.RU

Председатель Научно-методического совета проф


БК 65.04я73

Р32

 

 

 

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Ректор акад. А.Н. Романов

Председатель Научно-методического совета проф. Д.М. Дайитбегов

 

 

Коллектив авторов:

Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк, С.С. Шишов,

НА. Барменкова, С.М. Борзов, Г.Ю. Семикина, Л.В. Шубцова,

Т.Г. Пыльнева, Г.В. Знаменский, Е.М. Уральская

 

 

Рецензенты:

кафедра "Экономическая география "

Московского педагогического университета

и канд. геогр, наук проф. Б.В. Москвин

 

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

 

Р32

^ Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 472 с.

ISBN 5-238-00027-8.

 

 

В учебнике (1-е изд. - ЮНИТИ, 1995) излагаются научные методы территориальной организации хозяйства, закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил, дается обоснование современному экономическому районированию России.

Рассматриваются отраслевая и территориальная структуры хозяйства страны, экономические связи между регионами. Подробно анализируется стартовый уровень развития российской экономики при переходе к рынку. Уделяется также внимание экономическим связям России с зарубежными странами.

Для студентов и преподавателей экономических вузов, практических работников экономических служб предприятий и организаций.

 

ББК 65.04я73

 

 

ISBN 5-238-00027-8

Ó Коллектив авторов, 1995

Ó Коллектив авторов, 1998

Ó ЮНИТИ, 1998. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издательства

 
^ Предисловие  
В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ большое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов.

В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами.

Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свои структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию.

Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другими регионами.

Поэтому знания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний всех ее регионов. И это придает особенно большую значимость научным знаниям о регионах, изучению региональной экономики.

Особенно важную роль играет региональная экономика в научном обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков.

Содержание региональной экономики способствует выработке рациональной, научно обоснованной региональной политики и стратегии.

Среди отраслей научных знаний, изучаемых в экономических вузах, региональная экономика - единственная, предметом которой являются территория, регион, его природно-ресурсный потенциал, демографические, трудовые ресурсы, экономика, ее структурная перестройка, экономические связи. Трудно представить современного экономиста высшей квалификации, не обладающего знаниями региона, в котором происходит его экономическая деятельность.

Данный учебник предназначен для студентов экономических вузов всех специальностей. В нем рассматриваются все основные вопросы дисциплины в соответствии с программой. Большое внимание уделяется теоретическим разделам: предмет, метод и задачи региональной экономики; закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил; экономическое районирование России. Рассматриваются отраслевая и территориальная структура хозяйства России, размещение и уровни развития отдельных отраслей. Подробно анализируется стартовый уровень развития экономики России при переходе к рынку.

Учебник иллюстрирован картосхемами. Картосхемы экономических регионов взяты из книги А.Н. Лаврищева "Экономическая география СССР" (М.: Экономика, 1986).

Учебник "Региональная экономика" подготовлен авторским коллективом кафедры "Региональная экономика и управление" Всероссийского заочного финансово-экономического института под руководством и под редакцией проф. Морозовой Т.Г.: гл. 1, 2 разд. I; гл. 3 разд. II; гл. 1, 2 (совместно с Н.А. Барменковой), гл. 10 разд. III - д-р геогр. наук, проф. Т.Г. Морозова; гл. 4 разд. I; гл. 6 разд. II; гл. 8 разд. III - канд. геогр. наук, проф. М.П. Победина; гл. 3 разд. I - д-р экон. наук, проф. Г.Б. Поляк; гл. 6. разд. I; гл. 1, 2, 5, разд. II; гл. 5 разд. III; гл. 1, 2 разд. IV - канд. геогр. наук, доц. С.С. Шишов; гл. 5 разд. I; гл. 2 (совместно с Т.Г. Морозовой), 3, 13 разд. III; гл. 3 разд. IV - канд. экон. наук, доц. Н.А. Барменкова; гл. 7, 11 разд. III - канд. экон. наук, доц. С.М. Борзов; гл. 7, 8 (совместно с Л.В. Шубцовой) разд. II; гл. 9 разд. III - канд. экон. наук, доц. Г.Ю. Семикина; гл. 8 (совместно с Г.Ю. Семикиной), 9 разд. II; гл. 6 разд. III - канд. экон. наук, доц. Л.В. Шубцова; гл. 12 разд. III - канд. экон. наук, доц. Т.Г. Пыльнева; гл. 4 разд. II - канд. геогр. наук, доц. Г.В. Знаменский; гл. 4 разд. III - канд. геогр. наук, доц. ЕМ. Уральская.
^   О самостоятельной работе студентов с учебником  
При изучении содержания учебника "Региональная экономика" необходимо прежде всего усвоить, что экономика России вступила на путь экономических радикальных реформ перехода к рынку. Структура экономики России подвергается коренной реконструкции в сторону социологизации.

