.RU

Профилактика травматизма - Оказание скорой медицинской помощи при дтп


^ Профилактика травматизма
В.В. Ключевский, профессор, заведующий кафедрой

травматизма и ортопедии ЯГМА


Производственные травмы имеют государственную систему профилактики на каждом предприятии. Каждый случай такой травмы разбирается. Наказываются виновные, улучшаются условия труда, исключается возможность повторения подобной травмы. Поэтому число травм, связанных с производством, не увеличивается год от года.

Особую тревогу вызывают травмы, не связанные с производством, и детский травматизм. Они составляют примерно 80% общего количества травм и не имеют тенденции к снижению. Первая и основная причина этого - отсутствие до сих пор в нашей стране специальной службы профилактики непроизводственных травм и травм у детей. В лучшем случае она плетется вслед за случающимися тяжелыми увечьями. Так, в нашем городе упавшая с крыши сосулька убила иностранного туриста. В этот же день сбили все сосульки на центральных улицах города. Отсутствует и юридическая ответственность должностных лиц, причастных к возникновению травмоопасных ситуаций и даже к случившимся травмам взрослых и детей. К судебной ответственности эти лица привлекаются крайне редко. В случае временной утраты трудоспособности пострадавшему выдается больничный лист, а при стойкой утрате - инвалидность. Поэтому среди населения не принято возбуждать уголовное дело против виновных должностных лиц. Так, например, несколько лет тому назад в нашем городе на скользкой улице зимой упала молодая женщина, начальник отделения почтовой связи, которая шла из управления к себе на почту, и тяжело повредила голеностопный сустав. Около шести месяцев была на больничном листе. Потом у нее стал развиваться деформирующий артроз голеностопного сустава, сопровождающийся отеком, болями и хромотой. Женщина была вынуждена сменить работу начальника почты на кассира другого отделения связи, расположенного ближе к дому. Она потеряла в зарплате, получила, конечно, и моральный урон. Но о ее страданиях и страданиях ей подобных, упавших на этой центральной улице за осень и зиму того года, не узнали даже те, кому по долгу своей службы положено было содержать эту улицу в гололедицу нескользкой. Как много таких примеров можно привести!

Пытаясь решить проблему возможности эффективного предупреждения непроизводственных травм у взрослых и травм у детей, мы внимательно изучили причины этих травм в каждом случае за один год госпитализации больных в клинику (она принимает круглосуточно и ежедневно всех жителей 600-тысячного города, получивших травмы) и вместе с профессором Е.В.Зверевым проанализировали травмоопасные ситуации, послужившие причиной травмы.

Выявили два социальных пусковых механизма, порождающие травмоопасные ситуации, попав в которые, взрослый и ребенок получают травму.

Первый пусковой механизм - когда люди из-за дефектов социального уклада общества и воспитания сознательно или бессознательно нарушают правила техники безопасности в быту. Этот пусковой механизм является причиной травм, не связанных с производством, и детских травм в 63% случаев.

Частая травмоопасная ситуация этого механизма - использование опасных приемов труда в быту. Немало травм получают граждане на дачных участках. Люди, не имея строительных специальностей, проводят электричество, работают с электроинструментами. Все это часто делается с грубыми нарушениями техники безопасности и после употребления спиртных напитков. Целесообразно создавать в садоводческих кооперативах службу техники безопасности для контролирования строительных работ, обучения работе с электроинструментами, обеспечения приспособлениями, исключающими возможность травмы (например, лесами). И, конечно, члены дачного кооператива должны нести ответственность за нарушение техники безопасности при выполнении работ на даче.

Травматогенной ситуацией первого пускового механизма является несоблюдение пешеходами правил уличного движения. Я, как автолюбитель, знаю, что переезд перекрестка на красный свет является грубым нарушением, и автолюбители не делают этого даже в том случае, если на перекрестке нет работника ГИБДД. Почему же пешеходы так часто переходят улицу в неположенном месте или на перекрестке под красный свет?!

