.RU

Приложение 3.1.4.: Региональные механизмы - Межрегиональная Сеть «За преодоление социальной исключенности»



Приложение 3.1.4.: Региональные механизмы


Так, Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017, принятой Законом Республики Бурятия от 9 ноября 2007 года №2595-III , в среднесрочной перспективе запланировано достичь следующих результатов:


Индикаторы

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год прогноз

2017 год

Трудоустройство лиц без определенного места жительства, % от числа обратившихся в органы социальной защиты

5

15

18

25

30


Говоря об этом, следует обратить внимание не только на величину показателя, но и на сам показатель: процент трудоустроенных вычисляется не от числа трудоспособных бездомных на территории региона, а от числа обратившихся в органы социальной защиты. В этом случае особое значение приобретает вопрос о том, насколько для бездомных доступно само обращение в органы социальной защиты.

В 2008 году в Санкт-Петербурге был принят ряд нормативных актов, одни из которых регулируют отношения на рынке труда, а другие – отношения, возникающие в вопросах оказания бездомным социальной помощи, в том числе содействия в трудоустройстве. Кроме того, содействие бездомным в трудоустройстве предусматривал ряд принятых ранее нормативных актов.

Статьей 28 Закона Санкт-Петербурга от 04.06.2007 №230-42 «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге»50 предусмотрено, что содействие трудоустройству бездомных осуществляется органами и учреждениями системы профилактики правонарушений. Пунктом 2.7.4 Плана мероприятий по реализации Закона Санкт-Петербурга от 16.05.2007 №230-42 «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» на 2008-2010 годы, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.01.2008 №5, осуществление содействия в трудоустройстве лицам без определенного места жительства, обращающимся в органы службы занятости населения, возложено на Комитет по занятости населения, Комитет по труду и социальной защите населения и администрации районов Санкт-Петербурга.

Закон Санкт-Петербурга от 11.06.2008 №342-56 «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области содействия занятости населения в Санкт-Петербурге», принятый на смену Закону Санкт-Петербурга от 25.09.2000 №435-45 «О занятости населения в Санкт-Петербурге», среди прочих полномочий закрепляет за Правительством Санкт-Петербурга полномочия по организации проведения оплачиваемых общественных работ, разработке и реализации программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.51 Это дает Правительству Санкт-Петербурга возможность принятия управленческих решений, направленных на содействие бездомным гражданам в вопросах трудоустройства.

План основных мероприятий по профилактике бездомности и развитию системы социальной поддержки лиц без определенного места жительства и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, на 2008-2010 годы, утвержденный Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.03.2008 N 298, предусматривает содействие занятости лиц без определенного места жительства и лиц, освободившихся из мест лишения свободы. А именно:

Исполнителем данных мероприятий назначен Комитет по занятости населения Санкт-Петербурга.

К сожалению, данный План не содержит каких-либо сведений о тех результатах, которые должны быть достигнуты в результате его реализации, что ставит под сомнение и наличие самой цели достижения конкретных и значимых результатов. Несмотря на отсутствие этих сведений, оценить возможную (достижимую) эффективность указанных мероприятий можно экстраполировав их на реалии рынка труда. Так, чтобы оценить действенность такой меры, как формирование и поддержание банка вакантных рабочих мест на предприятиях с предоставлением жилья, достаточно произвести поиск соответствующих вакансий в сети Интернет. Так, по данным Федеральной службы по труду и занятости, опубликованных информационным порталом «Работа в России» (http://www.trudvsem.ru/), за двухмесячный период в Санкт-Петербурге было 26 вакансий, предполагавших возможность предоставления общежитий, и 14 вакансий, предполагавших возможность предоставления служебного жилья. В результате поиска, проведенного на сайтах, специализирующихся на размещении информации о вакансиях, было обнаружено всего 15 объявлений, в которых говорилось о вакансиях с предоставлением жилья, в том числе общежитий, и дотаций на жилье. При этом в одном из них содержалось требование о наличии прописки в Санкт-Петербурге и Ленинградской области53, а другое содержало информацию о вакансии милиционера в полку охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых54, на которую вряд ли примут бездомного, не говоря про освобожденного из мест лишения свободы.

Такое количество вакансий просто не сопоставимо с численностью трудоспособных бездомных, которые не могут найти работу.

