.RU

Предисловие редактора перевода - страница 8




Результаты экспериментов Кеппеля и Андервуда имели большое значение для сторонников теории единства памяти. Полученные данные для первой пробы показывают, что на протяжении 18-секундного интервала никакого забывания не происходило. Однако в последующих пробах, когда создавалась возможность возрастания ПТ, обнаруживалось быстрое забывание, которое и наблюдали ранее Петерсоны. По-видимому, законы, управляющие забыванием при долговременном хралении информации, а именно законы проактивного торможения, определяют и время так называемого забывания из кратковременной памяти, которое, таким образом, представляет собой результат интерференции.

Кеппель и Андервуд шриписывали забывание из кратковременной памяти, наблюдавшееся в эксперименте Петерсонов, изменениям в эффекте проактивного торможения. При изучении ПТ традиционным методом наблюдалось возрастание ПТ с увеличением интервала удержания (на рис. 6.3 это период времени между заучиванием списка Б и его воспроизведением). Это объясняли воостановлением прочности следов списка А (первоначально понизившейся в результате заучивания списка Б) во время интервала удержания. Восстановление списка А предположительно приводит к тому, что он все больше и больше интерферирует со cписком Б. В экспериментах с дистрактором аналогичный эффект означал бы, что после 18-секундного интервала проактивное торможение должно быть больше, чем после 3-секундного, что и могло бы приводить кнаблюда1вшемуся забыванию. Конечно, это было бы возможно только в том случае, если имелось некоторое ПТ, которое .могло бы возрастать, т. е. если уже было проведено несколько проб для создания ПТ. Таким образом, мы можем предсказать, что количество припоминаемого материала должно уменьшаться с увеличением интервала удержания, но только после нескольких первых проб. Именно это и наблюдали Кеппель и Андервуд.

Кеппель и Андервуд интерпретировали полученные ими: результаты в соответствии с теорией единства памяти; они не были сторонниками теории двойственности. Но, поскольку мы знаем, что есть и другие основания подразделять память на КП и ДП, мы можем истолковать их результаты как довод в пользу гипотезы интерференции. Забывание из КП оказывается феноменом, который может быть предсказан на основании данных о проактивном торможении.

^ МЕТОД ЗОНДА

Рассмотрим теперь другое исследование (Waugh a. Norman, 1965), в котором получены иного рода данные oтнocитeльнo интерференции в КП. В нем изучалось интерферирующее воздействие последующей информации на материал, уже находящийся в КП. Проведенные эксперименты не были приближением к описанному выше идеальному эксперименту, поскольку в них не использовался дистрактор; вместо этого была сделана попытка разделить эффекты "чистого" времени и числа промежуточных элементов — эффекты, которые, как мы отмечали, обычно изменяются совместно. Для этого разделения был использован так называемый "метод зонда". Этотметод состоит в следующем: испытуемому предъявляют для запоминания ряд цифр (например, 16 цифр). Шестнадцатая цифра уже встречалась среди остальных пятнадцати, и она используется в качестве "зонда". Испытуемого просят припомнить цифру, которая следовала за первым появлением цифры-зонда (при втором появлении цифра-зонд сопровождается звуковым сигналом, указывающим на то, что эта цифра последняя в ряду, — чтобы испытуемому не приходилось считать цифры).

Испытуемому может быть зачитан, например, следующий ряд

1 4 7 9 5 1 2 6 4 3 8 7 2 9 0 5*

(здесь звездочка обозначает звуковой сигнал). Испытуемому задают вопрос: "Какая цифра следовала за цифрой 5 при ее первом появлении?" Верным ответом будет "единица". В этих экспериментах важно выяснить зависимость среднего процента правильных ответов, т. е. правильных припоминаний цифры, следующей за первым появлением зонда, от числа цифр между первым предъявлением этой цифры и ее воспроизведением (после цифры-зонда со звуковым сигналом). В приведенном примере таких промежуточных цифр (включая цифру-зонд) было десять. Этот метод позволяет изучать припоминание в его прямой зависимости от числа промежуточных цифр, которые принимаются здесь за интерферирующие единицы.

Для того чтобы исследовать влияние "чистого" времени, следует ввести еще один переменный фактор: можно варьировать скорость предъявления цифр (скажем, от четырех цифр в секунду до одной в секунду). Это позволяет независимо изменять время и число интерферирующих единиц. Иными словами, мы можем теперь раздельно изучать влияние двух факторов-количества времени между первым и вторым появлениями цифры-зонда и числа интерферирующих единиц.

