въезда Христа в Иерусалим. По преданию, Иисус въехал в город на осле, а народ по пути шествия бросал пальмовые ветви. На Руси пальмовые ветви взять было неоткуда, и их заменили ветвями одного из самых распространенных растений — вербы. Ей приписывалась особая сила. Общераспространенным был обычай слегка ударять друг друга освященной вербой после заутрени в Вербное воскресенье. Наверное, забавно было наблюдать за тем, как друзья и родственники с наилучшими побуждениями лупят друг друга хворостинами, приговаривая: "Не я бью, а верба бьет", —  или: "Верба хлест, бей до слез!" Особенно доставалось тем, кто проспал и не пошел в церковь на утреннюю службу. Обычай этот представляет собой не что иное, как вид магии, так называемой, магии соприкосновения. Оказывается, сила вербы через чувствительное соприкосновение должна была благотворно действовать на того, кого хлестали. В этот же день освященную в церкви вербу давали в пищу скотине, что должно было предохранять его на весь год от падежа, а также прикрепляли к разным местам дома. Несколько освященных веток обязательно прятали за иконой и хранили в течение всего года.

Чистый четверг — четверг на последней неделе Великого поста. На Кубани на рассвете в Чистый четверг все члены семьи обязательно должны были искупаться. Следующая за Чистым Четвергом пятница носит название Страстной, в память о муках и распятии Иисуса Христа. В этот день не должно было употреблять хмельного, нельзя было браниться и сквернословить, а церковный устав требовал на дни вплоть до воскресенья строжайшего поста и смиренного во всех грехах и прегрешениях своих покаяния.

Но вот настает, наконец, канун светлого Христова воскресения. И в каждом доме хозяйки суетятся вокруг печей, занимаясь приготовлением пасхальных яств. По всей России начинают красить и расписывать яйца, создавая, зачастую, настоящие произведения искусства, и готовить сырные пасхи. Однако на Кубани вместо сырных пасок пекли высокие сдобные хлебы — куличи. У каждой хозяйки были свои особые рецепты приготовления куличей. Тесто ставили в теплом месте, чтобы оно хорошо подошло, при этом старались удалить остальных домочадцев, чтобы те ненароком не вмешались и не испортили весь процесс. Ведь не секрет, что сквозняк от открываемой двери может привести к непоправимому — тесто не поднимется и хлебы получатся жесткими и невкусными. Одним словом, дело это было серьезное и требовало достаточного опыта, огромного количества времени и усилий. Но вот, наконец, все было готово и в субботу вечером, собрав яйца и пасхи в корзину, все отправлялись в церковь на всенощную —  их святить. Наступала Пасха. Ее величали Великим днем.

На протяжении всей следующей за Христовым Воскресением недели повсюду царило веселье. Слышались песни, смех и поскрипывание качелей ("релей"). Молодые казаки состязались в удали, устраивая кулачные бои, а девушки имели возможность еще раз показать всю свою красу, грациозно кружась в хороводах. То тут, то там можно было увидеть веселые компании молодежи, с увлечением играющие в битки и игру, получившую название "катания яиц".

Первое яйцо, полученное в Христов день, по поверью, никогда не должно портиться, если оба похристосовавшиеся приветствовали друг друга от чистого сердца. Поэтому многие хранили его в течение целого года — до новой Пасхи. Пасхальным яйцам и даже их скорлупе приписывали магическую силу. Их берегли для защиты от грозы, обеспечения урожая арбузов, лечения домашних животных и иных неотложных нужд.

А вслед за Пасхой начиналась так называемая Красная горка — пора весенних свадеб. Казалось, сама природа своими щедрыми дарами весны благословляла молодых на благополучную и счастливую семейную жизнь. Хотя сейчас многие традиции забыты, неизменным остается одно. Пасха по-прежнему долгожданна и вслед за ней приходит время особенного весеннего настроения, внутренней гармонии, счастья и любви.


Практический материал для подготовки к занятиям

Цыплята

Танцевально-ритмическая композиция на музыку

азербайджанской народной песни

Задачи: развитие музыкальности, умения координировать движения с музыкой.

^ ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ:

Вступление

Курочка жестом зовет Цыплят, те постепенно сбегаются на площадку, «чистят перышки» и Т.Д. (движения произвольные).

1 фигура

1 куплет

Бег стайкой за Курочкой (мелкий семенящий бег, руки прямые сзади — крылышки"). На повторение музыки — бег в другую сторону.

Припев: И.П. — стоя, руки внизу,

фраза — наклон вниз, выпрямиться, плавно дугообразно поднимая руки,
согнутые в локтях, вправо-вверх, кисти отвести направо (голова направо)

фраза — то же налево. Повторить эти движения 4 раза.

На слова "Ой, мои.." — поднять coгнутую в колене правую ногу, носок оттянут, поднять "крылья" (маховые движения руками).