То, что этот План даже на этапе разработки не претендовал на эффективность, подтверждается системой финансирования предусмотренных данным Планом мероприятий – «в пределах текущего финансирования». То есть средства на эти мероприятия должны собираться по остаточному принципу, что и в лучшие годы не предполагает эффективности. В условиях финансово-экономического кризиса это означает «денег нет».

Утвержденные Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.07.2008 №875 «Об отдельных мерах по реализации закона Санкт-Петербурга "О государственных стандартах социального обслуживания населения Санкт-Петербурга"» стандарты социального обслуживания бездомных предусматривают:

предоставление рабочих мест в трудовых мастерских (не менее 10 человек) – 12 раз на клиента в год;

предоставление общественных работ в Центре, на прилегающей территории (не менее 10 человек) – 1 раз на клиента в год.55

Учитывая, что общая вместимость сети домов ночного пребывания составляет 279 койко-мест, говорить о серьезном влиянии этих стандартов на занятость бездомных просто не приходится.

Парадоксально, что стандарты социальных услуг трудоспособным бездомным56 вообще не предусматривают услуг по содействию им в трудоустройстве.

Программа развития рынка труда в Санкт-Петербурге на 2006-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 №1192 (в ред. от 30.10.2008), не предусматривает выведение на этот рынок такого товара, как труд бездомных работников. Трудоустройства бездомных не предусматривают и Обязательства Правительства Санкт-Петербурга, Межрегионального объединения «Федерация профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области» и Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга» на 2008 год.57 Информация о положении на рынке труда и в сфере занятости Санкт-Петербурга в январе-декабре 2008 года, размещенная Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (ранее Комитет по занятости населения) на своем сайте, не содержит каких-либо сведений о содействии бездомным гражданам в вопросах трудоустройства, в том числе сведений о реализации мероприятий, исполнителем которых этот комитет является согласно Плану основных мероприятий по профилактике бездомности и развитию системы социальной поддержки лиц без определенного места жительства и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, на 2008-2010 годы.58

Все это свидетельствует о том, что задача содействия бездомным в трудоустройстве не рассматривается Правительством Санкт-Петербурга и профильным комитетом, ведающим вопросами занятости, в качестве существенной, не находится в фокусе постоянного внимания.

26.11.2009 Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга и ООО «НВТ» была проведена специализированная общегородская Ярмарка Вакансий для лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и граждан без определенного места жительства, в соответствии с Программой содействия занятости населения Санкт-Петербурга на 2009 год, а также Планом основных мероприятий по профилактике бездомности и развитию системы социальной поддержки лиц без определенного места жительства и лиц, освободившихся из мест лишения свободы. За 3 часа работы ярмарку вакансий посетило 600 человек, более 70% из них получили предложения по трудоустройству, более 100 человек получили консультации юриста, 30 человек - консультации психологов.59 Информация Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга не позволяет определить, сколько из граждан, посетивших Ярмарку Вакансий и получивших на ней услуги, являлись бездомными.

Это мероприятие, судя по информации официального сайта Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, было единственным мероприятием по содействию трудоустройству бездомным за весь 2009 год.

Из сказанного выше очевидно, что вопрос содействия трудоспособным бездомным в получении работы ставится и решается региональными властями бессистемно и неэффективно, а сами бездомные остаются дискриминированы в вопросах реализации права на труд.


Приложение 3.3.4: Жилищное законодательство


В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 ст. 6 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 №100-15 (ред. от 02.07.2007) «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга» бездомным гражданам, ранее имевшим постоянное место жительства в Санкт-Петербурге60 и прошедшим в установленном порядке учет в уполномоченных органах социальной защиты населения, для временного проживания на период предоставления специальной социальной защиты предоставляются находящиеся в собственности Санкт-Петербурга жилые помещения .

Пунктом 5 той же статьи предусмотрено, что «условия предоставления гражданам, нуждающимся в специальной социальной защите, жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан и порядок признания граждан нуждающимися в специальной социальной защите устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга».

Во-первых, следует отметить, что указанный закон не предусматривает предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан бездомным гражданам, ранее не имевшим места жительства в Санкт-Петербурге, разделяя бездомных граждан на «своих» и «чужих».