Значение этого станет более ясным, если мы посмотрим, каких результатов следует ожидать исходя из гипотезы угасания и из гипотезы интерференции. Если верна гипотеза угасания, припоминание должно зависеть от прошедшего времени и не зависеть от числа промежуточных цифр. А это означает, что разная скорость предъявления приведет к разной эффективности припоминания при данном числе промежуточных элементов, так как время, протекающее между первым и вторым появлением цифры-зонда, будет зависеть от скорости предъявления цифр. Представив влияние этого времени на процент правильных ответов в виде графика, мы получим кривую, изображенную на рис. 6.5, А. Это гипотетическая кривая, основанная на предположении, что забывание происходит постепенно, как функция времени, независимо от числа промежуточных цифр, предъявляемых на протяжении этого времени (поэтому при обеих скоростях предъявления результаты одинаковы, хотя для любого данного периода времени большая скорость соответствует большему числу интерферирующих элементов, чем малая). На рис. 6.5, Б те же данные представлены несколько иначе: по оси абсцисс отложено число промежуточяых элементов. Такая кривая означает, что число элементов само по себе не определяет забывания; при таком построении графика забывание тоже зависит от времени, соответствующего данному числу элементов и зависящему от скорости их предъявления.



Рассмотрим теперь предсказания гипотезы интерференции, согласно которой главным фактором, определяющим забывание, служит число цифр, предъявляемых в промежутке между первым и вторым появлением зонда. Эти предсказания тоже можно графически изобразить двумя способами (рис. 6.5, В и Г). На рис. 6.5, В представлены гипотетические данные, основанные на предположении, что припоминание зависит от числа промежуточных элементов и не зависит от скорости их предъявления. Рис. 6.5, Г показывает, что если построить график зависимости тех же данных от времени, то мы получим две разные кривые для двух скоростей предъявления, так как при этих двух скоростях за любой данный промежуток времени будет предъявлено разное число .элементов (при высокой скорости больше, чем при низкой).

Для того чтобы выяснить, какая же из двух гипотез верна, мы сравним эти предсказания с экспериментальными данными, представленными на рис. 6.6 (Waugh a. Norman, 1965). Эти данные говорят в пользу гипотезы интерференции. При обеих скоростях предъявления забывание определяется числом цифр, отделяющих первое появление припоминаемой цифры от ее воспроизведения. Здесь уместно будет заметить, что этот результат можно было предсказать исходя из кривой зависимости свободного припоминания от места элемента в ряду. Мы знаем, что скорость предъявления не влияет на концевой участок этой кривой, который, видимо, отражает припоминание из КП (см. рис. 2.2,В). Тот факт, что в этой ситуации, так же как и в экспериментах с "зондом", припоминание из КП не .зависит от скорости предъявления, означает, что время здесь не играет роли, тогда как число промежуточных элементов (место в ряду) имеет существенное значение.




^ ДРУГИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ДИСТРАКТОРОМ

Результаты описанных выше экспериментов с цифрой-зондом говорят в пользу того, что забывание из КП обусловлено интерференцией. Если добавить эти результаты к данным Кеппеля и Андервуда (Keppel a. Underwood, 1962), показавших, что с проактивным торможением связано также и быстрое забывание в экспериментах Петерсонов, то создается впечатление, что гипотеза интерференции имеет довольно прочную основу. Поэтому мы рассмотрим еще одно "приближение" к нашему идеальному эксперименту — эксперимент, проведенный Джудит Рейтман (Reitman, 1971); это наилучшее из всех рассмотренных нами до сих пор приближений. Рейтман провела эксперимент с дистрактором, в котором отвлекающим заданием был не обратный счет, а задача на обнаружение сигнала. Испытуемым сначала предъявляли три слова, которые они должны были запомнить. Затем на протяжении 15 с они прислушивались, ожидая появления определенного тона на фоне белого шума (обнаружение сигнала); услышав этот тон, они должны были нажать на кнопку. Задание было довольно трудным; звук был таким слабым, что испытуемые могли слышать его только в течение примерно половины времени. Поэтому задание можно было считать достаточно труддым для того, чтобы оно мешало повторению слов. Кроме того, оно, по-видимому, не интерферировало с тремя словами, находившимися в КП. Следовательно, его можно было рассматривать как разумное приближение к тому состоянию "ничегонеделания", которым должен быть заполнен интервал удержания в идеальном эксперименте. После 15-секундного периода, в течение которого испытуемые прислушивались к звуковому сигналу, они делали попытки вспомнить три слова, предъявленные в начале эксперимента.

Рейтман хотела выяснить, способны ли испытуемые помнить эти три слова. Она пыталась также исключить возможность повторения этих слов испытуемыми на протяжении 15-секундного интервала. Чтобы установить, удалось ли ей устранить повторение, она сравнивала точность и скорость, с которой испытуемые обнаруживали звуковой сигнал, с теми же показателями для контрольных испытуемых, которые не должны были помнить три слова, а только следили за звуковым сигналом. При такой проверке никаких различий между двумя группами обнаружено не было; это говорило о том, что опытная группа в самом деле была занята обнаружением сигнала и не повторяла предъявленных слов. Поэтому Рейтман сочла, что результаты ее экспериментов действительно позволяют судить о том, что происходит с находящейся в КП информацией, если повторение исключено. Эти результаты ясно показали, что на протяжении 15-секундного периода забывания не происходит: в отличие от Петерсонов Рейтман наблюдала почти полное удержание в памяти слов по истечении 15 с. Иначе говоря, не было оснований считать, что в этот период происходит угасание.