В настоящее время экономика страны испытывает спад производства, который во многом объясним разрывом экономических связей с бывшими республиками СССР, ныне суверенными государствами.

Внутри России идет процесс суверенизации регионов, республик, автономных образований. Поэтому усилен процесс регионализации экономики отдельных субъектов Федерации, вырабатываются новая региональная политика и региональная стратегия, главные положения которых нужно знать каждому экономисту. Нужно также знать территорию России и ее регионов, природно-ресурсный потенциал, уровни развития, трудовые ресурсы, размещение ведущих отраслей хозяйства, так как вся экономическая деятельность осуществляется на конкретной территории, имеющей свои особенности.

На современном этапе особенно важен дифференцированный подход к решению конкретных экономических вопросов в зависимости от возможностей и особенностей каждого региона. Только строгий всесторонний учет всех природно-экономических, демографических, экологических и иных условий и особенностей различных регионов под углом зрения задач развития и размещения хозяйственного комплекса страны дает возможность разумно сочетать решение основных задач подъема экономики с рациональным развитием экономики регионов.

Важным требованием к студентам является глубокое самостоятельное изучение учебника, обязательное конспектирование всех его разделов. При изучении каждого раздела, каждой главы необходимо внимательно прочесть текст, выделить главные положения, определения и кратко законспектировать содержание.

Особое внимание следует обратить на определения отдельных научных положений учебника, знание и понимание которых требуются от студента обязательно - особенно определения предмета региональной экономики, знание методов исследования, определения и знание закономерностей и принципов размещения производительных сил, определения экономического района, промышленного центра, промышленного узла, территориального и агропромышленного комплекса и т.д.

При изучении учебника большое значение для студентов имеет составление экономических характеристик: отраслей народного хозяйства, экономических районов и республик, входящих в состав России. Так, например, при изучении отдельной отрасли план должен включать следующие последовательно излагаемые темы:

1. Значение отрасли хозяйства России и ее структура.

2. Экономическая оценка сырьевой базы отрасли.

3. Современная оценка состояния отрасли в условиях перехода к рынку.

4. Размещение отрасли по территории России, особенности размещения.

5. Основные направления развития и ход экономических реформ.

При изучении экономического района и республики логическая последовательность изложения должна включать следующие темы:

1. Административный состав района, республики.

2. Особенности экономико-географического положения.

3. Место района, республики в хозяйственном комплексе страны.

4. Краткая экономическая оценка природных условий и ресурсов. Экологические проблемы региона.

5. Характеристика населения и трудовых ресурсов. Демографические проблемы.

6. Развитие и размещение основных отраслей рыночной специализации района, республики.

7. Отрасли, дополняющие территориальный комплекс и сферы услуг.

8. Внутрирегиональные и межрегиональные экономические связи.

9. Промышленные центры, узлы, территориально-производственные комплексы.

10. Основные направления развития региона в условиях развития рыночных отношений.

Практика показывает, что если студенты запоминают множество фактов, не увязывая их в одну стройную завершенную концепцию, то учебный материал усваивается непрочно и быстро забывается. Пользование же планом способствует осознанному усвоению текста учебника, помогает отобрать основной материал; приобретается навык экономического анализа. Глубоко усвоить учебный материал - это уметь самостоятельно разбираться в нем, правильно обосновывать главные теоретические положения курса.

Большое значение для самостоятельного изучения учебника имеет сравнительный метод, который ярче показывает различия в специфике регионов и республик. Особенно важно установить черты сходства или различия в географическом положении, природных условиях и ресурсах, структуре хозяйства и рыночной специализации отдельных экономических регионов.

