.RU

Права человека теория и практика

ВВЕДЕНИЕ

Ориентация политики на интересы людей, живущих в обществе, ее очеловечивание осуществляются с помо­щью определенных принципов, во­площающих гуманистические ценнос­ти во взаимоотношениях между индивидом, обществом и госу­дарством. Такой специфической конкретизацией гуманистичес­ких представлений применительно к миру политики являются права человека. Они представляют собой принципы, нормы взаи­моотношений между людьми и государством, обеспечивающие ин­дивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это — собственно права).

Проблема прав человека, выражаемая в той или иной форме, сопутствует всей истории человечества. На заре человечества в условиях родоплеменного строя проблема не могла стоять, т.к. в то время не было отчужденной от индивида власти. Само же возникновение проблемы прав человека неразрывно связано с развитием общества, государства и человеческой индивидуальности.

Исторически первой формой осмысления и утверждения индивидуального достоинства и автономии личности по отношению к власти стали идеи естественного права, возникшие в первом тысячелетии до н.э.

Впервые идеи встречаются у древнегреческих философов - софистов: Ликофрона, Антифона, Алкидама и других в VI-V вв. до н.э. Они утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. Значительный вклад в концепцию прав человека внес Аристотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и, прежде всего, его право на частную собственность.

Что представляют права человека в современном мире, какова их теория и каковы их основные положения на практике - об этом я поговорю ниже в представленной работе.

1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Права человека во взаимоотношениях государства, общества и личности

Права человека представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть права называют свободами) или получать определенные блага (это - собственно права).[1]

Права человека представляют собой один из способов трактовки и практического решения вопроса взаимоотношений человекам и той общности, в которой он проживает и официальным представителем которой выступает власть. Они утверждают в этих взаимоотношениях свободу и достоинство личности, ее высший ценностный статус.

Возможны четыре основных способа взаимоотношения индивидов с властью: тоталитарный, патриархальный, индивидуалистический и парципаторный (участия).

Первая, тоталитарная модель таких взаимоотношений исходит из отожествления общества и государства, из безусловного приоритета целого над частью и полного подчинения индивида государству. Она исключает саму постановку проблемы прав человека, поскольку индивид рассматривается здесь как органическая, неразрывная частичка целого, как винтик в сложном государственном механизме, управляемый из центра.

Патриархальный тип взаимоотношений индивида и власти предполагает сложную иерархию прав и обязанностей людей, неравенство их положения в отношениях власти. Он делит общество на различные сословия и группы, низшие из которых политически бесправны, высшие же обладают максимальными властными полномочиями, главным источником и распределителем которых является авторитарный правитель: монарх, диктатор и т.п.)

Индивидуалистический способ взаимоотношений личности и власти основан на приоритете индивида в отношениях с государством. Наиболее ярко он представлен в либерализме, который исходит из того, что свободная личность есть конечный источник всякой власти в обществе, в том числе и самого государства.

Взаимоотношения индивида и власти во внеполитических сферах и пути утверждения в них свободы и достоинства личности либерализмом вообще не рассматриваются. В результате сама проблема прав человека ставится главным образом в форме ограждающих от посягательств власти прав, т.е. узко и ограниченно.

В современной политической науке преобладает третий, парципаторный подход к взаимоотношениям индивида и власти. Он лишен крайностей и не рассматривает личность как изолированного, независимого от общества индивида, вынужденного в союзе с себе подобными создать государство и подчиняться ему в определенных вопросах, а исходит из неразрывности и противоречивости взаимоотношений между личностью, обществом и государством. В этом случае сама проблема прав человека усматривается не столько в ограждении индивида от государственного вмешательства, а в использовании государства в целях создания наилучших условий свободного существования и развития личности.

1.2. История прав человека

На заре человечества в условиях родоплеменного строя проблема прав че­ловека не стояла и не могла стоять, так как в то время не было отчужденной от индивидов власти, а значит и необходимости утверждать и защищать во властных от­ношениях ценность личности, ее свободу.

Само возникновение проблемы прав человека неразрывно связано с развитием общества, государства и человеческой инди­видуальности. Исторически первой формой осмысления и утверж­дения индивидуального достоинства и автономии личности по отношению к власти стали идеи естественного права, возникшие в первом тысячелетии до н.э.