В другом варианте эксперимента Рейтман получила несколько иные результаты, более сходные с первоначальными данными Петерсонов. В этом варианте отвлекающей задачей служило обнаружение не просто звукового сигнала, а определенного слога: они должны были заметить слог ТОН, произносимый иногда в ряду слогов ДОН. При таком дистракторе эффективность вопроизведения предъявленных вначале слов резко снизилась — со 100 до примерно 75%. Очевидно, характер отвлекающего задания существенно влияет на забывание из КП.

Данные Рейтман были подтверждены и дополнены в экспериментах Шифрина (Shiffrin, 1973), который применял в качестве дистрактора обнаружение сигнала, продолжавшееся 1, 8 или 40 с. Кроме того, в некоторых пробах о;н увеличивал интервал удержания, вводя арифметическую задачу, которую следовало решить после обнаружения сигнала. Последний вариант имел целью выявление "потолочного эффекта". Под этим имеют в виду предполагаемое "скрытое" уменьшение прочности следов памяти в период, когда испытуемые занимались обнаружением сигнала, — уменьшение прочности, недостаточ.ное для того, чтобы сколько-нибудь снизить эффективность .воспроизведения по сравнению с "потолком", т. е. 100%-ным воспроизведением.

Типичная проба в экспериментах Шифрина производилась следующим образом: испытуемый прослушивал пентаграмму — группу из пяти согласных (например, RLXBT). Затем он выполнял задачу обнаружения сигнала в течение 1, 8 или 40 с. В некоторых пробах испытуемому после этого предлагали еще задание с арифметическими действиями, выполнение которого продолжалось 5 или 30 с. Задача заключалась в прибавлении однозначных чисел, предъявлявшихся одно за другим через 2-секундные интервалы, к начальному трехзначному числу (например, 203+4+7+6+9+...).

Шифрин, так же как и Рейтман, нашел, что период обнаружения сигнала, независимо от его длительности, не оказывал влияния на припоминание пентаграммы; во всех случаях ее воспроизведение было почти безошибочным. Но добавление арифметической задачи нарушало припоминание, причем 30-секундная задача нарушала его сильнее, чем 5-секундная. Этот отрицательный эффект не зависел, однако, от продолжительности периода об.наружения сигнала: после 40-секундного периода он проявлялся не больше, чем после 1-секундного. Это говорит о том, что за период обнаружения сигнала никакого угасания следа не происходило, т. е. "потолочный эффект" отсутствовал. Ведь если бы за это время прочность следа пентаграммы уменьшалась (хотя бы и не настолько, чтобы это привело к забываниию), то добавочный эффект арифметической задачи "доводил бы дело до конца". В особенности этого следовало бы ожидать после длительного периода обнаружения сигнала, так как промежуток времени между предъявлением пентаграммы и ее воспроизведением был бы тогда максимальным и поэтому угасание наибольшим. Добавление арифметической задачи приводило бы к заметному забыванию. Таким образом, в случае угасания следа введение арифметической задачи больше снижало бы эффективность припоминания согласных в варианте с 40-секундным периодом обнаружения сигнала, чем в варианте с 1-секундным периодом. Отсутствие такого различия говорит о том, что выполнение заданий на обнаружение сигнала не оказывает никакого влияния на прочность следов в памяти.

В результате этих экспериментов создавалось впечатление, что нет никаких оснований объяснять забывание хранящейся в КП информации угасанием следов; можно было думать, что оно целиком обусловлено интерференцией. Однако положение вещей изменилось, после того как Рейтман повторила свой первоначальный эксперимент, введя новые условия для контроля "потолочного эффекта" и повторения. В отношении "потолочного эффекта" ее беспокоили те же обстоятельства, что и Шифрина: она хотела исключить возможность того, что испытуемые в период удержания забывают часть информации, хотя и не в такой степени, чтобы уже нельзя было восстановить в памяти все три предъявленных слова. Ей казалось также, что первоначальные эксперименты, в которых она пыталась выяснить, не повторяют ли испытуемые в период удержания предъявленный материал, были, возможно, недостаточно строгими. Ведь если испыгуемые незаметно повторяли его, то это и могло быть причиной того, что забывания не происходило.