Во-вторых, Положение о порядке и условиях принятия решений о признании граждан нуждающимися в специальной социальной защите и предоставлении им жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, утвержденное постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.09.2007 года №1164, не предусматривает порядок учета бездомных граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан. Какие-либо иные документы, регламентирующие условия предоставления бездомным жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан и порядок признания их нуждающимися в специальной социальной защите, Правительство Санкт-Петербурга не приняло. В результате норма Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 №100-15, предусматривающая предоставление бездомным гражданам жилых помещений для социальной защиты, является классической «голой нормой» (Nudum jus).

В-третьих, понятие «специальная социальная защита» в современном российском законодательстве появилось в ст. 98 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ. Однако определение этого понятия в федеральном законодательстве дано не было. В связи с отсутствием в законодательстве определения понятия «специальная социальная защита» возникает неопределенность оснований для признания граждан нуждающимися именно в специальной социальной защите.

В-четвертых, частью третьей пункта 3 ст. 6 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 г. №100-15 (ред. от 02.07.2007) «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга» предусмотрено, что жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, предоставляются для временного проживания на период предоставления специальной социальной защиты бездомным гражданам, ранее имевшим постоянное место жительства в Санкт-Петербурге и прошедшим в установленном порядке учет в уполномоченных органах социальной защиты населения, «исходя из расчета не более 6 квадратных метров жилой площади на одного человека».

В результате этого в Санкт-Петербурге установлен не минимальный размер предоставления указанных жилых помещений бездомным гражданам, а максимальный размер. Фактически частью третьей пункта 3 ст. 6 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 №100-15 предусмотрена возможность «законного» нарушения элементарных понятий о санитарии. Формально предоставление бездомным гражданам жилого помещения из расчета, например, одного квадратного миллиметра на человека, тоже будет «законно».

Бездомным в Санкт-Петербурге «для социальной защиты» можно предоставлять жилую площадь размером с пачку сигарет на каждого. О какой социальной помощи в такой ситуации можно говорить?

Указанное положение части третьей пункта 3 ст. 6 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 №100-15 (ред. от 02.07.2007) «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга» не только абсурдно, но и дискриминационно. Если сравнить его с положением части первой пункта 3 ст. 6 того же закона, то становится очевидно, что норма части третьей пункта 3 ст. 6 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 №100-15 дискриминирует бездомных по сравнению с прочими категориями граждан, которым жилые помещения для социальной защиты должны предоставляться в размере не менее 6 квадратных метров на человека.

Эта дискриминация прямо противоречит нормам частей 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ, норме части 1 ст. 20 Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.), принципу признания за всеми членами семьи равных прав, зафиксированному в преамбуле Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.


^ Приложение 3.3.5: Анализ законодательства, регулирующего возможность для бездомных реализовать свое право на жилье


Такие объекты не включены ни в Нормативы градостроительного проектирования Липецкой области, утвержденные Постановлением администрации Липецкой области от 30.05.2008 года №119; ни в Нормативы градостроительного проектирования Тамбовской области, утвержденные Постановлением администрации Тамбовской области от 24.09.2007 года №1038; ни в Нормативы градостроительного проектирования городского округа - город Тамбов, утвержденные решением Тамбовской городской Думы от 30.07.2008 года №695; ни в Региональные нормативы градостроительного проектирования Республики Мордовия, утвержденные постановлением Правительства Республики Мордовия от 29.01.2008 года №612; ни в местные нормативы градостроительного проектирования городского округа Саранск, утвержденные решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28.10.2008 года №193.


Приложение 3.4.4.: Газетная статья «Отношение России к собственным гражданам признано пытками»


Вот как описана эта история в статье «Отношение России к собственным гражданам признано пытками»61 (приводим с сокращениями):

«29 июня 2001 года Денис Васильев и его друг Тимур Нуруллаев вышли вечером прогуляться. Во дворе собственного дома на ребят напали. Друзья даже не успели обернуться, как получили сильные удары по голове, от которых потеряли сознание. Жители дома вызвали милицию, и на место прибыли два сержанта ОВД «Соколиная гора» ВАО Москвы - Жаров и Волков. Они решили, что молодые люди напились, поэтому просто оттащили их на помойку, чтобы прохожие не вызывали больше милицию. Из материалов уголовного дела: «Сотрудник милиции Жаров А.В. показал, что... они обнаружили двух молодых людей, один из которых лежал молча. А второй что-то невнятно говорил. Рядом с ними были видны следы рвоты. По внешнему виду они решили, что ребята находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Оттащив ребят... они уехали».

