Программа Для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) «Магистр менеджмента»
.RU

Программа Для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) «Магистр менеджмента»




Федеральное агентство по образованию


государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


всероссийский заочный

финансово-экономический институт


ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ


Программа


Для студентов 1 курса, обучающихся по направлению

521500 (080500.68) «Магистр менеджмента»

(первое высшее образование)


Москва 2008

федеральное агентство по образованию


государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


всероссийский заочный

финансово-экономический институт


^ История и методология экономической науки


Программа для студентов 1 курса, обучающихся по направлению

521500 (080500.68) «Магистр менеджмента»

(первое высшее образование)


^ Учетно-статистический факультет

Кафедра истории экономики, политики и культуры


Курс --- I

Лекции --- 12 ч.

Практические занятия --- 4 ч.

Всего --- 16 ч.

Самостоятельная работа --- 84 ч.

Реферат (эссе) ---1

Зачёт ---1


^ Москва - 2008


Программу разработал

доктор экономических наук, профессор

Ядгаров Я.С.


Программа обсуждена на заседании кафедры Истории экономики, политики и культуры ……………………………………….......................…………………


Зав. кафедрой д.э.н., профессор …………………… Ядгаров Я.С.


Программа одобрена на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ …………….................................................................................................................


Проректор по УМР,

председатель НМС, профессор ................................ Дайитбегов Д.М.


^ 1. Место и роль дисциплины «История и методология экономической науки» в магистерской подготовке


    1. Актуальность дисциплины


История и методология экономической науки – одна из обязательных дисциплин в системе высшего экономического образования и входит в цикл об­щепрофессиональных дисциплин по подготовке магистра по направлению «менеджмент».

Содержание дисциплины нацелено на формирование у менеджера неотъемлемых элементов общечеловеческой и, прежде всего, экономической культуры. При этом во главу угла в ней ставится положение о том, что во все времена методологические и теоретические достижения экономической науки используются при выработке экономических программ и соответствующих реформаторских проектов и концепций, принимаемых обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики.

Цель преподавания дисциплины состоит в том, чтобы выработать у студентов твердые теоретические знания об альтернативных методологических подходах и инструментах экономического анализа, а также ключевых теориях и доктринах на всем протяжении эволюции экономической науки. При этом важно подчеркнуть, что изучение данной дисциплины в контексте современных оценок этапов ее эволюции будет способствовать выявлению объективных закономерностей в развитии мировой, в том числе отечественной, экономики, научной систематизации теоретических и методологических нововведений видных ученых-экономистов, представляющих различные теоретические школы, течения и направления в истории экономической науки.

Таким образом, знания, получаемые в процессе изучения истории и методологии экономической науки, необходимы для обеспечения общей профессиональной подготовки менеджера и призваны помочь ему осмыслить теорию управления и управленческой деятельности с более широких историко-экономических и теоретико-методологических позиций.


^ 1.2. Место дисциплины в блоке общих профессиональных дисциплин магистерской подготовки

Дисциплина «История и методология экономической науки» входит в блок Федерального компонента дисциплин по общей профессиональной подготовке экономистов в рамках магистерской программы по направлению 521500(080500.68) «Менеджмент».

Изучение дисциплины формирует знания в области ключевых теоретико-методологических проблем экономической науки и эффективного менеджмента в контексте их историко-экономического осмысления и с учетом квалификационной характеристики по данному направлению.

При разработке данной программы использованы общепринятые во многих странах мира подходы к анализу истории и методологии экономической науки на всем протяжении ее развития.


^ 1.3. Краткая характеристика предмета дисциплины


Предметом изучения дисциплины «История и методология экономической науки» являются основные, в том числе альтернативные, представления об этапах и направлениях эволюции теоретико-методологических оснований экономической науки, рассматриваемые через призму проблематики эффективного менеджмента.

Основные задачи изучения дисциплины состоят в реализации требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и сводятся к тому, чтобы:

  1. ввести понятия: «методология экономической науки», «неоднонаправленное развитие экономической науки», «эволюция моделей хозяйственной жизни» и др.;

  2. познакомить с различными концепциями истории, предмета и метода (методологии) экономической науки в трудах ученых-экономистов прошлого и современности;

  3. выработать углубленные знания в области истории и методологии экономической науки на различных этапах её эволюции;

  4. сформировать навыки самостоятельного и творческого мышления в процессе научных исследований в области теории управления и управленческой деятельности и других дисциплин экономической науки.

Изучение дисциплины способствует росту профессиональной культуры экономиста, осознанному недопущению аксиоматического постулирования тех положений, обобщений и выводов, которые требуют предварительного историко-экономического анализа.


^ 1.4. Взаимосвязь данной дисциплины с другими дисциплинами магистерской подготовки


Дисциплина «История и методология экономической науки» тесно связана с общей профессиональной подготовкой магистров по направлению «Менеджмент». Особенно важна взаимосвязь ее со следующими учебными дисциплинами:

«Современные проблемы менеджмента»;

«Стратегический менеджмент»;

«Современные проблемы национальной экономики»;

«Маркетинг»;

«Экономика фирмы»;

«Правовые основы управленческой деятельности»;

«Предпринимательское право»;

«Трудовое право»;

«Административное право»;

«Правовые основы деятельности малого бизнеса»;

«Институциональная организация экономики».

^ 1.5. Роль дисциплины в освоении магистерской программы


Дисциплина «История и методология экономической науки» призвана обеспечить профессионализм и компетентность специалиста в области организационно-управленческой и финансово-экономической деятельности. Усвоение знаний по этой дисциплине формирует его экономическое мышление, позволяет овладеть методологическим инструментарием историко-экономического исследования тенденций и проблем в хозяйственной жизни на различных этапах ее эволюции.

^ 1.6. Год обучения и нормативный срок изучения


Учебным планом магистерской подготовки предусмотрено изучение «Истории и методологии экономической науки» в течение одного семестра первого года обучения.


^ 2. Основные требования к освоению дисциплины


2.1. Приобретаемые умения и навыки на основе полученных знаний для формирования частных компетенций и свойств личности


В результате изучения дисциплины «История и методология экономической науки» магистранты должны приобрести совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающую развитие у них следующих форм и видов универсальной компетенции (способностей):

1. Социально-личностные и общекультурные компетенции – СЛК.

К ним относятся:

  1. Общенаучные компетенции – ОНК.

К ним относятся:

  1. Инструментальные компетенции – ИК.

К ним относятся:

В итоге изучения дисциплины «История и методология экономической науки» магистранту необходимо

Уметь:

а) использовать приобретенные универсальные социально-личностные, общенаучные и инструментальные компетенции для решения научно-практических проблем, возникающих в процессе реализации основных задач управленческой деятельности;

б) применять полученные историко-экономические знания в профессиональной деятельности и деловом общении;

в) использовать знания в области методологического инструментария экономической науки при изучении других дисциплин магистерской программы;

г) осознавать и нести ответственность за принимаемые решения в соответствии с принципами экономической культуры специалиста;

д) выбирать оптимальные варианты управленческих решений с учетом выявленных на различных этапах эволюции экономической науки нравственных и морально-этических аспектов принятия решений и передачи управленческой информации исполнителям.

