Программа дисциплины теория и методика обучения русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 русский язык и литература «Разработано» - страница 3
.RU

Программа дисциплины теория и методика обучения русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 русский язык и литература «Разработано» - страница 3



Вид итогового контроля зачет 6,9,7 семестры

экзамен 8,10 семестры


  1. ^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

    1. Разделы дисциплины и виды занятий.

      1. Теория и методика обучения русскому языку



^ Раздел дисциплины

Лекции

Лаб.пр.

Сам. работа

1.

Методика обучения в системе филологического образования.

6

2

14

2.

Русский язык как учебный предмет в разных типах средних учебных заведений

4

6

15

3.

Цели, содержание и структура современного школьного курса русского языка

4

2

12

4.

Основные принципы, методы и приемы обучения русскому языку

6

4

12

5.

Средства обучения русскому языку

6

4

10

6.

Современный урок русского языка, типы уроков

4

4

10

7.


Методика изучения основных разделов лингвистики

4

2

4

8.

Методика орфографии

5

2

4

9.

Методика пунктуации

4

2

4

10

Развитие речи учащихся в процессе обучения русскому языку

2

2

4

11

Углубленное изучение русского языка в средней школе

2

2

4

12

Работа в старшей профильной школе

4

2

6

13

Организация внеурочной работы по русскому языку

4

2

6

14

Профессиональное творчество учителя

2

2

2




Итого:

57

38

107


4.1.2.Теория и методика обучения литературе

№ п/п.

Тематика

Лекции

Лаб.пр.

Сам. работа

1

Общие вопросы методики преподавания литературы как научной дисциплины.

4

2

8

2

Основные этапы развития методики преподавания литературы.

4

2

8

3

Первый этап литературного образования.

4

2

8

4

Литературное развитие читателя-школьника.

4

2

8

5

Методы и приёмы преподавания литературы в школе.

4

2

8

6

Основные этапы изучения литературного произведения в школе.

4

2

8

7

Основные этапы изучения литературного произведения в школе.

4

2

8

8

Второй этап литературного образования. Методика изучения систематического курса литературы в старших классах.

4

4

8

9

Восприятие и изучение литературных произведений в их родовой специфике.

4

4

8

10

Вопросы теории и истории литературы в школьном изучении

6

4

11

11

Организация учебного процесса. Урок литературы в современной средней школе.

6

4

10

12

Речевая деятельность школьников в процессе изучения литературы. Развитие устной и письменной речи учащихся

5

4

8

13

Внеклассная и внешкольная работа, факультативные занятия по литературе.

4

4

8




Итого:

57

38

107



^ 4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

I. Общие вопросы дисциплины «Технологии и методики обучения русскому языку»

Теория и методика обучения русскому языку. Методика как теория и практика обучения русскому языку. Методика обучения в системе филологического образования. Цели обучения в системе филологического образования. Теоретические основы методики преподавания русского языка как науки. Специфика терминов, применяемых в методике. Предмет методики. Задачи методики Взаимосвязь методики преподавания русского языка с другими науками: философией, психологией, дидактикой, педагогикой, социологий, языкознанием, литературой, историей.

Методика преподавания языка (литературы) в полиэтнической и поликультурной среде. Методы исследования, применяемые в методике русского языка. Методический эксперимент: поисковый (ориентирующий), формирующий (обучающий), контрольный (констатирующий). Способы обработки исследовательских материалов. Диагностика и прогнозирование в обучении русскому языку. Лингвистический эксперимент. Изучение истории методики. Методическое наследство. Педагогическая техника.

Вклад выдающихся отечественных ученых в развитие методики преподавания русского языка как науки.

Цели, предмет, содержание и структура вузовского курса. Основополагающие понятия.

II. Русский язык как учебный предмет в разных типах средних учебных заведений

Русский язык как предмет изучения и средство обучения в разных типах средних учебных заведений. Основные этапы развития предмета «русский язык» и методики его преподавания. Роль предмета «русский (родной) язык» в формировании личности школьника.

Роль языка в жизни общества. Язык – развивающееся явление. Язык – система взаимосвязанных единиц. Место русского языка среди других языков мира и его функции Национальный язык и его разновидности. Вооружение учащихся основами знаний о языке и речи.

Место предмета в базовом учебном плане. Задачи изучение русского языка в современной школе; формирование языковой личности школьника, ознакомление с функциями русского языка (информативной, коммуникативной, эстетической и др.) практическая направленность изучения русского языка. Взаимодействие в изучении языка и литературы.


III. Цели, содержание и структура современного школьного курса русского языка

Особенности содержания обучения в филологическом образовании. Основные цели лингвистического образования — формирования лингвистического образования — формирование лингвистической и языковой компетенции, расширение лингвистического кругозора учащихся, выработка лингвистического мировоззрения, ценностных представлений о русском языке как национально-культурном феномене. Родной язык как основа духовного раз­вития учащихся. Система знаний, умений и навыков в школьном курсе русского языка.

Русский язык как учебный предмет. Введение в 1828 году русского языка как учебного предмета. Содержание курса русского языка в школе к началу XX века. Периоди­зация послереволюционной истории средней школы: 1917-1922, 1923-1944, 1945-1950, 1951-1959, 1960-1972, 1979-1985, 1988-середина 90-х гг. Начало перестройки средней школы в 1988 г. Программа углубленного изучения русского языка (1987). Дискуссия о путях пере­стройки преподавания русского языка в средней школе (журнал «Рус­ский язык в школе»). «Временный государственный стандарт по Русскому языку для общеобразовательных учреждений РФ» (1993). «Базисный учебный план» (1997). Место предмета «русский язык» в средних учебных заведениях разных типов, его воспитательная, по­знавательная и практическая ценности.

Специфика предмета "русский язык", его главная задача. Путь овладения русским литературным языком в школе и других учебных заведениях в сопоставлении с овладением разговорным языком в дет­стве.

Образовательные, развивающие, коммуникативные и воспита­тельные возможности русского языка как учебного предмета, обус­ловленные особенностями изучаемого языка, конкрет­ными целями и задачами обучения, организационными формами учебного процесса.

Познавательные цели работы по русскому языку: вооружение учащегося основами знаний о языке и речи; эстетическое воспитание учащегося на уроках русского языка.

Практические цели работы по русскому языку: формирование у школьников лингвистического мировоззрения; формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков; вооружение учащихся нормами литературного языка; развитие умения связно излагать свои мысли.

Общепредметные цели обучения русскому языку в школе: воспитание учащихся на уроках русского языка; развитие школьников в учебном процессе; развитие логического мышления учащихся средствами русского языка; обучение учащихся самостоятельному получению знаний о русском языке.

Воспитание учащихся на уроках русского языка. Развитие логического мышления учащихся средствами русского языка. Работа над родовидовыми связями языковых явлений. Классификация языковых явлений. Обучение учащихся самостоятельному пополнению знаний о русском языке. Развитие школьников в учебном процессе. Лингвистический взгляд учащихся на язык. Применение полученных знаний в новых условиях. Развитие языкового чутья. Самоконтроль в пользовании языком учебного предмета.

Принципы распределения учебного материала по годам обу­чения. Структура современного школьного курса русского языка. Состав и структура программы. Объяснительная записка. Собственно программа. Типы программ: линейная и линейно-ступенчатая. Структура языковой части школьного курса. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. Прямая и косвенная речь Структура речевой части школьной программы. Речеведческие понятия. Виды работ над связной речью. Требования к знаниям и умениям в программе.

Программа как документ, определяющий состав и структуру курсов всех школьных предметов. «Программа для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык» (1992). Структура программы:

а) программы для 5-9 классов, программы по родной речи для 5-9 классов, программы для школ, работающих в условиях пятидневки;

б) программы для 8-11 классов с углубленным изучением русско языка, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. «Язык и речь» - программы для 1-11 классов с углубленным изучением предмета, программы для лицеев и гимназий технического профиля;

в) факультативные курсы: язык в речевом общении (8-9 классы), русское словообразование (7-8 классы), «знай и люби родной язык» (7-9 классы), русское правописание (10-11) классы школ гуманитарного профиля), «язык — человек — текст» (для гимназий), «говорите пра­вильно» (7-8 классы).