«Вы, цыплятки» — ногу и руки опустить, покачать головой.

На повторение музыки и слов движения соответственно повторяются, только левой ногой.

На слова "Вы пушистые комочки" — кружение на носках на месте, руки внизу, кисти слегка отведены ("хвостики").

2 фигура

1вариант: повторяются те же движения, только по кругу (сначала в одну сторону, потом — в другую).

2вариант: па слова "цып-цып" — два прыжка на месте,
"мои цыплятки" - легкий бег и т.д.

Припев: движения повторяются соответственно музыке и тексту.

3 фигура

Бег врассыпную ("ищут зернышки").

Заключение. Прыжки на прямых ногах с продвижением вперед, корпус слегка наклонен вперед, руки отведены назад ("крылышки").

Стихи к Пасхе


Под напев молитв пасхальных Проснитесь, горы, долы, реки!

И под звон колоколов Хвалите Господа с небес!

К нам летит весна из дальних, Побеждена Им смерть навеки,

Из полуденных краев. Проснись и ты, зеленый лес.

В зеленеющем уборе Подснежник, ландыш серебристый,

Млеют темные леса, Фиалка, зацветите вновь

Небо блещет, точно море, И воссылайте гимн душистый

Море – точно небеса. Тому, Чья заповедь – любовь!

Сосны в бархате зеленом,

И душистая смола Колокол дремавший разбудил поля, По чешуйчатым колоннам Улыбнулась солнцу сонная земля.

Янтарями потекла. Понеслись удары к синим небесам,

А в саду у нас сегодня Звонко раздается голос по лесам.

Я заметил, как тайком Скрылась за рекою белая луна

Похристосовался ландыш Звонко побежала резвая волна.

С белокрылым мотыльком. Тихая долина отгоняет сон,

Где-то за дорогой замирает звон.


Хорошо на колокольне позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней, чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье, этот дивный перезвон

Светлым гимном Воскресенья зазвучал со всех сторон.


Христос воскрес! Христос воскрес! Исчезла ночи мгла.

Сияет светом звон небес, поют колокола.

Поют о празднике любви, о чуде из чудес:

Восстал Господь из недр земли!

Христос, Христос воскрес!


На Руси, как снег растает, и в природе – тишина.

Первой верба оживает, безыскусна и нежна.

Перед Пасхой, в воскресенье, в церковь с вербочкой идут,

После водоосвященья окропить ее несут.

И хвалебным песнопеньем, со святынею в руках

Молят о благословении с покаянием в сердцах













Поселились птицы в гнёздах,

Снег растаял как свеча

Пахнет сладким духом воздух

Золотого кулича


Дождик солнечный закапал

В этот день святых чудес,

И меня, целуя, мама

Говорит: «Христос Воскрес!»

Воистину воскрес!»




Здравствуй, лучик солнечный!

слова Е. Матвиенко музыка М. Быстровой


Весело







Вот закончилась зима,
Пасха к нам пришла.
Улыбнулись солнышку
Все мои друзья!
Солнышко весеннее
Только подмигнет,
Чудо-расчудесное
Вмиг произойдет!
Запоют воробушки,
Зазвенит капель.
Здравствуй, лучик солнечный
И пасхальный день!

Верба-вербочка цветет
И проснулся шмель.
Веселится детвора
Напролет весь день!
Солнышко весеннее
Только подмигнет,
Чудо-расчудесное
Вмиг произойдет!
Выглянут подснежники,
Зацветёт сирень.
Здравствуй, лучик солнечный
И пасхальный день!




Список литературы:


Выскребенцева Е.В. Праздники для дошколят. – М.: АСТ Артель,2007.

Горькова Л.Г., Губанова Н.Ф. Праздники и развлечения в детском саду. – М.:Айрис – пресс,2006

Детский православный календарь. – М.,2011.

Полтавская О.М. Программа духовно – нравственного воспитания дошкольников Школьная пресса,2009.

Задушевные беседы, №2 2010

Праздники в воскресной школе. Выпуск 4. – М.: «Восхождение»,2006.

А. И. Буренина Ритмическая мозаика. Пособие по ритмической пластике для детей. – СПб.: ЛОИРО, 2000.


