.RU

Правила технической эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов рд 153-39. 4-041-99 - страница 5



- выявление возможных утечек нефтепродукта по выходу на поверхность и попыток его хищения;

- выявление и предотвращение производства работ посторонними организациями и лицами и нахождения посторонней техники;

- выявление оголений, размывов, оползней, оврагов;

- состояние переходов через реки, ручьи, овраги и другие препятствия;

- состояние пересечений с железными и автомобильными дорогами, появление неузаконенных переездов;

- состояние вдольтрассовых сооружений, включая защитные.

При осмотре наружной поверхности трубопроводов и их деталей (сварных швов, фланцевых соединений, включая крепеж арматуры, антикоррозионной защиты и изоляции, дренажных устройств, компенсаторов, опорных конструкций) следует обращать внимание на:

- состояние и показания приборов, по которым осуществляется контроль за давлением в нефтепродуктопроводе;

- герметичность незаглубленных участков нефтепродуктопровода, мест выхода из земли трубопроводных узлов, сварных и фланцевых соединений запорной арматуры;

- наличие утечек транспортируемого нефтепродукта из кожухов на пересечениях с железными и автомобильными дорогами.

Результаты осмотра трассы должны фиксироваться в журналах по установленной действующей НТД форме:

- в журнале N 1 - телефонограммы и распоряжения;

- в журнале N 2 - давление в трубопроводе и параметры приборов ЭХЗ;

- в журнале N 3 - результаты обхода и осмотра трассы и охраняемой зоны МНПП.

2.6.7. Работники, выполняющие техническое обслуживание и ремонт линейной части МНПП, обязаны знать трассу трубопровода, технологические схемы сооружений, устройство и работу арматуры, находящейся на обслуживаемом участке.

2.6.8. Ремонтно - восстановительные бригады и ремонтные колонны должны быть оснащены необходимыми транспортными средствами, строительными и ремонтными механизмами, оборудованием, материалами, инструментами и инвентарем в соответствии с действующими нормативами технической оснащенности [134, 135], а также средствами оперативной связи.

2.6.9. Технические средства аварийно - восстановительных работ и подразделений (транспортные и ремонтно - восстановительные машины и механизмы) должны иметь соответствующие надписи. Транспортные средства аварийно - восстановительных бригад по согласованию с ГИБДД оснащают спецсигналами. На период весенней распутицы на автотранспортные средства АВБ и АВП должны в организациях ГИБДД оформляться специальные пропуска для беспрепятственного проезда по дорогам и к линейной части МНПП.

2.6.10. Все оборудование, транспорт и имущество линейной службы, предназначенные для выполнения аварийно - восстановительных работ, должны находиться в постоянной исправности и готовности к немедленному выезду и применению. Использовать данную технику не по назначению запрещается.

2.6.11. Периодические визуальные осмотры трассы, линейных сооружений и охранной зоны МНПП производят по утвержденным маршрутам и графикам линейные обходчики или ремонтно - восстановительные бригады (РВБ), снабженные транспортом повышенной проходимости либо воздушным транспортом и двусторонней связью с ЛПДС.

2.6.11.1. Участки обслуживания МНПП одним обходчиком независимо от числа параллельно уложенных трубопроводов устанавливаются от 10 до 15 км с размещением блок - поста преимущественно в районе установки задвижек и закрепляются приказом по ЛПДС или ПС.

2.6.11.2. Линейные обходчики производят:

- ежедневный осмотр и выявление утечек нефтепродуктов через запорную арматуру, выхода нефтепродукта на поверхность земли или водную поверхность;

- проверку наличия и исправности километровых знаков, контрольно - измерительных пунктов, установок ЭХЗ запорной арматуры, колодцев и их ограждений, состояния вдольтрассовой линии электропередачи, выполнения каких-либо работ на трубопроводе или в охранной зоне сторонними организациями.