Ввиду этого Рейтман провела эксперименты, спланированные таким образом, чтобы устранить "потолочный эффект" и точно определить возможность повторения. Для устранения "потолочного эффекта" она предъявляла испытуемому не три слова, как в первоначальном варианте, а пять. А чтобы учесть возможность повторения, была разработана сложная система анализа с семью различными оценками эффективности припоминания слов и обнаружения сигнала; этот анализ позволял судить о том, повторял ли испытуемый слова, какой из нескольких способов повторения он выбрал и насколько активным было это повторение. Эти оценки производились при следующих условиях: 1) когда испытуемого специально просили незаметно повторять материал; 2) когда его просили не повторять материал; 3) когда ему не предъявлялось никаких элементов для повторения; 4) при полном воспроизведении первоначального эксперимента.

Полученные Рейтман результаты подтвердили ее опасения: оказалось, что на ее первоначальных данных сказывался потолочный эффект. Она установила также, что в первоначальном эксперименте испытуемые незаметно повторяли материал и что применявшиеся ею способы проверки этого были недостаточно эффективны. Более того, в ее новых экспериментах лишь десяти испытуемым из 52, по-видимому, удалось избежать повторения, когда их об этом просили. Из этих 10 испытуемых и была создана группа для проведения решающего эксперимента: угасание или интерференция? Действительно ли они забывали предъявленную им информацию за 15-секундный интервал удержания, во время которого они были заняты обнаружением звукового сигнала и избегали повторения? Ответ оказался утвердительным: за эти 15 с терялось в среднем около 25% первоначально получеяной информации. Это указывало на то, что следы в период удержания угасали. Важно отметить и другой факт: когда промежуточное задание заключалось в обнаружении определенного слога (слога ТОН в ряду из слогов ДОН и ТОН), степень 3абывания была на 44% выше, чем при обнаружении звука. Из этого Рейтман сделала вывод, что "потолочный эффект" (в ее экспериментах, но, вероятно, не в экспериментах Шифрина, который принимал более эффективные предосторожности) и незаметное повторение (как в ее первоначальных опытах, так и у Шифрина) исказили результаты, обратив их против гипотезы угасания, и что на самом деле забывание из КП по крайней мере частично связано с угасанием следов.

Однако Рейтман вместе с тем отметила, что в ее эксперименте были получены данные, указывающие на забывание в результате интерференции, в данном случае — интерференции, связанной с выполнением задачи обнаружения определенного слога; она установила, что забывание было в этих условиях более значительным, чем при обнаружении простого звукового сигнала (тона). Шифрин тоже нашел, что арифметическая задача вызывает забывание в тех случаях, когда задача обнаружения звукового сигнала не оказывает такого действия. Хотя задания-дистракторы предназначались для того, чтобы предотвращать повторение, не интерферируя с элементами, которые следовало запомнить, некоторые из этих заданий, по-видимому, все же создавали интерференцию. И именно при таких интерферирующих заданиях наблюдался наиболее высокий процент забывания.

В ряде экспериментов было показано, что задания-дистракторы действительно могут создавать интерференцию. Сюда относятся эксперименты Рейтман и Шифрина, в которых задания, требующие известных вербальных навыков (навыков оперирования словами или слогами), чаще мешали удержанию в памяти вербального материала (слогов или слов), чем невербальные задания, как, например, обнаружение сигнала. Уоткинс и его сотрудники (Watkins а. о., 1973) показали, что трудные невербальные задания также могут приводить к забыванию из КП. Они предъявляли испытуемым для запоминания последовательности из пяти слов. Дистрактором служило задание, в котором испытуемый прослушивал ряд звуков, производимых на рояле, и следил за ними, нажимая после появления каждого звука на определенную кнопку. Это вызывало частичное забывание пяти предъявленных слов в течение 20-секундного интервала удержания (рис. 6.7), хотя и не такое значительное, как в экспериментах Петерсонов.



Уоткинс и его сотрудники высказали предположение, что степень забывания из КП, обусловленного заданием-дистрактором, зависит от двух особенностей этого задания. Один из них — степень его сходства с материалом, который следует помнить. Предполагается, что интерференция обусловлена этим сходством: чем больше сходство, тем сильнее интерферен-ция, ведущая к ослаблению следов в КП, и тогда информацию уже не удается восстановить после интервала удержания. Описанные нами здесь эксперименты (Peterson a. Peterson; Reitman; Shiffrin, Watkins а. о.), а также другие, еще не рассмотренные данные подтверждают это. Уиклгрен (Wickelgren, 1965) нашел, что если материал, служащий дистрактором, и запоминаемый материал сходны по звучанию, то степень забывания выше, чем в случае их несходства. Дейч (Deutsch, 1970) обнаружил, что удерживать в памяти определенный набор тонов во время прослушивания другого ряда тонов труднее, чем при прослушивании ряда чисел. Все это позволяет думать, что дистракторы могут вступать в контакт и интерферировать с подлежащим запоминанию материалом, находящимся в КП. Такое представление, по-видимому, согласуется с идеей о том, что КП — это то место, где производится какая-то "работа" (например, при выполнении задания-дистрактора). Поскольку хранение этого материала также происходит в КП, вполне вероятно, что два набора материала могут вступить в контакт и что этот контакт приводит к интерференции, степень которой определяется сходством между тем и другим материалом.

