.RU

Программа дисциплины опд. Ф. 07 Речевая коммуникация Цели и задачи дисциплины


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ Проректор (директор ИПП) ____________________________
«_____» ________________200 г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.07 Речевая коммуникация


1. Цели и задачи дисциплины.

Курс "Речевые коммуникации" предназначен для повышения качества не только общегуманитарной, но и профессиональной подготовки студентов. Речь опосредует профессиональные отношения с людьми, являясь главным инструментом специалиста (менеджера, психолога, педагога и т.д.) в его деятельности. Речевая коммуникативная культура является необходимой составляющей профессиональной управленческой культуры. Данный курс и предназначен для формирования основных правил речевого коммуникативного поведения современного специалиста.

Цель курса - раскрыть особенности речевой коммуникации в современном обществе, коммуникативную и эстетическую функцию речи, связь культуры мышления и культуры слова; дать правила пользования речью; способствовать практическому совершенствованию речевого поведения и культуры речи.

Задачи курса

Курс преследует две основные цели:

1. овладение слушателями теоретическими основами процесса речевой коммуникации;

2. формирование необходимых языковых знаний в области коммуникативной компетенции будущего специалиста (виды общения, вербальные и невербальные средства коммуникации, принципы коммуникационного сотрудничества и т.д.);

3. формирование практических умений в области стратегии и тактики речевого поведения в различных формах и видах коммуникации (письменные, устные формы и жанры речи; монологический, диалогический, полемический виды речи).

4. практическое овладение коммуникативными навыками: искусно вести деловой разговор, переговоры, совещания, убеждать, не позволять собеседнику манипулировать собой, успешно выступать перед аудиторией, преодолевать барьеры в общении и т.п.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Освоение содержания дисциплины "Речевая коммуникация" предполагает:

  1. Владение различными видами речевой деятельности (письмо, чтение, говорение, слушание).

  2. Владение умениями организовывать речь в соответствии с видом и ситуацией общения, а также правилами речевого этикета.

  3. Умение осуществлять речевое общение в письменной и устной форме в социально и профессионально значимых сферах: социально-бытовой, социокультурной, научно-практической, профессиональной.

  4. Владение системой достаточных знаний принципов делового общения, базирующихся на объединении научной и практической проблематики таких дисциплин, как лингвистика, риторика, психология, этика, логика, менеджмент.


^ Формы контроля.

Текущий контроль осуществляется следующих формах в течение курса студенты должны написать 2 эссе, тесты, доклады.

Итоговый контроль проводится в форме зачета.


3. Объём дисциплины и виды учебной работы.
^ Вид учебной работы
Всего часов

Семестр







2

Общая трудоемкость дисциплины

140

140

Аудиторные занятия

54

54

Лекции

36

36

Практические занятия

18

18

Семинары







Лабораторные работы







Контрольные работы







Самостоятельная работа

86

86

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







реферат







И (или) другие виды аудиторных занятий







Вид итогового контроля

зачет

зачет


^ 4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий .

№ п/п

Раздел дисциплины

Виды занятий







Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные работы

1

Введение в предмет. Представление о коммуникации как процессе и структуре.

2







2

Условия реализации эффективного общения

2







3

Коммуникативный аспект речевой коммуникации. Формы существования национального языка. Функциональные стили

2







4

Нормативный аспект литературного языка.

2







5

Коммуникативные качества речи

2







6

Формы речи: устная и письменная

2







7

Специфика устной речи.




1




8

Культура слушания

2







9

Культура письменной речи.




2




10

Культура чтения




2




11

"Барьеры" общения

2

1




12

Речь и личность.

2







13

Общение как восприятие людьми друг друга

2







14

Невербальные средства коммуникации.




2




15

Стратегии и тактики поведения.

2







16

Типы психологического влияния. Манипуляция как форма влияния.

2

1




17

Роль игры в коммуникационной деятельности.

2

1




18

Речевые тактики общения.

2







19

Имидж в системе коммуникации. Самопрезентация.




2




20

Особенности публичной речи.

2







21

Изобретение речи. Выступление перед аудиторией.




2




22

Этический аспект речевого взаимодействия.

2

1




23

Формы деловой коммуникации.

1

1




24

Дискуссия. Искусство ведения спора.

1

1




25

Деловое совещание. Техника преодоления конфликта.

2

1










36

18





^ 4.2. Содержание разделов дисциплины.


Введение в предмет. Представление о коммуникации как о процессе и структуре. Общение как социально-психологический механизм. Язык и речь. Язык как знаковая система. Функции языка. Соотношение понятий язык и речь: взаимообусловленность и взаимовлияние. Язык как знаковая система. Естественные и искусственные языки. Языковые единицы и уровни языковой системы. Основные функции языка. Речь как форма реализации языка. Структура (компоненты) коммуникативного акта. Коммуниканты (адресант и адресат). Социальные и речевые роли общающихся. Мотив и цель общения. Коммуникативное намерение (речевая интенция). Общение как предмет изучения разных наук. Вопросы совершенствования речевой коммуникации. Роль речевой коммуникации в «контактной зоне». Эффективность речевой коммуникации (создание коммуникантов) и языкового общения (коммуникации). Проблемы культуры коммуникации: асимметрия между культурой общения и культурой речи.