В случае выявления неисправностей оборудования, выхода нефтепродукта, хищений нефтепродукта из МНПП линейный обходчик немедленно сообщает об этом на ЛПДС, после чего действует согласно указаниям руководства ЛПДС, а о выходе нефтепродукта сообщает, кроме того, местным органам власти, выставляет знаки безопасности и осуществляет охрану участка до прибытия аварийной бригады.

2.6.12. Задачей авиационного обслуживания может быть не только контроль за состоянием нефтепродуктопроводов со всеми линейными устройствами, сооружениями, зданиями, переходами и пересечениями, но и транспортировка ремонтных групп с комплексом инструментов на место работы.

2.6.13. Организацию работ по авиационному патрулированию трассы, включая оформление договора, осуществляет ответственное лицо, назначенное приказом по отделению или АО.

На ЛПДС, ПС и НП, линейных участках МНПП должны быть предусмотрены площадки для посадки и взлета вертолетов.

2.6.14. На каждой ЛПДС, ПС и ПО должен быть составлен и утвержден список специалистов, которые могут пользоваться услугами вертолета для выполнения служебных обязанностей. Каждый допущенный к полетам на вертолетах специалист должен быть застрахован от несчастного случая в установленном порядке.

2.6.15. Периодичность осмотра нефтепродуктопровода путем обхода, объезда или облета устанавливает руководство АО в зависимости от местных условий, сложности рельефа трассы нефтепродуктопровода и времени года. Периодичность осмотра трассы руководством перекачивающих станций или ЛПДС - не реже одного раза в месяц, отделения - одного раза в квартал, АО - одного раза в полгода.

Внеочередные осмотры следует проводить после стихийных бедствий, в случае обнаружения утечки нефтепродуктов, падения давления, отсутствия баланса нефтепродукта и других признаков повреждения нефтепродуктопровода.

2.6.16. Время выхода (вылета) обходчиков или РВБ на трассу, их нахождения и возвращения с трассы должно сообщаться и регистрироваться дежурным диспетчером в специальном журнале. Результаты осмотров и выполняемые в процессе обхода (облета) операции должны фиксироваться в журнале наблюдений при обходе (облете) трассы.

2.6.17. Техническое обслуживание и ремонт сооружений и оборудования нефтепродуктопровода проводят аварийно - восстановительные бригады по утвержденному графику работ.

2.6.18. Для поддержания пропускной способности и сохранения качества нефтепродуктов производится периодическая очистка МНПП от внутренних отложений. Периодичность очистки выбирается в зависимости от интенсивности накопления отложений на основе анализа режимов перекачки, а также сопоставления затрат на очистку и энергозатрат на эксплуатацию неочищенного трубопровода. Очистка полости трубопровода производится по инструкциям, разрабатываемым АО, эксплуатирующими МНПП.

2.6.19. Очередная очистка должна производиться при снижении пропускной способности нефтепродуктопровода не более чем на 3% или при необходимости.

Все работы по подготовке и проведению очистки МНПП должны выполняться в соответствии с принятой технологией и требованиями нормативных документов по охране труда, безопасности и пожарной безопасности [52, 114, ..., 122].

2.6.20. График очистки МНПП по участкам должен утверждаться главным инженером эксплуатирующего этот МНПП или участок АО и передаваться на исполнение в отделения. Контроль за выполнением графика должен осуществляться отделом эксплуатации и ТТО АО или отделений.

2.6.21. Виды и объемы ремонта самого трубопровода устанавливают на основе оценки его технического состояния по данным осмотров в шурфах, электроизмерений, анализов отказов, технических норм, требований паспортов и инструкций заводов - изготовителей или по данным обследования состояния трубопровода приборными средствами диагностики, а также в соответствии с мероприятиями по повышению надежности и безопасности эксплуатации, предусмотренными в планах АО, отделений.

2.6.22. Фактическое состояние действующего нефтепродуктопровода определяется путем сравнения определяющих его техническое состояние параметров с предельно допустимыми значениями, на основании чего принимается решение по его ремонту или дальнейшей эксплуатации.