Другой фактор, от которого, согласно Уоткинсу и сотр., зависит забывание из КП, — это общая сложность задания дистрактора. Эти авторы считают, что в той мере, в какой при выполнении задания-дистрактора используется емкость перерабатывающей информацию системы (.или внимание в смысле известной емкости), это задание будет создавать интерференцию. Примерами таких заданий служат: 1) слежение за рядом тонов; 2) обратный счет; 3) задачи на сложение. Эту мысль подкрепляют результаты других экспериментов, показавших, что степень трудности задания-дистрактора действительно влияет на удержание материала в КП (см., например, Posner a. Konick, 1966; Posner a. Rossman, 1965). На основании данных Рейтман можно предполагать, что один из механизмов интерференции при таких заданиях состоит в том, что они мешают повторению и таким образом создают условия для угасания следов. Мы могли бы также заметить, что это согласуется с представлением о КП как о месте не только хранения, но и переработки информации. Следует ожидать, что для выполнения более трудных задач понадобится рабочее пространство; это приведет к сокращению пространства для такой работы, как повторение информации, а также для ее хранения и тем самым к большему забыванию. С этим представлением согласуются также данные Мердока (Murdock, 1961) о том, что на припоминание влияет количество информации, подлежащей хранению. В эксперименте, в котором дистрактором служило задание на обратный счет, Мердок наблюдал, что забывание происходило быстрее, когда нужно было помнить триграмму из согласных или три слова, и медленнее, когда это было одно слово. В первом случае материал содержал три структурные единицы (и требовал больше места для хранения), а во второмтолько одну структурную единицу.

^ ВЛИЯНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ НА ЗАБЫВАНИЕ

Если такие факторы, как характер работы, производимой во время интервала удержания, количество запоминаемой информации н степень трудности промежуточной задачи, влияют на сохранение материала в КП, то это снова подводит нас к уже знакомой мысли. Эта мысль заключается в том, что в забывании из КП участвует познавательный компонент, аналогичный тем факторам, которые регулируют избирательную переработку входной информации и распознавание образов, а также процессы, подобные структурированию и повторению. Эту мысль подкрепляют результаты исследований Вп и Нормана (Waugli a. Norman, 1968), которые провели ряд дополнительных экспериментов с "цифрой-зондом". Эти авторы обнаружили, что на забывание из КП влияет не только число элементов в промежутке между предъявлением данного элемента и его контрольным воспроизведением, но также и содержание этих элементов. Данные Во и Нормана показывают, что дело не в общем числе промежуточных элементов, а в числе тех элементов, которые интерферируют с подлежащим запоминанию материалом. Некоторые элементы не создают интерференции, особенно те, которые могут быть .предсказаны в контексте данного эксперимента.

Для того чтобы убедиться в этом, посмотрим, что произойдет, если нам предъявят ряд чисел, составленных из трех одинаковых цифр: 555, 666, 333 и т. д. Можно ли каждое повторение цифры рассматривать как интерферирующий элемент? По чисто интуитивным соображениям это кажется маловероятным: ведь нам достаточно просто запомнить правило, что каждая цифр а повторяется трижды, вместо того чтобы запоминать каждое повторение отдельно. Именно это и происходит на самом деле; Во и Норман установили, что те элементы, которые можно предсказать, не интерферируют так, как неожиданные элементы. И нам еще раз приходится сделать вывод, что система, перерабатывающая информацию, не пассивна, а содержит какой-то регуляторный механизм, связанный с познавательными процессами.

На этом мы закончим рассмотрение процессов забывания из КП. Мы можем заключить, что для объяснения всех имеющихся данных нужна теория, в которой нашлось бы место как для пассивного угасания следов, так и для интерференции: угасание происходит при отсутствии повторения; интерференцию можно создать, внеся новую информацию или же выполняя какое-либо задание (работу) в то время, когда требуется удерживать первоначально предъявленную информацию. Степень интерференции, создаваемой данным заданием, по-видимому, варьирует в зависимости от его близости к материалу, хранящемуся в КП, а также от той емкости КП, которую необходимо использовать для его выполнения. Чем больше интерференция при данном задании, тем более значительное забывание конкурирующего материала оно вызовет. И наконец, очень важно отметить, что характер забывания определяется регуляторными процессами. От этих процессов зависит, какая именно информация сохраняется в памяти, какая над ней производится работа и происходит ли повторение; поэтому они играют важную роль и в определении того, какая информация будет удерживаться в КП.