Нарушение правил дорожного движения водителями транспортных средств обусловливает 28,8% травм, являющихся следствием первого пускового механизма. К этого рода травмоопасным ситуациям относятся ныряние на мелководье, прыжки с высоты, перелезание с балкона на балкон и пр.

Несоблюдение общественной дисциплины вследствие дефектов воспитания проявляется драками, избиениями (причем чаще побои наносятся пожилым и старым людям, женщинам). Конфликтной ситуацией является и равнодушное отношение родителей к возможным опасностям, окружающим ребенка. Сознание родителей зачастую отстает от двигательный возможностей ребенка. «Я никак не думала, что он может туда забраться», - часто слышат травматологи.

Лишь 18% детей травмируются в детских садах, школах, спортивных организациях, а остальные - в квартирах, во дворах, на улице. Если «травматизм дошколят - это взрослый недогляд», то школьники, проводящие свой досуг бездумно, травмируются в три раза чаще, чем дети, свободное время которых занято спортом, музыкой, рисованием и т.п. - т.е. организованным досугом. И конечно, справедлив замечательный вывод Всемирной организации здравоохранения: лучшей вакциной против детского травматизма является воспитание.

Второй пусковой механизм возникновения непроизводственных травм и травм у детей связан с необеспечением специальными государственными службами безопасных условий быта людей и безопасных условий для деятельности людей в быту.

Самой частой, по нашим данным, травмоопасной ситуацией второго пускового механизма является гололедица, которая бывает причиной падения человека и получения травм черепа и мозга, травм позвоночника, переломов костей, вывихов в суставах. Несомненно, домовые управления через дворников должны следить за состоянием пешеходных дорожек и тротуаров, в гололедицу посыпать их песком. Но из-за недостатка дворников, низкой исполнительской дисциплины некоторых из них часто остаются беспризорными и скользкими многие тротуары и пешеходные дорожки. Конечно, каждое учреждение (контора, магазин, кинотеатр, гостиница, институт, школа и др.) должно взять под свой контроль пешеходные дорожки и тротуары возле своего учреждения, и в случае непринятия должных мер безопасности или уже, к сожалению, получения травмы сотрудником или пешеходом руководитель этой организации должен нести административную и материальную ответственность. В частном секторе на селе ответственность за безопасность дорожек возле своего дома должен нести хозяин. Участковый уполномоченный милиции должен контролировать безопасность тротуаров и пешеходных дорожек на своем участке. К сожалению, ни руководитель учреждения, ни участковый милиционер, ни участковый врач, ни санитарный врач часто не думают о травмоопасных ситуациях, возникающих на их участке, по которому они не раз за день проходят.

Особенно опасно падение на мраморных и бетонных ступенях, ступенях, обитых железными уголками. Зимой целесообразно на ступени крыльца, особенно гранитные и мраморные, положить резиновые коврики, обозначить такую безопасную полосу яркими временными перилами.

В последние годы стал решаться вопрос о создании приспособлений против скольжения обуви. Они продаются в хозяйственных магазинах. Скольжение уменьшает и липкий пластырь, наклеенный на сухую подошву и каблук.

