.RU

Программа Двенадцать Шагов (5) - Программа выздоровления “12 шагов”


Программа Двенадцать Шагов (5)


Сегодня мы с вами собираемся заниматься шестым и седьмым шагом. В прошлый раз мы подробно говорили о пятом шаге, о том как человек, проведя инвентаризацию того, что в нем не так, рассказывает об этом вслух, признается в природе своих недостатков перед Богом, собой и каким-либо другим человеком. И что происходит после этого, что делают люди с недостатками? Они выяснили, что им что-то мешает в жизни - и пытаются это исправить, но шестой шаг звучит совершенно по-другому. В шестом шаге человек полностью готовит себя к тому, чтобы Бог избавил его от этих недостатков, т.е. Тот, Кому он об этом рассказал. И вот сегодня мы будем разбираться, почему это так. Но еще одно предварительное замечание. Для меня очень важны всякие совпадения или то, что обычно называется совпадениями. Вот еще одно такое совпадение, не случайное на мой взгляд, сегодня суббота, а завтра воскресенье - начинается подготовка к Великому посту. Ближайшее воскресенье в Православной церкви называется неделей о мытаре и фарисее. Это первое как бы напоминание о том, что предстоит великопостное путешествие. Возвращение к Богу, Великим постом к Пасхе. Я просто хочу, чтобы вы увидели эту неслучайную параллель. В шестом шаге мы готовим себя к тому, чтобы Он избавил нас от этих недостатков, а именно об этом и говорится в притче о мытаре и фарисее. Я вам просто сейчас прочту ее, может быть ее не все знают. Это евангелие от Луки. Именно этот текст Евангелия будет читаться завтра в церкви. И вот послушайте: "Два человека вошли в храм помолиться. Один фарисей, а другой мытарь.” Требуется объяснение. Фарисей - это очень ученый в религиозном законе человек, это человек, который очень хорошо знает, что нужно делать, что нельзя, почему так, почему по-другому, который очень хорошо знает Священное Писание, тексты, который мудр, учен в этом, фарисеи вели очень строгую жизнь и в народе чтили их познания в Законе. А мытарь - это последняя скотина. Мытари занимались тем, что собирали дань, деньги у народа для того, чтобы заплатить эти деньги захватчикам - римлянам, т.е. они как бы перебежали на сторону захватчиков. Поэтому, понятное дело, что коренное население их сильно не любило. Так вот “пришли в храм помолиться один фарисей, а другой мытарь. Фарисей став, молился сам в себе так,” - внутри себя. Про себя: - "Боже, благодарю Тебя, что я не таков как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. Я пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего того, что приобретаю т.е. я веду себя в соответствии с законом моей веры. Спасибо тебе, Боже, что ты даешь мне право, даешь мне возможность вести себя по Твоему закону - " Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но ударяя себя в грудь говорил: "Боже, милостив буди мне, грешному." "Сказываю вам, - говорит Христос, - что сей пошел оправданным в дом свой более нежели тот. Ибо всякий возвышающий себя сам унижен будет, а унижающий себя возвысится." Итак, мытарь пошел оправданным в дом свой более, чем фарисей. И то, что завтра будет еще читаться в церкви, кондак - как бы фраза такая, отражающая смысл этой притчи. Она называется кондак. Не буду по славянски, просто сейчас переведу: давайте избежим фарисеевого высокого говорения... Высокопарности. И научимся настоящей высоте того, что говорил мытарь, потому что это смирение и покаяние, когда он просил: "Спаситель мира, очисти своих рабов".

Вот это то, что мы сегодня будем стараться делать. Мы будем стараться избегать высокопарного разговора о Боге, а мы будем просто просить Его, чтобы Он нас очистил. И посмотрите шестой шаг: полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от недостатков. Случайно ли совпадение с точностью в один день?