^ Глава 7

Кратковременная память: хранение информации в неакустической форме

В гл. 2 мы рассмотрели общую модель системы переработки информации у человека. По необходимости описание этой модели было упрощенным; одним из упрощений было утверждение, что в КП информация кодируется в акустической (слуховой) форме, а в ДП — в семантической форме. В конце главы мы отметили, что в нашем описании КП был опущен ряд осложняющих моментов. В настоящей главе мы увидим, в чем состоят некоторые из этих усложнений, и закончим рассмотрение КП и относящихся к ней процессов.

Одна из самых важных проблем, связанных с нашим первым, упрощенным описанием кратковременной памяти, состоит в том, что КП изображалась как хранилище элементов, закодированных акустически. Конечно, большая часть оригинальных исследований в этой области (например, "слуховые" ошибки, отмеченные Conrad, 1964) указывала на то, что в КП информация хранится в акустической форме. Однако имеются также данные в пользу зрительного и семантического кодирования элементов в КП. Например, хотя в нашем первом описании КП предполагалось, что при зрительном предъявлении буквы она для хранения в КП метится и кодируется акустачески (так, буква С превращается в звук "ЭС"), некоторые данные говорят о том, что буква, предъявленная зрительно, может быть закодирована в КП в зрительной же форме (т. е. С хранится в виде фигуры "С"). В настоящей главе мы сосредоточим внимание на имеющихся данных в пользу такого неакустического хранения информации.

Прежде чем начать рассмотрение неакустических кодов КП, следует уточнить, что имеется в виду, когда. говорят о зрительном или семантическом представлении информации в КП. Мы произвольно определили КП как то место, где хранятся вербальные описания тех или иных элементов (т. е. слогов или слов) в акустической форме; но само это определение исключает возможность зрительного или семантического кодирования в КП. Поэтому для того, чтобы изучить характер хранящейся в КП информации, мы должны теперь дать определение КП, независимое от кода того или иного типа.

Для такого определения может быть использован признак длительности хранения информации. Мы могли бы оказать, что кратковременная память — это хранилище, в котором элементы удерживаются в течение короткого времени — порядка нескольких секунд, если не происходит повторения. Мы могли бы также сказать, что в КП может храниться информация, поступающая от органов чувств (или сенсорных регистров) или же из долговременной памяти. При таком определении КП хранящуюся в ней информацию можно рассматривать в любой форме. Однако при этом особенно важно будет тровасти границу между сенсорными регистрами и КП, так как в сенсорных регистрах информация тоже хранится в течение короткого времени. Поэтому нужно ввести еще одну характеристику. Мы можем сказать, что элементы, поступающие в КП из сенсорных регистров, не содержатся в ней в виде необработанной сенсорной информации, а уже прошли через решающий этап распознавания образов, в процессе которого они вступают в контакт с соответствующим представлением в ДП. Эти элементы уже перестали быть прекатегориальными. Поэтому нам хотелось бы рассмотреть данные, указывающие на возможность кратковременного хранения информации в несенсорной форме — в виде неакустического (а именно зрительного или семантического) кода.

^ ЗРИТЕЛЬНЫЕ КОДЫ В КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

Из неакустических несенсорных кодов кратковременной памяти мы рассмотрим сначала зрительные коды. В частности, мы обсудим данные в пользу того, что зрительная информация может некоторое время сохраняться и после исчезнjвения стимула, хотя эта информация, по-видимому, уже не находится в сенсорном регистре. Мы обсудим также данные о возможности извлечения из ДП на короткое время хранящейся в ней информации, закодированной в зрительной форме. Таким образом, нам нужно будет рассмотреть результаты исследований, подтверждающие возможность хранения информации в зрительной форме — хранения, обладающего такими же характеристиками, что и акустическое хранение, на которое было направлено главное внимание в предшествующем анализе КП.

^ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПОЗНЕРА ПО СРАВНЕНИЮ БУКВ

Одна группа данных, говорящих о существовании зрительного кодирования в КП, получена с помощью метода, разработанного Познером (Posner, 1969; Posner a. o" 1969; Posner a. Mitchell, 1967). Исследававия Познера дают веские основания полагать, что: 1) после воздействия зрительного стимула зрительная информация может сохраняться в условиях, несовместимых с иконическим хранением; 2) зрительная информация может также поступать на короткое время из ДП. Основной метод Познера состоит в следующем (рис. 7.1). Испытуемый участвует в длинном ряде шроб, каждая из которых продолжается очень недолго. В каждой пробе испытуемому предъявляют две буквы. Он должен сообщить, имеют ли эти буквы одинаковые названия (например, А и А или Б и б) или разные (например, А и Б); испытуемый делает это, нажимая на одну из находящихся перед ним кнопок.



Совершенно очевидно, что это задание — в отличие от большинства рассмотренных прежде испытуемый может выполнить без всяких ошибок. Поэтому экспериментатора в данном случае не могут удовлетворить такие данные, как просто процент верных и неверных ответов. Зависимой переменной здесь будет время реакции (ВР) испытуемого — время, необходимое ему для того, чтобы после предъявления букв дать ответ — "одинаковые" или "разные". Точнее, ВР — это время между появлением букв и ответом испытуемого.