Компоненты программы: объяснительная записка, программы для каждого класса (языковая и речевая части).

Структура курса как конкретное распределение материала по классам. Различие состава и структуры курсов русского языка в средних учебных заведениях разных типов (средняя общеобразовательная школа, гимназия, лицей и т. д.).

Понятие о линейном, ступенчатом и концентрическом способах изучения материала. Использование разных принципов в разные пе­риоды отечественной школы. Линейно-ступенчатый способ как основ­ной способ расположения учебного материала в период с конца 60-х г.г., Использование линейного способа в «Экспериментальной программе» И. С. Ильинской и М. В. Панова.

^ Современные требования к содержанию курса русского языка в средней школе. Необходимость корректировки традиционного содержания в соответствии с современным уровнем науки о языке. Ознакомление учащихся с разными лингвистическими школами и направлениям в лингвистике, очерк научной деятельности крупнейших ученых-филологов. Выявление сложных, неоднозначных случаев языковых фактов; отработка всех видов практического разбора (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического, синтаксического).

Составные части содержания обучения русскому языку в старших классах общеобразовательной школы. Единство школьного курса русского языка с 1 по 9 класс. Преемственность между разными звеньями изучения русского языка. Русский язык как учебный предмет в старших классах.

Основные нормативные документы, регламентирующие со­держание обучения русскому языку.

IV. Основные принципы, методы и приемы обучения русскому языку

Принципы методики изучения знаний о языке и предпосылки этой работы. Специальные принципы русского языка. Общеметодические принципы изучения разделов науки о языке: экстралингвистический, функциональный, структурно-семантический принципы, принцип межуровневых и внутриуровневых связей, нормативно-стилистический принцип, исторический принцип. Частнометодические принципы: методика фонетики, методика лексики и фразеологии. Методика словообразования, методика морфологии, методика синтаксиса.
Методы и приемы. Общее и различное в их определении и выборе. Различные подходы к классификации методов. Система обучения как общая модель учебного процесса, соответствующая определенной методической концепции. Метод как категория методики. Методы как взаимосвязанные действия учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения (тактика обучения). Классификации методов, построенных по разным основаниям: 1) по дидактической цели— обучающие методы и методы кон­троля;
2) по источнику получения учащимися знаний — слово учителя, беседа, анализ языка, упражнения, использование учебных и наглядных пособий;

3) по пути познания — дедукция и индукция, аналогия, сопостав­ление и противопоставление, анализ и синтез;

4) по месту работы — методы домашней и классной работы;

5) по характеру работы — методы устной и письменной работы. Модификация названных методов. Зависимость выбора метода от характера изучаемого материала, степени подготовки учащихся, целей и задач конкретного урока и т. д.

Метод и методический прием. Приемы обучения как создание внешних условий, адекватных внутренним механизмам речевой деятельности учащегося. Их соотношение с методами. Связь методов и приемов обучения с характером учебного материала, целями и условиями обучения. возрастными особенностями учащихся. Мотивация обучения русскому языку. Особенности мотивации у учащихся разного возраста. Динамика мотивации в процессе обучения.

Методика интенсивного обучения как оптимальная реализация коммуникативной, познавательной и творческой активности учащихся. Теоретические основы интенсивных методов обучения. Психологические, педагогические и артистические особенности этой методики обучения. Специфика построения и содержания курса интенсивного обучения русскому языку (ускоренное освоение учебного материала на творческом уровне, раскрытие и развитие всесторонних резервов личности в ходе учебного процесса, использование мотивационного комплекса, активная коммуникативность учебного процесса, оснащенность лингафонной аппаратурой, техническими средствами, киноустановкой и т.д.). Варианты интенсивных методов обучения. Методика проведения занятий.

^ Знания, умения и навыки (ЗУНы), их соотношение. Умения и навыки языковые, речевые, орфографические и пунктуационные. Путь от знаний к умениям и на­выкам как основа репродуктивных методов обучения. Путь от имею­щихся у учащихся умений и навыков к самостоятельному получению новых знаний как основа продуктивных методов обучения. Значение продуктивных методов обучения.

Технологии как целесообразные системы взаимодействующих методов и приемов, способствующие решению методических задач. Различные технологии обучения школьников в системе филологического образования: урочные и внеурочные; традиционные и современные: групповые и индивидуальные: дифференциации и индивидуализации и др. Выбор технологий обучения в зависимости от возрастных возможностей, личностных достижений, актуальных проблем обучающихся в освоении предметной области и в зависимости oт специфики учебного предмета и содержания изучаемого учебного материала.

Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование.Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком.

Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая), звукозапись (аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства.

Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения. Использование компьютерных технологий в процессе обучения русскому языку.

Современная образовательная технология в аспекте личностно-ориентированного подхода в обучении. Методика обучения и образовательная технология. Технология самооценки («Языковой портфель»). Педаго­гические технологияи, используемые при обучении язы­кам: модульная технология обучения (Т. И. Шамова, П. И. Третъяков, И. Б. Сенновский), технология развива­ющего обучения (И. С. Якиманская, Л. В. Занков и др.), игровая технология (Ш. А. Амонашвили, О. В. Канарская, Д. Б. Эльконин), проблемно-эвристическая технология (А. В. Хуторской), обучение в малых группах, метод про­ектов, информационные технологии {Е. С. Полат), ин­формационные технологии на основе алгоритмов (Н. Н. Ал-газина) и др.

Технологии построения здоровьесберегающей среды обучения школьников.

V. Средства обучения русскому языку

Средства обучения: учебник, учебные комплекты, зрительная и слуховая наглядность при обучении русскому языку. Типы средств обучения. Особенности современных школьных учебников русского языка. Характеристика учебно-методических комплектов.

Учебно-дидактический комплекс по русскому языку:

1) школьные учебники;

2) материалы, дополняющие учебник (учебно-методические рекомендации составителей учебника, дидактические материалы, материалы из опыта работы учителей, справочники и словари);

3) наглядные пособия разных типов;

4) учебная техника и учебные принадлежности.

Основные средства обучения (учебник, учебные комплексы) и вспомогательные пособия (аудитивные. визуальные, аудиовизуальные, электронно-вычислительные машины).

Учебник как ведущее средство обучения. Учебник и языковая среда, их соотношение. Проблемы учебника русского языка. Основные функции школьного учебника: информативная (информирующая), формирующая, систематизирующая, контролирующая, мотивирующая, трансфор­мационная. Значение учебника для учителя и ученика. Способы подачи материала: дедуктивный и индуктивный. Их использование в учебни­ках разных классов. Особенности действующих учебников по русскому языку. Лингвистическая база учебников. Первый блок - учебники для У-У11 классов авторского коллектива Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова и др. (научный редактор Н.М.Шанский) и продолжающие их учебники для У111 – 1Х классов авторского коллектива С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова и др. Второй блок – учебный комплекс под ред. М.М.Разумовской и П.А.Леканта , предназначенные для препо­давания по базовой программе, функционирующие с 70-х гг. и альтернативный учебный комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой, имеющий специфические черты, отличающие его от других учебных комплексов: первая часть «Теория», вторая часть «Практика», третья часть «Русская речь». Экспериментальные учебники по русскому языку («Русский язык. Экспериментальные учебные материалы для средней школы» под ред. И. С. Ильинской и М. В. Панова. Ч. 1, М., 1979-1980 гг.). Ха­рактеристика учебников и пособий, прилагаемых к ним. Характери­стика пособий, предназначенных для обучения отдельным разделам и темам курса. Специфические особенности учебников и учебных комплексов для разных этапов обучения. Способы организации учебного материала: функциональный подход при отборе и подаче языкового материала, ситуативно-тематическая направленность учебного материала, его концентрическая подача, синтаксическая основа изучения аспектов языка и речи. Анализ учебников и учебных комплексов по русскому языку (их структура, принципы построения, содержание и оформление).