30 июня 2001 года, рано утром, тела у помойки стали мешать выезду машин из «ракушек», и кто-то вызвал «скорую». В результате Дениса привезли в 33-ю больницу, а Тимура - в 1-ю (Нуруллаеву повезло с врачами, помощь была оказана своевременно и он сегодня не инвалид). «Скорая», как и милиция, даже не пыталась реанимировать несчастных. Врачи решили, что Денис напился и что он бомж: к моменту поступления в больницу у него забрали все, и он был без документов и денег.

В итоге он, раздетый, без сознания с переломом позвоночника, костей черепа, закрытой черепно-мозговой травмой и нарастающим отеком мозга пролежал в коридоре больницы 33 часа. К этому времени его отыскала мать. Врачи тут же повезли юношу в операционную и сделали трепанацию черепа, инфицировав при этом. Потом он впал в кому. Его перевезли в военный госпиталь им. Бурденко.

Там он пролежал в коме до конца июля. Когда пришел в сознание, ему сделали трахеотомию, перевели в отделение нейрохирургии, где он пробыл в критическом состоянии до 10 августа. Далее в течение нескольких месяцев из-за начавшегося остеомиелита (загниения) костей черепа операции следовали одна за другой, а Денис получил инвалидность 2-й группы. И уже спустя два года после выписки, в июне 2003-го, в госпитале Бурденко ему сделали еще одну операцию. В июле 2004 года обострился остеомиелит костного края дефекта черепа слева. А кроме того, правосторонний гемопарез (правая рука и нога не действовали), и еще посттравматическая эпилепсия с судорожными припадками...

/…/ Уголовное дело против медперсонала 33-й - по факту неоказания помощи больному было прекращено после того, как история болезни Дениса, изъятая следователем в госпитале Бурденко для «проведения дополнительных судебно-медицинских экспертиз», исчезла. «Ее местонахождение установить не представилось возможным...» - написала заместитель начальника отдела Следственного комитета МВД РФ Е. Маскаева. Вскоре после этого матери Дениса официально заявили: «Необходимый объем медицинской помощи в соответствии с имеющимися заболеваниями Вашему сыну Васильеву Д.В. был оказан в полном объеме в ГКБ № 33». Позже дело снова передавали от одного следователя к другому, прекращали, возобновляли, в общем, бесконечно тянули время».

В постановлении ЕСПЧ в отношении действий врачей 33-й городской больницы сказано: «Суд полагает, что медицинское обслуживание, которое было оказано заявителю в больнице №33, было неадекватным». Это было приравнено к пыткам и бесчеловечному обращению.

В отношении того, как было проведено расследование в отношении действий врачей 33-й городской больницы в постановлении ЕСПЧ сказано: «Манера, в которой проводилось расследование, демонстрирует желание правоохранительных органов избавиться от этого вопроса поспешно и небрежно. Дело передавалось из одних органов в другие и от следователя к следователю, которые приостанавливали расследование по формальным основаниям». Как гласит вердикт ЕСПЧ, в течение трех лет принимались решения о прекращении следствия только потому, что самое первое расследование не было проведено должным образом.62

К сказанному следует добавить, что Денису Васильеву, можно сказать, повезло: он не бездомный; у него есть мама, которая борется за него; как сын павшего в бою Героя России он имел право лечиться в одной из лучших клиник страны.

Если бы не это, если бы он был обычным бездомным, то, скорее всего, он просто умер бы в городской больнице № 33 и не было бы никакого следствия и тем более вердикта ЕСПЧ.


Приложение 3.4.5.: Specific cases


К сожалению, и такие факты достаточно типичны. Единичны случаи, когда эти факты становятся предметом разбирательства следственных органов. Судебные приговоры по таким делам можно пересчитать на пальцах одной руки.

10.12.2008 года в суде Центрального района города Тольятти (Самарская область) был вынесен приговор в отношении бывшего заведующего отделением нейрохирургии и врача-нейрохирурга городской больницы № 2. Бывший заведующий отделением признан виновным по статье 293 УК РФ «Халатность» и приговорен к двум годам лишения свободы условно с лишением права заниматься медицинской деятельностью в течение трех лет.63 Врач-нейрохирург признан виновным по статье 124 УК РФ «Неоказание помощи больному» и приговорен к полутора годам лишения свободы условно с лишением права заниматься медицинской деятельностью в течение трех лет.64

Вот краткое описание дела, воссозданное по публикациям в «Российской газете»65, газете «Право и порядок»66 и других СМИ.