^ Условия реализации эффективного общения: коммуникативная заинтересованность; адекватное восприятие и понимае; умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение, интенцию) говорящего; способность говорящего варьировать способ языкового представления; способность передавать свое отношение к предмету речи; умение учитывать внешние обстоятельства; знание говорящим норм этикетного речевого общения; соответствии планов и схем речевого поведения собеседников. Гармонизирующее общение. Постулаты общения (Аристотель, Х. Грайс, Дж. Н. Лич и др.).


^ Коммуникативный аспект речевой коммуникации.

Формы существования национального языка. Литературный язык как кодифицированная форма национального языка. Нелитературные формы языка (диалект, жаргон, просторечье). Функциональные стили как разновидности языка, закрепленные традицией за определенной сферой социальной жизни. Классификационные признаки стилей (тема, цель коммуникации, способ общения, ситуация общения, социальные отношения участников коммуникации, устная и письменная форма и т.д.).

^ Нормативный аспект литературного языка. Языковая норма. Динамичность развития языка и изменчивость норм. Типы норм (фонетические, лексико-грамматические, стилистические). Типы нормативных словарей и принципы работы с ними. Языковые нормы на разных уровнях языка: а) фонетические - орфоэпические, акцентологические; б) морфологические – грамматические, синтаксические; в) лексические нормы русского языка, системные отношения в лексике, точное употребление лексем, богатство словаря, выразительность речи. Орфографическая и пунктуационная грамотность. Значимость нормативного аспекта для речевой коммуникации. Современное речевое пространство. Норма и дискурс, норма и узус. Разговорная речь и норма. Асимметрия между разговорной речью и литературной нормой в сфере речевой коммуникации. Типы речевой культуры носителей языка: элитарный, средне-литературный, литературно-разговорный, фамильярно-разговорный.

^ Коммуникативные качества речи как система, обеспечивающая целесообразное применение языка в целях общения. Правильность, богатство, чистота, логичность, ясность, краткость, точность, выразительность, уместность. Правильность, чистота речи. Богатство и точность речи. Виды точности (фактическая, понятийная, образная). Виды речевых и коммуникативных ошибок, связанных с нарушением точности речи, причины их появления. Выразительность речи. Типы выразительности (содержательная, структурная, интонационная, эмоциональная и др.), формы их проявления. Проявление выразительности в текстах различных жанров и стилей. Условия и средства создания выразительности. Логичность речи. Специфика проявления логики в речи. Типичные логические ошибки и пути их устранения. Взаимодействие и взаимовлияние коммуникативных качеств речи в процессе общения.


^ Формы речи: специфика устной и письменной речи, классификационные признаки, характерные черты, языковые особенности. Совершенствование основных видов речевой деятельности: слушания и устной речи, чтения, письма.

^ Специфика устной речи. Навыки правильного произношения: дикция, дыхание, голос, интонирование. Умение держать себя перед аудиторией. Орфоэпические нормы.

^ Культура слушания. Специфика слушания как вида речевой деятельности. Функции слушания. Механизмы слушания (механизм слуховой памяти; механизм антиципации; механизм выделения смысловых блоков в процессе компрессии содержания прослушанного текста и др.). Процесс смыслового восприятия звучащей речи. Этапы слушания (осознание цели слушания; предварительная ориентировка в ситуации слушания; восприятие текста и его осмысление; контроль и оценка деятельности). Виды слушания. Способы слушания (рефлексивное, нерефлексивное, эмфатическое). Умение слушать как профессионально значимое умение.

^ Культура письменной речи. Психологические закономерности восприятия письменного текста: этапы первочтения, второчтения. Логика построения текста: основные логические законы (тождества, противоречия, закон исключения третьего, достаточного основания). Понятие доказательства и его структура: дедуктивное, индуктивное, по аналогии. Прямое и косвенное доказательство. Виды аргументации: односторонняя, двусторонняя; восходящая, нисходящая. Типы аргументов. Основы редактирования.

^ Культура чтения. Специфика чтения как вида речевой деятельности. Функции чтения (образовательная, эстетическая, познавательная, коммуникативная, самопознания человека). Виды чтения (изучающее, ознакомительное и др.). Механизмы чтения (механизм антиципации (предвосхищения), эквивалентных замен, памяти). Чтение как процесс извлечения смысла из письменного текста, как процесс его понимания. Специфика понимания текстов различного характера (научного, художественного, публицистического). Этапы работы с текстом в процессе осмысления читаемого. Приемы осмысления текста в процессе ознакомительного и изучающего (аналитического) чтения. Роль внетекстовых компонентов (схемы, таблицы, рисунки, фотоматериалы, графики, шрифтовые выделения, условные графические обозначения и т. п.) в процессе осмысления текста. Роль названия, эпиграфа, оформления текста (книги) и т. п. в процессе осмысления читаемого. Основные приемы совершенствования умения читать.


"Барьеры" общения как психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Сигналы появления барьеров. Причины появления барьеров. Барьеры взаимодействия (мотивационный барьер, этический барьер, стилей общения, неумение слушать); барьеры восприятия и понимания (эстетический барьер, разное социальное положение, барьер отрицательных эмоций, состояние здоровья, психологическая защита, барьер установки, барьер двойника, барьер характера); коммуникативные барьеры (фонетический, семантический, барьер некомпетентности, логический, стилистический, невежливость). Преодоление барьеров в общении.


^ Психолингвистические аспекты речевой коммуникации.