Теоретически эта величина показывает, сколько требуется времени для соответствующих внутренних процессов. В задании Познера в ВР входит время, необходимое испытуемому для того, чтобы зрительно воспринять букы, сопоставить их друг с другом, решить, одинаковые они или разные, и нажать нужную кнопку. ВР будет больше или меньше в за.висимости от того, сколько времени понадобится испытуемому для выполнения этих действий. Однако использование ВР в экспериментальной психологии не ограничивается задачами такого типа. Этот показатель имеет давнюю историю. Познер заимствовал его из работы Дондерса (Bonders, 1862), который предложил "метод вычитания" для использования ВР при изучении психических процессов. Этот метод очень прост. Допустим, что у нас есть два задания, Х и Y, и что в заданиеY целиком входит все задание Х плюс еще некоторый компонент Q (т. е. Y=X+Q). Тогда, измерив ВР для выполнения заданий Х и Y, можно вычесть ВР для Х из ВР для Y и получить время, необходимое для выполнения компонента Q. Таким способом можно исследовать природу Q, даже если этот компонент нельзя непосредственно наблюдать в отдельности. В более общей форме: используя время реакции, можно выделять отдельные компоненты заданий и исследовать некоторые свойства психических процессов.

Вернемся к экспериментам Познера. Как видно из рис. 7.1, существуют две ситуации, в которых испытуемый ответит "одинаковые". Он даст такой ответ, если две предъявленные буквы идентичны (например, А и А); мы будем называть это "полным совпадением". И он опять-таки ответит "одинаковые", если буквы не идентичны, но имеют одно и то же название (как А и а); это будет "совпадение названий". В остальных случаях испытуемый будет отвечать "разные". (Ответы "одинаковые" и "разные" называют также положительными и отрицательными соответственно.) Как правило, для этих трех ситуаций — с полным совпадением, с совпадением названий и с разными буквами-величины ВР различны. В случае полного совпадения испытуемый обычно отвечает на 0,1 с быстрее (в экспериментах с ВР это очень большая величина), чем в случае совпадения названий или отрицательного ответа. Это позволяет предполагать, что во внутренних процессах, связанных с выполнением таких задач, есть какие-то различия.

Чтобы выяснить, в чем состоят эти различия, следует разбить выполняемую задачу на отдельные компоненты, каждый из которых занимает часть всего затрачиваемого времени. Таким способом мы пытаемся выделить тот компонеит или те компоненты, которые занимают дополнительное время в вариантах, отличных от случая полного совпадения. Мы могли бы предположительно расчленить задачу следующим образом: сначала испытуемый воспринимает буквы (зрительно кодирует их); затем он должен назвать их; после этого он решает, имеют ли они одинаковые или разные названия, и наконец, он дает ответ, нажимая на кнопку. Эти операции занимают все время — от начала предъявления букв до ответа. Нет достаточных оснований предполагать, что время, необходимое для восприятия букв, в разных случаях различно; точно так же вряд ли может варьировать и время, затрачиваемое на нажатие кнопки. Скорее всего различия в ВР зависят от времени, необходимого для процессов называния и сравнения. Когда буквы идентичны, на выполнение этих процессов, вероятно, уходит меньше времени, чем если буквы отличаются друг от друга.

По мнению Познера, различия в ВР обусловлены тем, что в случае двух идентичных букв нет нужды называть их. Он полагает, что идентичность их замечается сразу же при зрительном восприятии их физической формы. Только тогда, когда буквы не идентичны, возникает необходимость дать им названия и сопоставить эти названия. Короче говоря, в случаях полного совпадения (А, А) задача сводится к восприятию и зрительному кодированию, сравнению физических образов и даче ответа; в случае же совпадения названий (А, а) или отрицательного ответа (А, Б) она включает восприятие и зрительное кодирование, вербальное кодирование (называние), сравнение названий и дачу ответа. При совпадении названий ответная реакция — ввиду большего числа входящих в нее компонентов — должна занимать больше времени, что я приводит к наблюдаемым различиям ВР. Короче говоря, сопоставление в случаях полного совпадения основано, по мнению Познера, на зрительной информации, а в случаях совпадения названий — на словесных кодах (рис. 7.2).