Особенно опасна гололедица на автомобильных дорогах. Конечно, своевременно устранять гололедицу на дорогах должна дорожная служба, а каждодневно контролировать пригодность дороги к эксплуатации – служба ГИБДД. Но она часто этого не делает. В наших правилах дорожного движения существует пункт, всегда обвиняющий в случившемся водителя. Так, если он съехал на обочину и перевернулся кверху колесами из-за сплошного льда на дороге, то виноват сам - не обеспечил безопасную скорость. А должно быть не так. Служба ГИБДД сама и с помощью служб техники безопасности автопредприятий должна каждодневно рано утром контролировать состояние всех дорог в городе и за городом и разрешать или запрещать движение транспортных средств в зависимости от состояния дороги на каждый конкретный день. Один мой товарищ был в туристической поездке по Италии. На пути следования их автобуса выпал град, покрыв дорогу на протяжении 5 км. У начала и конца опасного участка стоял полицейский с жезлом, разрешающим движение транспорта со скоростью не более 20 км. Знакомый говорит, что они буквально ползли, а не ехали, но зато ни одной аварии на опасном участке не было. Подобное я видел в Красноярске, когда поехал посмотреть Дивногорск. Вначале дороги, ведущей от трассы к Дивногорску, стоял инспектор ГАИ (прежнее название инспекции), не разрешавший движения из-за неустраненной гололедицы (она особенно опасна в горах). Поездка состоялась лишь на следующий день. Или во Владивостоке, расположенном на холмах, на городских транспортных магистралях висят табло, на которых загорается цифра с разрешенной скоростью в зависимости от состояния дороги - 30, 40, 50 и 60 км. У нас же чаще бывает по-другому. Вся безопасность водителя и пассажиров сводится к предупреждающему табло на воротах транспортного предприятия: «Водитель, осторожно - гололед!».

Я убежден, что государственная автомобильная инспекция должна быть инспекцией не только для автомобилей и водителей, но и инспекцией для дорог. Если бы это случилось, то аварий на дорогах было бы, несомненно, меньше, чем теперь. Вот один яркий пример тяжелого последствия травмоопасной ситуации. Крупный милицейский начальник области возвращался из Москвы в Ярославль из командировки. Проехали пост ГИБДД перед самым городом и через 300 метров въехали в сплошной туман. Тут же врезались в грузовую машину, шофер которой из-за тумана резко снизил скорость. Начальник милиции получил перелом ключицы и позвоночника с повреждением плечевого сплетения. Пока его вынимали из машины, в нее врезалась сзади другая также из-за тумана. Конечно, этого не было бы, если бы на посту ГИБДД предупреждали о тумане через 300 метров. Ведь работники поста ГИБДД знали о нем.

Травмоопасной ситуацией второго пускового механизма является и несовершенное регулирование транспортных потоков. Это неправильный выбор автобусной и трамвайной остановки, неограничение скорости в особо опасных участках (например, возле школ, больниц, кинотеатров). У нас в городе возле проходной шинного завода разворачивались автобусы нескольких маршрутов. По окончании смены рабочие выходили из проходной и сразу попадали в зону движения автобусов. Были случаи попадания рабочих под автобусы. Для устранения этой травмоопасной ситуации остановку перенесли на 200 метров от проходной, на площадь, где разворачивался и троллейбус. Заводчане, проходя эти 200 метров до остановки автобуса и троллейбуса, успевали сориентироваться и с достаточным вниманием подойти к нужному транспорту.

И другой положительный пример простого и правильного решения этого вопроса - к концу спектакля к драматическому театру нашего города подавались автобусы всех основных маршрутов, причем ровно столько, сколько необходимо зрителям (для этого зритель в антракте на специальном табло нажимал кнопку нужного ему маршрута). Автобусы заказывал администратор по окончании антракта. Зрители, выйдя из театра, не бежали на городские остановки, а садились спокойно в стоящие автобусы. Травм на театральной площади не было.

Частой причиной падений является плохое освещение подъездов домов, лестничных площадок, общих коридоров в коммунальных квартирах.

Следующая группа непроизводственных травм - ожоги в быту. Причинами их чаще бывают не пожары, а опрокидывание чайников, кастрюль с кипятком, падение детей в емкости с кипятком, загорание одежды от горелок газовых плит, взрывы несовершенных скороварок. Тяжелые ожоги получают дети, когда вставляют в электрическую розетку шпильку, гвоздь, ножницы.

Около 11% травм, не связанных с производством, бывает при падении с современных непрочных табуреток и столов, пирамид из столов и стульев при вешании гардин, люстр, ремонте электропроводки. Лестница - стремянка должна быть в каждой квартире. Вот почему любую новую квартиру следовало бы сдавать с лестницей - стремянкой.

