.RU

Права и обязанности родителей и детей

Ивановский юридический колледж

Курсовая работа

по дисциплине: «Семейное право»

на тему: «Права и обязанности родителей и детей»

Выполнил студент 31-й группы ОДО

Чижов Алексей Владимирович

« __ » ______________2007г.

Научный руководитель

Крайнева Ирина Витальевна

«__» _____________2007г.

Иваново 2007


Содержание.

1. Введение

2. Субъекты семейных правоотношений

3. Основания возникновения родительских прав и обязанностей

4. Родительские права и обязанности

a) Содержание родительских прав и обязанностей

b) Личные права и обязанности родителей

5. Права и обязанности ребенка

6. Ограничение родительских прав

7. Лишение родительских прав

8. Заключение

Используемая литература

1. Введение.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч.2 ст.38 Конституции Российской Федерации). Сегодня права детей не редко нарушаются родителями. Между тем, забота о детях – это важнейшая обязанность родителей и родственников ребенка, о которой было известно со времен древности.

Забота о потомстве, о каждом ребенке в далеком прошлом была уделом всего племени, всего клана, всей общины, поскольку он им принадлежал.

По мере развития первобытного общества связь ребенка с матерью становилась все более прочной. По мере развития матриархата появляются связи ребенка с отцом[1] .

В период господства отцовского права дети принадлежали отцу не потому, что он их породил, а потому что ему принадлежала мать, ибо считалось, что ребенок есть только часть ее.

В течение длительного периода развития человечество изменяло свое отношение к детям. И вот, ХХ столетие стало «веком ребенка», приобрело новое качество, стало очевидным, что ребенок – это не просто зависящее от окружающих, и, прежде всего от родителей, существо, умение которой жить в обществе, семье во многом зависит от предоставления ей возможности получить всестороннее развитие, проявить себя.

В ХХ1 веке в российском обществе с особой остротой проявились новые проблемы, появление которых стало следствием непродуманных реформ и отсутствия адекватной социальной политики. Отсутствие в стране эффективных государственных программ, направленных на защиту материнства и детства приводит к росту числа социальных сирот (сирот при живых родителях), деградации семьи, ее социальной незащищенности в условиях рыночных отношений.

Общественные организации не в состоянии решить весь комплекс накопившихся за последнее десятилетие проблем. Действующее семейное законодательство – едва ли не единственный механизм защиты детей, лишенных семейной заботы. Но закон не в состоянии заменить ребенку семью, он может лишь облегчить в определенном смысле жизнь ребенка: обязать родителей заботиться о своих детях, лишить нерадивых родителей их прав.

Стремление иначе посмотреть на ребенка нашло свое отражение преимущественно в европейских государствах, о чем свидетельствует принятие Конвенции ООН 1989 г. «О правах ребенка».

В своей курсовой работе я постарался наиболее полно отразить правовые основания и содержание основных прав и обязанностей родителей и детей.

2. Субъекты семейных правоотношений.

Субъектами семейных правоотношений являются только граждане, чья семейная правосубъектность раскрывается через правоспособность и дееспособность. Семейное законодательство не содержит определения семейной право- и дееспособности, но эти понятия имеют большое значение в правоприменительной практике при решении вопросов о допустимости совершения тех или иных действий, как самими гражданами, так и в отношении граждан различными органами.

Семейная правоспособность - это способность лица иметь семейные права и обязанности. Она возникает у человека с момента рождения, но её объём меняется с возрастом субъекта (например, права вступить в брак, усыновить ребёнка и другие появляются с достижением совершеннолетия, т.е. 18 лет).ограничение семейной правоспособности возможно лишь в случаях и порядке, прямо определённых законом (например, лишение судом родительских прав).