Печатные и технические средства обучения. Зрительная и слуховая наглядность в обучении русскому языку. Средства наглядности в обучении русскому языку: зрительные, звуковые. Зрительно-слуховые. Средства зрительной наглядности: печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки. Репродукции картин, раздаточный материал); экранные средства (диафильмы, диапозитивы и слайды, транспоранты). Языковые речевые средства наглядности. Средства слуховой наглядности: грампластинки, магнитофонные записи. Наглядные пособия. Таблицы. Графические схемы. Технические средства обучения. Использование звукозаписи на уроках русского языка. Использование экранных пособий.

Алгоритмизация и программирование в обучении русскому языку. Использование алгоритмов, или приемов-предписаний. Программированное обучение.

Наглядные средства в обучении русскому языку: визуальные, аудитивные, аудиовизуальные. Роль слуховой наглядности в учебном процессе. Особенности использования фонограмм на уроках по аспектам языка и видам речевой деятельности. Лингафонные курсы. Радиопередачи.

Роль зрительной наглядности в учебном процессе. Методика использования учебных картинок, картинных словарей, репродукций произведений живописи, схем, таблиц, диапозитивов, диафильмов на уроке.

Роль зрительно-слуховой наглядности в учебном процессе. Методика использования кинофильмов, телепередач, видеозаписи в обучении русскому языку.

Проблема комплексного использования средств обучения.

Упражнения, их виды и система. Роль упражнений в овладении русским языком. Типология упражнений: а) языковые – обработка языковых средств на уровне слов, словосочетаний с выходом в речь на уровне предложений и микротекстов; б) речевые – овладение устной и письменной речью на материале текстов разговорного и книжного стилей; в) речедеятельностные – овладение речевыми умениями в каждом из видов речевой деятельности; г) развивающие речевое общение в форме монолога и его композиционных типов (определение, повествование, описание, рассуждение), в форме диалога и полилога (беседа, дискуссия, диспут).

Система упражнений как организация учебных действий в порядке нарастания языковых, операционных, речевых трудностей с учетом становления речевых умений и характера актов речи. Подсистемы упражнений для разных типов речи.

Школьный кабинет русского языка. Его назначение, оборудование и оснащение.

VI. Современный урок русского языка, типы уроков

Организация и обеспечение процесса обучения русскому языку. Планирование работы по русскому языку. Календарный план. Тематический план. План урока. Условия эффективного проведения урока. Развитие интереса к русскому языку как учебному предмету. Межпредметные связи русского языка в учебном предмете. Преемственность и перспективность в работе по русскому языку. Педагогическая практика. Календарное и тематическое планирование. Требовании к знаниям и умениям по русскому языку.

Урок как основная форма организации учебного процесса (УП). Определение понятия «урок». Урок и цикл занятий. Урок и курс заня­тий. Урок и учебный план. Цели курса обучения, цели цикла занятий и цели урока. Понятие нового на уроке. Содержание обучения, содержа­ние цикла занятий и содержание урока. Контролирующая сторона УП и ее отражение в уроке.

Урок как предмет наблюдения и анализа. Характеристики от­крытого урока. Целевое членение урока. Определение цели части уро­ка, анализ блоков заданий, анализ методов и приемов работы, опреде­ление дополнительных задач урока, оценка оптимальности достижения поставленных целей, альтернативные варианты. Режиссура урока. Контакт преподавателя с группой, речь преподавателя, речь учащихся и пути ее корректировки, характеристика группы по уроку. Оценка ин­формативной программы урока. Специфика анализа урока интенсив­ного курса.

Типология урока как средство его характеристики. Типовая структура урока, определяемая по характеру действий с языковым ма­териалом и по стадии усвоения языкового материала. Соотношение ау­диторного занятия и урока учебника. Принципы типологизации уро­ка: коммуникативно-целевая направленность, стадия формирования навыков и умений и овладения языковым материалом, способ органи­зации, доминирующая дидактико-методологическая задача, характер использования средств обучения, форма и место проведения. Учет мес­та урока в определенной стадии УП: уроки стартового периода, уроки основного этапа обучения, уроки контролирующего и обобщающего этапа. Оценка типологических характеристик урока.

Урок в контексте УП. Динамика компетенции учащихся и ее от­ражение в содержании уроков. Функции преподавателя на разных ста­диях УП. Урок и домашнее задание (ДЗ). Обучение ДЗ; его виды; опо­ры, гарантирующие адекватность выполнения; организация проверки ДЗ. Связь и взаимоотношение ДЗ и самостоятельной работы учащихся. Стратегия организации самостоятельной работы учащихся на занятии и во внеаудиторное время. Общая стратегия организации работы уча­щихся в ходе УП: ориентирующая часть, коллективная и индивидуали­зирующая стратегии обучения. Учет заданного уровня подготовки.

Задание и упражнение как структурные единицы организации языкового материала урока. Определение понятий «задание» и «уп­ражнение». Типология заданий и упражнений. Принципы построения условно-речевых и речевых упражнений. Понятие подсистемы, частной системы и системы упражнений. Понятие блока заданий (БЗ). Место БЗ в структуре урока, цикла уроков, курса обучения. Обобщающий (контролирующий) урок и его соотношение с БЗ. Методологический аспект современной системы грамматических и лексических упражне­ний и заданий и перспективы его модернизации. Задание как объект творческой деятельности преподавателя.

Информативная (содержательная) сторона урока. Цели урока и его информативное содержание. Прагматическая и страноведческая (культурологическая) сторона обучения. Понятие ИЕС — информатив­ной единицы страноведческого плана. Требование к ИЕС: информа­тивная достаточность, тематическое и проблемное прочтение, направ­ленность предъявления, стадийный анализ ИЕС, учет возрастных и психологических вариантов восприятия ИЕС. Место ИЕС в составе конкретного занятия, цикла занятий, курса обучения. Коррекция стра­новедческих материалов существующих курсов обучения. Задача гума­низации обучения. Оценка информативного содержания занятий.

Контроль на уроке. Контролирующая сторона УП. Функции, виды и режимы контроля, объекты и показатели контроля, материалы контроля. Единица контроля. Требования, предъявляемые к контроль­ному заданию, и принципы его оценки. Методологическая база контролирующей стороны УП: проверка на всех этапах усвоения; ин­формационная основа контроля; понятие этапности контроля; соотно­шение задач обучающего и обучаемого; контроль преподавателя, само­контроль и взаимоконтроль учащихся. Контролирующие материалы занятия, цикла занятий, курса обучения. Место контроля на уроке. Оценка продуктивности существующих форм контроля.

Урок как реализация тенденций обучения. Предпосылки созда­ния гибкой модели обучения и ее дифференцирующие факторы. Веду­щие характеристики современного урока. Требования к профес­сиональной компетенции преподавателя.

Типы уроков по русскому языку в зависимости от целей и содержа­ния урока. Уроки обобщения как особая разновидность уроков повто­рения. Комбинированные уроки, включающие такие элементы урока, как сообщение новых знаний, закрепление зунов, проверку (кон­троль) знаний и навыков.

Структура уроков русского языка. Основные структурные элемен­ты урока. Связь структурных элементов урока с психологическим про­цессом познания. Приемы создания проблемной ситуации (постановка эвристической задачи) в ходе объяснения нового материала.

Опрос учащихся на уроке. Место и виды опроса: устный опрос и его варианты; контрольные письменные работы (их разновидности). Формы опроса: индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Проб­лема «поурочного балла». Повторение на уроках русского языка. Цели и условия эффективного повторения. Подготовка к выпускным экзаменам.