Речь и личность. Язык и языковая личность. Говорящая личность: этические и нравственные компоненты речи. Общение и темперамент. Характеристика темпераментов:: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Общение и характер собеседника. Основные типы коммуникабельности людей: доминантный и недоминантный собеседник, мобильный и ригидный собеседник, экстраверт и интраверт.
Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция). Понятие социальной перцепции. Основные механизмы восприятия другого человека (идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция). Эффекты восприятия (первичности и новизны, эффект ореола, стереотипизации, установки).
^ Невербальные средства коммуникации. Функции и виды невербальных средств коммуникации. Знаковые системы невербальной коммуникации: оптико-кинетическая, паралингвистическая, пространственно-временная (организация пространственной среды), тактильно-перцептивная (жесты и телодвижения). Факторы, влияющие на интерпретацию невербальных сигналов в процессе коммуникации. Зоны и дистанции в деловой коммуникации. Организация пространственной среды в деловой коммуникации. Символическая коммуникация. Сознательное/бессознательное и ложь в речевой коммуникации. Национальная специфика невербальной культуры.


^ Стратегии и тактики поведения. Понятие коммуникативного стиля как устойчивых способов поведения, присущих данному человеку, которые он использует при установлении отношений и взаимодействии с другими людьми. Коммуникативные стили по А.Адлеру, К.Хорни, Джозефа Луфта и Харри Ингхэма («окно Джохари»). Продуктивные (партнерство, содружество) и непродуктивные (доминирование, манипуляция, соперничество) стили взаимодействия. Стратегия продуктивных стилей взаимодействия (механизмы взаимопонимания, децентрации, эмпатии, точности и ясности в выражении потребностей, чувств, эмоций, искренности).


^ Типы психологического влияния (воздействия): конструктивное и деструктивное.

Виды рационального и иррационального воздействия. Прямое и косвенное внушение. Манипуляция как форма влияния. Механизмы манипуляции. Понятие манипулятора и актуализатора по Э.Шострому. Виды манипуляторов и манипулятивных стратегий. Структура акта манипуляции. Этическая составляющая манипулятивной коммуникации. Способы противостоять манипуляциям в общении.

^ Роль игры в коммуникационной деятельности. Понятие игры как творческой деятельности. «Теория ролей» Э.Берна. Типизация игровой деятельности. Соотношение игровой и коммуникационной деятельности. Классификация игровых видов коммуникационной деятельности. Коммуникационные роли. Характеристика эго-состояний Родителя, Взрослого и Ребенка. Распознавание эго-состояний. Параллельные и пересекающиеся трансакции. Эго-состояния клиента и их использование в общении.


^ Речевые тактики общения. Комплименты в деловой коммуникации. Критика в деловой коммуникации. Особенности позитивной критики (ситуативная уместность, присутствие объекта критики, дела и поступки как предмет критики конкретные факты и аргументы, конечная цель - решение, помогающее изменить ситуацию, конкретные предложения по устранению недостатков и снятию возникших проблем). Приемы снижения негативного воздействия замечаний. Позитивные установки на восприятие критики.

Вопросы и ответы в деловой коммуникации. Значение вопросов при деловом взаимодействии. Техника постановки вопросов. Виды вопросов: информационные, контрольные, для ориентации, подтверждающие, ознакомительные, однополюсные, встречные, альтернативные, направляющие, провокационные, вступительные, заключающие. Закрытые и открытые вопросы. Некорректный вопрос. Техника ответов на вопросы. Способы активации мышления. Речевые тактики общения при оказании социально-культурных услуг.


^ Имидж в системе коммуникации. Определение, понятие. Основные типы имиджей: индивидуальный, предметный, групповой, корпоративный. Формирование имиджа как процесс коммуникации. Техники формирование вербального имиджа (разговаривать, а не говорить; учитывать личные интересы собеседников; инициировать улыбку; преодолевать некоторые социальные табу ). Интонирование и психологическая функция пауз в речи. Самопрезентация как управление впечатлением. Понятия: самомониторинг, фасцинация, аттракция. Психологические условия успешной самопрезентации. Анализ своих целей. Приемы установления контакта. Уверенность в себе. Жанр резюме.


^ Особенности публичной речи. Ораторское искусство как способ воздействия на людей и как способ их взаимодействия в процессе познания явлений действительности. Судьба риторики как дисциплины и изменения ее предмета от античности к современности. Представители риторики (теории и искусства). Основные этапы развития ораторского искусства. Роль ораторского искусства в современном мире. Цель «ораторства». Сущность красноречия. Специфика публичного выступления.

Виды речей: информационная, убеждающая, призывающая к действию, по специальному поводу: рамочная, траурная, торжественная, в дружеском кругу. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Изобретение речи. Композиция устного выступления: начало, развертывание и завершение речи. Основные виды аргументов. Оратор и его аудитория. Свойства личности оратора, обеспечивающие эффективность речи: увлеченность, заинтересованность; искренность; дружелюбие; обаяние и артистизм; объективность; уверенность. Способы проявления этих свойств в речи. Учет «фактора адресата» в публичном выступлении. Соотношение «говорящий, слушающий» и специфика его проявления в публичном выступлении. Принцип «гармонизирующего диалога» и средства его реализации. Принципы коммуникативного сотрудничества и формы их проявления. Индивидуальный речевой стиль оратора. Чувство аудитории и особенности их проявления в речи оратора (зрительный контакт, голосовой контакт, устность, импровизационность речи). Основные приемы управления вниманием аудитории. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.