Впервые эти идеи встречаются у древнегреческих философов-софистов: Ликофрона, Антифона, Алкидама и других в VI—V вв. до н.э. Они утверждали, что все люди равны от рождения и име­ют одинаковые, обусловленные природой права. Само же госу­дарство Ликофрон трактовал как результат общественного дого­вора.

Значительный вклад в концепцию прав человека внес Арис­тотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и прежде всего его право на частную собственность. Это право ко­ренится в самой природе человека и основывается на его любви к самому себе. Его идея верховенства естест­венного права над законами государства получила свое развитие в современных теориях прав человека, в том числе в концепции правового государства.

Выдающийся вклад в массовое распространение гуманисти­ческих ценностей, лежащих в основе концепции прав человека, внесло христианство. Оно придало гуманистическим идеям выс­ший ценностный статус, соединив их с религиозно-нравствен­ными ценностями.

Отношения между индивидом и властью представляли собой сложную общественную иерархию прав и обязанностей. Человек, в соответствии с местом, занимаемым на социальной лестнице, был обязан выполнять указания своего господина (сюзерена) и в то же время мог рассчитывать на его покровительство и защиту, а также на послушание подданных (если они сущест­вовали), неся перед ними, в свою очередь, определенные обязанности.

В целом же во времена феодализма идея равенства от рожде­ния естественных прав всех людей или хотя бы правового равен­ства всех свободных граждан была отвергнута. Сами же права трактовались как привилегии, дарованные подданным монархом или сюзереном. Каждое из сословий имело специфические права, ко­торые сокращались по мере снижения по лестнице обществен­ной иерархии.

В период феодализма идеи естествен­ного права не были полностью забы­ты. Нередко они использовались для обоснования справедливости восстаний против угнетателей, по­сягающих на традиционные народные вольности. Свое воскре­шение, либеральное переосмысление и развитие эти идеи по­лучили в XVII— XVIII вв. в трудах выдающихся мыслителей ли­берализма и Просвещения.

Виднейшие представители либерализма — Локк, Монтескье, Руссо, Кант, Джефферсон, Смит, Милль, Бентам и другие — по существу заложили основы современного понимания прав чело­века. Они обосновали понимание фундаментальных прав челове­ка на жизнь, свободу и собственность, сопротивление угнетению и некоторых других как естественных, неотъемлемых (неотчужда­емых) и священных императивов и норм взаимоотношений меж­ду людьми и властью.

Историческая заслуга Просвещения в вопросе о правах чело­века состоит не только в их теоретическом обосновании как гуманистических целей человечества, но и в нахождении важней­ших способов их практического осуществления. К ним относятся прежде всего принципы народного суверенитета и разделения властей.

Впервые либеральная концепция прав человека нашла сис­тематизированное юридическое выражение в 1776 г. в Вирджинской декларации, положенной в основу Билля о правах конституции США, принятого в 1791 г. В 1789 г. основопола­гающие права — свобода личности, права на собственность, безопасность и сопротивление угнетению — были конститу­ционно закреплены во французской Декларации прав челове­ка и гражданина.

Эти выдающиеся политико-правовые акты не утратили актуальности и сегодня, хотя, конечно же, ны­нешние представления о правах человека намного богаче по содержанию.

1.3. Основные подходы к правам человека

Статус и авторитет прав человека в государстве во многом связаны с трак­товкой их источника. Просвещение утвердило в качестве решающего критерия определения естест­венных прав личности человеческий разум. Тем самым оно по­пыталось найти им земную основу. Сегодня политологи различ­ной мировоззренческой ориентации по-разному оценивают ко­нечный источник прав человека. Одни видят его в естественной человеческой природе, в конституирующих человеческий род ос­новополагающих потребностях — в поддержании жизни, в без­опасности, свободе от насилия и социально неоправданных огра­ничений, уважении человеческого достоинства, духовном разви­тии и т.д.

Другие же возводят наиболее высокие из прав к душе, Богу.

