ПРАКТИКУМ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ - Методика проведения речевого обследования детей с ффнр 28 Основные направления...
.RU

ПРАКТИКУМ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ - Методика проведения речевого обследования детей с ффнр 28 Основные направления...


^ ПРАКТИКУМ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ
Чтобы помочь детям овладеть правильным звукопроизноше-нием, воспитатель должен иметь хорошую теоретическую и практическую подготовку. Ему совершенно необходимо владеть материалом, который составляет теоретическую основу знаний о зву-копроизношении, знать, как образуются звуки родного языка, на какие группы и по каким признакам они делятся, какие группы звуков чаще нарушаются в речи детей и каковы могут быть причины этих нарушений.

Но, кроме того, надо научиться ощущать положения каждого из органов артикуляционного аппарата, движения (работу) этих органов, выработать умения слышать и видеть любые отклонения от нормы и уметь делать соответствующие выводы, чтобы правильно организовать работу.

Например, если воспитателю предстоит работа по формированию или коррекции группы свистящих звуков ([с], [с'], [з], [з'], [ц]), он должен хорошо представлять, почему в одних случаях могут нарушаться все пять звуков, в других — только три звука ([с], [з], [ц]), или два ([с'], [з']), или один ([ц]), а также уметь правильно воспроизводить необходимые для этой группы звуков движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Только владея всем арсеналом теоретических и практических знаний и умений, можно приступать к обследованию зву-копроизношения и работе по формированию или коррекции звуков.
^ КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА С УЧЕТОМ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ
В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами — зубы, верхняя челюсть, твердое нёбо) и голосообразующий аппарат -голосовые складки (см. рис. 1).



Классификация звуков по отсутствию или наличию преграды в ротовой полости:

гласные — [а], [э], [и], [ы], [о], [у];

согласные — все остальные (см. рис. 2).

При произнесении гласных звуков преграда в ротовой полости не образуется. Однако подвижные органы артикуляционного аппарата, производя различные движения и занимая разное положение, меняют форму полости рта, поэтому один гласный звук отличается от другого.

Согласные звуки образуются путем создания преград в ротовой полости для выходящей из нее воздушной струи. Преграду образуют активные (подвижные) органы, которые могут быть приближены или прижаты к различным неподвижным органам артикуляционного аппарата.

Если же движения подвижных органов артикуляционного аппарата ограничены или недостаточно точны, то звуки могут произноситься нечетко, неправильно. Неточное произнесение звуков формирует и неточное их восприятие. Зная артикуляцию звуков русского языка, воспитатель под руководством логопеда проводит артикуляционную гимнастику, отра-





батывающую основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков. Одновременно даются упражнения для развития фонематического слуха.

Классификация звуков по участию в артикуляции мягкого нёба: носовые — [м], [м'], [н], [н']; ротовые — все остальные (см. рис. 3).

Мягкое нёбо может находиться в двух положениях. В одном случае оно поднимается и задней частью вместе с маленьким язычком прижимается к задней и боковым стенкам глотки, закрывая проход в носовую полость, вследствие чего выходящая воздушная струя направляется в ротовую полость и образуются ротовые звуки. В другом случае мягкое нёбо опущено и открывает проход выходящей воздушной струе в носовую полость, вследствие чего образуются носовые звуки. Если недостаточно функционирует мягкое нёбо, необходима консультация отоларинголога, который направит ребенка либо к фониатру, либо к логопеду для соответствующей коррекционной работы.

Классификация звуков по работе голосовых складок: гласные [а], [э], [и], [ы], [о], [у]; сонорные [j], [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р'] звонкие [в], [в'], [з], [з'], [ж], [б], [б'], [д], [д'], [г], глухие [ф], [ф'], [с], [с'], [ш], [п], [п'], [т], [т'], [к], [к'], [х], [х'], [ч], [щ] (см. рис. 4).

В русском языке участие голоса в образовании звуков является дифференциальным признаком (например: бочки - почки, дачка -тачка). Голосовые складки могут занимать два положения: раскрыты (воздушная струя свободно проходит через них и голос не образуется — глухие согласные) или сомкнуты (воздушная струя, проходя через них, заставляет вибрировать их, и образуется голос — гласные, сонорные, звонкие согласные). Большинство звуков русского языка произносится с участием голоса.