Виды заданий на уроках русского языка: работа с карточками, по­строение схем и таблиц, различные виды списывания и др.

Уроки, включающие в себя грамматические игры-упражнения, как необходимое условие поддержания интереса к изучаемому предмету.

Проверка домашних заданий, разнообразие их содержания, правильная дозировка.

Примерные планы-конспекты проведения уроков разных типов, анализ урока учителем и роль мотивировки выставленных оценок. Критерии оценок.

Педагогическая практика. Первая педагогическая практика. Вторая педагогическая практика. Работа над планом урока. Наблюдения и обобщения по отдельным методическим темам. Защита практики.

Возможные технологи: методики построения урока, ориентированного на развитие ключевых компетентностей школьников.

Система традиционных уроков. Темы уроков, соответствующих основной дидактической цели Типы уроков, различающиеся по лингвистическому содер­жанию.

Типы уроков, выделяющиеся в соответствии с ведущим мето­дом обучения.

Структурные компоненты урока русского языка. Моделиро­вание урока. Основные требования к организации современного урока русского языка.

Система нетрадицион­ных уроков (интегрированные уроки, основанные на меж­предметных связях, уроки в форме соревнований (лингвис­тический турнир, лингвистический бой), уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в обще­ственной практике (интервью, репортаж, лингвистическое исследование), уроки на основе нетрадиционной организа­ции учебного материала (урок мудрости, урок-презента­ция), уроки с использованием фантазии (урок-сказка), уроки с имитацией публичных форм общения (пресс-кон­ференция, аукцион, бенефис, телепередача), уроки, осно­ванные на имитации деятельности организаций и учреж­дений (заседание ученого совета, дебаты в парламенте), уроки, имитирующие общественно-культурные мероприя­тия (заочная экскурсия, урок-путешествие, гостиная, лингвистический театр).

Специфика уроков русского языка в классах и школах раз­ных типов. Современные средства оценивания результатов обучения и опенки достижений школьников в освоении предметной области.

VII. Методика изучения основных разделов лингвистики

Методика преподавания фонетики.

Наблюдение над звучащей речью, выполнение устных упражне­ний — основное требование к обучению фонетике. Расширение содер­жания раздела фонетики за счет включения в него таких лингвистиче­ских понятий, как фонема, позиционные изменения гласных звуков (редукция), позиционные чередования гласных и согласных звуков. Понятие фонетического слога, характеристика слогов. Характер рус­ского ударения. Классификация гласных, сильная и слабые позиции. Классификация согласных: сонорные и шумные (глухие и звонкие) со­гласные, твердые и мягкие. Формирование представления о звуке речи и букве. Двойная функция йотированных букв. Связь фонетики с орфо­графией. Понятие об ассимилятивной и исконной (фонемной) мягкости и обозначение мягкости согласных на письме. Фонетический разбор — основной вид упражнений по фонетике.

Лингвистические основы обучения произношению. Связь работы по фонетике с другими аспектами обучения русскому языку. Система обучения артикуляции русского языка; основные приемы: благоприятная фонетическая позиция, ощутимые моменты артикуляции, звуки-помощники. Понятие акцента. Типичные ошибки учащихся в произношении, причины их возникновения. Приемы предупреждения и преодоления произносительных ошибок учащихся, роль наглядных пособий в этом процессе.

Изучение звуков речи. Изучение графики. Изучение орфографии и орфоэпии. Связь фонетики с другими разделами языка.

^ Методика преподавания морфемики и словообразования

Работа над составом слова. Выработка у учащихся умения пра­вильно выделять значимые части слова (морфемы). Определение мор­фемы как наименьшей значимой (в лексическом или грамматическом плане) части слова. Введение понятия нулевого аффикса. Корневые морфемы и служебные. Основа слова как часть слова без окончания и формообразующих суффиксов.

Предмет и основные понятия синхронного словообразования: производная и производящая основы, словообразующее средство, спо­соб словообразования. Аффиксальные и безаффиксные способы словообразования. Чередования звуков как дополнительное словооб­разовательное средство. Отличие словообразовательного анализа от морфемного. Роль морфемного и словообразовательного анализов в понимании семантики слова. Типичные ошибки учащихся в морфемном и словообразовательном анализах.

Типы упражнений, обеспечивающих формирование речевых навыков и взаимосвязанных с ними речевых умений видеть, выделять морфемы в составе слова, группировать слова по признаку корня, определять исходное слово; упражнения на выделение основы и окончания в словах, выделение корня в составе слова, выделение приставки и суффикса в составе слова; упражнения на сравнение ряда однокоренных слов, на конструирование производных слов, на образование слов с заданным аффиксом без указания значения слов, на группировку слов по словообразовательным типам.

Работа по составу слова и словообразованию при изучении частей речи.

Взаимосвязь работы по изучению состава слова, словообразования и обучения лексике, грамматике и орфографии.

^ Методика преподавания лексики и фразеологии.

Лексико-фразеологическая работа и ее место в системе обучения русскому языку. Основные проблемы обучения лексике и фразеологии. Взаимосвязанное обучение лексике, фонетике и грамматике. Минимизация лексико-фразеологического материала в учебных целях. Активный и пассивный словарный запас учащихся, их соотношение на разных этапах обучения. Проблема поурочной дозировки лексического материала.

Лингвистические основы методики обогащения словарного запаса учащихся. Учет лексико-грамматической характеристики слов и особенностей их сочетаемости для формирования навыков словоупотребления. Типичные ошибки в словоупотреблении. Основные виды работы по предупреждению и преодолению лексических ошибок.

Основные принципы методики изучения лексики: экстралингви­стический, лексико-грамматический, семантический, диахронический. Способы семантизации новой лексики: объяснение новых слов с помощью наглядности (изобразительной, предметной), использование словообразовательного анализа, опора на контекст (на известные слова в нем), лингвистические и лингвострановедческие комментарии слов в условиях контекста (учет национально-культурной окрашенности слов, лексико-грамматической характеристики и особенностей сочетаем ости слов).

Тематико-понятийные классы слов и работа над ними при организации и введении новой лексики. Приемы введения лексики в активный словарь. Работа над лексикой, входящей в пассивный словарь.

Система упражнений по лексике.

Специфика изучения фразеологии в школе. Приемы семантизации фразеологизмов и активизации их в речи учащихся.

Работа со словарями на различных этапах обучения русскому языку. Формирование у учащихся умения толковать лексическое значение слова путем использования лингвистических словарей разных типов. Выработка умения пользоваться толковым словарем. Связь понятий «многозначность слова» и «переносное значение слова». Способы раз­граничения многозначных слов и слов-омонимов. Сущность понятия «синонимия». Типы фразеологизмов. Роль лексического разбора в сис­теме лексических упражнений.

^ Методика преподавания грамматики (морфологии и синтаксиса).

Образовательное значение грамматики для усвоения норм литера­турного языка, развития мышления, овладения орфографическими и пунктуационными навыками. Конечная цель изучения грамматики языка — формирование у учащихся целостного представления о грам­матическом строе русского языка.

Методика обучения морфологии. Изучение частей речи, принципы их классификации. Связь морфологии и синтаксиса (синтаксическая основа изучения морфологии). Методика обучения именным формам русского языка, овладение категорией грамматического рода. Практическое овладение основными значениями падежей, предложно-падежными формами русского языка. Методика обучения глаголу. Взаимосвязанное обучение категории вида, времени и наклонения. Система работы по активизации в речи видовых пар, одновидовых и двувидовых глаголов. Глаголы движения, приемы работы с ними.