Апелляция философов-просветителей к разуму как высшему судье в вопро­се об определении прав человека по­служила основанием для трех основных подходов в их трактовке, получивших широкое распространение в XX в.


poryadok-provedeniya-aukciona-o-n-kapitonova-2009-god.html
poryadok-provedeniya-gorodskogo-konkursa.html
poryadok-provedeniya-kompleksnoj-kontrolnoj-raboti-po-russkomu-yaziku-i-literature-v-8-klasse.html
poryadok-provedeniya-konkursnogo-otbora-na-organizaciyu-provedeniya-v-sankt-peterburge.html
poryadok-provedeniya-obsledovaniya-gorodskih-pochv-na-zemelnih-uchastkah-raspolozhennih-na-territorii-goroda-moskvi.html
poryadok-provedeniya-ocenki-sootvetstviya-kachestva-fakticheski-predostavlyaemih-byudzhetnih-uslug-standartam-kachestva-byudzhetnih-uslug.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dmitrij-medvedev-ne-previsil-byudzhet-vladimira-putina-monitoring-smi-2-5-iyunya-2008-g.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-i-sdelalas-tma-po-vsej-zemle-i-pomerklo-solnce-chto-eto-bilo-german-lomov-a-eto-vsyo-o-nyom.html
  • institut.bystrickaya.ru/strugackij-hishnie-veshi-veka.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-14-grazhdanskaya-oborona-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • writing.bystrickaya.ru/holidays-travel-and-tourism.html
  • college.bystrickaya.ru/4-kritika-postanovki-problemi-kak-klyuch-k-ee-resheniyu-aktualnie-voprosi-sovremennogo-estestvoznaniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/problematika-proizvedenij-solzhenicina.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/votinov-a-yaponskij-shpionazh-v-russko-yaponskuyu-vojnu-1904-1905-gg-stranica-2.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-proekt-po-teme-anglijskij-mezhdunarodnij-yazik-obsheniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sochinenie-po-kartine-so-slozhnoj-kompoziciej.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pomeshenie-gidrotehnika-na-grushevskom-vodohranilishe.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/posledovatelnost-operacij-pri-postroenii-modeli-kurs-lekcij-pedagogicheskoe-obshestvo-rossii-moskva-2001.html
  • college.bystrickaya.ru/26-matematika-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-voprosov-dlya-provedeniya-konkursnogo-sobesedovaniya-pri-postuplenii-v-ordinaturu-po-specialnosti-serdechnososudistaya-hirurgiya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-podgotovleni-na-kafedre-istorii-i-prednaznacheni-dlya-studentov-medicinskogo-instituta-specialnosti-060101-lechebnoe-delo.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-2-fizicheskie-osnovi-mehaniki-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-fizika-nazvanie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chezare-bekkaria-stranica-11.html
  • tests.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-5-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-chislennie-metodi-v-inzhenernih-raschetah-specialnost.html
  • shkola.bystrickaya.ru/slovo-o-polku-igoreve-priziv-k-edineniyu-russkoj-zemli.html
  • write.bystrickaya.ru/fts-proinstruktirovala-tamozhennikov-kak-provodit-dosmotr-i-osmotr.html
  • control.bystrickaya.ru/cubtropicheskie-plodi-chast-3.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-mech-nad-cargradom-predislovie-3-posvyashenie-3-blagodarnosti-3-preduprezhdenie-3-epigrafi-3-rod-i-rodina.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-trebovaniya-k-bezopasnosti-obektov-tehnicheskogo-regulirovaniya-tehnicheskij-reglament-o-bezopasnosti-kolesnih.html
  • turn.bystrickaya.ru/pedagogicheskih-issledovanij.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vse-sposobnie-derzhat-oruzhie-stranica-22.html
  • studies.bystrickaya.ru/6-zaklyuchenie-dogovora-po-rezultatam-konkursa-konkursnaya-dokumentaciya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/110-karta-obespecheniya-disciplini-uchebnimi-materialami-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-bijsk-bpgu-imeni-v-m-shukshina.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-muzikalnoe-oformlenie-vals.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nestacionarnij-analiz-ansys.html
  • crib.bystrickaya.ru/internet-referat.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-2-kvartal-2010-goda-perm-2010-vpomosh-bibliotekaryu-inform-byul-2-kv-2010-g.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-chem-mechtayut-lyudi-kniga-dlya-dushevnogo-chteniya-i-razgovora.html
  • control.bystrickaya.ru/dolgosrochnoj-celevoj-programmi-leningradskoj-oblasti-realizaciya-gosudarstvennoj-politiki-v-otnoshenii-sootechestvennikov-za-rubezhom-na-2011-2013-g-g-obyavlyaet.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mu-dubenskogo-municipalnogo-rajona-rm-obedinennij-mezhvedomstvennij-arhiv-dokumentov-po-lichnomu-sostavu-.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-8-sergej-ermakov-nozh-vmesto-mikrofona.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.