^ Этический аспект речевого взаимодействия. Речевой этикет. Специфика русского речевого этикета: тактичность, предупредительность, откровенность, толерантность, участие. Техника реализации этикетных форм: приветствие (обращение), завязка, развитие, кульминация, развязка. Обстановка общения и этикетные формулы. Речевые дистанции и табу. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета.


^ Формы деловой коммуникации. Деловая беседа по телефону. Дискуссия, полемика, прения, обсуждение, дебаты, диспут. Общее и различное в этих формах общения. Дискуссия как разновидность полемического общения, в процессе которого сталкиваются различные (противоположные) точки зрения. Цели дискуссии. Типы дискуссии в зависимости от целевой установки. Культура дискуссии, требования к поведению полемистов. Речевое поведение ведущего. Приемы, позволяющие активизировать участников дискуссии, регламентировать их поведение, корректировать ход дискуссии с учетом ее темы и цели. Приемы и уловки, используемые в споре. Деловые переговоры. Стратегии взаимодействия. Типы вопросов для успешных переговоров. Деловые совещания: типы совещаний (совещания по планированию; совещания по мотивации труда; совещания по внутрифирменной организации; совещания по контролю за деятельностью работников; совещания, специфические для фирмы). Подготовка совещания: цели, время проведения, число участников. Организация пространственной среды. Участники совещания. Техника преодоления конфликта. Типовые стили поведения в конфликтной ситуации. Пути разрешения конфликта. Пути достижения согласия в речевой коммуникации.


5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

^ 6.1. Рекомендуемая литература
а) Основная литература:

  1. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов/Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-на-Дону:Феникс,2001.-540 с.

  2. Основы теории коммуникации: учебное пособие/Р. А. Топчий.-Томск: издательство ТГПУ, 2006.- 151 с.


б) дополнительная литература:


  1. Аннушкин, В. И. История русской риторики: Хрестоматия: Учебное пособие/В. И. Аннушкин.- 2-е изд., испр. и доп.- М.:Флинта, 2002.- 413 с.

  2. Аристотель. Риторика. Поэтика / Аристотель; Пер.с древнегреч. О.П.Цыбенко, В.Г.Аппельрота; /Ред.И.В.Пешков,Г.Н.Шелогурова/.-М.:Лабиринт, 2000.- 221с.

  3. Бельчиков, Ю. А. Стилистика и культура речи/Ю. А. Бельчиков.-2-е изд., испр. и доп.- М.:УРАО,2002. -158 с.

  4. Беседа, Ю. К. Выразительное чтение: Практикум / Ю. К. Беседа. - М.: Прометей, 1991.-123 с.

  5. Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер.с англ./Э.Берн.-М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000.-473с.

  6. Бороздина, Г. В. Психология делового общения: учебное пособие для вузов /Г. В. Бороздина.- М.:ИНФРА, 2000.- 224 с.

  7. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие/О. А. Баева.-5-е изд., стереотип.- М.: Новое знание, 2005.- 367 с.

  8. Вацлавик,Пол и др. Психология межличностных коммуникаций: Пер.с англ. /П.Вацлавик, Д.Бивин, Д.Джексон.- СПб.: Ювента, 2000.- 299с.

  9. Введенская, Л. А. Деловая риторика: учебное пособие для вузов/Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова.- 2-е изд., перераб. и доп.- Ростов-на-Дону: МарТ, 2001.- 510 с.

  10. Винокур, Т. Г. Говорящий и слущающий: варианты речевого поведения/Т. Г. Винокур.-Изд. 2-е, стереотип.- М.: КомКнига, 2005.- 171 с.

  11. Володина Л.В., Карпухина О.К. Деловое общение и основы теории коммуникации: Учеб.пособие/ СПбГУТ. СПб., 2002.

  12. Гарнер, Алан, Пиз, Аллан. Язык разговора/А.Гарнер, А.Пиз; /Пер. Т.Новикова/.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 223 с.

  13. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация: учебник для вузов/О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Инфра-М, 2007.- 271 с.

  14. Далецкий, Ч. Б. Риторика: Заговори, и я скажу, кто ты: Учебное пособие/Ч. Б. Далецкий.- М.: Омега-Л, 2003.- 486 с.

  15. Деловой этикет: учебное пособие для вузов/авт.-сост. И. Н. Кузнецов.-М.: ЮНИТИ, 2006.- 431 с.

  16. Димскис, Л. С. Изучаем жестовый язык: учебное пособие для педвузов/Л. С. Димскис.-М.: Академия, 2002.- 120 с.

  17. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита: [Монография] /Е. Л. Доценко.- 3-е изд., испр. и перераб.- СПб.: Речь, 2003.- 293 с.

  18. Зарецкая, Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации/Е. Н. Зарецкая.-3-е изд., испр.- М.: Дело, 2001.- 477 с.

  19. Зарецкая Е.Н. Логика речи для менеджера/ Е. Н. Зарецкая.-М.:Финпресс,1997.-351с.

  20. Исскуство разговаривать и получать информацию: хрестоматия/ [В. Леви, Д. Карнеги, К. С. Станиславский и др. ; сост. Б. Н. Лозовский].- М.: Высшая школа, 1993.- 301 с.