Итак, в пятом шаге мы получили результат. Мы поставили диагноз. Мы выяснили каковы наши достоинства, то, что нам дано, дары, которые нам были даны в жизни - и каковы наши недостатки, то, чего нам не хватает, какие-то каверны в нас, пустоты, изъязвления. И вот теперь вопрос: что я буду с ними делать? Поставлен диагноз. Буду ли я дальше лечить болезнь или я ограничусь тем, что услышу: "Да у тебя рак!" Точка, все. Больше я ничего с ним не делаю. Или я буду предпринимать какие-то усилия к тому, чтобы лечить эту болезнь? И опять, шестой шаг - это действие. Помните, я говорила, что второй шаг был подготовкой к тому, чтобы действовать, а третий шаг -- это действие. И четвертый и пятый шаг опять подготовка, а шестой шаг - действие. Что будет делать человек с этими недостатками? Не так-то просто согласиться, чтобы Бог избавил нас от них. Многие из наших недостатков милы нам, мы совершенно не хотим с ними расставаться. Я люблю свои изъяны. Я приводила вам в пример, например такой: я люблю учительствовать. Я люблю говорить, поучая других людей. Мне кажется что я говорю правильные вещи, и мне кажется, что другим людям это очень важно знать. Но чем больше я вижу в себе этот порок учительства, тем больше мне не хочется его иметь в себе, тем больше мне хочется избавиться от него. И все же инвентаризация еще не ремонт. Что-то мне удалось сделать сразу, какую-то пыль я вытерла сразу, но когда я понимаю, что мне придется перестраивать перегородки, я понимаю, что мне предстоит очень тяжелый труд, который невозможно сделать в один день, и что это будет очень грязно, когда я сначала все разрушу, а потом начну выстраивать. И вот что получилось. У меня есть плюсы и минусы. Я не такая, какой мне суждено быть, потому что каких-то качеств мне не хватает. Я рождена была совершенно для другого, для того, чтобы развивать те дары, подарки, которые мне были даны при рождении, какие-то сильные мои стороны. А мои недостатки не дают этим плюсам развиваться. Минусы заглушают все. Знаете, как сорняки заглушают добрые хорошие растения. И вот что я теперь буду делать, буду ли я что-то делать с этими сорняками или я позволю им быть? В православном богословии, а надо сказать, что православное богословие это очень хорошо разработанная система наук, там есть такая наука, которая рассматривает те главные опоры, на которых стоит вероучение, называется она догматика. И там есть понятие таинства покаяния. При каких условиях таинство покаяния осуществимо? Каковы внутренние условия прощения грехов? Вот здесь опять для меня “совпадение” неслучайное. Во-первых: человек исповедует свои грехи, честно говорит о них вслух; во-вторых: в них раскаивается, т.е. это было плохо, я жалею, что было так; и третий пункт, как раз тот, с которым мы сейчас имеем дело: искреннее желание исправиться. Вот только при этих условиях осуществляется то прощение, грехов, которое совершается в таинстве покаяния. Когда священник накрывает голову кающегося епитрахилью и произносит разрешительную молитву, крестит кающегося - но если перечисленные условия при этом не выполнены, например, человек не имеет искреннего желания избавиться от греха, то это становится внешним действием, и оно ничего не означает. Так вот посмотрите, ровно это и происходит в пятом и шестом шагах. Человек исповедует природу своих изъянов, раскаивается в них и искренне желает исправиться. Полностью подготовили себя к тому, чтобы эти недостатки ушли. А что с плюсами? Вот есть некие мои достижения. Когда я работала на другой работе, у меня был профессор, зав. лабораторией, который каждый понедельник приходил, потирал ручки и говорил: "Ну-с, какие у нас достижения?" И требовал что-то такое ему сообщить и каждый раз эта фраза уже тогда воспринималась с юмором. Ну какие у нас могут быть достижения... ? Такие уж мощные нами самими сделанные? Так вот мои успехи. Откуда они берутся? Ну например, вы идете по улице, видите старушку, которая не может перейти дорогу, вы берете старушку за руку и переводите ее на другую сторону улицы. Вот так простое доброе дело. Или идете в метро, сидит нищий, вы подаете ему два рубля милостыни. Или ваши собственные дети сегодня вкусно накормлены хорошим ужином, вы с любовью и с радостью этот ужин приготовили и их накормили, и все довольны. Вот любое наше достижение большое или маленькое - откуда оно берется? Одно из трех:

- Это Бог помогает мне, а я это делаю вместе с Богом

- это Бог помогает, а мне не удалось Ему помешать и поэтому

получилось доброе дело.