В результате изучения дисциплины «История и методология экономической науки» магистранты должны

Знать:

В итоге изучения дисциплины «История и методология экономической науки» магистранту надлежит также

Приобрести навыки:


^ 2.2. Область возможного применения знаний и умений и их реализации в конкретных видах профессиональной деятельности

Знания, полученные в результате изучения дисциплины «История и методология экономической науки»:



^ 3. Перечень дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса


Дисциплина

Вопросы (темы), знание которых необходимо для изучения дисциплины «История и методология экономической науки»

Экономическая теория

«Макроэкономика» и «микроэкономика» как разделы экономической науки; основ-ные категории и методы экономического анализа.

Экономическая история (история экономики)

Особенности основных типов экономичес-ких систем и их влияние на возникновение, развитие и совершенствование экономичес-кой науки.

История экономических учений

Предмет, метод и теоретические положения экономической науки в ретроспективе, в том числе через призму основных школ и направлений мировой экономической мысли



^ 4. Содержание лекционных и практических занятий

по дисциплине


Изучение дисциплины «История и методология экономической науки» предусматривает проведение лекционных и практических занятий.

Методические приемы изучения дисциплины включают в себя:

- промежуточный контроль знаний (выполнение самостоятельной работы в виде реферата или эссе; разбор (анализ) проблемных и дискуссионных теоретико-методологических положений в истории экономической науки; использование тестов);

- итоговый контроль знаний в форме сдачи экзаменационного зачета.

^ 4.1. Лекционные занятия


Тема 1. Содержание, задачи и понятийный аппарат дисциплины

«История и методология экономической науки» (1 ч.)


Экономическая наука как неоднонаправленное продвижение к истине. Многообразие, изменчивость и противоречия экономической действительности. Объект, предмет и основные задачи дисциплины «История и методология экономической науки», ее категориальный аппарат.

Научно-педагогические элементы дисциплины «История и методологии экономической науки» в процессе подготовки управленческих кадров магистерской квалификации и формирования их экономической культуры.

Концепции истории предмета и метода экономической науки, представленные в трудах зарубежных и отечественных ученых XX – начала XXI столетий.

Содержание научных споров и дискуссий в области реализации протекционистских и либеральных принципов экономической политики в ретроспективе.

Сущностная характеристика моделей хозяйственной жизни
(экономика свободной конкуренции; экономика мелких товаропроизводителей; социалистическая экономика; социально ориентированная экономика), выдвинутых на различных этапах развития экономической науки. Сопоставление взглядов представителей меркантилизма, классической школы и ее противников, неоклассицизма и институционализма в связи с вопросами хозяйственного устройства общества.


^ Тема 2. Истоки экономической науки в эпоху натурального хозяйства и меркантилизма (1 ч.)


Натурально-хозяйственная идеология мыслителей и правителей Древ­него Востока. Экономическая мысль древнегреческих философов. Учение Аристотеля об экономике и хрематистике.

Особенности средневековых экономических воззрений в связи с влия­нием религиозной идеологии. Экономические взгляды Ибн-Хальдуна. Западная экономическая мысль в период раннего и позднего средневе­ковья. Экономическая школа канонистов (Августин и Аквинат).

Социально-экономические и политические предпосылки расширения в странах Западной Европы сферы товарно-денежных отношений и возникно­вения идей меркантилизма.

Меркантилизм – первая экономическая концепция системы рыночных отношений. Предмет и метод изучения меркантилистов. Приоритет эмпирического метода анализа экономических явлений. Теория богатства и положительного сальдо внешнеторгового баланса. Историческое значение меркантилизма в зарождении рыноч­ной экономики и экономической науки. Кольбертизм.


^ Тема 3. Классическая политическая экономия и обособление экономической науки в самостоятельную отрасль

человеческих знаний (2 ч.)


Классическая политическая экономия в мануфактурном периоде

Исторические условия возникновения и общая характеристика класси­ческой политической экономии. Неприятие протекционистских идей меркан­тилизма. Признание саморегулируемости экономики и определяющей роли в создании национального богатства сферы производства. Приоритет каузального метода анализа экономических явлений. Внедрение в экономическую теорию индуктивного, дедуктивного, классового методов анализа и метода логической абстракции. Стоимость как исходная категория экономического анализа.

Затратный подход (метод) определения стоимости (рыночной цены). Денежный товар как техническое средство, удобное для обмена. Принцип «чистой» экономической теории. Недооценка влияния на эко­номическую среду психологических, моральных, правовых и других неэко­номических факторов.

Возникновение классической политической экономии в Англии (У. Пети) и во Франции (П. Буагильбер). Физиократия – специфическое течение классической политической экономии. Актуализация физиократами концепции экономического либерализма, преимуществ фер­мерского типа хозяйствования. Первое учение о «чистом продукте», капитале, делении общества на классы, произво­дительном и непроизводительном труде. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ – пер­вое теоретическое исследование общественного воспроизводства.

А. Смит – центральная фигура классической политической экономии, идеологии экономического либерализма. «Экономический человек» и «невидимая рука» в смитовской концепции «естественного порядка». Анализ разде­ления труда в мануфактуре. Учение об обмене, деньгах, классах общест­ва и их доходах. Трактовки заработной платы, прибыли, ренты, производи­тельного и непроизводительного труда, стоимости. Характеристика капитала, его структуры. Противоречия в анализе общественного воспроиз­водства («догма Смита»).

Классическая политическая экономия в постмануфактурном периоде

Эпоха промышленного переворота и ее отражение в исследованиях последователей А. Смита.

Теоретическое осмысление Д. Рикардо «главной» задачи политической экономии, стоимости товаров и доходов. Кон­цепция «тенденции к падению» в условиях свободной конкуренции при­были и заработной платы. Анализ проблемы реализации общественного продукта с позиций laissez faire (саморегулируемости экономики).

Теория трех факторов производства Ж.Б. Сэя. Трактовки стоимости и доходов классов общества. Сущность и значение «закона рынков Сэя».

Т.Р. Мальтус и его «Опыт о законе народонаселения». Отражение положений мальтусовской теории реализации в кейнсианской концепции «эффективного спроса».

Дж.С. Милль о разграничении законов про­изводства и распределения. Особенности осмысления теорий производительного труда и социализма. Концепция законо­дательных реформ в области экономической политики и налогообложения, «улучшения системы частной собственности».

Предмет и метод политической экономии в творчестве К. Маркса. Понятие «общественно необходимый труд» в трудовой теории стоимости. Учение о классах, капитале, прибавочной стоимости и ее внеш­них формах. Теория доходов классов общества. Схемы расширенного вос­производства и накопления. Концепции «капиталистической эксплуатации», «диктатуры пролетариата» и созда­ния равновесной экономики бесклассового общества.


^ Тема 4. Зарождение морально-этических и реформаторских оснований экономической науки в творчестве «противников» классической политической экономии (2 ч.)