37-летний Сергей Чугунов попал в городскую больницу №2 со следами сильного избиения 31 мая 2007 года. Накануне он был избит неизвестными. У него была черепно-мозговая травма и перелом четырех ребер. Список его болезней в уголовном деле занимает полстраницы. В нейрохирургическом отделении он пролежал до 20 июня.

20 июня, несмотря на то, что Чугунову еще требовались лечение и уход, заведующий отделением дал распоряжение лечащему врачу выписать больного из стационара. Тот находился в тяжелом состоянии: он не мог даже сам ходить (правда, согласно документам на выписку, он был вполне здоров). В трусах, майке, на простыне его вывезли на служебной машине и оставили на скамейке во дворе одного из домов.

Возмутились видевшие это обычные граждане. Стали звонить в «скорую». Но там ответили, что к бомжам не выезжают. Очевидцы этого дикого происшествия сняли жутковатую картинку на мобильный телефон и вызвали местных журналистов, дозвонились до представителя уполномоченного по правам человека в Самарской области Эллы Артеменко. Та в свою очередь поставила в известность регионального представителя уполномоченного по правам человека Ирину Скупову. Уполномоченному по правам человека «скорая» тоже поначалу отказала в выезде к бездомному. И только благодаря звонку Скуповой в областное Министерство здравоохранения за Чугуновым приехала «скорая» и отвезла его в терапевтическое отделение горбольницы №1. Утром 21 июня он скончался.

Ряд журналистов отметили и странную медлительность при расследовании дела, а также его уникальность на фоне широкой распространенности аналогичных деяний в практике медицинских учреждений. Следует также отметить, что для работников станции «Скорой помощи», неоднократно отказывавших в выезде к Чугунову, эти отказы не имели никаких последствий.

1 В официальных российских документах вместо слова «бездомные» обычно используются словосочетания «лица без определенного места жительства» (сокращенно «лица БОМЖ»), «лица без определенного места жительства и занятий» (сокращенно «лица БОМЖ и З»), а также «лица, занимающиеся бродяжничеством».

Справка о численности бездомных – в Приложении 1.

2 Часть вторая статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

3 Часть третья статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. №5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

4 Часть вторая статьи 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. №5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

5 Социальные и правовые аспекты проблемы бездомности. Аналитический отчет Межрегионального исследования. Санкт-Петербург, 2006.

6 Данные из Доклада «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина и деятельности уполномоченного по правам человека в Кемеровской области в 2008 году».

7 Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 мая 2003 г. № КАС 03-166.

8 Административный регламент утвержден постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.12.2007 №180.

9 Социальные и правовые аспекты проблемы бездомности. Аналитический отчет Межрегионального исследования. Санкт-Петербург, 2006.

10 http://rabota.mail.ru/vacancy/406769/

11 http://rabota.mail.ru/vacancy/543154/

12 http://www.rjb.ru/svac.cgi?p=4&code=vrucnyep

13 Правильное название этого документа – «Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации».

ИНН – индивидуальный номер налогоплательщика, который указывается в этом документе.

Здесь мы пользуемся словом «ИНН» поскольку именно оно, в соответствии с лингвистическим законом экономии языковых средств, вместо правильного названия документа используется в объявлениях о вакансиях и устной речи.

14 Ст. 65 Трудового кодекса РФ.

15 Например, в объявлениях о вакансиях на должность уборщицы офисов и служебных помещений бизнес-центра (http://rabota.mail.ru/vacancy/160782/) и грузчика в торговой компании (http://rabota.mail.ru/vacancy/541791/).

16 Цитата из письма зам. начальника Межрайонной ИФНС России № 11 по Санкт-Петербургу А.Б.Бычкова от 23.01.2009 № 06-04/01236.

17 Социальные и правовые аспекты проблемы бездомности. Аналитический отчет Межрегионального исследования. Санкт-Петербург, 2006.

18 Другими важнейшими условиями, способствующими тому, что бездомные легко попадают в рабство, являются их социальная исключенность и стигматизация, отсутствие соответствующей масштабам и параметрам проблемы системы социальной помощи бездомным.