2.6.23. Подготовка и порядок проведения диагностического обследования линейной части МНПП, методические основы оценки фактического технического состояния и установления на этой основе сроков и объемов работ, а также порядок организации и проведения последующих ремонтов определяются действующими НТД о техническом диагностировании линейной части МНПП и системе ТОР по диагностическим данным.

2.6.24. Для трубопровода с повышенной коррозийностью, а также при большом числе аварий на его участках следует проводить гидравлические испытания водой или нефтепродуктом с предварительным согласованием в соответствующих органах надзора и разработкой мероприятий по безопасному ведению этих работ.

Каждое АО, эксплуатирующее МНПП, отделение должны разрабатывать и утверждать конкретные планы мероприятий по подготовке и обеспечению безаварийной работы МНПП и всех сооружений в осенне - зимний и весенний паводковый периоды.

2.6.25. В плане подготовки к эксплуатации МНПП в зимних условиях должны быть предусмотрены:

- ревизия и ремонт приводов запорной арматуры с заменой летней смазки на зимнюю и масла в взрывозащищенном электрооборудовании, создание запаса необходимых материалов и инструментов на базах, складах и в определенных местах трассы;

- восстановление противопожарных сооружений;

- ревизия и ремонт уплотнений в защитных кожухах переходов через шоссейные и железные дороги для предотвращения попадания воды в кожух;

- приоткрытие задвижек тупиковых участков, камер скребка и других подобных устройств;

- перевод на зимнюю эксплуатацию аварийно - ремонтной техники и другие мероприятия, направленные на обеспечение бесперебойного транспорта нефтепродуктов в зимних условиях;

- промывка тупиковых и непроточных участков и арматуры;

- установка указателей и вешек у колодцев и вантузов на случай заноса их снегом.

2.6.26. В плане мероприятий по подготовке к весеннему паводку должны быть предусмотрены:

- ремонт и укрепление воздушных и подводных переходов (с береговыми колодцами);

- подготовка аварийно - ремонтной техники, замена смазки в редукторах, проверка запорной арматуры на полное открытие и закрытие;

- создание необходимого запаса ГСМ;

- восстановление нагорных водоотводных канав, противопожарных сооружений, водопропускных устройств, очистка их от снега;

- ремонт ледорезов в местах возможных заторов льда, обрубка льда в урезах рек над подводными переходами.





2.6.31. В случае возникновения аварии на МНПП аварийно - восстановительная служба должна действовать согласно плану ликвидации возможных аварий, разработанному в установленном действующей НТД [79] порядке для закрепленного за АВП участка трассы.

2.6.31.1. Планы ликвидации возможных аварий разрабатываются комиссией в составе начальника отдела эксплуатации, старшего диспетчера, главного механика, главного энергетика, инженера по охране труда, представителя АО "Телекомнефтепродукт", начальника пожарной части, подписываются членами комиссии и утверждаются главным инженером ПО АО. Планы должны ежегодно пересматриваться и находиться у главного инженера ПО, диспетчера ПО, начальника аварийно - восстановительной службы. У сменного оператора ЛПДС и начальника караула ВОХР должны находиться выписки из разделов плана, касающихся этих служб.

2.6.31.2. Все изменения, вносимые в ПЛА, должны доводиться под роспись работникам АВП и руководству ЛПДС, а также отражаться в должностных инструкциях работников АВП.

2.6.32. Стратегия организации работ по ликвидации аварии на линейной части МНПП и ее возможных последствий должна предусматривать выполнение следующих основных работ:

- поиск места аварии и определение ее характера;

- сбор, выезд и доставку персонала и технических средств к месту аварии;

- выполнение работ по локализации и сбору разлившегося нефтепродукта и АВР;

- ликвидацию последствий аварий и оформление документации установленной формы.

2.6.32.1. Порядок организации, технологическая последовательность и примерный график выполнения перечисленных работ, действия должностных лиц и непосредственных исполнителей, порядок и сроки составления требуемой документации, перечень необходимых технических средств и другие аспекты ликвидации аварии на МНПП и ее возможных последствий определяются инструкцией [79] и ПЛА.