Травмоопасной ситуацией второго пускового механизма является английский замок во входной двери. При захлопывании двери (а ключи остались в квартире) хозяин не ломает ее, а лезет в квартиру через соседний балкон. Благо, что сейчас многие балконы совмещенные. Часто такое перелезание заканчивается благополучно. Но иногда человек теряет осторожность и, случается, падает, особенно в состоянии опьянения. У нас в городе ежегодно погибает около 120 человек, упавших с балкона.

Травмоопасной ситуацией стал и сам современный балкон. Ограждение его низкое, нет стационарных приспособлений для сушки белья. Люди сами что-то делают для этого. Хозяйка вешает белье, держится за самодельную непрочную опору для веревки, опора ломается, а хозяйка падает вниз.

Травмоопасными в наших квартирах бывают застекленные обычным оконным стеклом двери. Взрослые и дети при разбивании такого стекла получают тяжелые резаные раны кисти, предплечья с повреждением сухожилий и магистральных сосудов. Надо, чтобы в квартирах было специальное безопасное при разбивании стекло или, чтобы стекло было прикрыто с обеих сторон специальной решеткой.

Здесь представлен далеко не полный перечень травмоопасных ситуаций первого и второго пусковых механизмов. Надо в каждом случае травмы анализировать травмоопасную ситуацию, послужившую причиной повреждения. Надо группировать выявленные травмоопасные ситуации за определенные отрезки времени (может быть, не за один год, а за 3-5 лет). Хирургу районной больницы и фельдшеру ФАП надо это делать, чтобы наладить действенную профилактику травм у взрослых и детей на своей территории.

Следует остановиться на наших предложениях по профилактике травм, не связанных с производством, и травм у детей в условиях большого населенного пункта (не менее 70 тысяч населения). Мы предлагаем создать при мэрии города отдел по предупреждению бытового и детского травматизма. Этот отдел должен возглавляться врачом - травматологом или сангигиенистом, должен иметь небольшие штаты, помещение, хорошую телефонную и справочную службу, компьютерную службу. Он должен каждодневно получать информацию от медицинских учреждений о происшедших за сутки травмах, анализировать травмоопасные ситуации, приведшие к этим травмам, быстро их ликвидировать. Штатный отдел должен организовать работу с участковыми уполномоченными милиции, участковыми врачами, врачами санэпидстанции и общественностью по выявлению в городе травмоопасных ситуаций. Население должно быть информировано через печать и радио о работе такого отдела, должно знать его телефон и сообщать по нему о выявленных конкретных травмоопасных ситуациях, которые могут стать причиной травмы (висящие сосульки, скользкие ступени магазина или учреждения, травмоопасная детская площадка и пр.). Штатный отдел через диспетчера сообщает руководителю предприятия, учреждения, начальнику ЖЭКа о необходимости устранения конкретной травмоопасной ситуации и параллельно - участковому уполномоченному милиции, который проконтролирует устранение этой травмоопасной ситуации. Именно участковому уполномоченному милиции должна быть определена решающая роль в выявлении и ликвидации травмоопасных ситуаций. И, наконец, штатный отдел должен ежемесячно, ежеквартально, за год анализировать травмоопасные ситуации и случившиеся травмы, доводить эти сведения до населения и заинтересованных должностных лиц. Анализ позволит вносить в мэрию предложения по выполнению конкретных мероприятий, направленных на устранение травмоопасных ситуаций.

Фельдшер и хирург районной больницы профилактическую работу по предупреждению травм у взрослых и детей должны считать непременной частью своих профессиональных обязанностей. Естественно, фельдшер должен выявлять и устранять травмоопасные ситуации на участке обслуживания ФАПа, а хирург - преимущественно в районном центре и на магистральных дорогах района.