Содержание:


Пояснительная записка……………………………………………………3

Конспекты занятий…………………………………………………….......4

Беседы для детей…………………………………………………………...7

Сценарии праздников и развлечений……….…………………………….9

Консультации для родителей………….…………………………………26

Практический материал для подготовки к занятиям……………………29

Список литературы………………………………………………………..34



Для заметок


Для заметок





programma-krasnoyarskogo-torgovogo-foruma-22-23-marta-2012-goda.html
programma-kratkosrochnogo-kursa-modulya-opd-izuchenie-istorii-cherez-proekti.html
programma-kreditovaniya-fizicheskih-lic-na-priobretenie-transportnogo-sredstva-pod-transportnim-sredstvom-v-ramkah-programmi-kreditovaniya-dalee-programma-ponimayutsya.html
programma-kruglogo-stola-00-10-30-prezentaciya-proekta-ekologicheskaya-otvetstvennost-biznesa-vistuplenie-s-dokladami-uchastnikov-proekta.html
programma-kruglogo-stola-formirovanie-i-realizaciya-proektov-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-opit-subektov-rossijskoj-federacii.html
programma-kruglogo-stola-modernizaciya-socialnoj-sferi-innovacionnij-diskurs.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yuridicheskie-priznaki-naloga.html
  • tests.bystrickaya.ru/kovalenko-nikita-pfts-birzha-indeks-konkurenti1-osnovnie-harakteristiki-i-osobennosti-razvitiya-fondovih-rinkov-stran-sng.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-vostochnoj-galicii-trushnovich-aleksandr-rudolfovich.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-dvadcat-vtoraya-novolunie-perevod.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uprazhnenie-3-proigrivanie-situacij-enie-lyudej-na-muzhchin-i-zhenshin-yavlyaetsya-centralnoj-ustanovkoj-vospriyatiya.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-prirodopolzovanie-dlya-specialnosti-050608-ekologiya-forma-obucheniya-zaochnaya.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-provedenii-otkritih-lichnih-sorevnovanij-po-sportivnomu-orientirovaniyu-na-kubok-im-f-g-loginova.html
  • writing.bystrickaya.ru/larisa-dorofeeva-az-buki-stihi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-marketing-dlya-specialnosti-050506-ekonomika.html
  • studies.bystrickaya.ru/individualnie-osobennosti-i-narusheniya-pamyati.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-rezultati-nauchno-organizacionnoj-deyatelnosti-utverzhden-uchenim-sovetom-07-12-2009-omsk-200-9.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-otchetnuyu-datu-ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-2-kvartal-2004-goda.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-ataui-mtn-zhne-sjlem-masati.html
  • write.bystrickaya.ru/g-moskva-gid-s-tablichkoj-novogodnyaya-skazka-sankt-peterburg.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-k-vistavke-ogl-ot-krepostnogo-prava-k-krestyanskim-reformam-vistavka-nachnet-rabotu-15-fevralya-2011-goda.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/koshmar-iz-6-go-b-moskovskij-komsomolec-sergeev-igor-15032006-0-str-4-gosduma-rf-monitoring-smi-15-marta-2006-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/muzika.html
  • university.bystrickaya.ru/filosofiya-chast-2-aya-sistematicheskij-kurs-uchebno-metodicheskoe-posobie.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-programma-itogovogo-mezhdisciplinarnogo-gosudarstvennogo-ekzamena-po-specialnosti-specialnost-061100.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/territorialnaya-programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-grazhdanam-rossijskoj-federacii-na-territorii-tverskoj-oblasti-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-v-2007-godu.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/ubijstvo-materyu-novorozhdennogo-rebenka.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-vstuplenie-i-znachenie-zagolovka-v-reklamnom-obyavlenii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-ufimskoe-semigore-dlya-uchebnih-obedinenij-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-i-uchrezhdenij-dopolnitelnogo-obrazovaniya-stranica-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/1frontovie-dorogi-programma-meropriyatij-prazdnovaniya-dnej-istoricheskogo-i-kulturnogo-naslediya-moskvi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vozniknovenie-antichnoj-filosofii.html
  • student.bystrickaya.ru/23-transport-oglavlenie.html
  • school.bystrickaya.ru/chastichnie-slova-brevis-kratkij-slovo-obrazovannoe-iz-nazvanij-nachalnih-bukv-ili-iz-nachalnih-zvukov-slov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pribor-dlya-metoda-radiokip-iz-radiopriemnika.html
  • notebook.bystrickaya.ru/habarovskij-kraj-monitoring-sredstv-massovoj-informacii-6-aprelya-2011-goda.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebniki-izdatelstva-drofa-voshedshie-v-federalnij-perechen-uchebnikov-rekomendovannih-dopushennih-stranica-5.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-kultura-delovogo-obsheniya-oop-020400-030301-psihologiya.html
  • literature.bystrickaya.ru/ciya-engelsa-morgana-v-osnove-kotoroj-lezhit-kriterij-progressa-proizvodstva-yavilas-znachitelnim-dostizheniem-istoricheskoj-nauki-vtoroj-polovini-xix-veka-on.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-rezultati-provedeniya-mezhvuzovskoj-nauchnoj-studencheskoj-konferencii-intellektualnij-potencial-sibiri-2010.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-deyatelnosti-komiteta-veterinarii-respubliki-marij-el-za-2010-god.html
  • grade.bystrickaya.ru/mozelova-yadviga-iosifovna-zav-metodicheskim-otdelom-l-k-blyudova-pravovoe-obespechenie-deyatelnosti-municipalnih-bibliotek.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.