Методика обучения синтаксису. Основные проблемы методики организации работы над синтаксисом на всех этапах обучения русскому языку. Содержание и принципы работы над синтаксисом. Словосочетание и пре­дложение. Виды подчинительной связи в словосочетании. Типы про­стых предложений. Понятие о грамматической основе предложения. Разбор по членам предложения. Понятие о полноте, распространенно­сти и осложнении простого предложения. Классификация сложных предложений. Синтаксический разбор. Построение схем — линейных и вертикальных — как средство определения структуры предложения.

Основные проблемы методики обучения учащихся грамматике русского языка. Разграничение грамматики теоретической (описательной) и практической (функциональной). Практическая грамматика как основа для развития видов речевой деятельности.

Принципы отбора грамматического материала: а) коммуникативная необходимость и достаточность; б) тематико-ситуативная организация; в) методическая целесообразность; г) адекватное отражение системы языка в учебном материале.

Основные принципы организации грамматического материала: концентричность, комплексность, наличие одной трудности (новая грамматическая тема вводится на знакомой лексике, материал дается от легкого к трудному).

Этапы работы: объяснение - речевой образец – правило – инструкция – упражнение.

Трудности усвоения учащимися грамматики русского языка. Типичные и устойчивые ошибки в речи учащихся. Система введения учебного материала, направленного на предупреждение грамматических ошибок учащихся. Система работы над исправлением ошибок в устной речи учащихся, в письменной речи, в том числе орфографических и пунктуационных.

Применение технических средств и наглядности при изучении грамматики.

Формы обучающего, текущего и итогового контроля за усвоением грамматических знаний, формированием речевых навыков и развитием творческих умений.


VIII. Методика орфографии

Методика обучения правописанию. Правописание и его нормы как обязательный атрибут письменной формы литературного языка. Формирование навыков правильного письма. Виды работ: упражнения типа списывания, усложненного спи­сывания, записи выученного наизусть текста. Диктанты. Классифика­ция диктантов по назначению: обучающие и контрольные. Предупре­дительный, объяснительный диктанты, «комментированное» письмо, диктант «Проверяю себя». Диктанты, предусматривающие работу с ис­ходным текстом: выборочные, творческие, свободные. Контрольный диктант и методика его проведения. Работа над ошибками. Классификация ошибок: грубые, негрубые, однотипные, повторяющиеся. Тести­рование как средство контроля над уровнем грамотности.

^ Методика обучения орфографии.

Современные проблемы методики обучения русской орфографии. Роль и место изучения орфографии в школьном курсе русского языка. Вопрос об объеме понятия «орфография». Принципы русской орфографии. Зависимость методов и приемов обучения орфографии от принципов ее построения. Фонематический принцип — ведущий прин­цип русской орфографии. Понятие об орфограмме. Отбор лексическо­го материала для упражнений по орфографии, работа с орфографиче­ским словарем. Выполнение программированных упражнений (текстов, насыщенных орфограммами всех типов) на основе активизации и ис­пользования различных видов памяти учащихся. Проблема орфогра­фического минимума для каждого класса. Объем и насыщенность тек­стов диктантов орфограммами (применительно к каждому классу).

Принципы обучения орфографии. Содержание работы по орфографии в школе: орфографические знания, орфографический факт, орфографические правила, орфографические умения и навыки. Предпосылки работы по орфографии в школе. Психологические предпосылки. Развитие у школьников потребности в орфографических знаниях. Затруднения учащихся в применении правил. Орфографическая память. Методические предпосылки. Базовые знания о языке. Базовые учебно-языковые умения. Развитие у учащихся орфографической зоркости. Анализ правил. Обобщение и систематизация материала. Формирование орфографических умений и навыков. Выбор упражнений и их виды. Классификация ошибок. Оценка знаний. Проверка тетрадей и оценка письменных работ учащихся.Методика работы по орфографии в 5-7классах. Работа над орфограммами, регулируемыми правилами. Виды диктантов. Методика работы над словами с непроверяемыми орфограммами. Работа по орфографии в 5-7 классах при изучении грамматики. Работа по орфографии в 8-9 классах. Работа по орфографии в процессе развития связной речи учащихся. Орфографическая подготовка учащихся к изложениям. Орфографическая подготовка учащихся к сочинениям. Работа над орфографическими ошибками учащихся. Причины появления у детей орфографических ошибок. Причины появления орфографических ошибок в письменных работах учащихся. Фиксация учителем орфографических ошибок в письменных работах учащихся. Учет слов с орфографическими ошибками из работ учащихся. Подготовка учителя к работе над ошибками. Работа над орфографическими ошибками на уроке.

IX. Методика пунктуации

Основы русской пунктуации. Связь между пунктуационными правилами и синтаксической структурой предложения. Грамматиче­ский, смысловой и интонационный анализ предложения. Понятие о пунктограмме и ее типах. Специфика методов и приемов обучения пунктуации. Формирование пунктуационных навыков. Особенности упражнений по пунктуации и отбор дидактического материала. Труд­ности, связанные с изучением знаков препинания. Ознакомление уча­щихся с вариативным и факультативным употреблением знаков препи­нания с целью расширения их лингвистического кругозора.

Взаимосвязь между обучением пунктуации и смыслом высказывания. Свойства русской пунктуации (связь с синтаксисом и интонацией) как основа методики ее преподавания.

Принципы русской пунктуации и их отношение к методике пунктуации. Функции знаков препинания. Понятие о пунктограмме. Цели обучения пунктуации и ее место в школьном курсе русского языка. Лингвистические основы работы по пунктуации в школе. Содержание и этапы работы по пунктуации в школе. Пунктуационные понятия и правила, изучаемые в школе. Пунктуационная норма. Варианты пунктограмм. Знаки препинания. Условия постановки и выбора знака препинания. Опознавательные признаки пунктуационно-смысловых отрезков. Пунктуационное правило. Пунктуационные умения. Структура школьного курса пунктуации. Принципы и предпосылки работы по пунктуации. Принципы методики пунктуации. Предпосылки обучения школьников пунктуации. Ознакомление школьников с пунктуационными понятиями. Методика работы над пунктуационным правилом. Формирование у учащихся пунктуационных умений. Формирование пунктуационной зоркости. Анализ правил. Виды упражнений. Виды пунктуационных ошибок, их причины. Работа по пунктуации в 5-7 классах при изучении несинтаксических тем. Работа по пунктуации в связи с развитием связной речи учащихся 5-7 классов. Пунктуационная подготовка учащихся до написания изложений и сочинений. Работа над пунктуационными ошибками учащихся. Предупреждение пунктуационных ошибок в письменных работах учащихся. Фиксация учителем пунктуационных ошибок в письменных работах учащихся. Учет пунктуационных ошибок из работ учащихся. Работа над пунктуационными ошибками на уроке. Основные виды упражнений по пунктуации, их соотнесенность с изучением отдельных вопросов синтаксиса и развитием речи учащихся.

X. Развитие речи учащихся в процессе обучения русскому языку

Развитие речи — необходимый компонент обучения родному язы­ку. Овладение нормами литературного языка. Обогащение речи школьников. Психологические основы развития речи.

Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Цели и задачи работы по обогащению словарного запаса учащихся. Источники обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка. Единица словарной работы в школе. Принципы отбора тематических групп. Принципы методики обогащения словарного запаса учащихся.Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка. Виды работ по обогащению словарного запаса учащихся. Семантизация незнакомых и частично знакомых учащимся слов. Приемы семантизации слов. Обучение детей пользованию толковым словарем. Словарно-семантическая работа на уроках русского языка. Словарно-стилистическая работа на уроках русского языка. Лексические ошибки и работа над ними на уроках русского языка. Обогащение грамматического строя речи учащихся. Работа над правильностью речи. Работа по построению текста. Методика стилистики. Работа над связной речью. Работа над коммуникативными знаниями и умениями по развитию связной речи. Работа над устной речью. Работа над изложением. Работа над сочинением. Работа над монологической и диалогической речью учащихся. Оценка устных ответов учащихся.