Частой травмоопасной ситуацией теперь в деревне и поселках стали асфальтированные улицы и дороги. Мотоциклисты и автомобилисты, особенно молодежь, часто не снижают скорость в населенном пункте до безопасной - 40 км в час. Перекрестки в сельских населенных пунктах часто не регулируются светофорами, поэтому возможность столкновения транспорта большая. Эту травмоопасную ситуацию легко устранить, если в начале населенного пункта, перед перекрестками, сделать волну асфальта, которую не проедешь без снижения скорости до 20-30 км в час. На западе такую волну асфальта называют «лежачий полицейский». Скорость транспорта внутри населенного пункта, деревни должна быть ограничена до 40 км в час. Если деревня представляет собой два ряда домов около автотрассы, то скорость на ней должна быть ограничена правилами дорожного движения до 60 км в час. Может быть, следует принять решение об ограничении скорости до 40 км на определенных участках автомагистрали внутри населенного пункта — например, когда трасса проходит через рыночную площадь, возле школы, детского садика, больницы. Выезды на автомагистраль с улиц поселка должны быть оборудованы знаком непременной остановки транспорта.

Самая частая причина тяжелых дорожно-транспортных травм на сельских дорогах - опьянение водителя. Фельдшеру и хирургу районной больницы надо добиться того, чтобы в каждом учреждении контролировалось возможное опьянение водителя до начала работы и, что особенно важно, в конце трудового дня.

Частой травмоопасной ситуацией сельского населенного пункта является плохая его освещенность в темное время суток, особенно осенью. Фельдшер и хирург должны добиться через администрацию, чтобы улицы освещались не только луной и звездами, а и фонарями.

Несомненно, каждый фельдшер прекрасно знает свой участок и те травмоопасные ситуации на нем, которые могут быть и бывают причиной травм у взрослых и детей. Надо только постоянно вести работу по устранению этих травмоопасных ситуаций. Надо работать с общественностью, с населением. Непременно следует информировать население о происшедших травмах, их причинах, добиваться конкретных мер по устранению травмоопасных ситуаций, послуживших причиной каждой конкретной травмы у взрослого и ребенка.