Экономический романтизм

Исторические условия и предпосылки возникновения «экономического романтизма». Критика доктрины laissez faire с позиций защиты социально-экономических интересов «третьих лиц» (мелких производителей – ремесленников, крестьян, кустарей) и рабочих.

С. Сисмонди о политической экономии (экономической науки) как моральной и нравственной науке. Концепция эксплуататорской сущно­сти прибыли и ренты на основе трудовой теории стоимости. Оценка роли «третьих лиц» в предотвращении экономических кризисов. Программа реформ «сверху» как система широко­го вмешательства государства в экономику с целью обеспечения приоритет­ной роли в экономике мелкого производства (малого бизнеса) и придания ей социальной направленности.

Характеристика значения мелкой собственности (малого бизнеса) в творчестве П. Прудона. Особенности предмета и метода изучения. Теория «конституированной стоимости». Идеи социальной справедливости в проекте реформ «снизу» с введением «рабочих де­нег», «дарового кредита» и учреждением «народного банка» в целях организации безденежного товарного хозяйства.

Утопический социализм

Предпосылки возникновения и общая характеристика западноевропей­ского утопического социализма. Предмет и метод изучения. Критика экономики свободной конкуренции и института частной собственности. Пропаганда идей экономических реформ.

Особенности реформаторских концепций К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Социалистические выводы из трудовой теории стоимости и их отражение в концепции уничтожения эксплуатации, экономического и со­циального неравенства, угнетения человека человеком в творчестве представителей школы социалистов-рикардианцев – Т. Годскин, Дж. Грей, Дж. Брей, У. Томпсон.
^ Историческая школа Германии
Предмет и метод изучения социально-исторического направления в экономической науке («немецкой исторической школы») и этапы его развития. Особенности новой методологической парадигмы: учет влияния на экономический рост всей совокупности факторов; противопоставление каузальному методу анализа функционального и исторического методов анализа.

Историко-экономическая оценка развития форм и видов хозяйствова­ния. Обоснование идей социальных реформ на принципах свободного пред­принимательства и свободы торговли – экономического либерализма.

Основные этапы эволюции социально-исторического направления в экономической науке: «старая историческая школа», «новая историческая школа», «новейшая историческая школа».


^ Тема 5. «Маржинальная революция» и зарождение институционализма – начало формирования современных теоретико-методологических оснований экономической науки (2 ч.)


Возникновение маржинализма – следствие прогресса в науке и эконо­мике, внедрения в экономическую теорию предельного анализа и системного подхода. Этапы «маржинальной революции» и их влияние в переоценке ценностей классической политической экономии и превращении экономической науки в точную науку. Применение ма­тематических методов исследования, дифференциального исчисления, графических построений и схем в теоретических изысканиях. Предшественники маржинализма – Г. Госсен, Ж. Дюпюи, О. Курно, И.-Г. Тюнен. «Законы Гос­сена».

Субъективно-психологическое направление экономической мысли как итог первого этапа «маржинальной революции». «Австрийская школа» маржинализма (К. Менгер, Ф. Визер, О. Бём-Баверк). Теория предельной полезности, комплементарности экономических благ, стоимости и обмена К. Менгера. Концепция убывающей предельной полезности потребляемых благ, окольных методов производства и ожидания О. Бём-Баверка. Аддитивный (О. Бём-Баверк) и мультипликативный (Ф. Визер) способы определения суммарной полезности. Сущность и значение концепции вменения Ф. Визера. Утилитаристские особенности маржинальных концепций У.С. Джевонса. Модель макроэкономического равновесия Л. Вальраса («лозаннская школа»).

Возникновение микроэкономики как обособленного раздела экономической науки и неоклассического направления экономи­ческой мысли – главный итог второго этапа «маржинальной революции». Приоритет функционального метода анализа экономических явлений. Родоначальник кембриджской школы маржинализма А. Маршалл о взаимодействии спроса и предложения; «Крест Маршалла»; методологические основы оптимизации издержек про­изводства. Дж.Б. Кларк о «статике» и «динамике» в экономике, «законе предельной производительности». Совершенствование концепции макроэкономического моделирования «лозаннской школы» в трудах В. Парето: применение ординалистского метода выявления потребительских предпочтений («кривые безразличия»); «Оптимум Парето» как модель максимизации общественной полезности и прибыли.

Исторические предпосылки возникновения институционализма и его антимонопольных концепций. Особенности предмета и ме­тода изучения. Программы социально-экономических реформ и создания бу­дущего общественного устройства.

Социально-психологическое течение институционализма. Значение научно-технического прогресса инженерно-технической интеллигенции в сценарии реформ Т. Веблена. «Эффект Веблена».

Социально-правовой (юридический) институционализм Дж. Коммонса. Правовой аспект в теории стоимости товарной продукции. Концепция транзакционных издержек. Демонополизации экономики посредством реформ в области законодательства, созда­ния подконтрольного обществу правительства.

Конъюнктурно-статистический институ­ционализм У.К. Митчелла. Концепция бескризисного цикла при государственном вмешательстве в экономику. «Гарвардский барометр» и первые математико-статистические прогнозы экономического роста.

Неоинституциональная экономика – современный этап эволюции институционализма.


^ Тема 6. «Чемберлианская» и «кейнсианская» революции

как завершение формирования современных теоретико-методологических оснований экономической науки (2 ч.)


«Чемберлианская революция» в истории экономической науки
Модификация экономики свободной конкуренции в преимущественно монополистическую экономику как основная предпосылка возникновения теорий кон­куренции в условиях несовершенного рынка.
Сущность и особенности кон­цепции Э. Чемберлина о контроле над ценой путем усиления «дифференциации продукта». Совершенствование качества продукта и рекламы как неценовые факторы усиления монополистической конкуренции (конкурентной борьбы). Возникновение поведенческого направления теории стоимости («реориентация теории стоимости» на базе предпочтений индивидуального потребителя и дифференциации продукта) – центральное положение «чемберлианской революции» в истории экономической науки.

Дж. Робинсон о преобладании в условиях несовершенной конкурен­ции фирм-монополистов, размеры которых превышают оптимальные. Монопсония как особая ситуация концентрации спроса на рынке.

Проблемы монополистической конкуренции в теории олигополии (Дж.М. Кларк, У. Феллнер). Теория уравновешивающих сил Дж.К. Гэлбрейта.

«Кейнсианская революция» в истории экономической науки
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и появление программ стабилизации экономики. Кейнсианство как одно из основных направлений теории государственного регулирования экономики.
Макроэкономика – предмет исследования Дж.М. Кейнса. Трактовка «основного психоло­гического закона», доктрины «предпочтения ликвидности». Принцип мультипликатора в концепции «эффективного спроса» на средства производства и новые инвестиции. Концепция стимулирования спроса посредством политики «дешевых денег» и бюджетного дефицита. Место и роль государства в теории реализации. Меры государственного регулирования экономики.

Американские (Э. Хансен, С. Харрис) и европейские (Ф. Перру) дополнения в экономическое учение Дж.М. Кейнса. Принцип акселератора Э. Хансена. Французская доктрина применения индикативного метода планирования экономики. Развитие идей активного вмешательства государства в экономику в неокейнсианских теориях экономического роста (Е. Домар, Р. Харрод).