19 Незаконное лишение свободы по российскому законодательству является преступлением – ст. 127 Уголовного кодекса РФ. Использование рабского труда по российскому законодательству является преступлением – статья 127.2 Уголовного кодекса РФ. Похищение человека, в том числе из корыстных побуждений, по российскому законодательству является преступлением – ст. 126 Уголовного кодекса РФ. Побои по российскому законодательству являются преступлением – ст. 116 Уголовного кодекса РФ. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью по российскому законодательству является преступлением – ст. 119 Уголовного кодекса РФ. Торговля людьми в целях их эксплуатации по российскому законодательству является преступлением – ст. 127.1 Уголовного кодекса РФ.

20 Информация с сайта Генеральной прокуратуры РФ (http://www.genproc.gov.ru/news/news-9696/).

21 Сообщение Информационного сервера "БАНКФАКС" со ссылкой на канцелярию суда Майминского района Республики Алтай (http://www.bankfax.ru/page.php?pg=61963).

22 "Российская газета" - Южный Урал №4382 от 6 июня 2007 г. (http://www.rg.ru/2007/06/06/reg-ygural/sarai.html).

23 Пункт 5 части 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

24 Пункт 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

25 Согласно Европейским пенитенциарным правилам (обновленным в 2006 г.), минимальные стандарты в указанной сфере составляют 4 кв. м на заключенного в многоместной камере и 6 кв. м – в одиночной камере.

26 Предусмотренная статьей 99 Уголовно-исполнительным кодексом РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах – двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, – трех квадратных метров, в воспитательных колониях – трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях – трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы – пяти квадратных метров.

27 Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 563-ст. Введен в действие 1 января 2009 года.

28 Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. №441-ст. Введен в действие 1 января 2010 года.

29 В 2004 году в местах лишения свободы находилось 763,7 тысяч человек, в 2005 году – 823,4 тысяч, в 2006 году – 871,6 тысяч, в 2007 году – 883,4 тысяч. По данным Федеральной службы исполнения наказания, по состоянию на 1 января 2010 года в местах лишения свободы находились 864 тысячи человек.

30 Обычно в таких случаях предоставляется неквалифицированная малооплачиваемая работа.

31 Площадь территории Хабаровского края - 788600 км²; площадь территории Германии - 357021 км².

32 Для сравнения: по данным Всероссийской переписи населения 2002 года, во время переписи в Хабаровском крае было 1578 уличных бездомных.

33 Площадь территории Мурманской области – 144,9 тыс. км²; площадь территории Греции – 131940 км².

34 Для сравнения, по данным заместителя начальника отдела специализированной медицинской помощи департамента Минздрава РФ по организации и развитию медицинской помощи населению Натальи Антоновой, в 2002 году общий уровень заболеваемости туберкулезом составлял 0,083% или 828 заболевших на 1 миллион человек (Елена Вансович. Тюрьма – лучшее лекарство // Коммерсант, 25.03.2003).

В 2006 г. зарегистрировано 105108 случаев с впервые выявленным туберкулезом или 734 заболевших на 1 миллион человек – 0,073% (Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Российская Академия Медицинских Наук. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2006 году»).

35 Социальные и правовые аспекты проблемы бездомности. Межрегиональное исследование. Аналитический отчет. Санкт-Петербург, 2006.

36 По данным межрегионального исследования средняя продолжительность бездомности составляла 7 лет.

37 Полученные исследователями данные о наличии у бездомных паспортов совпадают со статистическими результатами многолетних наблюдений, проводимых, в частности, московским медико-социальным пунктом организации «Врачи без границ» (см.: Невидимые обитатели улиц. – М.: Врачи без границ, 2004. С. 6).

38 Ответственность в этом вопросе в значительно большей степени ложится на органы власти, издающие законы и подзаконные акты, регулирующие отношения в сфере здравоохранения , чем на работников медицинских учреждений исполняющих эти законы и подзаконные акты.

39 Учреждена Правительством Российской Федерации.

40 Примечание: «зав. отд.» - заведующий отделением.

41 П. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, п. 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ.

42 П. 2 ст. 5 Жилищного кодекса РФ.

43 Здесь и далее понятие «бездомный» означает «человек, не имеющий места жительства и места пребывания, соответственно, возможности зарегистрироваться по месту жительства или по месту пребывания». При этом понятия «место жительства» и «место пребывания» имеют значения, данные им статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

44 Вопрос о том, насколько установленная группа инвалидности соответствует реальной инвалидизации, выходит за рамки настоящего Анализа.