2.6.32.2. Для проверки и закрепления знания ПЛА в каждом АО должны проводиться учения и учебно - тренировочные занятия.

Программы учений должны быть направлены на выполнение плана ликвидации возможных аварий, а также на отработку совместных действий с органами местной власти, с комиссией по чрезвычайным ситуациям и со всеми привлекаемыми организациями. Количество занятий (учений) и их содержание определяются руководством АО и ПО АО в зависимости от квалификации ремонтного персонала, сложности обслуживаемого участка трассы, природно - климатических условий и т.п.

2.6.32.3. Учения и учебно - тренировочные занятия должны проводиться с периодичностью:

в АВП - не реже 1 раза в месяц;

в ОАВП - не реже 1 раза в квартал.

Разрешается не проводить очередные учения и учебно - тренировочные занятия в тех из перечисленных выше подразделений АВС, которые были использованы на ликвидации аварий или производстве врезок на обслуживаемых участках трубопроводов.

2.6.32.4. Учения по обмену передовым опытом организации, новейшими техническими средствами и методами производства аварийно - восстановительных работ в масштабах АК организуются и проводятся по специальной программе с частотой один раз в 3 - 5 лет.

2.6.32.5. Персонал аварийно - восстановительной службы должен хорошо знать район участков трассы трубопроводов, в том числе расположение соседних коммуникаций, населенных пунктов, объектов народного хозяйства, сельскохозяйственных угодий и т.д.

2.6.32.6. Повреждения коммуникаций, происшедшие вследствие неисправности соседних коммуникаций или при производстве работ на них, расследуются комиссионно с привлечением всех заинтересованных сторон и устраняются за счет виновной организации и с привлечением ее сил.

2.6.32.7. Ликвидация последствий аварии (повреждения) в техническом коридоре производится по плану, согласованному со всеми соответствующими организациями - владельцами коммуникаций.

2.6.32.8. Последствия стихийных бедствий (оползней, размывов трассы и т.п.) устраняются владельцами коммуникаций технического коридора совместными силами.

2.6.32.9. Ликвидация аварий на магистральных трубопроводах может производиться без согласования с землепользователем, но с обязательным последующим его уведомлением.

2.6.33. На ЛПДС, ПС или НП должно быть организовано хранение аварийного запаса труб, уложенных на стеллажи с ограничителями, препятствующими их раскатыванию.

2.6.34. Трубы аварийного запаса должны быть очищены от ржавчины и окалины, загрунтованы снаружи и изнутри и иметь на концах заглушки. На каждой трубе должны быть нанесены белой краской длина и диаметр, толщина стенки и марка стали. В отделении должны храниться копии сертификатов на трубы аварийного запаса.

В летний период грунтовка и надписи на трубах аварийного запаса должны быть обновлены, стеллажи отремонтированы и аварийный запас пополнен до нормы.

2.6.35. Трубы, используемые для замены поврежденных участков, должны быть предварительно проверены на отсутствие дефектов и их соответствие имеющимся заводским сертификатам. Проверка должна быть оформлена актом.

2.6.36. В процессе эксплуатации МНПП аварийный запас труб должен систематически осматриваться. При осмотре должны производиться: ремонт стеллажей, очистка и смазка торцов труб, защита от коррозии. По истечении амортизационного срока службы трубы аварийного запаса должны быть заменены на новые.

2.6.37. Для участков МНПП, проложенных через болота, горы и другие опасные участки, объем аварийного запаса труб должен составлять 0,3% от их протяженности, для остальных участков - 0,1% от их протяженности.

2.6.38. Марка и толщина стенок труб аварийного запаса должны строго соответствовать аналогичным параметрам труб, заложенным при строительстве (проектировании).

Запрещается применение труб для аварийного запаса и ремонта, не имеющих сертификатов или документов, подтверждающих соответствие их требованиям ГОСТ, ТУ, а также при отсутствии товарного знака на поверхности трубы.