При сопоставлении следует делать выводы о сходстве и различии и объяснять их причины. Сравнения способствуют сознательному и более глубокому изучению учебного материала.

Большое место в учебнике занимают различные экономико-статистические показатели, дающие возможность разобраться в экономической жизни страны, что особенно важно для студента и в его будущей профессии экономиста. Следует иметь в виду, что заучивание цифровых показателей не должно служить самоцелью. Цифровые данные являются объективными и точными критериями для определения уровней развития отраслей хозяйства. В учебнике цифровые показатели даются в систематизированном виде и для сравнения уровней развития отраслей хозяйства на разных исторических этапах.

От студента требуется знание данных по численности населения России и республик, плотности, соотношения городского и сельского населения, уровня развития отдельных важнейших отраслей хозяйства в динамике. Эти знания должны быть осознанными, а не механически заученными. Поэтому необходимо тщательно продумать, сопоставить и законспектировать цифровые показатели. Усвоить материал помогут картосхемы, приведенные в приложении.

При изучении отдельных глав студенты должны выделить и усвоить главное их содержание.

В главе "Предмет, метод и задачи региональной экономики" следует обратить особое внимание на определение научной дисциплины, предмет исследования на современном этапе, методы исследования и основные задачи.

В главе "Природно-ресурсный потенциал России и его экономическая оценка" - студент должен понять сущность экономической оценки природных ресурсов и усвоить размещение основных полезных ископаемых и природных ресурсов, уметь показать их на карте.

В главах, содержащих анализ развития и размещения отраслей промышленности, студент должен усвоить структуру промышленности, знать особенности (принципы) размещения каждой отрасли, размещение электростанций различных типов, важнейшие нефтегазоносные районы, угольные и металлургические базы, размещение других отраслей промышленности, а также ход экономических реформ.

В главе об АПК студенту необходимо усвоить сущность агропромышленного комплекса, его звеньев и связи между ними. Необходимо также знать размещение отдельных отраслей сельского хозяйства, а также статистические данные, характеризующие динамику производства. Нужно знать ход аграрных реформ.

В главе о транспорте основное внимание следует обратить на знание важнейших транспортных путей, структуру грузоперевозок, современное состояние транспорта и направления развития.

В главах, характеризующих регионы, студент должен обратить особое внимание на теорию экономического районирования. Необходимо знать административно-территориальное устройство России и сетку современных экономических районов, их состав, рыночную специализацию и размещение ведущих отраслей хозяйства каждого региона, а также территориально-производственные комплексы. В конце каждой главы дается картосхема данного региона, которую следует внимательно изучить.

В главе о внешнеэкономических связях России студент должен понять сущность международного разделения общественного труда, усвоить основные формы сотрудничества России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Наглядно иллюстрируют данный материал картосхемы, прилагаемые в конце книги.