45 При выселении из общежитий нормы ст. 108 ЖК РСФСР применялись согласно правилам части второй ст. 110 ЖК РСФСР.

46 Вряд ли это можно расценить как меру, направленную на укрепление семей военнослужащих.

47 Статья 1. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите и имеющих право на предоставление жилого помещения

1. К числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, относятся:

1) одиноко проживающие ветераны Великой Отечественной войны, супружеские пары из их числа;

2) одинокие вдовы погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны;

3) одинокие граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и пожилые супружеские пары;

4) одинокие инвалиды I и II групп, а также супружеские пары из их числа, вставшие на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года.

Одинокими признаются граждане, которые не имеют детей или дети которых по объективным причинам не могут обеспечить им уход и помощь в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания (другой субъект Российской Федерации).

2. Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, не утратившие способности к самообслуживанию и передвижению, состоящие на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право на предоставление жилого помещения по договору безвозмездного пользования.

48 Подпункт «а» п. 3 Порядка формирования списков получателей государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в Моргаушском районе в 2006 году, утвержденного постановлением главы администрации Моргаушского района от 14.09.2006 №331.

49 Из обобщения Верховного Суда Удмуртской Республики от 27.06.2008 «Обобщение практики рассмотрения в 2007 году мировыми судьями Удмуртской Республики дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 12.8, 12.26 КоАП РФ, производство по которым было прекращено, а также рассмотрения судьями районных (городских) судов жалоб (протестов), повлекших отмену постановлений мировых судей по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 12.8, 12.26 КоАП РФ» (КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ).

50 Данный закон действует в ред. законов Санкт-Петербурга от 13.12.2007 N 610-121 и от 09.07.2008 N 470-75.

51 Ст. 2.

52 Пункты 5.1-5.3.

53 Вакансия старшего мастера связи в 7 отряде федеральной противопожарной службы по Санкт-Петербургу (http://rabota.mail.ru/vacancy/543154/).

54 http://rabota.mail.ru/vacancy/129241/

55 В данном стандарте используется расчетный период равный 1 месяц в год.

56 Стандарт социальных услуг, предоставляемых гражданам трудоспособного возраста без определенного места жительства (бездомным), в нестационарной форме в учреждении социального обслуживания; стандарт социальных услуг, предоставляемых гражданам трудоспособного возраста без определенного места жительства (бездомным), в полустационарной форме ночного пребывания.

57 Приложение к Трехстороннему соглашению Санкт-Петербурга на 2008-2010 годы. Подписано 24.01.2008.

58 http://www.rspb.ru/jobmarket/toda.html

59 Информация сайта Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (http://www.rspb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=364:2009-12-02-13-18-49&catid=93:2009-02-25-23-37-36__).

60 В тексте закона именно так сказано: «…постоянное место жительства в Санкт-Петербурге…». В соответствии с Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», понятие «место жительства» само по себе подразумевает постоянный (преимущественный) характер проживания. Понятие «постоянное место жительства» в федеральном законодательстве отсутствует.

61 http://svpressa.ru/society/article/18683/

62 CASE OF DENIS VASILYEV v. RUSSIA (Application no. 32704/04). 17 December 2009.

63 Частью 2 ст. 293 Уголовного кодекса РФ предусмотрено, что халатность, повлекшая по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

64 Частью 2 ст. 124 Уголовного кодекса РФ предусмотрено, что неоказание помощи больному, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

65 Козлова Наталья. Бомж навынос. Впервые врачи ответят по закону за отказ помочь бездомному // Российская газета (Федеральный выпуск). 2008. 23 сент. №4756.

66 Кержаева Валерия. Дело Сергея Чугунова пока не закрыто // Право и порядок. 2008. 12 апр. №39 (804).