Семейная дееспособность - это способность лица своими действиями создавать семейные права и обязанности. Дееспособность не является необходимой предпосылкой возникновения семейных правоотношений. Возникновение целого ряда правоотношений происходит вне зависимости от волеизъявления лица (отношения между родителями и малолетними детьми (до 14 лет) и др.). Закон не указывает возраст, с которого возникает полная семейная дееспособность, так как он не всегда имеет значение для возникновения семейного правоотношения, а в большинстве случаев совпадает с моментом возникновения правоспособности (например, возможность возникновения супружеской право- и дееспособности возникает одновременно с достижением гражданином брачного возраста).[2] Объём семейной дееспособности в определённой мере зависит от объёма гражданской дееспособности. Так, при лишении судом лица гражданской дееспособности вследствие психического расстройства оно теряет и семейную дееспособность (например, оно не вправе вступить в брак, быть усыновителем, опекуном (попечителем), приёмным родителем.

3. Основания возникновения родительских прав и обязанностей. С появлением ребенка у мужчины и женщины появляется нравственный долг отца и матери, даже если родители не живут вместе, браком не сочетались, поддерживали кратковременную несемейную связь. С правовой точки зрения рождение ребенка есть факт, порождающий определенный правовые последствия: права и обязанности родителей, предусмотренные семейным законодательством. Однако это происходит при одном существенном условии – если они состоят в браке. Данное положение вытекает из требований Семейного кодекса РФ, где сказано: «Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке».[3] Таким образом, основания возникновения родительских прав и обязанностей образуют, во-первых, кровное родство, во-вторых, его государственное признание.

Данное правило общего порядка распространяется и на нетипичные ситуации, когда ребенок родился:

-в течение трехсот дней с момента расторжения брака;

-в течение трехсот дней с момента признания брака недействительным;

-в течение трехсот дней с момента смерти супруга матери.

В российском законодательстве предусмотрен специальный механизм установления отцовства. Существует два основных способа установления отцовства: в добровольном порядке и по суду.

Суть так называемого добровольного установления отцовства заключается в том, что оно основывается на совместном заявлении как матери, так и отца, либо лица, объявившего себя таковым (ст.48 СК РФ).

Судебный порядок установления отцовства регламентирован ст.49 СК РФ.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года, устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».

Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ, в ряде других законодательных и нормативных актах, международных правовых документах.


4. Родительские права и обязанности.

Содержание родительских прав и обязанностей.

СК РФ предельно полно раскрывает содержание родительских прав и обязанностей и тем самым определяет их сущность. Причем глава СК РФ, именуемая «Права и обязанности родителей», почти целиком посвящается их личным правам и обязанностям. Обязанность же родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей фигурирует самостоятельно в разделе, предназначенном для правового регулирования алиментных обязательств.

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Такова главная идея семейного воспитания с правовой точки зрения, нашедшая свое воплощение в п.1 ст.63 СК РФ.

Право на воспитание своего ребенка – личное неотъемлемое право каждого родителя. Лишить его этого права можно только в случаях, предусмотренных законом. Сам родитель отказаться от принадлежащего ему права на воспитание не может.

Право на воспитание заключается в возможности воспитывать своих детей лично, используя всевозможные способы и методы семейного воспитания. Государство же призвано оказывать родителям всяческую помощь в осуществлении этого права.

Пункт 1 ст.63 СК РФ, не ограничиваясь провозглашением прав и обязанностей родителей, конкретизирует, какими именно правами и какими обязанностями они обладают:

-на воспитание своих детей, на заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Кроме того, родители имеют:

-право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения[4] . Предоставление такого права напрямую связано с возможностью самому воспитывать своих детей. И если почему-либо это невозможно, родители (один из них) могут обратиться в суд с иском о возврате им несовершеннолетнего;