Неолиберальные теории государственного регулирования экономики – альтернатива кейнсианству. Принципы неолиберальной концепции государственного регулирова­ния экономики. Функции государства как «ночного сторожа» или «спортивного судьи».

Фрайбургская – «ордолиберальная» школа неолиберализма. Доктрина социального рыночного хозяй­ства. Концепция В. Ойкена о «централизованно управляемом» и «рыночном» типах хозяйства.

Особенности «американского» неолиберализма. Доктрина монетаризма (М.Фридмен) и ее апробирование в США («рейганомика») и Англии («тэтчеризм»). «Денежное правило» и концепция естественной нормы безработицы М. Фридмена, базирующиеся на принципе нестабильности «кривой Филипса».


^ Тема 7. Особенности эволюции ключевых теорий экономической науки в ретроспективе (2 ч.)


Теория денег

Деньги – искусственное изобретение людей? Эволюция номиналистической, металлической и количественной версий теории денег. Неортодоксальные интерпретации количественной теории денег.

Теория стоимости

Теория стоимости (ценности): затратные, маржиналистские и нетрадиционные (поведенческие) версии. Затратные теории стоимости в трудах представителей классической школы, экономического романтизма и утопического социализма. Маржиналистские версии теории стоимости конца XIX – начала XX вв. Нетрадиционное осмысление теории стоимости на базе концепции потребительского поведения и несовершенного рынка в период XX – начала XXI.

Теория доходов

Заработная плата – цена труда наемного работника или «рабочей силы»? «Железный закон заработной платы» Т. Мальтуса. Почему заработная плата равна прожиточному минимуму: сущность альтернативных версий (классическая политическая экономия). Концепции гарантированного минимума оплаты труда экономистов-романтиков и социалистов-утопистов. Прибыль как доход предпринимателя, рента – собственника земли. Альтернативные обоснования тенденции нормы прибыли к понижению и природы происхождения земельной ренты. Сущность современных дискуссий о «социализации» ренты.

^ 4.2. Практические занятия


Практические занятия служат для углубленного изучения материала дисциплины и приобретения соответствующих практических навыков. Они ориентированы на работу магистрантов в аудитории по следующим темам:


Тема

Часы

1. Классическая политическая эко-номия и обособление экономичес-кой науки в самостоятельную отрасль человеческих знаний

1

2. «Маржинальная революция» и за-рождение институционализма – нача-ло формирования современных тео-ретико-методологических оснований экономической науки

1

3. «Чемберлианская» и «кейнсианс-кая» революции как завершение фор-мирования современных теоретико-методологических оснований эконо-мической науки

1

4. Особенности эволюции ключевых теорий экономической науки в ретро-спективе

1



Тема 1. Классическая политическая экономия и обособление экономической науки в самостоятельную отрасль

человеческих знаний (1 ч.)



  1. Социально-экономические предпосылки зарождения классической политической экономии. Предмет и метод изучения. Этапы развития.

  2. Физиократия. Учение Ф. Кенэ о «чистом продукте», капитале и воспроизводстве.

  3. Концепция А. Смита об «экономическом человеке» и о «невидимой руке». «Догма Смита».

  4. Теоретические положения Д. Рикардо, Ж.Б. Сэя и Т. Мальтуса о стоимости, доходах, воспроизводстве. «Закон Сэя».

  5. Теория народонаселения. Т. Мальтуса.

  6. Дж.С. Милль о законах производства и распределения, «нейтральности денег», «рабочем фонде» и сферах «бессилия рынка» и социальных реформах.

  7. К. Маркс о предмете и методе политической экономии, стоимости, прибавочной стоимости и цене производства. Особенности его интерпретации теории доходов классов общества, капитала и воспроизводства.



^ Тема 2. «Маржинальная революция» и зарождение институционализма – начало формирования современных теоретико-методологических оснований экономической науки (1 ч.)


  1. Сущность, этапы и особенности «маржинальной революции». «Законы Госсена».

  2. Субъективизм и психологизм австрийской школы маржинализма (К. Менгер, О. Бём-Баверк, Ф. Визер).

  3. Особенности моделей макроэкономического равновесия Л. Вальраса и В. Парето. «Оптимум Парето».

  4. Теоретические положения А. Маршалла о взаимосвязи рыночной цены, спроса и предложения. «Крест Маршалла».

  5. Учение Дж.Б. Кларка о статике и динамике. «Закон предельной производительности Кларка».

  6. Общая характеристика институционализма.

  7. Концепции реформ Т. Веблена, Дж. Коммонса и У. К. Митчелла.


Тема 3. «Чемберлианская» и «кейнсианская» революции

как завершение формирования современных теоретико-методологических оснований экономической науки (1 ч.)


  1. Исторические предпосылки возникновения теорий «монополистической» и «несовершенной» конкуренции.

  2. Концепции Э. Чемберлина о «дифференциации продукта», неценовых факторах конкуренции, феномене избытка мощности и «реориентации» теории стоимости как основные элементы «чемберлианской революции» в экономической науке.

  3. Дж. Робинсон о различиях условий «совершенной» и «несовершенной» конкуренции, «монопсонии». Сущность выдвигаемой ею экономической дилеммы: «эффективность или справедливость».

  4. Методологические нововведения в экономическом учении Дж.М. Кейнса: доктрины об «основном психологическом законе», «мультипликаторе инвестиций», «эффективном спросе».

  5. Особенности мер государственного регулирования экономики в учении Дж.М. Кейнса в сравнении с неокейнсианскими доктринами государственного вмешательства в экономику. Сущность неокейнсианских теорий роста.

  6. Неолиберализм как альтернатива кейнсианству.

  7. Концепция «социального рыночного хозяйства» западногерманского ордолиберализма («фрайбургская школа» неолиберализма) и «естественной нормы безработицы» американского монетаризма («чикагская школа» неолиберализма).


Тема 4. Особенности эволюции ключевых теорий экономической науки в ретроспективе (1 ч.)


  1. Номиналистическая, металлическая и количественная версии теории денег в истории экономической науки.

  2. Методологические предпосылки ортодоксальной интерпретации количественной теории денег в периоды меркантилизма и классической политической экономии.

  3. Затратные теории стоимости в трудах представителей классической политической экономии, экономического романтизма и утопического социализма.

  4. Маржиналистские версии теории стоимости конца XIX – начала XX вв.

  5. Нетрадиционное осмысление теории стоимости на базе концепции потребительского поведения и несовершенного рынка в период XX – начала XXI.

  6. «Железный закон заработной платы» Т. Мальтуса. Концепция «рабочего фонда» классической политической экономии.

  7. Альтернативные обоснования тенденции нормы прибыли к понижению в творчестве Д. Рикардо, С. Сисмонди, К. Маркса и О. Бём-Баверка.