  21. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи: [монография]/О. С. Иссерс.- Изд. 4-е, стереотип.-М.: КомКнига, 2006.- 284 с.

  22. Иванова-Лукьянова, Галина Николаевна. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм : учебное пособие/Г. Н. Иванова-Лукьянова.- 6-е изд.- М.: Флинта [и др.], 2004.-196 с.

  23. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность/Ю. Н. Караулов.-3-е изд., стер.- М.: УРСС, 2003.- 261 с.

  24. Колесникова, И. А. Коммуникативная деятельность педагога: учебное пособие для вузов/И. А. Колесникова ; под ред. В. А. Сластенина.- М.: Академия, 2007.- 328 с.

  25. Колтунова, М. В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет : учебное пособие для вузов/М. В. Колтунова.- М.: Экономическая литература, 2002.-287 с.

  26. Крюков, Р. В. Риторика: конспект лекций : [пособие для подготовки к экзаменам]/Р. В. Крюков.- М.: А-Приор, 2007.- 176 с.

  27. Кузин, Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика/Ф. А. Кузин.- М.: Ось-89, 2002.- 511 с.

  28. Кузнецов, И. Н. Технология делового общения/И. Н. Кузнецов.-М. [и др.]: МарТ, 2004.-125 с.

  29. Кукушин, В. С. Психология делового общения: Учебное пособие/В. С. Кукушин.-М.: МарТ, 2003.- 364 с.

  30. Культура взаимопонимания и взаимопонимание культур: В 2 ч.: [Коллективная монография]/[Ред.: Л. И. Гришаева, М. К. Попова].- Воронеж: Издательство Воронежского госудаственного университета, 2004.- 233 с.

  31. Куницына, В. Н. и др. Межличностное общение:Учебник для вузов/В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша.- СПб.: Питер, 2003.-544 с.

  32. Курбатов, В. И. Стратегия делового успеха: [учебное для студентов вузов]/В. И. Курбатов.- Ростов-н-Д.: Феникс, 1995.- 415 с.

  33. Курьянович, А. В. Культура письменной речи: практикум/А. В. Курьянович -Томск: издательство ТГПУ, 2007.- 103 с.

  34. Курьянович, А. В. Культура письменной речи: курс лекций/А. В. Курьянович -Томск: издательство ТГПУ, 2007.- 135 с.

  35. Леонтьев, А. А. Психология общения: Учебное пособие для вузов/А. А. Леонтьев.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Смысл, 1997.- 364 с.

  36. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность/А. А. Леонтьев.-М.: Просвещение, 1969.- 211 с.

  37. Логический анализ языка. Языки этики / отв. ред. Н.Д. Арутюнова и др. М., 2000.

  38. Любимов, А. Ю. Мастерство коммуникации / А.Ю. Любимов -М.: КСП+,1999.- 325 с.

  39. Логика: Логические основы общения: Учебное пособие для вузов/[В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич, В. И. Бартон и др.].- М.: Наука,1994.- 318 с.

  40. Мальханова, И. А. Деловое общение: учебное пособие для вузов/И. А. Мальханова.-М.: Академический Проект [и др.], 2005.- 221 с..

  41. Медведева, Е. В. Рекламная коммуникация /Е. В. Медведева.- Изд. 2-е, испр.-М.: Едиториал УРСС, 2004. -277 с.

  42. Мокшанцев, Р. И. Психология коммуникаций на переговорах: Учебное пособие/Р. И. Мокшанцев.- М.: ИНФРА, 2004.-366 с.

  43. Основы теории коммуникации: учебник для вузов/[М. А. Василик, М. С. Вершинина, В. А. Павлов и др.] ; под ред. М. А. Василика.- М.:Гардарики, 2003.- 615 с.

  44. Основы публичной речи=Learning to Speak in Public: Учебное пособие для вузов / Е. Л. Фрейдина, Т. С. Самохина, И. С. Тихонова [и др.].- М.:ВЛАДОС, 2002.- 95 с.

  45. Петров, О. В. Риторика: учебник для вузов /О. В. Петров [и др.].- М.: Проспект, 2007.- 423 с.

  46. Пиз, Аллан. Язык телодвижений: Как читать мысли окружающих по их жестам/Аллан Пиз; /Пер. с англ. Т. Новиковой/.- М.:ЭКСМО-ПРЕСС, 2002.- 221 с.

  47. Пиз, Аллан, Пиз, Барбара. Язык взаимоотношений мужчина - женщина/А.Пиз, Б.Пиз; /Пер. М.Г.Звонарев/.- М.:ЭКСМО-Пресс, 2000.- 399 с.

  48. Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учебное пособие для вузов/А. П. Панфилова; [науч. ред. С. А. Сидоров].- СПб.: Союз, 2005.-493 с.

  49. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие. М.: Аспект-Пресс, 2002.

  50. Персикова, Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: учебное пособие для вузов/Т. Н. Персикова.- М.: Логос, 2007.- 223 с.

  51. Пивонова, Н. Е. Речевые и письменные коммуникации:учебно-методическое пособие/Н. Е. Пивонова.- СПб.: ИВЭСЭП, 2005.- 94 с.

  52. Политические коммуникации: Учеб. пособие для студентов вузов/ под ред. А.И.Соловьева. М.: Аспект-Пресс, 2004.