Взаимосвязное обучение различным видам речевой деятельности. Обучение различным видам речевой деятельности. Обучению слушанию. Обучение чтению. Обучение устной и письменной связной речи. Содержание работы. Приемы работы.

Основные нормы русской орфоэпии, работа по усвоению учащими­ся орфоэпических норм. Работа над значением и употреблением слов и фразеологических оборотов. Усвоение норм сочетаемости слов. Зна­комство учащихся со словарями разных типов и выработка умения пользоваться орфоэпическим, фразеологическим и толковым словаря­ми. Типичные недочеты в построении словосочетаний и предложений в устной речи и в письменных работах учащихся. Понятие о стилисти­ческой (речевой) ошибке и стилистической погрешности. Виды работ по развитию речи (изложения и сочинения разных типов). Классифика­ция изложений по характеру текста и целям проведения. Подготовка учителя к урокам обучающего изложения. Классификация сочинений. Объем изложений и сочинений применительно к каждому классу. Нор­мы оценок изложений и сочинений.

Речевые аспекты обучения русскому языку. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности. Определение понятия «речевая деятельность». Виды речевой деятельности ( рецептивные – слушание, чтение; продуктивные – говорение, письмо) и формы речи (устные, письменные). Их сопоставительный анализ, определение общности и различий. Взаимодействие видов речевой деятельности реальной коммуникации и в условиях учебного процесса. Общефункциональные и специфические механизмы речи, их роль в речевой деятельности. Взаимосвязь обучения видам речевой деятельности на базе общего языкового материала, но дифференцированных упражнений, отражающих специфику механизмов каждого из формируемых видов.

Обучение аудированию. Аудирование как вид речевой деятельности. Роль и место аудирования в реальной коммуникации и в учебном процессе. Механизмы аудирования: догадка, смысловая ориентация, эквивалентные замены. Трудности аудирования. Требования к учебному аудиотексту и параметры его введения: наличие предварительной установки, темп и формы предъявления, источник аудирования, количество прослушиваний. Требования к системе упражнений для обучения аудированию. Типы упражнений. Критерии и способы контроля аудитивных знаний.

Обучение говорению как компоненту (совместно с аудированием устного речевого общения. Психологические механизмы говорения как вида речевой деятельности. Обучение диалогу как форме общения. Специфические особенности диалога и этапы обучения ему. Типы диалогических единств. Приемы и способы обучения диалогической форме общения. Упражнения на развитие умений общения в форме диалога. Обучение монологу как форме общения. Методические особенности обучения монологу, его типам. Этапы обучения монологической речи. Упражнения на развитие подготовленных и неподготовленных монологических высказываний.

Система упражнений для формирования речевых навыков и взаимосвязанных с ними речевых умений, а также для развития творческих коммуникативных умений. Использование средств наглядности при обучении говорению. Критерии и способы контроля умений говорения. Контроль сформированности навыков и умений говорения как вида речевой деятельности на разных этапах обучения.

Обучение чтению. Роль и место чтения в общей системе обучения русскому языку. Специфика чтения как вида речевой деятельности. Психологические механизмы чтения. Роль чтения в формировании коммуникативных умений. Чтение как средство обучения аспектам языка, речи и видам речевой деятельности. Чтение как объект обучения извлечению информации из текста и ее смысловой переработке. Отбор текстов для чтения на разных этапах обучения, требования к их адаптации. Этапы работы над учебным текстом (задания предтекстовые, послетекстовые ). Классификация видов учебного чтения: вслух – про себя; подготовленное – неподготовленное; классное – домашнее. Виды чтения в зависимости от целевой установки (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее). Методика работы по развитию каждого вида чтения. Контроль навыков и умений каждого вида чтения. Умение переходить с одного вида чтения на другой как критерий зрелости чтеца.

Обучение письму. Письмо как вид речевой деятельности, включающий технику письма (графику, каллиграфию), навыки письменной речи (орфографию, пунктуацию) и творческие умения выражать собственные мысли (письменная речь разных жанров). Механизмы письма как вида речевой деятельности, их отличие от механизмов других видов речевой деятельности. Связь развития умения письма с работой над аудированием, говорением и чтением. Упражнения, направленные на формирование и совершенствование техники письма: а) имитативные; б) диктанты разных видов. Упражнения, направленные на формирование навыков письменной речи на материале текстов (изложение-рассказ, изложение с выражением своего отношения к содержанию текста, изложение с элементами сочинения по началу, концу, середине, составление планов, конспектов, тезисов). Упражнения, направленные на развитие коммуникативно-творческих умений выражать свои мысли (аннотирование, реферирование, деловое письмо, сочинения и другие жанры письменной речи). Контроль, формы оценки речевых навыков коммуникативно-творческих умений письменной речи.

Стилистика и культура речи как компоненты всех разделов школьного курса русского языка.

Текст как дидактический материал при обучении русскому языку. Учебный текст как средство и объект обучения речи: устной и письменной, разговорной и книжной (текст научный, научно-популярный, официальный, публицистический), художественный текст. Учебный текст как объект обучения речевой деятельности (говорению, чтению, слушанию, письму). Текст как средство и объект обучения речевому общению, его формам (монологу, диалогу, полилогу), типам монолога (описание, повествование, рассуждение, определение), жанрам диалога (беседа, дискуссия, диспут). Тексты «монологический диалог» и «монологический полилог» как разновидности основных форм общения в учебном процессе. Методика работы над текстом. Методика обучения написания изложения и сочинения.

XI. Углубленное изучение русского языка в средней школе

Программа углубленного изучения русского языка (1987). Пути углубленного изучения русского языка в средней школе и их взаимосвязь. Формы организации в каждом из путей углубленного изучения русского языка. Классы с углубленным изучением русского языка. Факультативные занятия по русскому языку в 7-8 и 9-11 клaccax и их место в ряду других путей углубленного изучения веского языка в школе.

Принципы отбора сведений по русскому языку для факультативных занятий. Формирование навыков исследовательской работы учеников.

XII. Работа в старшей профильной школе

Методика преподавания русского языка на базовом и профильном уровнях. Цели и задачи работы в профильной школе. Направления профилизации и структуры профилей по русскому языку. Инва­риантные и элективные курсы. Особенности организации элективных курсов. Учебники по русскому языку для профильной школы. Предпрофильная подготовка. Специфика уроков русского языка на старшей ступени в зависимости от профиля.

XIII. Организация внеурочной работы по русскому языку

Место внеклассной работы по русскому языку в учебном процессе.

Роль внеурочной работы по русскому языку в повышении мотивации учения и углубления интереса к русскому языку. Цели и задачи внеурочной работы. Виды и формы внеурочной работы на разных этапах обучения (конференции, тематические вечера, литературные чтения, концерты художественной самодеятельности, кружки, экскурсии, устные журналы, конкурсы, олимпиады, викторины и т.д.).

Культуроведческий аспект обучения русскому языку как средству духовного и эстетического воспитания. Культуроведческое содержание и принципы организации внеурочной работы по русскому языку. Взаимосвязь языка и культуры в преподавании русского языка. Отражение национально-культурных сведений в слове, основные термины и понятия: «культурный компонент слова», «русский речевой этикет». Национально-культурная семантика, свойственная лексике, словосочетаниям и предложениям. Текст как объект культуроведения. Комплексный культуроведческий комментарий. Методические и дидактические требования к подаче культуроведческого материала. Культуроведческая наглядность (произведения прикладного искусства русского народа, репродукции произведений живописи, фотографии, памятников культуры и т.п.).

Взаимосвязь внеурочной работы с основным курсом русского языка и русской литературы, изучаемых в школе или другом учебном заведении; соотношение этой работы по объему и содержанию.

Планирование внеурочной работы, требования к отбору материала, обеспечивающего интерес и активность учащихся.

Кружки и курсы русского языка, их роль в развитии и углублении интереса к изучению русского языка. Формы организации кружков и курсов в зависимости от их целевой установки. Виды и методы занятий в кружках и курсах.