^ 4.3. Самостоятельная работа студента-магистранта над темами

дисциплины


Самостоятельная работа по дисциплине «История и методология экономической науки» предусмотрена в объеме, определенным учебным планом в количестве 84 часов. Ее целью является усвоение и закрепление магистрантами теоретического материала, в том числе в процессе чтения лекций, а также приобретение ими навыков самостоятельного анализа различных управленческих ситуаций, умения выделить и самостоятельно изучить ключевые вопросы в рамках отдельных тем дисциплины.

Самостоятельная работа включает в себя изучение и конспектирование дополнительной литературы в соответствии с программой курса; консультации преподавателя по наиболее сложным темам.


^ Темы для самостоятельной работы:


Тема 1. Содержание, задачи и понятийный аппарат дисциплины

«История и методология экономической науки» (9 ч.)


Многообразие, изменчивость и противоречия экономической действительности. Концепции истории предмета и метода экономической науки, представленные в трудах зарубежных и отечественных ученых XX – начала XXI столетий. Сущностная характеристика моделей хозяйственной жизни (экономика свободной конкуренции; экономика мелких товаропроизводителей; социалистическая экономика; социально ориентированная экономика), выдвинутых на различных этапах развития экономической науки.


^ Тема 2. Истоки экономической науки в эпоху натурального хозяйства и меркантилизма (10 ч.)


Натурально-хозяйственная идеология мыслителей и правителей Древ­него Востока. Экономическая мысль древнегреческих философов. Особенности средневековых экономических воззрений в связи с влия­нием религиозной идеологии. Экономические взгляды Ибн-Хальдуна. Западная экономическая мысль в период раннего и позднего средневе­ковья. Экономическая школа канонистов (Августин и Аквинат). Социально-экономические и политические предпосылки расширения в странах Западной Европы сферы товарно-денежных отношений и возникно­вения идей меркантилизма.


^ Тема 3. Классическая политическая экономия и обособление экономической науки в самостоятельную отрасль

человеческих знаний (14 ч.)


Классическая политическая экономия в мануфактурном периоде

Исторические условия возникновения и общая характеристика класси­ческой политической экономии. Неприятие протекционистских идей меркан­тилизма. Признание саморегулируемости экономики и определяющей роли в создании национального богатства сферы производства. Приоритет каузального метода анализа экономических явлений. Внедрение в экономическую теорию индуктивного, дедуктивного, классового методов анализа и метода логической абстракции. Стоимость как исходная категория экономического анализа. Возникновение классической политической экономии в Англии (У. Пети) и во Франции (П. Буагильбер). Физиократия – специфическое течение классической политической экономии. А. Смит – центральная фигура классической политической экономии, идеологии экономического либерализма. Анализ разде­ления труда в мануфактуре. Учение об обмене, деньгах, классах общест­ва и их доходах. Трактовки заработной платы, прибыли, ренты, производи­тельного и непроизводительного труда, стоимости. Характеристика капитала, его структуры.

Классическая политическая экономия в постмануфактурном периоде

Эпоха промышленного переворота и ее отражение в исследованиях последователей А. Смита. Теоретическое осмысление Д. Рикардо «главной» задачи политической экономии, стоимости товаров и доходов. Кон­цепция «тенденции к падению» в условиях свободной конкуренции при­были и заработной платы. Теория трех факторов производства Ж.Б. Сэя. Трактовки стоимости и доходов классов общества. Т.Р. Мальтус и его «Опыт о законе народонаселения». Дж.С. Милль о разграничении законов про­изводства и распределения. Особенности осмысления теорий производительного труда и социализма. Предмет и метод политической экономии в творчестве К. Маркса. Теория доходов классов общества. Схемы расширенного вос­производства и накопления. Концепции «капиталистической эксплуатации», «диктатуры пролетариата» и созда­ния равновесной экономики бесклассового общества.


^ Тема 4. Зарождение морально-этических и реформаторских оснований экономической науки в творчестве «противников» классической политической экономии (12 ч.)


Экономический романтизм

Исторические условия и предпосылки возникновения «экономического романтизма». Критика доктрины laissez faire с позиций защиты социально-экономических интересов «третьих лиц» (мелких производителей – ремесленников, крестьян, кустарей) и рабочих. С. Сисмонди и его концепция эксплуататорской сущно­сти прибыли и ренты на основе трудовой теории стоимости. Оценка роли «третьих лиц» в предотвращении экономических кризисов. Характеристика значения мелкой собственности (малого бизнеса) в творчестве П. Прудона. Особенности предмета и метода изучения.

Утопический социализм

Предпосылки возникновения и общая характеристика западноевропей­ского утопического социализма. Предмет и метод изучения. Критика экономики свободной конкуренции и института частной собственности. Пропаганда идей экономических реформ. Особенности реформаторских концепций К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна.
^ Историческая школа Германии
Предмет и метод изучения социально-исторического направления в экономической науке («немецкой исторической школы») и этапы его развития. Обоснование идей социальных реформ на принципах свободного пред­принимательства и свободы торговли – экономического либерализма. Основные этапы эволюции социально-исторического направления в экономической науке: «старая историческая школа», «новая историческая школа», «новейшая историческая школа».


^ Тема 5. «Маржинальная революция» и зарождение институционализма – начало формирования современных теоретико-методологических оснований экономической науки (14 ч.)


Возникновение маржинализма – следствие прогресса в науке и эконо­мике, внедрения в экономическую теорию предельного анализа и системного подхода. Этапы «маржинальной революции» и их влияние в переоценке ценностей классической политической экономии и превращении экономической науки в точную науку. Применение ма­тематических методов исследования, дифференциального исчисления, графических построений и схем в теоретических изысканиях. Предшественники маржинализма – Г. Госсен, Ж. Дюпюи, О. Курно, И.-Г. Тюнен. Субъективно-психологическое направление экономической мысли как итог первого этапа «маржинальной революции». «Австрийская школа» маржинализма (К. Менгер, Ф. Визер, О. Бём-Баверк). Сущность и значение концепции вменения Ф. Визера. Утилитаристские особенности маржинальных концепций У.С. Джевонса. Возникновение микроэкономики как обособленного раздела экономической науки и неоклассического направления экономи­ческой мысли – главный итог второго этапа «маржинальной революции». Приоритет функционального метода анализа экономических явлений. Родоначальник кембриджской школы маржинализма А. Маршалл о взаимодействии спроса и предложения. Дж.Б. Кларк о «статике» и «динамике» в экономике, «законе предельной производительности».

Исторические предпосылки возникновения институционализма и его антимонопольных концепций. Особенности предмета и ме­тода изучения. Программы социально-экономических реформ и создания бу­дущего общественного устройства. Социально-психологическое течение институционализма. Значение научно-технического прогресса инженерно-технической интеллигенции в сценарии реформ Т. Веблена. Социально-правовой (юридический) институционализм Дж. Коммонса; концепция транзакционных издержек; демонополизации экономики посредством реформ в области законодательства, созда­ния подконтрольного обществу правительства. Конъюнктурно-статистический институ­ционализм У.К. Митчелла. Концепция бескризисного цикла при государственном вмешательстве в экономику. «Гарвардский барометр» и первые математико-статистические прогнозы экономического роста. Неоинституциональная экономика – современный этап эволюции институционализма.