  53. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации/Г. Г. Почепцов.- М.: Рефл-бук, 2003.-651с.

  54. Почепцов, Г. Г. Информация & дезинформация/Г. Г. Почепцов.- Киев: Ника-Центр, 2001.- 251 с.

  55. Почепцов, Г. Г. Имиджелогия/Г. Г. Почепцов.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Рефл-бук, 2001.- 698 с.

  56. Прохоров, Ю. Е. Русские: коммуникативное поведение/Ю. Е. Прохоров, И. А. Стернин.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта [и др.], 2006.- 326 с.

  57. Психология влияния /[Cост. А. В. Морозов].-СПб.:Питер,2001.-506 с.

  58. Психология деловых отношений: Учебно-практическое пособие для высш. и доп.образования/ Сост.Яхонтова Е.С.- 2-е изд.,доп.и испр.- М., 1997.- 119с.

  59. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов высш.учеб.заведений/[В.Ю.Дорошенко, Л.И.Зотова, В.Н.Лавриненко и др.; Под ред.В.Н. Лавриненко]. - 2-е изд.,перераб.и доп.- М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997.-279 с.

  60. Психология и этика делового общения: учебное пособие для вузов/ [сост. М. А. Поваляева].- Изд. 2-е.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 346 с.

  61. Реклама: внушение и манипуляция: Учебное пособие/ ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2001.- 327 с.

  62. Рогов, Е. И. Психология общения/Е. И. Рогов.- М.: ВЛАДОС, 2001.- 334 с.

  63. Романов, А.А. Грамматика деловых бесед/А.А.Романов.- Тверь: Фамилия, 1995.-239 с.

  64. Рюмшина, Л. И. Манипулятивные приемы в рекламе: учебное пособие/Л. И. Рюмшина.- М.: МАРТ, 2004.- 235 с.

  65. Самыгин, С. И. Деловое общение: для студентов вузов/С. И. Самыган, Л. Д. Столяренко.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. -218 с.

  66. Сергеева, А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность/А. В. Сергеева.- 6-е изд.- М.: Флинта [и др.], 2008.- 313 с.

  67. Сидоренко, Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию: Авторская концепция/Е. В. Сидоренко.- СПб.: Речь, 2004.- 255 с.

  68. Свергун, О. Ю. Психология успеха, или Как стать хозяином своей жизни/О. Ю. Свергун.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.- 382 с.

  69. Степанов С. Язык внешности. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 234 с.

  70. Современный этикет: Золотые советы и правила/Отв. ред. Е. Басова.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.- 223 с.

  71. Стернин, И. А. Практическая риторика: учебное пособие для вузов/И. А. Стернин.-3-е изд., испр.- М.: Академия, 2006.- 268 с.

  72. Сухарев, В. А. Этика и психология делового человека/В. А. Сухарев.- М.: Фаир, 1997.-397 с.

  73. Сущинский, И. И. Деловая корреспонденция: учебное пособие для вузов/И. И. Сущинский.- М.: Эксмо, 2007.- 320 с.

  74. Таранов, П. С. Секреты поведения людей/ П. С. Таранов.- М.: Гранд, 1999.- 535 с.

  75. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие для вузов/С. Г. Тер-Минасова. 2-е изд., дораб.-М.: издательство МГУ, 2004.- 350 с.

  76. Титова, Л. Г. Деловое общение: учебное пособие для вузов/Л. Г. Титова.-М.: ЮНИТИ, 2006.- 271 с.

  77. Формановская, Н. И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты/Н. И. Формановская.- М.: Русский язык, 1982.- 124 с.

  78. Хазагеров, Г. Г., Корнилова, Е. Е. Риторика для делового человека: Учебное пособие/Г. Г. Хазагеров, Е. Е. Корнилова.- М.: Флинта, 2001.- 134 с.

  79. Хасан, Б. И. Психология конфликта и переговоры: учебное пособие для вузов/Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов.- 4-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2008.- 190 с.

  80. Холопова, Т. И. Протокол и этикет для деловых людей/Т. И. Холопова, М. М. Лебедева. - М.: Инфра-М [и др.], 1995.- 366 с.

  81. Честара, Джон. Деловой этикет: паблик рилейшнз для всех и для каждого/Д. Честара ; [пер. с англ. Л. Бесковой].- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.- 333 с.

  82. Шарков, Ф. И. Реклама в коммуникационном процессе: учебник для вузов/Ф. И. Шарков.-М.:Дашков и К´, 2008.- 346 с.

  83. Шарков, Ф. И. Теория коммуникации: базовый курс : учебник для вузов/Ф. И. Шарков.-2-е изд., перераб. и доп.- М.:РИП-холдинг, 2006.- 240 с.

  84. Шейнов,В. П. Риторика/В.П.Шейнов.- Минск: Амалфея, 2000.- 591 с.

  85. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения: учебное пособие для среднего профессионального образования/Г. М. Шеламова.- 4-е изд., стереотип.-М.: Академия, 2005. – 158 с.

  86. Шостром Э. Человек-манипулятор. М.: Апрель-Пресс, 2004

  87. Эйтвин, Георгий. Имидж современной женщины/Г. Эйтвин, О. Бриза.- М.: Рипол-Классик, 2001.- 381 с.

  88. Экман, Пол. Психология лжи =Telling Lies/Пол Экман; [Пер. с англ. Н. Исупова и др.].-СПб.: Питер, 2000.- 267 с.