Мелодика речи достигается умением владеть своим голосом (изменением силы голоса -для выделения ударения; изменением высоты -для соответствующего изменения интонации и т. п.). Воспитатель должен внимательно прислушиваться к тому, как ребенок произносит звонкие звуки, так как иногда дети не могут своевременно включать голос, длительно удер-



живать его и контролировать свое произношение. Такие дети обычно не умеют голосом вести мелодию, смешивают пары звуков по глухости — звонкости. В таких случаях воспитателю необходимо научить ребенка определять наличие или отсутствие голоса путем анализа собственных тактильных ощущений, прикладывая тыльную сторону ладони к передней поверхности шеи. Если у ребенка голос хриплый, истощаемый (постепенно теряющий громкость и звонкость), то воспитатель должен направить его на консультацию к отоларингологу.

Классификация согласных звуков по способу образования: смычно-взрывные [п], [п'], [б], [б'], [т], [т'], [д], [д'], [к], [к'], [г], [г'Г; смычно-проходные [м], [м'], [н], [н'], [л], [л']; щелевые (фрикативные) [ф], [ф'], [в], [в'], [с], [с'], [з], [з'], [ш], [ж],

N, Ш. М, [х'1;

смычно-щелевые (аффрикаты) [ц], [ч];

дрожащие (вибранты) |р], [р'] (см. рис. 5).

Согласные звуки образуются благодаря созданию преграды в ротовой полости. Имеется пять основных видов преград (смычка, взрываемая воздушной струей; смычка с одновременным проходом воздуха; щель, в которую проходит воздушная струя; смычка, переходящая в щель; преграда, образуемая вибрирующим под напором воздушной струи напряженным кончиком языка). Наибольшее количество согласных звуков в русском языке по способу образования — щелевые, при которых подвижные органы артикуляционного аппарата, приближаясь к неподвижным, образуют щель. Именно они и звуки, включающие в себя элемент щели (смычно-щелевые и дрожащие), наиболее часто нарушаются, так как для детей создание преграды в форме щели является наиболее трудным из-за невозможности использования зрительного и кинестетического контроля. В этой группе звуков обычно не нарушаются [ф], [ф'], [в], [в'], так как ребенок видит их артикуляцию (зрительный контроль) и легко ощущает тыльной стороной руки направленную воздушную струю (тактильный контроль). Работа воспитателя над этими звуками создает базу для коррекционной работы логопеда над щелевыми звуками.

Классификация согласных звуков по месту образования: губно-губные [п], [п'], [б], [б'], [м], [м']; губно-зубные [ф], [ф'], [в], [в'];

* Выделенные таким образом здесь и далее звуки нарушаются наиболее часто.



переднеязычные (образуемые передней частью спинки языка, при разном положении кончика языка), кончик языка вверху — [т], [д], [н], [л], [л'], [р], [р'], [ш], [ж], [щ], [ч];

кончик языка внизу — [т'], [д'], [н'], [с], [с'], [з], [з'], [ц];

среднеязычные [jj;

заднеязычные [к], [к'], [г], [г'j, [x], [х'] (см. рис. 6).

Все нарушаемые звуки у детей относятся к группе язычных, из них наиболее часто нарушаемые звуки находятся в группе переднеязычных. Это обусловлено более тонкими, дифференцированными движениями этой части спинки языка, образующей различные преграды (смычку — [т], [т'], [д], [д']; смычку с одновременным проходом воздуха — [н], [н'], [л], [л']; вибрацию — [р], [р']; щель — [ш], [ж], [щ], [с], [с'], [з], [з']; смычку, переходящую в щель, — [ч], [ц]). При этом передняя часть спинки языка может работать одновременно с кончиком языка: и кончик и передняя часть спинки языка поднимаются вверх ([т], [д], [н], [л], [л'], [р], [р'], [ш], [ж], [щ], [ч]) или кончик языка находится за нижними зубами (резцами), а передняя часть поднимается вверх и образует преграду с альвеолами ([т'], [д'], [н'], [с], [с'], [з], [з'], [ц]). Поэтому одних детей может затруднять первая группа звуков, других — вторая, а в некоторых случаях — обе группы. В этой группе звуков обычно не нарушаются [т], [т'], [д], [д'], [н], [н'], поскольку они взрывные, мгновенные, то детям их произносить легче. Работа воспитателя над этими звуками создает базу для коррекционной работы логопеда над всеми переднеязычными звуками.