Применение наглядности, технических средств обучения и демонстрация страноведческих художественных фильмов в процессе внеурочной работы. Их роль и место в повышении эффективности этой работы.

Добровольность и интерес к предмету как необходимые условия занятий по русскому языку. Специфические принципы в методике вне­классной работы: научная углубленность и занимательность. Разнооб­разие видов внеклассной работы: лингвистические кружки, викторины, олимпиады, часы «занимательной грамматики».

^ Методика факультативных занятий по русскому языку.

Элективные курсы. Другие виды и формы учебной работы (групповые и индивидуальные, факультативные занятия). Планирование этой работы. Методика организации и проведения факультативных занятий по русскому языку.

Выбор тем, связь избранной темы факультатива с основным кур­сом. Усложненные формы работы с учащимися в рамках факультатива: беседа, лекция, семинар. Развитие активности и творческого начала у учащихся. Выработка навыков самостоятельной работы путем обуче­ния конспектированию, реферированию, рецензированию.

Решение воспитательных задач через предмет. Культуроведческий аспект обучения русскому языку как средству духовного и эстетического воспитания. Внеклассные занятия по русскому языку и их специфика. Содержание, цели и задачи внеклассной работы. Взаимо­связь классной и внеклассной работы. Методика подготовки и проведения лингвистического кружка, олимпиад, вечеров и кон­курсов по русскому языку в школе.

XIV. Профессиональное творчество учителя

Значимость методической науки для профессионального ста­новления учителя. Типы методических знаний и профессиональ­ных умений учителя русского языка. Профессиональный по­черк, интуиция. Импровизация. Роль передового опыта учите­лей в развитии методической науки.


^ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Методика преподавания литературы как научная дисциплина.

Предмет, содержание, методы исследования. Составные части методики. Цели литературного образования. Культурологический подход в преподавании литературы. Концепция воспитания «человека культуры». Взаимосвязь методики преподавания литературы с общественными науками, литературоведением, лингвистикой, методикой преподавания русского языка, педагогикой, психологией, эстетикой, социологией, культурологией. Роль передового опыта учителей-словесников в развитии методической науки.

Литература как учебный предмет в современной средней школе.

Многообразие социальных и эстетических функций литературы. Задачи изучения литературы в школе: формирование личности ученика-читателя, развитие эстетических и нравственных начал, приобщение его к культуре человечества, духовному опыту народа, формирование критериев оценки явлений искусства и жизни, развитие творческих начал личности. Сложность художественного языка литературы. Взаимодействие изучения литературы в школе с опытом освоения других видов искусства, представленных в школьной программе (музыка, изобразительное искусство и др.), с широким потоком впечатлений, полученных учащимися по разным каналам массовой информации (кино, телевидение, интернет, радио и т.д.). Место литературы в духовной жизни современного школьника.


Проблема вытеснения чтения компьютерами и телевидением и разумного сочетания их в учебно-воспитательном процессе.

Социально-психологические особенности современного поколения школьников. Острота общественного внимания к проблемам преподавания литературы в школе. Целостный характер воздействия литературы на личность ученика, мотивы его поведения, стимулы развития чувств, воображения, интеллекта школьника. Единство эмоционального и логического начал в изучении литературы в школе. Своеобразие литературы в ряду других школьных предметов.

Содержание литературного образования в школе. Принципы отбора литературного материала и его концентрации в каждом классе. Принципы построения программ по литературе, перспективы дифференцированного обучения. Учебно-методический комплекс по литературе. Дискуссии о преподавании литературы в школе. Основные требования к современному уроку литературы.

 

^ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Творческое развитие методических традиций – одно из условий совершенствования учебно-воспитательного процесса, интенсификации литературного развития и воспитания современных школьников.

Зарождение словесности как школьного предмета и методики как науки. Изучение словесности в Древней Руси. Школьное преподавание в ХУШ веке. Методические идеи М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева.

Развитие школьного преподавания в Х1Х веке. Роль литературы и литературной критики в становлении литературного образования.

Расцвет методологической и методической мысли в 60-е годы Х1Х столетия (Ф.И. Буслаев, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский).

Перспективность для современной школьной практики методического наследия и идей Л.Н. Толстого.

Основные методические течения конца Х1Х – начала ХХ века. (А.Д.Алфёров, Ц.П. Балталон, В.В. Данилов, В.П. Шереметевский и др.).

Разнообразие методических исканий в 20-30-е годы ХХ столетия (М.А. Рыбникова, В.В. Голубков, Н.М. Соколов и др.).

Методические искания 50-60-х годов. Поворот методики к ученику. Изучение читательского восприятия.

Проблемы соотношения эмоциональных и логических начал в щкльном изучении литературных произведений (Н.И. Кудряшёв, Н.Е. Колокольцев, Н.Д. Молдавская, А.С. Чирковская и др.). Интерес к истории методики преподавания литературы (Я.А. Роткович и др.)

Современный этап развития школьного изучения литературы и методической науки. Причины и характер дискуссий о преподавании литературы. Изучение современного читателя как проблема методики.

Проблемы соотношения методической науки и практики.

 

^ ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЯ-ШКОЛЬНИКА

 

Возрастные особенности и этапы литературного развития школьников. Формирование активной личности учащихся в процессе изучения литературы.

Современная наука о читательской деятельности. Чтение как труд и творчество. Сущность и структура читательской деятельности. Изучение и совершенствование читательских интересов и способностей школьников. Проблема критериев литературного развития в психологии и методике преподавания литературы (Н.Д. Молдавская, Л.Г. Жабицкая, Е.В. Квятковский, В.Г. Маранцман).

Основные критерии литературного развития. Начитанность школьника, направленность его читательских интересов, круг литературных явлений, значимых для ученика и активность их оценки. Уровни разных сторон читательского восприятия: эмоциональная отзывчивость, активность воображения, осмысление содержания и художественной формы произведения. Умения, связанные с анализом литературного произведения. Умения, связанные с литературно-творческой деятельностью.

Начальные этапы читательского развития детей (1-1У классы). Особенности слушания и чтения литературного произведения в дошкольном и раннем школьном возрасте. Формирование читательских способностей и умений в начальных классах.

«Наивный реализм» как характерный для учеников У-УП классов способ восприятия литературы, слияние в сознании читателя искусства и действительности, сочетание эмоциональной целостности и логической фрагментарности в непосредственном читательском восприятии, трудности восприятия художественной формы.

УШ-IХ классы – наполнение литературного текста собственными эстетическими проблемами, переакцентировка смысла произведения в сознании читателя, интенсивное развитие читательского воображения.

Х-Х1 классы – период осознания исторических и эстетических связей искусства и жизни, концепционность читательского восприятия и ослабление способности конкретизации литературных образов.

Изменение конкретных задач обучения в каждый возрастной период развития читателя-школьника.

 

^ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

Метод преподавания литературы, его дидактическая основа и предметная специфика. Основные системы методов в дидактике: по источникам передачи и характеру восприятия информации; по дидактическим задачам; в зависимости от уровня активности и характера познавательной деятельности; по сочетанию методов учения; по видам деятельности.

Попытки создания системы специфических методов преподавания литературы. Из истории вопроса.

Перспективы дальнейшей разработки специфических методов обучения на уроках литературы. Попытки создания В.Г. Маранцманом системы проблемного обучения, основанной на видах деятельности ученика, методах и операциях по изучению литературного произведения и историко-литературного процесса.

Методы и приёмы преподавания литературы в школе. Комплексный подход к классификации методов обучения. Взаимосвязь методов и типов уроков. Специфические приёмы изучения литературного произведения: приёмы, связанные с активизацией читательского восприятия и выявления авторской позиции. Своеобразие учебного диалога в концепции школы воспитания «человека культуры». «Диалог культур» на уроках литературы.