^ Тема 6. «Чемберлианская» и «кейнсианская» революции

как завершение формирования современных теоретико-методологических оснований экономической науки (14 ч.)


«Чемберлианская революция» в истории экономической науки
Модификация экономики свободной конкуренции в преимущественно монополистическую экономику как основная предпосылка возникновения теорий кон­куренции в условиях несовершенного рынка. Сущность и особенности кон­цепции Э. Чемберлина о контроле над ценой путем усиления «дифференциации продукта». Совершенствование качества продукта и рекламы как неценовые факторы усиления монополистической конкуренции (конкурентной борьбы). Дж. Робинсон о преобладании в условиях несовершенной конкурен­ции фирм-монополистов, размеры которых превышают оптимальные. Монопсония как особая ситуация концентрации спроса на рынке. Проблемы монополистической конкуренции в теории олигополии (Дж.М. Кларк, У. Феллнер). Теория уравновешивающих сил Дж.К. Гэлбрейта.
«Кейнсианская революция» в истории экономической науки
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и появление программ стабилизации экономики. Макроэкономика – предмет исследования Дж.М. Кейнса. Трактовка «основного психоло­гического закона», доктрины «предпочтения ликвидности». Принцип мультипликатора в концепции «эффективного спроса» на средства производства и новые инвестиции. Концепция стимулирования спроса посредством политики «дешевых денег» и бюджетного дефицита. Место и роль государства в теории реализации. Принцип акселератора Э. Хансена. Французская доктрина применения индикативного метода планирования экономики. Развитие идей активного вмешательства государства в экономику в неокейнсианских теориях экономического роста (Е. Домар, Р. Харрод). Неолиберальные теории государственного регулирования экономики – альтернатива кейнсианству. Функции государства как «ночного сторожа» или «спортивного судьи». Фрайбургская – «ордолиберальная» школа неолиберализма. Доктрина социального рыночного хозяй­ства. Концепция В. Ойкена о «централизованно управляемом» и «рыночном» типах хозяйства. Особенности «американского» неолиберализма. Доктрина монетаризма (М.Фридмен) и ее апробирование в США («рейганомика») и Англии («тэтчеризм»).

^ Тема 7. Особенности эволюции ключевых теорий экономической науки в ретроспективе (11 ч.)


Теория денег

Деньги – искусственное изобретение людей? Эволюция номиналистической, металлической и количественной версий теории денег. Неортодоксальные интерпретации количественной теории денег.

Теория стоимости

Затратные теории стоимости в трудах представителей классической школы, экономического романтизма и утопического социализма. Маржиналистские версии теории стоимости конца XIX – начала XX вв.

Теория доходов

Заработная плата – цена труда наемного работника или «рабочей силы»? «Железный закон заработной платы» Т. Мальтуса. Прибыль как доход предпринимателя, рента – собственника земли.


В соответствии с учебным планом студенты-магистранты ведут самостоятельную работу в следующих формах:

Реферат – (от лат. refero – докладываю, сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результата изучения научной проблемы, доклад на определённую тему, включающий в себя обзор соответствующих печатных, электронных и других источников. Как правило, реферат имеет информационно-научное назначение.

Рефераты, называемые также научными докладами, получили широкое распространение в научно-исследовательских учреждениях, в высших учебных заведениях; автореферат, составленный соискателем учёной степени кандидата или доктора наук по своей диссертации, содержит основные научно-теоретические положения и практические выводы диссертационной работы.

Реферат как теоретическая работа магистранта может не включать результатов его собственных теоретических исследований, но наличие в нем собственных выводов и обобщений магистранта по рассматриваемой проблеме является обязательным.

Стандартная форма реферата в условиях магистерской подготовки должна включать в себя: название темы, план, список литературы. Объем реферата: 10-25 страниц.

Эссе – (от франц. essai – попытка, проба, очерк, от лат. exagium – взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Стандартная форма эссе, применяемая в процессе магистерской подготовки, включает в себя:

Объем эссе – 3-10 страниц.


Рекомендуемая тематика рефератов (эссе):


  1. Неоднонаправленное продвижение экономической науки к истине: постановка проблемы.

  2. Этапы и особенности эволюции предмета изучения экономической науки.

  3. Этапы и особенности эволюции методологического инструментария экономической науки.

  4. Методологическая обусловленность возникновения альтернативных теоретических направлений, течений и школ экономической науки.

  5. Протекционистские и либеральные принципы экономической политики и хозяйственного устройства в истории экономической науки.

  6. Истоки экономической науки в воззрениях античных философов и средневековых схоластов.

  7. Основные этапы и направления истории мировой экономической мысли.

  8. Меркантилизм как начало экономической науки.

  9. Особенности меркантилизма в Англии и во Франции и их отражение в эволюции хозяйственной жизни и экономической науки этих стран.

  10. Место и роль классической политической экономии в истории экономической науки.

  11. Физиократия как специфическое течение классической политической экономии.

  12. «Невидимая рука» и «Экономический человек» А. Смита как центральный методологический принцип классической политической экономии.

  13. Концепция Д. Рикардо и К. Маркса о тенденции нормы прибыли к понижению.

  14. Место и роль теории народонаселения Т. Мальтуса в экономической науке.

  15. Место и роль в истории экономической науки «закона рынков» Ж.Б. Сэя.

  16. Концепция социально-экономических реформ Дж.С. Милля и ее историческое значение.

  17. Особенности теории стоимости, прибавочной стоимости и цены производства К. Маркса.

  18. Место и роль учения К. Маркса в истории экономической науки.

  19. Марксистская методологическая парадигма в советский период эволюции хозяйственной жизни и экономической науки.

  20. Затратные теории стоимости классической политической экономии.

  21. Реформаторские концепции Р. Оуэна, К. Сен-Симона, Ш. Фурье и их историческое значение.

  22. Роль малого бизнеса в реформаторских концепциях С. Сисмонди и П. Прудона.

  23. «Третьи лица» в теории макроэкономического равновесия Т. Мальтуса и экономистов-романтиков: сравнительный аспект.

  24. Теории богатства в творчестве представителей меркантилизма, классической политической экономии и социалистов-утопистов.

  25. Место и роль социально-исторического направления в истории экономической науки.

  26. «Маржинальная революция» в истории экономической науки и особенности ее этапов.

  27. Место и роль «законов Госсена» в истории экономической науки.

  28. Субъективистские и психологические основания австрийской школы маржинализма и их значение в эволюции экономической науки.

  29. Место и роль в развитии экономической науки моделей макроэкономического равновесия Л. Вальраса В Парето.

  30. Место и роль неоклассицизма в истории экономической науки.

  31. Становление микроэкономических оснований экономической науки в творчестве А. Маршалла.

  32. «Крест Маршалла» и его роль для экономики фирмы.

  33. Место и роль в истории экономической науки концепции Дж.Б. Кларка о статике и динамике.

  34. «Закон предельной производительности» Дж.Б. Кларка и его роль для экономики фирмы.

  35. Теории стоимости маржиналистских направлений экономической науки.

  36. Поведенческие теории стоимости как новейший этап в ее эволюции.