-право на общение с ребенком, участие в его воспитании, если он проживает с другим родителем. [5]


posadke-net-monitoring-smi-10-fevralya-2010-g.html
poseesh-privichku-pozhnesh-harakter.html
poselka-stranica-7.html
poselok-kastornoe.html
poselok-plastun-poluchit-sok-v-kazani-projdet-konferenciya-sportivnoe-nasledie-universiadi-2013-8-k-450-letiyu.html
poseredine-pomesheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ergonomika-specialnost-psihologiya.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-spisok-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-v-4-kvartale-2010-goda.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-vstreche-v-nyu-jorke-glavi-mid-stran-nato-odobrili-reshenie-o-perehode-gruzii-na-sleduyushij-etap-sotrudnichestva-s-alyansom.html
  • reading.bystrickaya.ru/materialnaya-podderzhka-bezrabotnih-problemi-formirovaniya-pravovih-osnov-i-mehanizmov-rossijskoj-federacii-kak.html
  • thescience.bystrickaya.ru/inspektor-po-pozharnoj-bezopasnosti-edinij-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • notebook.bystrickaya.ru/klassifikaciya-sovremennih-parovih-turbin.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskaya-razrabotka-organizaciya-uchebno-issledovatelskoj-deyatelnosti-uchashihsya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/professiya-imidzhmejker-stranica-21.html
  • control.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-maj-2010-goda-stranica-5.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bazovaya-gruppa-1231rukovoditeli-finansovo-ekonomicheskihi-administrativnih-podrazdelenij-sluzhb.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-2008g-rabochaya-programma-po-fizike-10-klass.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tezaurus-teoriya-i-praktika-socialnogo-poznaniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-socialnie-tehnologii-obshij-kurs-izdanie-2-e-dopolnennoe-i-pererabotannoe-rekomendovano-ministerstvom.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/krasnodarskie-eseri-i-snova-o-bolnichnih-s-1-iyulya-2011-goda-minzdravomsocrazvitiya-rf-vveden-novij-mashinochitaemij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/potrebitelskaya-korzina-podorozhala-rajonnoe-upravlenie-obrazovaniya-izmenilo-usloviya-zaklyucheniya-municipalnih-kontraktov.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kelsmshart-67-memlekettk-satip-alu-tairibi-talar-02-irjek-2014-zh-almati-oblisti-blm-basarmasi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/na-lukavogo-svyatitel-grigorij-bogoslov-pesnopeniya-tainstvennie-chast-1-2000.html
  • testyi.bystrickaya.ru/44-proizvodstvennie-territorii-generalnij-plan-municipalnoe-obrazovanie-gorod-orenburg-materiali-po-obosnovaniyu.html
  • nauka.bystrickaya.ru/usiliteli-konstrukciya-i-ekspluataciya-chast-5.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-i-starie-veshi-s-novimi-imenami-kniga-napisana-so-vsej-iskrennostyu-ona-hochet-vozdat-dolzhnoe-i-govorit.html
  • books.bystrickaya.ru/chto-takoe-organizacionnaya-nauka-stranica-13.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-1-1-strategicheskie-problemi-razvitiya-proizvodstva-i-harakteristika-sistemi-strategicheskogo-menedzhmenta-organizacii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-4-srednyaya-shkola-kniga-posvyashena-naibolee-yarkomu-i-plodotvornomu-periodu-kulturnoj-zhizni-rossii-xix-veku-osveshaet.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-minsk-2006-g-udk-616-053-2-6-084-08075-8-stranica-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/socialnie-problemi-kolhoznogo-krestyanstva-bajkalskogo-regiona-1945-1956-gg-stranica-3.html
  • writing.bystrickaya.ru/dzhuzeppe-garibaldi-chelovek-legenda.html
  • school.bystrickaya.ru/doklad-vazhnost-uchastiya-pacientov-zt-v-narkopolitike.html
  • studies.bystrickaya.ru/instrukciya-metodicheskie-rekomendacii-omsk-2008-recenzenti-kostenko-s-v-vedushij-metodist-departamenta-obrazovaniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-4-otchet-po-ispolneniyu-3-etapa-gosudarstvennogo-kontrakta-.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-po-matematike-kursa-po-viboru-dlya-11-12-klassov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rossijskij-put-v-informacionnie-tehnologii-21-veka-chast-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-modul-3-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-osnovi-socialnoj-medicini.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-chetvertayaccxlviii-mahabharata.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temu-teshki-poteshki.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-istoriya-russkoj-filosofii-po-specialnosti.html
  • tests.bystrickaya.ru/knyazev-i-o.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.