programma-kafedra-psihologii-i-pedagogiki-disciplina-psihologiya-kredit.html
programma-kandidatskogo-ekzamena-dlya-aspirantov-po-francuzskomu-yaziku-i-metodicheskie-rekomendacii-sostavleni-v-sootvetstvii-so-sleduyushimi-dokumentami-federalnogo-i-vuzovskogo-urovnya-federalnij-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g.html
programma-kandidatskogo-ekzamena-nauchnaya-specialnost.html
programma-kandidatskogo-ekzamena-po-discipline-obshij-kurs-sociologii.html
programma-kandidatskogo-ekzamena-po-istorii-i-filosofii-nauki-razdel.html
programma-kandidatskogo-ekzamena-po-nauchnoj-specialnosti-08-00-10-finansi-denezhnoe-obrashenie-i-kredit-po-otrasli-08-00-00.html
  • shkola.bystrickaya.ru/navodneniya-v-sankt-peterburge.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-xvii-buntashnij-vek-1-kakie-boyarskie-klani-nachali-borbu-za-vlast-srazu-zhe-posle-smerti-fedora-ioannovicha.html
  • student.bystrickaya.ru/017-10-vedomosti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/odnazhdi-sergej-yurskij-kto-derzhit-pauzu.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-poslevuzovskogo-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-08-00-10.html
  • letter.bystrickaya.ru/mirovoj-vzroslij-kulak-kniga-dlya-dushevnogo-chteniya-i-razgovora.html
  • shkola.bystrickaya.ru/otravlenie-surrogatami-etilovogo-spirta.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtor-nazvanie-izd-vo-god-izdaniya-stranica-11.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sankt-peterburg-izdatelstvo-azbuka-2001-nesmrtelnost-yo-milan-kundera-1990-perevod-s-cheshskogo-nini-shulginoj-oformlenie-vadima-pozhidaeva-stranica-7.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ustanovka-socialnaya-socialno-psihologicheskaya-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov.html
  • institut.bystrickaya.ru/sut-nindzyucu-tradicii-devyati-shkol-stranica-5.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stroitelnaya-mehanika-chast-1.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-18-vnehramovaya-propoved-nekotorie-zamechaniya-charlz-sperdzhen-lekcii-moim-studentam-perevod-s-anglijskogo.html
  • student.bystrickaya.ru/36-ozhidaemij-rezultat-osnovnie-indikatori-kompleksnaya-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rol-abaya-v-razvitii-kulturi-kazahskogo-naroda.html
  • report.bystrickaya.ru/k-a-gelvecij-hrestomatiya-po-filosofii.html
  • urok.bystrickaya.ru/prakticheskaya-rabota-5-fajl-i-fajlovaya-sistema-fajl.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/realnostyami-moskva-yauza-stranica-25.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-iii-manipulyaciya-soznaniem-i-obshestvennie-instituti-s-g-kara-murza-manipulyaciya-soznaniem.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-svojstva-zhivogo-veshestva-ego-funkcii-i-raspredelenie-v-biosfere.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statisticheskoe-izuchenie-i-analiz-posevnih-ploshadej-urozhaj-i-urozhajnost-zernovih-i-zernobobovih-kultur.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-obshaya-harakteristika-administrativnoe-pravo-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-25-12-prilozheniya-26.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-dred-i-drugie-pouchitelnie-opiti-kniga-zhizn-prodolzhaetsya-8-chast-pervaya-priklyucheniya-priyatnie-i-ne-ochen-8.html
  • control.bystrickaya.ru/drugoe-tv-press-sluzhba-frakcii-edinaya-rossiya-gosduma-rf.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakon-valrasa.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reshenie-minskogo-gorodskogo-ispolnitelnogo-komiteta-ot-27-iyulya-2000-goda-854-egr-100028969-stranica-7.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kadrovij-potencial-v-svete-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-i-rajona-chast-6.html
  • report.bystrickaya.ru/kiselev-ya-s-rech-v-zashitu-berdnikova-iskusstvo-sudebnoj-rechi-zhuk.html
  • college.bystrickaya.ru/221evolyuciya-vichislenij-uchebnoe-posobie-moskva-2008-udk-mashkin-m-n-informacionnie-tehnologii-uchebnoe-posobie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5prognosticheskij-modul-programma-razvitiya-mou-nachalnoj-obsheobrazovatelnoj-shkoli-18.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-rezultatov-probnogo-testirovaniya-obuchayushihsya-9-klassov-po-predmetam-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-v-novoj-forme-stranica-29.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novij-zavet-stranica-25.html
  • student.bystrickaya.ru/17-obshie-trebovaniya-predyavlyaemie-k-oborudovaniyu-elektronnij-konspekt-lekcij-po-discipline-raschet-i-proektirovanie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-razrabotka-metodov-polucheniya-himicheskih-veshestv-isozdanie-novih-materialov-akademii-nauk.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.