2.7. Капитальный ремонт линейной части

магистральных нефтепродуктопроводов


2.7.1. Критерии определения необходимости капитального ремонта линейной части МНПП

2.7.1.1. Решение о необходимости капитального ремонта линейной части МНПП принимается на основе комплексного обследования и оценки технического состояния ее участков.

2.7.1.2. Для оценки технического состояния участков МНПП предварительно производят следующие работы:

- анализ аварийности участка и имеющихся данных по диагностике МНПП;

- выявление наиболее опасных участков МНПП в отношении внешней и внутренней коррозии, а также напряженного состояния МНПП;

- обследование наиболее опасных участков МНПП, запорной арматуры, установок ЭХЗ, защитных противопожарных средств, линий технологической связи;

- анализ полученной информации.

2.7.1.3. Критериями опасности участков МНПП в отношении внешней коррозии, определяющими необходимость проведения капитального ремонта линейной части МНПП, являются:

- величина разности потенциалов "труба - земля", не удовлетворяющая требованиям ГОСТ 9.602-89*;

- наличие дефектов изоляционного покрытия, обнаруженных в результате обследования;

- опасное (по ГОСТ 9.602-89*) смещение разности потенциалов между трубопроводом и электродом сравнения (для МНПП, проложенных в зоне действия блуждающих токов);

- величина замеренного коррозионного износа по данным толщинометрии или определенной с помощью средств внутритрубной диагностики;

- отказы по причине наружной коррозии.

2.7.1.4. Наиболее опасными в отношении внутренней коррозии являются:

- места, где величина замеренного коррозионного износа по данным толщинометрии или определенного с помощью внутритрубной диагностической аппаратуры превышает средние по МНПП значения;

- места, где происходили аварии по причине внутренней коррозии;

- места возможных донных скоплений перед участками с пониженной скоростью течения и др., где возможно развитие сульфат - восстановительных бактерий;

- пониженные места по рельефу МНПП со скоростью течения нефтепродукта, не обеспечивающей вынос водных скоплений.

2.7.1.5. Опасность разрушения МНПП из-за перенапряжения металла трубы может возникнуть в результате:

- действия неучтенных нагрузок (размыв подводных участков МНПП, колебания размытых участков под воздействием потока, воздействие оползающих грунтов при укладке МНПП);

- нарушения проектных решений или ошибки в проекте (например, дополнительное к проектному искривление МНПП в вертикальной и горизонтальной плоскости вплоть до образования гофр и др.).

2.7.1.6. На основе выявленных опасных участков МНПП производится их обследование путем шурфования, осмотра трубопровода, контроля изоляционного покрытия, толщины стенки трубы и качества сварных швов принятыми способами контроля.

2.7.1.7. Порядок проведения обследования и оценки коррозионного состояния МНПП, организационно - техническая подготовка, способы капитального ремонта, виды, технологическая последовательность и контроль качества работ определяются "Правилами капитального ремонта магистральных нефтепродуктопроводов диаметром 100 - 720 мм без остановки перекачки" [34] и "Правилами капитального ремонта подземных трубопроводов" [35].

2.7.1.8. По результатам обследований проводится анализ полученной информации о состоянии стенки трубы и изоляционного покрытия, который включает:

- классификацию и оценку обнаруженных дефектов по степени опасности;

- определение остаточного ресурса участка МНПП;

- уточнение на трассе МНПП мест обнаруженных дефектов;

- планирование мероприятий по предотвращению возможного разрушения МНПП;

- выбор вида и способа ремонта, установление сроков его проведения в зависимости от характера дефекта МНПП с учетом загруженности на рассматриваемый момент и перспективу.

2.7.1.9. Классификация дефектов производится следующим образом:

- определяется вид дефекта по конструктивному признаку (трещины, гофры, свищи, коррозионные язвы и т.д.);

- определяются геометрические размеры дефектов (длины, глубины, радиуса кривизны и т.д.);

- определяется степень опасности обнаруженных дефектов с учетом остаточного ресурса МНПП.