Классификация согласных звуков но степени напряжения средней части спинки языка:

мягкие 0], [Щ], [ч], [т'], [д'], [н'], [б'], [в"], [г'], [с'], [р'] и др.;

твердые [ш], [ж], [ц], [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др. (см. рис. 7).

В русском языке смягчение является дифференциальным признаком (лук-люк, вол - вел, кон — конь). Характерным для мягких звуков является дополнительная артикуляция — подъем средней части спинки языка к твердому нёбу (палатализация, или йотовая артикуляция).

Эта артикуляция всегда присутствует при произнесении [j], [щ], [ч], поэтому они всегда мягкие, и отсутствует при [ш], [ж], [ц], поэтому они всегда твердые. Остальные согласные звуки парные по твердости и мягкости. При





образовании парного мягкого звука сохраняется артикуляция твердого звука этой пары и к ней добавляется дополнительная йотовая артикуляция, которую детям увидеть или ощутить практически невозможно, что затрудняет различение этих пар звуков на слух и приводит к нарушению смягчения. И только при трех парах звуков [т-т'], [д-д'], [н-н'] меняется основная артикуляция: при твердых [т], [д], [н] кончик вместе с передней частью спинки языка находится за верхними зубами, а при мягких [т'], [д'], [н'] кончик языка — за нижними зубами, а передняя часть спинки языка — вверху у альвеол. Это можно и увидеть и ощутить. Использование зрительного контроля при дифференциации этих пар звуков дает возможность ребенку не только ощутить разницу в положении органов артикуляционного аппарата, но и одновременно направляет его внимание на различие в их звучании. Работа над умением различать эти три пары звуков не только по артикуляции, но и на слух будет являться базой для коррекционной работы логопеда по дифференциации тех пар твердых и мягких звуков, которые нарушены у детей.

Классификация гласных звуков по степени подъема языка в ротовой полости:

верхний подъем — [и], [ы], [у];

средний подъем — [э], [о];

нижний подъем — [а] (см. рис. 8).

При гласных преграды в ротовой полости для выходящей воздушной струи нет, но нижняя челюсть опускается по-разному, язык меняет свое положение и поэтому меняется форма ротовой полости. Язык может находиться внизу (нижний подъем), на средней линии (средний подъем), или подниматься высоко к нёбу (верхний подъем). От степени раскрытия рта и подъема языка зависит звучность гласных. Чем шире раскрыт рот, тем она больше (гласный нижнего подъема — [а]), средняя степень звучности (гласные среднего подъема -[э], [о]), минимальная звучность (гласные верхнего подъема — [ы],

М, [у])-

Звучность гласных влияет на плавность, слитность, выразительность речи, поэтому воспитатель должен отрабатывать и гласные звуки.

Классификация гласных звуков по участию в артикуляции разных частей языка:

гласные переднего ряда — [и], [э]; гласные среднего ряда — [ы], [а]; гласные заднего ряда — [у], [о] (см. рис. 9).



117Ряд

передний

средний

задний

Звуки

иэ

ы а

уо

Рис. 9.

При образовании гласных звуков к твердому нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части (передняя — [и], [э]; средняя -[ы], [а]; задняя — [у], [о]), меняя тем самым объем и форму полости рта.

Работа над гласными звуками способствует развитию движений разных частей языка. Так, для успешной работы логопеда по коррекции переднеязычных согласных, особенно свистящих, воспитателю необходимо уделить внимание отработке гласных [и], [э]; для коррекции заднеязычных согласных — [о], [у].

Классификация гласных звуков с учетом лабиализации (работы губ): лабиализованные — [о], [у], нелабиализованные[и], [э], [ы], [а] (см. рис. 10).



Ряд

передний

средний

задний

Звуки

иэ

ы а

уо










Рис. 10.

В образовании гласных большую роль играет положение губ, которое вместе с движениями языка и нижней челюсти меняет форму и объем полости рта. При произнесении лабиализованных гласных губы выдвигаются и округляются, при произнесении нелабиализованных гласных губы либо в нейтральном положении, либо в положении улыбки. Воспитатель в артикуляционную гимнастику вводит упражнения для уточнения основных положений губ и переключения с одного движения губ на другое.