  37. Концепции реформ родоначальников институционализма (авторы на выбор).

  38. Место и роль институционализма в истории экономической науки.

  39. Классовые аспекты теорий разделения труда и производительного труда в истории экономической науки (авторы на выбор).

  40. «Крест Кейнса» и его роль в современном макроэкономическом анализе.

  41. Место и роль в истории экономической науки теории государственного регулирования экономики Дж.М. Кейнса.

  42. Место и роль в истории экономической науки теорий несовершенной (монополистической) конкуренции (авторы на выбор).

  43. Теории денег в истории экономической науки.

  44. Теории доходов в истории экономической науки.

  45. Неокейнсианские доктрины экономической науки: общая характеристика.

  46. Неолиберальные доктрины экономической науки: общая характеристика.

  47. Ордолиберальные концепции социального рыночного хозяйства Фрайбургской школы неолиберализма (авторы на выбор).

  48. Чикагская школа неолиберализма (М. Фридмен).

  49. Концепция «неоклассического синтеза» П. Самуэльсона и ее историческое значение.

  50. Современный этап эволюции экономической науки в трудах Нобелевских лауреатов по экономике (авторы на выбор).


Представляемые работы (реферат либо эссе) должны быть оформлены в соответствии с современными требованиями редактирования и печати.

По наиболее сложным и проблемным аспектам тем для самостоятельной работы преподаватель проводит для магистрантов индивидуальные консультации.

К сдаче экзаменационного зачета студент-магистрант допускается только после получения зачета за выполнение реферата (эссе).

^ 4.4. Общее распределение времени (в часах)








Количество часов



п/ п



Название темы


Всего

В том числе


Лекции

Практические занятия

Самост.

работа

1

Содержание, зада-чи и понятийный аппарат дисципли-ны «История и ме-тодология эконо-мической науки»

10

1

-

9

2

Истоки экономи-ческой науки в эпоху натураль-ного хозяйства и меркантилизма

11

1

-

10

3

Классическая по-литическая эко-номия и обособ-ление экономи-ческой науки в самостоятельную отрасль челове-ческих знаний

17

2

1

14

4

Зарождение мо-рально-этических и реформаторс-ких оснований экономической науки в творчес-тве «противни-ков» классичес-кой политической экономии

14

2

-

12

5.

«Маржинальная революция» и за-рождение институ-ционализма – нача-ло формирования современных тео-ретико-методоло-гических основа-ний экономичес-кой науки

17

2

1

14

6

Чемберлианская» и «кейнсианская» ре-волюции как завер-шение формирова-ния современных теоретико-методо-логических основа-ний экономической науки

17

2

1

14

7

Особенности эволюции ключевых теорий экономи-ческой науки в ретроспективе

14

2

1

11




Итого

100

12

4

84


5. Литература


Основная


  1. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2000-2008.

  2. Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. Пер. с англ. / Науч. ред. и вступ. ст. В.С. Автономова. М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004.

  3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд, 1994.

  4. Жид Ш, Рист Ш. История экономических учений. М.:
    Экономика, 1995.

  5. Майбруд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От
    пророков до профессоров. М.: Дело, Вита - пресс, 1996, 2000.

  6. Негиши Т. История экономической теории. М.: Аспект Пресс,
    1995.

  7. Шумпетер Й. История экономического анализа: В 3-х т. / Пер. с английского под ред. В.С. Автономова. СПб.: Экономическая школа, 2001.


Дополнительная


    1. Абалкин Л.И. Российская школа экономической школы: поиск
      самоопределения. М.: Институт экономики РАН, 2000.

    2. Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика,
      1992.

    3. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб.:
      Экономическая школа, 1998.

    4. Алле М. Экономика как наука. М.: Наука для общества, РГТУ,
      1995.

    5. Алле М. Современная экономическая наука и факты //THESIS. -1994. - Т.II. Вып.4. - С.11-19.

    6. Аникин А.В. Люди науки. Встречи с выдающимися экономистами.
      М.: Дело Лтд, 1995.

    7. Афанасьев С.Л. Будущее общество. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000.

    8. Гэлбрейт Дж.К., Меньшиков С.М. Капитализм, социализм, сосуществование. М., 1988.

    9. Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. М., 1969.

    10. Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. М.:
      Прогресс, 1979.

    11. Истоки: Экономика в контексте истории и культуры / Редкол.: Я.И. Кузьминов (гл. ред.), В.С. Автономов (зам. гл. ред.), О.И. Ананьин и др. М.: ГУ ВШЭ, 2004.

    12. История экономических учений / Под ред. А.Г. Худокормова. М.:
      МГУ. Ч. II, 1994; Ч. III, 2000.

    13. Красильников С.А. Очерки истории теории процента. М.: МНИИПУ, 2000.

    14. Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и
      политика. М.: Политиздат, 1990.

    15. Леонтьев В. Межотраслевая экономика. М.: Экономика, 1997.

    16. Мизес Л. фон. О некоторых распространенных заблуждениях по поводу предмета и метода экономической науки //THESIS. 1994. Т. II. Вып. 4. С.205-212.

    17. Мизес Л. Социализм. Экономический и социологический анализ.
      М.: Саtallаху, 1994.

    18. Мизес Л. Теория и история: Интерпретация социально-экономической эволюции / Пер. с англ. Под ред. проф. А.Г. Грязновой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

    19. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. / Пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.

    20. Ойкен В. Основы национальной экономии. М.: Экономика, 1996.

    21. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М.:
      Прогресс, 1995.

    22. Покидченко М.Г. Зарождение современной политической экономии. М.: Рос. экон. акад., 1992.

    23. Роббинс Л. Предмет экономической науки //THESIS. Зима 1993. Т. 1. Вып. 1. С.10-23.

    24. Самуэльсон П.А. Экономика. М., 1964; 1992.

    25. Селигмен Б. Основные течения современной экономической
      мысли. М.: Прогресс, 1968.

    26. Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. СПб.: Экономическая школа, 1999.

    27. Теория хозяйственного порядка: «Фрайбургская школа» и немецкий неолиберализм: Пер. с нем. / Составление, предисловие и общ. ред. В. Гутника. М.: «Издательство «Экономика»», 2002.

    28. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Владос, 1997. См. в приложении:

  1. Роббинс Л. Предмет экономической науки.

  2. Самуэльсон П.А. Принцип максимизации в экономическом анализе.

  3. Беккер Г.С. Экономический анализ и человеческое поведение.

  4. Хайлбронер Р.Л. Экономическая теория как универсальная наука.

  5. МакКлоски Д.Н. Полезно ли прошлое для экономической науки?

    1. Тутов Л.А., Шаститко А.Е. Предмет и метод экономической
      теории (Материалы к лекции). М.: Экономический факультет МГУ, 1997.

    2. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация / Пер. с англ. СПб.: Лениздат; CEV Press, 1996.

    3. Ульрих П. Критика экономизма / Петер Ульрих; Пер. с нем. И.П. Смирнова. М.: Вузовская книга, 2004.

    4. Фридмен М. Количественная теория денег. М.: Эльф пресс, 1996.