2.7.1.10. Критериями оценки дефектов обследованного участка МНПП являются допуски, установленные действующими НТД (СНиП III-42-80*. Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ; ВСН 006-89. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Сварка).

На основании анализа и обработки результатов обследований назначается капитальный ремонт либо с заменой труб, либо с заменой изоляционного покрытия с восстановлением или без восстановления стенки труб.

Восстановление стенки трубы производится одним из следующих методов:

- зачистка поверхности, шлифовка;

- заварка (наплавка) повреждений;

- приварка накладных усилительных элементов (заплат, муфт).

2.7.1.11. Замену изоляции трубопровода следует проводить механизированным или ручным способом при давлении в нем не более 2,5 МПа при наличии проекта производства работ, мероприятий по безопасности труда и плана ликвидации аварий на данном участке.

Зачистка поверхности трубы шлифованием применяется при наличии коррозионных повреждений, не превышающих глубиной 10% от толщины стенки.

При наличии глубоких повреждений допускается непосредственная их заварка, если остаточная толщина трубы в месте повреждений не менее 5 мм независимо от внутреннего давления [79].

При наличии сплошной коррозии восстановление работоспособности труб следует производить путем приварки накладных усилительных элементов (заплат, муфт) [79].

2.7.2. Требования к организационно - технической подготовке и проведению капитального ремонта линейной части МНПП

2.7.2.1. Капитальный ремонт МНПП проводится по плану АО, составленному на основании представляемых отделениями титульных списков на проведение капитальных ремонтов нефтепродуктопроводов.

2.7.2.2. Капитальный ремонт объектов линейной части МНПП выполняется специализированными ремонтными подразделениями (РСУ, ОАВП, сторонними организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности).

2.7.2.3. Перед капитальным ремонтом линейной части МНПП, проложенного вблизи населенного пункта или других промышленных объектов, местная власть и население должны быть оповещены о необходимых мерах безопасности. Защитные сооружения должны быть проверены и при необходимости отремонтированы.

2.7.2.4. Во избежание повреждения МНПП перед началом ремонтных работ необходимо трассоискателем или шурфованием определить положение нефтепродуктопровода в грунте через каждые 50 м, а на неровном рельефе через каждые 25 м, установить указатели высотой не менее 0,5 м с обозначением глубины заложения. Указатель необходимо установить также в местах пересечения МНПП с другими коммуникациями.

Местоположение вантузов коммуникаций, проходящих в одном техническом коридоре, должно быть обозначено вешками.

2.7.2.5. Капитальному ремонту должна предшествовать разработка мероприятий организационно - технической подготовки, которая осуществляется на основании результатов обследования технического состояния, плана ремонта, необходимых объемов финансирования, потребности в затратах труда, механизмах, материалах и оборудовании.