problemi-gosudarstvennogo-regulirovaniya-strahovaniya-grazhdanskoj-otvetstvennosti-vladelcev-transportnih-sredstv-v-rf-chast-12.html
problemi-gosudarstvennogo-regulirovaniya-strahovaniya-grazhdanskoj-otvetstvennosti-vladelcev-transportnih-sredstv-v-rf-chast-17.html
problemi-gosudarstvennogo-regulirovaniya-strahovaniya-grazhdanskoj-otvetstvennosti-vladelcev-transportnih-sredstv-v-rf-chast-21.html
problemi-gosudarstvennogo-regulirovaniya-strahovaniya-grazhdanskoj-otvetstvennosti-vladelcev-transportnih-sredstv-v-rf-chast-3.html
problemi-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ukloneniya-ot-uplati-nalogov.html
problemi-i-metodi-analogo-cifrovih-i-cifro-analogovih.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-seminara-pravila-gmp-tehnika-chistih-pomeshenij-zadachi-i-opit-vnedreniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-idejnie-istoki-p0litologii-145-moskva.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-8-pozitivizm-v-sociologii-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sociologiya-dlya-studentov-psihologicheskogo.html
  • control.bystrickaya.ru/desad-sozdatel-vselennoj-nasiliya-savenko-svyashennie-monstri-portreti-eduard-limonov.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stanislav-v-lebedeffvrrazdel-1-stranica-9.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/chernie-metalli.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trudovoj-kodeks-rf-tk-rf-ot-30122001-n-197-fz-kursovaya-rabota-po-discipline-buhgalterskij-uchet-na-temu.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-pyataya-sedmaya-gruppa-b-pervaya-povest-trilogii-kortik-bronzovaya-ptica-vistrel.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-7-ili-vo-sne-on-eto-vidit-mednij-vsadnik-eto-vam-ne-mednij-zmij.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossijskaya-gazeta-moskva-166-782008-molchanie-opyat-2-rukovodstvo-ministerstva-i-inie-predstaviteli-mchs-rf-8.html
  • control.bystrickaya.ru/ea-levina-vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-mezhdisciplinarnoj-internet-konferencii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tshah-azizova-v-b-kataev-otvetstvennij-redaktor.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-provedenii-rajonnoj-olimpiadi-po-shkolnomu-kraevedeniyu.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-2-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-bijsk-bpgu-imeni-v-m-shukshina.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vuchebno-metodicheskoj-razrabotke-predstavlen-plan-prakticheskih-zanyatij-po-chastnoj-mikrobiologii-s-virusologiej-dlya-studentov-stomatologicheskogo-fakulteta-spisok-teoreticheskih-voprosov-po-kazhdoj-teme.html
  • assessments.bystrickaya.ru/edinorossi-vozmut-primore-rbk-daily-19052008-89-gosduma-rf-monitoring-smi-17-19.html
  • writing.bystrickaya.ru/algoritmi-ekonomicheskoj-kadastrovoj-ocenki-gorodskih-zemel-i-territorialno-ekonomicheskogo-zonirovaniya-chast-8.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-vistavlenie-otmetok-po-rezultatam-vipolneniya-probnogo-municipalnogo-testirovaniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/moskva-119992-moskovskij-gos-universitet-biologicheskij-fakultet-nauchnaya-i-uchebnaya-rabota-na-kafedre-gidrobiologii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-080105-65-finansi-i-kredit-specializaciya-finansovij-menedzhment-stranica-3.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yanvar-zimnie-kanikuli-doklad-mou-peremishlskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • tasks.bystrickaya.ru/26-celi-i-zadachi-gosudarstvennoj-politiki-uchebnoe-posobie-ogis-2004-udk-681-3-b-27.html
  • university.bystrickaya.ru/goryachij-chajnik-v-roli-uchitelya-b-i-l-nikitini-mi-i-nashi-deti.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-uchastiya-delegacii-fonda-skolkovo.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tomskaya-oblastnaya-organizaciya-profsoyuza.html
  • tests.bystrickaya.ru/kratkoe-opisanie-kursov-obrazovatelnoj-programmi-podgotovki-bakalavrov.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yang-uilyam-pol-hizhina-stranica-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tekst-pechataetsya-po-izdaniyu-krasnij-arhiv-1927-1-3-1928-2-gde-dnevnikovie-zapisi-poslednego-rossijskogo-imperatora-bili-vosproizvedeni-bez-kakih-libo-stranica-6.html
  • bystrickaya.ru/veksel-v-hozyajstvennom-oborote-rf-chast-5.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iihf-podderzhit-seriyu-igr-molodezhnih-sbornih-rossii-i-kanadi-23-11-201-1-soderzhanie-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-32-upravlenie-federalnoj-sluzhbi-po-nadzoru-v-sfere-svyazi-informacionnih-tehnologij-i-massovih-kommunikacij.html
  • teacher.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-oao-kamennij-karer-za-2010-finansovij-god.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-a-complete-the-following-sentences-using-gerunds-as-subjects-noun-1-group-these-nouns-into-countable-and-uncountable.html
  • desk.bystrickaya.ru/planirovaniya-lipeckoj-oblasti-stranica-9.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-syllabus-disciplini-naimenovanie-disciplini-socialnaya-psihologiya-specialnost-shifr-nazvanie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.