 

^ ПЕРВЫЙ ЭТАП ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Задачи и содержание курса литературы в средних классах. Вступительные занятия в средних классах. Чтение художественного произведения школьниками как социальная, психологическая и методическая проблема. Методика изучения интересов и мотивации чтения. Культурологический подход к изучению литературы в средних классах.

Приёмы «погружения» в литературно-культурную эпоху. Историко-культурный комментарий на уроках литературы.

Интеграция предметов и искусств на уроках литературы, нетрадиционные формы уроков, игровые методики в курсе литературы среднего звена.

Содержание и основные элементы анализа литературных произведений в средних классах. Виды работ по усвоению текста. Своеобразие школьного литературоведческого анализа. Принципы и пути анализа. Анализ «вслед за автором» и характеристика образа-персонажа. Проблемы развития образного и логического мышления учащихся.

Заключительные занятия. Итоговый характер заданий. Воссоздание целостности восприятия текста. Сочетание работы над выводами с развитием умений и навыков учебной деятельности, формирование образных и понятийных обобщений. «Перенос знаний» на новый материал и практическое применение знаний и умений. Создание установки на дальнейшее общение с текстом. Основные функции заключительных занятий: создание целостной концепции произведения, защита позиций, сложившихся в ходе анализа.

 

^ ВТОРОЙ ЭТАП ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Методология и система курса на историко-литературной основе. Основные особенности и трудности преподавания литературы в старших классах. «Диалог культур» на уроках литературах. Этапы изучения художественного произведения в старших классах

 

^ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПООИЗВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ

Вступительные занятия

Функция вступительных занятий. Создание установки на чтение. Общая ориентация учащихся в объёме и характере предстоящей работы, «вхождение в текст. Формы вступительного занятия. Влияние родовой специфики литературного произведения на характер и содержание вступительного занятия.

^ Чтение произведений и ориентировочные занятия

Чтение, анализ, художественная интерпретация произведения как взаимосвязанные виды учебной деятельности школьников, организация чтения, виды

чтения.

Работа по углублению первоначального восприятия, по усвоению литературного произведения. Функции этого этапа изучения. Создание установки на анализ.

^ Анализ как необходимый этап изучения литературного произведения

Литературоведческая концепция – основа анализа литературного произведения в школе. Единство принципов литературоведческого и школьного анализа. Отличие школьного анализа от литературоведческого по целям, объёму и средствам изучения литературных текстов. Преодоление возможных расхождений читательского восприятия и авторской позиции в процессе школьного анализа. Педагогическая направленность, избирательность, вариативность, целостность и проблемность как основные свойства школьного анализа. Формирование читательской культуры и читательских умений в процессе анализа.

Соответствие путей, методов и приёмов анализа природе произведения, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия, родовой и жанровой природе произведения, педагогическим задачам учителя.

Сочетание общих, групповых и индивидуальных заданий учащимся. Стимулирование творческого воображения и самостоятельного мышления учеников-читателей.

Углубление и обогащение читательского восприятия в ходе анализа.

programma-po-kursu-proektirovanie-interaktivnih-sistem-bazovij-po-napravleniyu-511600-fakulteti.html
programma-po-kursu-setevaya-ekonomika-dlya-specialnosti-080801-prikladnaya-informatika-v-ekonomike-shifr-nazvanie-specialnosti.html
programma-po-kursu-sovremennie-tehnologii-parallelnogo-programmirovaniya-po-viboru-po-napravleniyu-511600-fakulteti.html
programma-po-kursu-teoriya-politiki-dlya-studentov-fakulteta-politologii-mgimou-mid-rossii.html
programma-po-kursu-yazik-specialnosti-nemeckij-yazik-dlya-studentov-fakulteta-iskusstv-mgu-im-m-v-lomonosova-ii-kurs-4-sem.html
programma-po-legkoj-atletike-beg-na-srednie-i-dlinnie-distancii-sportivnaya-hodba-dlya-sportivnih-shkol-tekst.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nominaciya-informacionno-analiticheskaya-programma-informacionnaya-programma-den.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-modulya-gigienicheskie-osnovi-pitaniya-kachestvo-i-bezopasnost-pishevih-produktov.html
  • books.bystrickaya.ru/dlya-sdachi-v-finansovo-ekonomicheskom-institute.html
  • reading.bystrickaya.ru/marksistskaya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-nizhnij-novgorod-2012-bbk-65-290-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/perevod-a-m-vodena-gegel-g-v-f-lekcii-po-filosofii-istorii-spb-nauka-1993-2000-480s-s-57-480-stranica-11.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/stroenie-galaktik.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/55opredelenie-sootvetstviya-produkcii-v-dobrovolnoj-sisteme-sertifikacii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/biblioteka-semejnogo-chteniya-im-a-g-nikolaeva-press-abon.html
  • uchit.bystrickaya.ru/standart-predpriyatiya-poryadok-pravovoj-ohrani-i-ucheta.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-programma-izdatelstvo-moskovskogo-gosudarstvennogo-universiteta-lesa-moskva-2010.html
  • literature.bystrickaya.ru/bombyozhki-dedushka-anton-i-babushka-pelageya-8.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bom-sushestvuyut-razlichnie-vidi-dvizheniya-krishnamurti-dzhiddu-krishnamurti-o-samom-vazhnom.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernie-temi-referatov-po-kursu-medicinskaya-entomologiya-vesennij-semestr-2011-goda.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-chetirnadcataya-yu-p-alekseev-bitovaya-radioapparatura-i-ee-remont.html
  • tests.bystrickaya.ru/leumettk-isametrazhdi-kino-tsru-bajauina-atisua-arnalan-tnmn-lgs-zdenush-turali-mlmetter.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekologchnij-vpliv-mskogo-transportu-na-navkolishn-seredovishe.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nasledovanie-imushestva-chlena-krestyanskogo-fermerskogo-hozyajstva.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rd-13-04-2006-metodicheskie-ukazaniya-po-provedeniyu-tehnicheskogo-osvidetelstvovaniya-parovih-i-vodogrejnih-kotlov.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechen-dissertacionnih-issledovanij-vipolnennih-po-voennomu-pravu-i-voennim-aspektam-drugih-otraslej-prava.html
  • learn.bystrickaya.ru/faks-0842-57-3686-08422-2-8682-elektronnaya-pochta-spravochnik-trenerov-konsultantov-dlya-nekommercheskih.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/b2v-osnovi-ekologicheskoj-kulturi-annotaciya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hleb-vsemu-golova-vneklassnoe-meropriyatie.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-kak-pravilno-dvigatsya-ne-bojtes-nikogo-i-nichego-u-vas-vse-poluchitsya-nuzhno-tolko-prilozhit-nemnogo.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-spiker.html
  • essay.bystrickaya.ru/dolgosrochnaya-celevaya-programma-energosberezhenie-i-povishenie-energeticheskoj-effektivnosti-novosibirskoj-oblasti-na-period-do-2015-goda-v-red-postanovleniya-pravitelstva-novosibirskoj-oblasti-stranica-12.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-dnevniki-1914-1917-stranica-10.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-specialnosti-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom-regionalnaya-ekonomika.html
  • doklad.bystrickaya.ru/viktor-pelevin-stranica-15.html
  • thescience.bystrickaya.ru/grafik-18-funkcionalnaya-struktura-elektivnoe-posobie-dlya-studentov-magistrantov-i-aspirantov-ekonomicheskih-specialnostej.html
  • learn.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-millerovskij-vinzavod-po-itogam-2007-finansovogo-goda.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nepravilnie-glagoli-sein-haben.html
  • college.bystrickaya.ru/3-podgotovka-k-provedeniyu-kontrolya-instrukciya-po-prodleniyu-sroka-ekspluatacii-parovih-turbin-sverh-parkovogo-resursa.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dmitrij-narkisovich-mamin-sibiryak-stranica-29.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-17-dmitrij-gluhovskij-metro-2033.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.