pravovoe-obespechenie-voenno-socialnoj-politiki-rossijskoj-federacii-stranica-21.html
pravovoe-polozhenie-centralnogo-banka-banka-rossii.html
pravovoe-polozhenie-gosudarstvennih-sluzhashih.html
pravovoe-polozhenie-lic-otbivayushih-ugolovnoe-nakazanie.html
pravovoe-polozhenie-podrazdelenij-milicii-osushestvlyayushih-ohranu-sobstvennosti-na-osnovanii-dogovorov.html
pravovoe-polozhenie-tretejskogo-suda-v-rf-chast-2.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pamyatnij-son-blejk-u-izbrannie-stihi-sbornik-sost-a-m-zverev-na-angl-i-russk-yaz.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa-na-pravo-zaklyucheniya-dogovora-stranica-26.html
  • crib.bystrickaya.ru/grigorij-belih-i-aleksej-panteleev-respublika-shkid-stranica-15.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/integraciya-v-sovremennom-mire.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/49-trebovaniya-k-zashite-ot-nesankcionirovannogo-dostupa-v-g-dunaev-03-marta-2008-g-28.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-15-estetika-kak-aksiologiya-iskusstva-krivcun-o-a-k-82-estetika-uchebnik.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/2-slovo-mihailu-zvancevu-kosmonavt-1-polet-cheloveka.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-15-vizov-broshen-kniga-kotoruyu-vi-derzhite-v-rukah-mozhet-sigrat-v-toj-ili-inoj-mere-vse-chetire-etih-roli.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3--shema-polucheniya-stali-v-shahtnoj-pechi-redakcionno-izdatelskogo-soveta-uralskogo-gosudarstvennogo.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-provodit-municipalnij-zakazchik-upravlenie-molodezhnoj-politiki-i-turizma-administracii-purovskogo-rajona-upolnomochennij-organ-administraciya-purovskogo-rajona.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mintrans-rossii-stranica-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-uroka-po-obzh-uchitelya-shaniginoj-r-i.html
  • institute.bystrickaya.ru/firmennij-stil-ego-funkcii-i-osnovnie-elementi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-naimenovanie-disciplini-modulya-napravlenie-podgotovki.html
  • turn.bystrickaya.ru/pkio-sokolniki-plan-osnovnih-gorodskih-meropriyatij-vstrechi-novogo-2012-goda-i-prazdnovaniya-rozhdestva-hristova-.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zachem-sovremennomu-ekonomistu-filosofiya-dejstvitelno-zachem.html
  • reading.bystrickaya.ru/l-ionin-sociologiya-v-obshestve-znanij-stranica-35.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-g-korolenko-v-durnom-obshestve-a-i-kuprin-paper.html
  • student.bystrickaya.ru/22-effektivnost-i-socialno-ekonomicheskie-rezultatirealizacii-programmi.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-izucheniya-disciplini-peredat-osnovnie-teoreticheskie-znaniya-po-kursu-himiya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/teoriya-dlya-uchitelej-beseda-kak-metod-nauchno-pedagogicheskogo-issledovaniya-eto.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/912-dopolnitelnie-svedeniya-o-razmeshaemih-obligaciyah-resheniem-edinstvennogo-akcionera-otkritogo-akcionernogo.html
  • spur.bystrickaya.ru/ksporin-ekonomikasi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osobennosti-sostavleniya-reklamnih-tekstov.html
  • desk.bystrickaya.ru/plutarh-ploutarchos-46-120-zarubezhnaya-literatura.html
  • tasks.bystrickaya.ru/22-zakonodatelstvo-o-reklame-i-inoj-marketingovoj-informacii-informacionnij-marketing-prakticheskoe-posobie.html
  • turn.bystrickaya.ru/podhodi-k-kontrolyu-tabakokureniya-rasprostranennost-kureniya-i-ee-dinamika-za-poslednie-godi.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-po-volnam-sudbi-stranica-27.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-g-gak-obyasnyaet-lakuni-kak-propuski-v-leksicheskoj-sisteme-yazika-otsutstvie-slov-kotorie-kazalos-bi-dolzhni-bili-prisutstvova.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-panarin-igor-informacionnaya-vojna-i-tretij-rim-dokladi-stranica-4.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-chechne-uspeshno-realizuetsya-snachala-goda-kurs-reabilitacii-za-schet-sredstv-socialnogo-strahovaniya-v-volgogradskoj.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tipi-odnosostavnogo-predlozheniya-sposobi-virazheniya-glavnih-chlenov-v-odnosostavnih-predlozheniyah-chast-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/ai-safina-kgfei-411-gr-d-r-abuzyarova-kgfei-411-gr-vliyanie-msfo-14-segmentnaya-otchetnost-na-upravlencheskij-uchet.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-raboti-mkou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-1-imeni-geroya-sovetskogo-soyuza-shelaeva-antona-stefanovicha-g-kirov-kaluzhskoj-oblasti-na-2011-2012-uchebnij-god.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/loris-melikov-mihail-tarielovich-programma-disciplini-istoriya-rossii-xix-veka-napravlenie-podgotovki-030600-istoriya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.