    5. Фридмен М. Маршаллианская кривая спроса //Теория
      потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993.

    6. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992.

    7. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. М., 1992.

    8. Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2000.

    9. Хайлбронер Р. Экономическая теория как универсальная наука //THESIS. Зима 1993. Т. 1. Вып. 1. С.41-55.

    10. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. М.,
      1959; 1997.

    11. Харрод Р. К теории экономической динамики. М., 1959; 1997.

    12. Хикс Дж. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1988; 1993.

    13. Ходжсон Д. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории / Пер. с англ. М.: Дело, 2003.

    14. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002.

    15. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование
      предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла
      конъюнктуры). М.: Прогресс, 1982.

    16. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М.:
      Экономика, 1995.

    17. Щеголевский В.А. Либеральные основания классической политической экономии. М.: Рос. экон. акад., 2003.

    18. Щеголевский В.А. Теоретико-методологические основания неоклассицизма и институционализма. М.: Рос. экон. акад., 2004.

    19. Эволюция теории стоимости: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Я.С. Ядгарова. М.: Современная экономика и право, 2007.

    20. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты / Пер. с англ. М.: Дело, 2001.

    21. Эрхард Л. Полвека размышлений: Речи и статьи М.: Руссико:

Ордынка, 1993.

    1. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991.

    2. Ядгаров Я.С., Хвинтелиани В.Г. Поведенческое направление теории стоимости как современный этап эволюции этой теории // Вестник Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова. № 3. М., 2004.

    3. Ядгаров Я.С., Щеголевский В.А. Основное направление мировой экономической мысли: постановка проблемы. М.: Экономические науки, №12, 2006.

    4. Ядгаров Я.С. Методологические основания экономической науки в ретроспективе // Под ред. д-ра экон. наук, проф. М.М. Загорулько. Вып. 6. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004.


Содержание


1. Место и роль дисциплины «История и методология экономической науки» в магистерской подготовке..………..............……..………………......................4


2. Основные требования к освоению дисциплины..............................................6


3. Перечень дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса......8


4. Содержание лекционных и практических занятий по дисциплине………..11


5. Литература.........................................................................................................26


pourochnoe-planirovanie-primernoj-uchebnoj-programmi-dlya-8-klassa-metodicheskoe-pismo-o-prepodavanii-osnov-bezopasnosti.html
pourochnoe-planirovanie-rabochaya-programma-po-predmetu-literatura-dlya-5-g-klassa-sostavitel-sherbinina-lyudmila.html
pourochnoe-planirovanie-temi-organicheskie-soedineniya-12ch-urok-predmet-organicheskoj-himii-urok-predelnie-uglevodorodi.html
pourochnoe-planirovanie-uchebnogo-materiala-po-kursu-osnovi.html
pourochnoe-planirovanie-urokov-anglijskogo-yazika-v-5-klasse-uchitel-ivanov-a-d.html
pourochnoe-planirovanie-vid-programmi-obucheniya-obsheobrazovatelnaya-rassmotreno-na-zasedanii-metodicheskogo-soveta.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-mezhregionalnom-festivale-istoricheskih-klubov-god-slavi-rossii-1812-j.html
  • studies.bystrickaya.ru/kamennie-shari-kosta-riki.html
  • credit.bystrickaya.ru/pered-vami-prekrasnoe-posobie-po-organizacii-zdorovogo-obraza-zhizni-pol-bregg-stranica-26.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogi-uchebnogo-goda-16-dostizheniya-uchashihsya-v-olimpiadah-konkursah-sportivnih-sorevnovaniyah-17-stranica-3.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-vstrechi-s-umershimi-kniga-pervaya.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-organizacii-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-i-remonta-oborudovaniya-zdanij-i-sooruzhenij-elektrostancij-i-setej-stranica-15.html
  • school.bystrickaya.ru/bolezni-serdechno-sosudistoj-sistemi-i-vnutrennih-organov-u-ptic.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proekt-posvyashen-zamene-rezervnoj-nitki-podvodnogo-perehoda-nefteprovoda-salavat-orsk.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-vipolnen.html
  • shpora.bystrickaya.ru/wi-fi-tehnologiya-besprovodnoj-svyazi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-territorialnoj-programme-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-grazhdanam-rossijskoj-federacii-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-na-2011-god-stranica-6.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-uroka-zakrepit-leksicheskie-znaniya-po-teme-zhivotnie-razvivat-umenie-ispolzovat-slova-v-rechi.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-12-itak-mi-bili-v-konce-fevralya-i-terapevticheskaya-programma-bila-oficialno-nachata.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-predlozheniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-speckursa-metodologiya-gumanitarnogo-znaniya.html
  • student.bystrickaya.ru/15-standartnaya-komplektaciya-motora-instrukciya-po-ekspluatacii-podvesnih-lodochnih-motorov-tonatsu-tip-50-ertos-eptol.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakonoproekt-ob-ogranichenii-kureniya-i-prodazhi-sigaret-vnesen-v-pravitelstvo-rf.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-oformleniya-statej-dlya-konferencii-paco-2008-dlya-polzovatelej.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhastardi-ebekke-trbieleudeg-aza-halini-ltti-salt-dstrler-shalinbaeva-adisha-adirizi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vliyanie-tradicionnoj-vospitatelnoj-besedi-na-razvitie-nachalnih-mirovozzrencheskih-predstavlenij-detej-6-7letnego-vozrasta.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mif-prinosyashij-milliardi.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yurij-luzhkov-podslastil-postnij-uzhin-gosduma-rf-monitoring-smi-22-24.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-iv-realizaciya-tovara-celevaya-programma-knigoizdaniya-rossii-dlya-gosudarstvennih-nuzhd-na-1995-god-kollektiv.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnogo-kursa-nemeckij-yazik-dlya-distancionnogo-obucheniya-10-klass-210-chasov-profilnij-uroven-gosinformobr-stranica-6.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trud-i-trudovaya-deyatelnost-lyudej-ekonomika-truda-chast-2.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/provodimom-v-ramkah-mezhdunarodnogo-proekta.html
  • shkola.bystrickaya.ru/shpori-po-ekonomike-organizacii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pushkin-a-s-izobrazhenie-malenkogo-cheloveka-v-povesti-a-s-pushkina.html
  • esse.bystrickaya.ru/programmi-provodyatsya-na-anglijskom-ili-italyanskom-yazikah-russkoyazichnij-perevodchik-soprovozhdayushij-zakazivaetsya-otdelno.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-22-analiz-proizvodstva-i-realizacii-produkcii-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-po-specialnosti.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnoe-pismo-poryadok-provedeniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossiya-parlamentskij-chas-24042005-131500-pervij-kanal-novosti-22-04-2005-18-00-00-8.html
  • literature.bystrickaya.ru/dokumentooborot-firmi-standarti-chast-5.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-osnovnie-ginekologicheskie-zabolevaniya-so-studentami.html
  • writing.bystrickaya.ru/1-poyasnitelnaya-zapiska-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ekzistencialnaya-psihologiya-dlya-specialnostej.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.