Таким образом, мы видим, что все звуки русского языка взаимосвязаны и взаимозависимы. Воспитатель должен хорошо знать фонетическую систему родного языка, чтобы в каждом отдельном случае решать с чего начать, на что опереться при работе по формированию или уточнению произношения любого звука.

programma-po-literaturnomu-chteniyu-na-stupeni-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
programma-po-matematike-4-klass-stranica-2.html
programma-po-matematike-dlya-postupayushih-v-fgou-spo-kurskij-mediko-farmacevticheskij-kolledzh-ministerstva-zdravoohraneniya-i-socialnogo-razvitiya-rf.html
programma-po-matematike-dlya-vechernej-fiziko-tehnicheskoj-shkoli.html
programma-po-matematike-na-baze-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-9-klassov.html
programma-po-matematike-osnovnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti-shpori-dlya-gosekzamena-chast-11.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-povedencheskie-analogii-morali-odin-moj-drug-vzyavshij-na-sebya-trud-kriticheski-prochitat-rukopis.html
  • exam.bystrickaya.ru/voprosi-i-otveti-k-mezhdisciplinarnomu-ekzamenu-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-chast-26.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-v-paribok.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-iii-vedenie-hozyajstvennoj-deyatelnosti-rukovodstvo-po-vojskovomu-korabelnomu-hozyajstvu-v-vooruzhennih.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kultura-pervobitnogo-obshestva.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-finansovogo-obespecheniya-sistemi-socialnoj-podderzhki-naseleniya-i-rossii-stranica-4.html
  • institut.bystrickaya.ru/statya-5-sotrudnichestvo-69-stranica-9.html
  • institute.bystrickaya.ru/gosduma-mozhet-obyazat-gibdd-okazivat-pervuyu-pomosh-postradavshim-v-dtp-novosti-20.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-bilo-zarabotano-znanie-idris-shah-skazki-dervishej.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-razdel-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-sluchayah-ih-ogranicheniya-i-narusheniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/unikalnij-astronomicheskij-obekt-ss-433.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/skazka-v-dvuh-dejstviyah-stranica-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soderzhanie-lotov-forma-zayavki-po-lotam-1-2-4-5-6-7-8-9.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yunie-znatoki-anglijskogo-yazika.html
  • education.bystrickaya.ru/1941-1949-novaya-povestvovatelnost-dva-aspekta-kinoyazika-i-dva-napravleniya-razvitiya-kinematografa.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/servis-toplivnoj-apparaturi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie.html
  • school.bystrickaya.ru/business-at-work.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-a-t-mann-life-time-astrology-astrologiya-zhizn-vo-vremeni.html
  • student.bystrickaya.ru/244-selskoe-hozyajstvo-o-sostoyanii-zakonodatelstva-v-ulyanovskoj-oblasti-i-nekotorih-merah-po-ego-dalnejshemu.html
  • teacher.bystrickaya.ru/estradnij-kollektiv-pod-rukovodstvom-belavina-mb-yavlyaetsya-uchastnikom-rajonnih-rok-festivalej-v-2002-2003-uchebnom-godu-zanyal-ii-mesto-sredi-professionalnih-kollektivov-rabotayushih-pri-domah-kulturi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-resheniyu-zadach-po-bezopasnosti-truda-temi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/psihologicheskie-priemi-pogasheniya-konfliktov.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakonodatelstva-po-teme-trud-trudoustrojstvo-zanyatost-naseleniya-stranica-15.html
  • universitet.bystrickaya.ru/summary-the-problem-of-breath-support-training-while-playing-brass-instruments.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pervij-etap-vzaimodejstviya-obshestva-i-prirodi-kniga-otnositsya-k-chislu-nemnogih-rabot-osveshayushih.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-sochinenie-opisanie-po-kartine-v-serova-devochka-s-persikami.html
  • assessments.bystrickaya.ru/docent-kafedri-teorii-i-istorii-prava-i-gosudarstva-rf-rap.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/variativnaya-profilnaya-chast-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-22tokoprovodi-napryazheniem-do-35-kv-1-elektroprovodki-oblast-primeneniya-opredeleniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-tretya-obshestvennaya-pobeda-stiven-r-kovi.html
  • college.bystrickaya.ru/-sostoyalos-vneocherednoe-obshee-sobranie-chlenov-soveta-municipalnih-obrazovanij-rostovskoj-oblasti.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-finansovogo-sostoyaniya-kommercheskogo-banka.html
  • occupation.bystrickaya.ru/moskovskaya-gosudarstvennaya-akademiya-veterinarnoj-medicini-i-biotehnologii-imeni-k-i-skryabina.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.