programma-disciplini-osnovi-mezhdunarodnogo-biznesa-dlya-specialnosti-080102-65-mirovaya-ekonomika-podgotovki-specialista.html
programma-disciplini-osnovi-organizacionnoj-psihologii-dlya-napravleniya-030300-62-psihologiya-podgotovki-bakalavra-avtori-s-a-lipatov-v-a-shtroo-a-vlovakov.html
programma-disciplini-osnovi-predprinimatelstvo-dlya-napravleniya-080200-menedzhment.html
programma-disciplini-osnovi-psihologicheskogo-konsultirovaniya-dlya-napravleniya-030300-68-psihologiya-podgotovki-magistra-avtor-docent-kafedri-psihologiya-lichnosti.html
programma-disciplini-osnovi-raboti-v-sisteme-sap-r3-dlya-napravleniya-080700-62-biznes-informatika-podgotovki-bakalavra-specialnosti-programmnaya-inzheneriya.html
programma-disciplini-osnovi-socialnoj-medicini.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/balans-interesov-uchastnikov-korporativnogo-upravleniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soros.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-7-dengi-denezhno-kreditnaya-politika.html
  • credit.bystrickaya.ru/planirovanie-denezhnih-potokov.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkurs-dlya-vuzov-na-uchastie-v-eksperimente-po-gosudarstvennoj-podderzhke-predostavleniya-obrazovatelnih-kreditov-studentam-na-20122013-uchebnij-god.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-shestaya-prezhde-vsego-ya-hochu-v-pochtenii-sklonitsya-k-lotosnim-stopam-moego-duhovnogo-uchitelya-ego-bozhestvennoj.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mezhdunarodnie-meropriyatiya-2009-god-vipusk-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/korshunov-d-a-bibliograficheskij-ukazatel-statej-opublikovannih-za-yanvar-mart-2011.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/pryanie-recepti-enciklopediya-specij-izrailskoj-kuhni.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ostanaj-oblisini-memlekettk-arhiv-mekemelern-2016-zhildi-9-aji-bojinsha-ataran-izmetn.html
  • crib.bystrickaya.ru/instruktivno-metodicheskoe-pismo-ob-osobennostyah-prepodavaniya-osnov-nauk-v-srednih-obsheobrazovatelnih-uchebnih-zavedeniyah.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompleks-marketinga-km-4-instrumenta-s-pomoshyu-kotorih-predpriyatie-vozdejstvuet-na-rinok-civilizovanno-t-tovar-c-cena-s-sbit-p-prodvizhenie-planirovanie-strategicheskoe-i-fakticheskoe.html
  • education.bystrickaya.ru/2-letopisanie-xii-pervoj-treti-xiii-veka-drevnerusskaya-literatura-literatura-xviii-veka-istoriya-russkoj-literaturi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/integrirovannie-resheniya-shirli-hensen-i-dzhenni-vejsman-perfomans-kontrakting-novie-gorizonti-shirli-hensen-d-r-filosofii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upravlenie-po-delam-obrazovaniya-nauki-i-molodezhnoj-politiki-ryazanskoj-oblasti.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oficialno-novosti-24.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yaznayu-kak-vam-dobitsya-uspeha-v-setevom-marketinge-kak-sozdat-moshnuyu-organizaciyu-metod-kotorij-ya-hochu-predlozhit-krajne-redko-primenyalsya-v-proshlom-i-somn-stranica-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-o-estestvennih-osnovah-nravstvennosti-stranica-4.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vii-hudozhnik-brazhnik-i-pluzhnik-strochki-iz-zhizni.html
  • control.bystrickaya.ru/blagotvoritelnost-centralnaya-pressa-spasite-romana-otom-chto-ih-dolgozhdannij-i-edinstvennij-sin-roditsya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sushnost-upravleniya-chelovecheskimi-resursami-stranica-21.html
  • studies.bystrickaya.ru/kriminalistika-4.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vizit-v-belgu-gruppi-ekspertov-iz-mezhdunarodnoj-organizacii-zalcburgskij-seminar.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n51-sdelka-mezhdu-yakovom-kopelem-i-kagalom-otnositelno-lavok-postroennih-na-placu-prinadlezhashem-pervomu.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-upravleniya-ot-30-01-2012-130-u-oprovedenii-hh-yubilejnogo-gorodskogo-festivalya-konkursa-detskogo-hudozhestvennogo-tvorchestva.html
  • education.bystrickaya.ru/11-vivodi-metodicheskie-ukazaniya-po-prohozhdeniyu-preddiplomnoj-praktiki-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya-specialnosti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sochineniya-na-svobodnuyu-temu-mudroe-slove-luchshe-bogatstva-2.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-opodvedenii-itogov-oblastnogo-konkursa-innovacionnie-proekti-v-sfere-doshkolnogo-obrazovaniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-zaklyuchitelnie-polozheniya-uchetnaya-politika-akb-investtorgbank-zao-na-2004-2005-i-2006-godi-uchetnaya-politika.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vospitanie-vospitatelya-mifologiya-drevnyaya-i-sovremennaya.html
  • education.bystrickaya.ru/-5-mirovoe-soglashenie-kak-osobaya-sdelka-napravlennaya-na-prekrashenie-konkursnih-otnoshenij.html
  • essay.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-prednaznachen-dlya-prepodavatelej-i-studentov-vsei.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-1234-dlya-studentov-3-go-kursa-fiziko-tehnicheskogo-fakulteta-ekaterinburg.html
  • knigi.bystrickaya.ru/simfonicheskaya-programma-sedmogo-moskovskogo-pashalnogo-festivalya-27-aprelya-19-00-voskresene.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/za-sutki-v-respublike-proizoshlo-7-pozharov-internet-resurs-ysiaru-27122011.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.