  89. Яковлев, И. П. Ключи к общению: основы теории коммуникаций/И. П. Яковлев.-СПб.: Авалон [и др.], 2006. -237 с.


^ 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Обучающие программы, дидактические и методические пособия, упражнения и тесты в методических разработках, имеющиеся в фонде кафедры, упражнения и тесты на специализированных сайтах в Интернете, например: http: www.gramota.ru.

Вопросы к зачету, тематика рефератов.

^ 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Отсутствует


8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю

Курс речевая коммуникация проводится в традиционных формах лекуционных и семинарских занятий. Большая часть времени на занятиях курса отводится на выполнение различного рода упражнений и решение коммуникативных задач. Занятия проводятся в диалоговой форме, с использованием проблемных вопросов, трениговых заданий, постановкой исследовательских задач, работой в группах. В целях лучшего усвоения программы студентам предлагаются самостоятельные, творческие работы, наблюдения над речью окружающих людей, обучающие игры, работа со словарями современного русского языка.


^ 8.2. Методические указания для студентов

Подготовка рефератов и сообщений по темам курса.

Конспектирование статей, предложенных преподавателем


Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

1. Проблемы речевой коммуникации в современном обществе.

2. Роль речевой коммуникации в межличностном и общественном отношении.

3. Качественная характеристика современного речевого пространства.

4. Оценка состояния речевой культуры в современном обществе (на примере фокус-группы).

5. Речевая коммуникация в деловом общении (функционально-коммуникативный аспект).

6. Язык СМИ в аспекте влияния на культуру речи.

7. Вербальные и невербальные средства коммуникации: что важнее?

8. Этический компонент речевой коммуникации.

9. Барьеры в речевой коммуникации (составление, интерпретация, способы их преодоления).

10. Целесообразность риторической компетентности в контексте современной деловой, политической коммуникации).

11. Коммуникативная компетентность и вербальная устойчивость как профессиональных характеристики (определение сфер безусловной необходимости) .

12. "Правила кооперации" Г.П. Грайса и принципы делового общения.

13. Эффективность речевого воздействия в сфере деловой коммуникации.

14. Критерии эффективной деловой коммуникации.

15. Критерии эффективной личностной коммуникации.

16. Стандартное и индивидуальное в коммуникации: что лучше?

17. Оптимизация деловой коммуникации с помощью увеличения количества каналов.

18. Оптимизация деловой коммуникации с помощью использования разнообразных средств коммуникации.

19. Примеры различий в интерпретации невербальных средств общения, связанных с социокультурными факторами?

20. Главное качество лидера — умение слушать: за и против.

21. Идентификация как способ понимания другого человека.

22. Стереотипизация в восприятии другого человека: плюсы и минусы.

23. Можно ли изменить свой коммуникативный стиль?

24. Механизм и примеры воздействия критики.

25. Механизм и примеры воздействия угрозы.

26. Механизм и примеры воздействия игнорирования.

27. Примеры манипулятивных стратегий в коммерции.
^ Примерный перечень вопросов к зачету
1. Понятие коммуникации (общения). Структура коммуникативного акта.

2. Соотношение понятий - язык и речь.

3. Многоплановый характер общения.

4. Общение как предмет изучения разных наук. Цель и задачи курса «речевая коммуникация».

5. Условия успешного общения.

6. Теория речевых актов (принцип последовательности, принцип предпочтительной структуры, принцип кооперации, принцип вежливости).

7. Понятие барьеров в общении. Барьеры взаимодействия (мотивационный, этический, стилей общения, неумения слушать).

8. Понятие барьеров в общении. Барьеры восприятия и понимания (эстетический, социального положения, отрицательных эмоций, состояние здоровья, психологическая защита, барьер установки, барьер двойника, барьер характера).

9. Понятие барьеров в общении. Коммуникативные барьеры (фонетический, семантический, барьер некомпетентности, логический, стилистический, невежливость).

10. Преодоление барьеров в общении.

11. Формы существования национального языка.

12. Нормативный аспект литературного языка. Понятие нормы. Типы речевых культур.

13. Коммуникативные качества хорошей речи.

14. Стили речи.

15. Формы речи: устная речь, письменная речь. Виды речевой деятельности.

16. Говорение как вид речевой деятельности.

17. Слушание как вид речевой деятельности. Виды слушания (пассивное, активное, эмпатическое).

18. Слушание как вид речевой деятельности. Условия эффективного слушания.

19. Письмо как вид речевой деятельности. Культура письменной речи (закономерности восприятия текста).

20. Логика построения текста (логические законы, понятие доказательства).

21. Чтение как вид речевой деятельности. Характеристики чтения.

22. Способы чтения.

23. Недостатки традиционного чтения.

24. Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция). Механизмы восприятия (идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция).

25. Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция). Эффекты восприятия (первичности и новизны, эффект ореола, стереотипизации, установки).

26. Самопрезентация как управление впечатлением. Исследования самопрезентации.

27. Самопрезентация как управление впечатлением. Компоненты самопрезентации.

28. Что такое «манипуляции в общении»?

29. Стратегии поведения типичные для манипуляторов.

30. Способы противостояния манипуляции в общении.

31. Роль игры в коммуникационной деятельности. “Теория ролей” Э.Берна.

32. Понятие коммуникативного стиля. Виды коммуникативных стилей.