predlagaem-vashemu-vnimaniyu-pyatnadcatij-vipusk-nashego-kataloga-izdanij-na-cd-i-dvd-kotorie-mozhno-priobresti-v-oao-centralnij-kollektor-bibliotek-bibkom-stranica-4.html
predlagaem-vashemu-vnimaniyu-pyatnadcatij-vipusk-nashego-kataloga-izdanij-na-cd-i-dvd-kotorie-mozhno-priobresti-v-oao-centralnij-kollektor-bibliotek-bibkom.html
predlagaem-vashemu-vnimaniyu-semnadcatij-vipusk-nashego-kataloga-izdanij-na-cd-i-dvd-kotorie-mozhno-priobresti-v-oao-centralnij-kollektor-bibliotek-bibkom-stranica-4.html
predlagaem-vashemu-vnimaniyu-shestnadcatij-vipusk-nashego-kataloga-izdanij-na-cd-i-dvd-kotorie-mozhno-priobresti-v-oao-centralnij-kollektor-bibliotek-bibkom-stranica-14.html
predlagaem-vashemu-vnimaniyu-shestnadcatij-vipusk-nashego-kataloga-izdanij-na-cd-i-dvd-kotorie-mozhno-priobresti-v-oao-centralnij-kollektor-bibliotek-bibkom-stranica-7.html
predlagaem-vsem-promishlennim-predpriyatiyam-kursi-menedzhment-kachestva-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-mezhdunarodnih.html
  • znanie.bystrickaya.ru/adam-bagdaj-stranica-6.html
  • student.bystrickaya.ru/1-6-2-ontogenez-bistroti-dvizhenij-formirovanie-fizicheskoj-aktivnosti-cheloveka-chast-ii-pedagogika-dvigatelnoj-aktivnosti.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vkomnate-za-stolom-sidel-starik-slozhno-bilo-skazat-skolko-zhe-emu-let-to-li-pyatdesyat-a-to-li-i-vse-semdesyat-stranica-8.html
  • tests.bystrickaya.ru/materiali-dlya-germetizacii-stikov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mozhet-bit-odna-iz-padayushih-zvezd-stranica-22.html
  • control.bystrickaya.ru/cb-metodikobibliograficheskij-otdel-mu-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema-g-shadrinska.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poslednij-voennij-renessans-imperatorskoj-rossii-uchebno-metodicheskij-kompleks-federalnoe-agentstvo-svyazi-gosudarstvennoe.html
  • university.bystrickaya.ru/globalnaya-set-ekoposelenij-predlagaem-vashemu-vnimaniyu-glossarij-terminov-i-ponyatij-zelenoj-ekonomiki-podgotovlennogo.html
  • learn.bystrickaya.ru/g0-pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-20-fevralya-2006-goda-n-100-o-m12293-0-901969526-0-0-0-0-0-0-0-1229341684federalnoj-celevoj-programme-stranica-6.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-nekotorie-poyasneniya-reklama-kniga-nesomnenno-polezna-i-chistim-teoretikam-i-tem-kto-na-praktike-imeet-delo.html
  • writing.bystrickaya.ru/jerrold-rosenbaum-handbook-of-psychiatric-drug-therapy-stranica-26.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-effektivnosti-vlozhenij-denezhnih-sredstv-v-rko-chast-7.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-konspekt-doklada-na-zasedanii-konsultativnogo-soveta-po-rabote-s-uchastnikami-ved-pri-samarskoj-tamozhne-27-maya-2010-goda.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/23-poznanie-kommunikaciya-chtenie-hudozhestvennoj-literaturi-poyasnitelnaya-zapiska-obsheobrazovatelnaya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-13-normi-prava-v-sisteme-socialnih-norm-poyasnitelnaya-zapiska-k-programme-uchebnogo-kursa.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sposobi-uvelicheniya-kapitala-predpriyatiya.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-obshie-polozheniya-utverdit-programmi-obucheniya-rabotayushego-naseleniya-v-oblasti-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti.html
  • esse.bystrickaya.ru/razrabotala-uchitel-geografii.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vpamyatnie-dni-mi-vihodim-iz-potoka-zhizni-inache-mozhno-zahlebnutsya-eti-dni-vehi-kogda-vopreki-vsemu-mi-podnimaemsya-iz-beskonechnogo-kolesa-prichin-i-sledstvij.html
  • shkola.bystrickaya.ru/shpori-po-materialovedeniyu-chast-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-druzhininskaya-i-m-hovanskaya-i-a.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-vozniknovenie-i-razvitie-zhizni-na-zemle.html
  • esse.bystrickaya.ru/recenziya-na-knigu-l-s-klejna-drugaya-lyubov.html
  • institute.bystrickaya.ru/filosofskoe-soobshestvo-struktura-normativno-cennostnie-ustanovki-i-diskursivnie-osobennosti-kreativnosti-na-materiale-universitetskoj-filosofii-v-rossii-rubezha-xix-xx-vekov-09-00-01-ontologiya-i-teoriya-poznaniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/mehanizm-dejstviya-sbornik-dokladov-i-vistuplenij.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trudovoj-dogovor-v-sfere-regulirovaniya-zanyatosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-tematicheskomu-planirovaniyu-po-russkomu-yaziku-stranica-10.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/centralnij-bank-i-ego-funkcii.html
  • college.bystrickaya.ru/3-trebovaniya-k-urovnyu-osvoeniya-soderzhaniya-disciplini.html
  • control.bystrickaya.ru/dobrovolnoe-medicinskoe-strahovanie-vliyanie-na-povedenie-ekonomicheskih-agentov-vne-sferi-zdravoohraneniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-zarabotat-tret-milliarda-dollarov-press-sluzhba-oao-tattelekom-dajdzhest-smi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bibliotechnie-uslugi-centralnih-detskih-bibliotek-subektov-rf-zakon-rossijskoj-federacii-ot9iyulya1993g5351-1-ob.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-dannoj-kursovoj-raboti-yavlyaetsya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhdunarodn-aya-nauchn-aya-konferenci-ya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referat-ponyatiya-i-suzhdeniya-otricanie-suzhdenij-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.