33. Конфликт как особая форма взаимодействия.


Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (100103.65) Социально-культурный сервис и туризм.

Программу составили:

Доцент кафедры русского языка и культуры речи___________Л.В. Колпакова


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры русского языка и культуры речи протокол №___ от «___» _____________ 200__г.


Зав. кафедрой______________________Л.В. Колпакова


Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией Института профессиональной подготовки ТГПУ

Председатель метод комиссии ИПП ________________________ О.А. Батурина


Согласовано:

Директор института профессиональной подготовки___________________Е.А. Каюмова

programma-disciplini-po-kafedre-sociologii-politologii-i-socialnoj-raboti-teoriya-socialnoj-raboti.html
programma-disciplini-po-kafedre-stroitelnie-i-dorozhnie-mashini-obogashenie-poleznih-iskopaemih.html
programma-disciplini-po-kafedre-stroitelnie-i-dorozhnie-mashini-proektirovanie-karerov.html
programma-disciplini-po-kafedre-vichislitelnoj-tehniki-linejno-impulsnie-elektronnie-ustrojstva.html
programma-disciplini-po-kafedre-vichislitelnoj-tehniki-organizaciya-evm-i-sistem.html
programma-disciplini-po-kafedre-vichislitelnoj-tehniki-ustrojstva-vvoda-vivoda-informacii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/100-velikih-gorodov-miramoskva-veche2007-477s100-velikih-stranica-10.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mchs-gotovit-samoleti-dlya-evakuacii-rossiyan-iz-livii-internet-resurs-itar-tasscom-21022011.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-umenij-i-navikov-chteniya-inoyazichnih-tekstov-u-studentov-neyazikovih-vuzov.html
  • klass.bystrickaya.ru/9-usloviya-realizacii-oop-v-sootvetstvii-s-fgos-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-agrarnaya-reforma-v-sovremennoj-rossii-i-kollektivnie-hozyajstva-krestyan.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-chem-rasskazal-zamestitel-ministra.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-prikladnaya-ekologiya-nazvanie.html
  • tests.bystrickaya.ru/lovell-p-mars-i-zhizn-na-nyom-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-raboti-s-odarennimi-detmi.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/uzli-upravleniya-fire-extinguishing-and-alarm-systems-desinging-and-regul-ations-norms-vzamen-snip-04-09-84-npb.html
  • education.bystrickaya.ru/23-sovremennaya-globalizaciya-vizov-suverenitetu-gosudarstv-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-po-teme.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiticheskaya-filosofiya-soznaniya-chast-2.html
  • literatura.bystrickaya.ru/russko-polskie-otnosheniya-kniga-antona-denikina-avtobiografiya-legendarnogo-russkogo-generala-odnogo-iz-rukovoditelej.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prezentaciya-na-temu-krestyanskaya-reforma-1861-g.html
  • urok.bystrickaya.ru/primechaniya-russko-yaponskaya-vojna-19041905-gg.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nalogooblozhenie-nds-operacij-s-cennimi-bumagami-chast-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pravila-provedeniya-kollokviuma-i-ekzamena-3-chast-stranica-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22-opredelenie-na-znamenitost-sdrzhanie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sostavlenie-razdela-vliyanie-avtodorozhnogo-kompleksa-na-okruzhayushuyu-sredu.html
  • learn.bystrickaya.ru/formi-i-razmeri-mikroorganizmov.html
  • grade.bystrickaya.ru/na-zasedanii-soveta-shkoli-stranica-5.html
  • writing.bystrickaya.ru/a-v-chyom-problema-kurdyumov-umnij-sad.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razrabotka-ontologij-101-rukovodstvo-po-sozdaniyu-vashej-pervoj-ontologii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teoreticheskie-osnovi-proektirovaniya-shahtnih-radialno-vihrevih-pryamotochnih-ventilyatorov.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-ispolzovannih-istochnikov-fenomen-bilingvalnoj-lichnosti-publicista-lingvokognitivnij-i-sopostavitelnij.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-45-amonashvili-sh-a-amon-pa-legenda-o-kamne.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/za-dengami-monitoring-po-teme-torgovlya-lyudmi-publikacii-v-pechatnih-i-onlajn-smi-osveshenie-problematiki-informacionnimi.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-universitet-ocenka-parametrov-sherohovatoj-poverhnosti-posredstvom-zondirovaniya-korotkim-svetovim-impulsom-magisterskaya.html
  • college.bystrickaya.ru/1-izmett-sinushi-turali-mlmet-ostanaj-oblisi-kmdgn-densauli-satau-basarmasi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotirovannij-spisok-literaturi-anivskaya-cbs-db-sost-g-coj-aniva-2010-13-s-v-pomosh-rabote.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/otrazhenie-v-uchete-likvidacii-organizacii.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-o-deyatelnosti-gou-shkoli-346-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovanie-roli-samoprezentacii-v-processe-vospriyatiya-cheloveka-chelovekom-opublikovano-teoreticheskaya-eksperimentalnaya-i-prikladnaya-psihologiya-sbornik-nauchnih-trudov.html
  • control.bystrickaya.ru/dialoga-zhivaya-kletka-64.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sposobnosti-talant-genij-kniga-prinadlezhit-k-vesma-populyarnomu-zhanru-sbornikov-mudrih-mislej-umnih-viskazivanij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.