- это просто я сама сделала и мне это удалось.

Какой из этих случаев? Если таким образом вы попытаетесь себя проверить... Попробуйте на досуге. Интересно, какой у вас будет результат. И я подозреваю, что вряд ли все у вас будут из первой группы. Я думаю, что в первый момент большинство все-таки будет результатов из третьей. Потом, спустя какое-то время, может быть придет ощущение, что что-то было скорее из второй. И может быть, к большому счастью, какие-то из ваших достижений на самом деле окажутся из первой. Так вот, что с этими успехами происходит? В какой-то момент человек понимает, что всеми своими успехами, всеми своими достижениями, чтобы он не делал, в конечном счете он все равно обязан Богу. Кто-то сделал так, что нищий встретился вам на пути, каким-то образом вам удалось старушку перевести через улицу и сумасшедший мерседес вас не сбил. Вы ведь тоже не всегда переходили улицу так, как надо. Да? Как-то получилось так, что вам удалось приготовить вкусный ужин и у вас было достаточно денег, чтобы купить продукты и вам удалось сделать действительно вкусно и вам удалось это сделать с душой, вам было дано время на это, в конце концов. Вот какова роль ваша - и какова роль, ну скажем Силы более могущественной чем я? Это очень важно. Так вот редко люди понимают, что в конечном счете они обязаны Богу своими успехами.

А вот в обычной жизни все происходит совершенно не так. У нас ценится своя воля. У нас ценится человек, который сам себя сделал. Даже есть такое в английском языке выражение: человек, сделавший самого себя - self-made mаn. Вот способность к преодолению, способность к тому, чтобы добиваться чего-то, самосовершенствование - именно это ценится в мире. И если вас хвалят другие люди, то как правило хвалят именно за то, что вы чего-то достигли. И мы воспитаны так, чтобы видеть в основном третье, и это становится стереотипом. Получается, что я благодарна самой себе за свои успехи. Хорошо бы подумать о том, какую роль в них сыграл Бог. И если я приду к выводу, что хотя бы в какой-то части моих радостей, успехов, достижений принимал участие Бог, то вполне естественно, что я и плюсы эти тоже буду передавать Ему. Хотя бы тем, что буду Его благодарить за то, что мне это удалось. Вот это расхожее выражение: "Слава Богу!" Всегда ли осознается вами то, что на самом деле оно означает, буквальный смысл этого слова. Я как-то говорила, что "слава" в церковнославянском языке означает не "Слава КПСС!" Не - "Да здравствует КПСС!" , а "слава" - это явление чуда. И вот когда идешь по улице и ничто не предвещает того, что произойдет радость и, вдруг, радость является подарком нам. Вот это явление чуда и называется славой. "Слава Богу!". И когда, кстати сказать, если вы почитаете Библию, там во многих местах звучит то, что ангелы и святые люди славят Бога все время. Они не восхваляют его так: "Да здравствует Бог и будет все хорошо!", а они радуются вот этому явлению чуда. И отсюда это наше расхожее выражение. Что-то произошло хорошее - "Слава Богу!" Мы как бы вспоминаем в этот момент, откуда взялось это хорошее событие в нашей жизни. И вот получается, что в шестом шаге мы воздаем авторам за то, что с нами произошло. За достоинство мы воздаем Богу, а за недостоинство воздаем себе и отдаем Богу на исправление.

Давайте вернемся еще разочек к формуле шага: подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от недостатков. Еще в другом переводе: стали внутренне готовы к тому, чтобы Бог избавил нас от недостатков. Готовность. Что это такое? Я еще раз верну вас к Евангелию. Есть одна притча, которая очень точно описывает вот тот процесс приготовления себя к тому, чтобы получилось доброе дело. Мф:12 "Вот вышел сеятель сеять, и когда он сеял, иное зерно упало при дороге, и налетели птицы и поклевали его. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока.” - Легко взошло- .” А когда солнце взошло - оно увяло, потому что у него не было корня. Другое зерно упало в терние” - сорняки.” - И выросло терние и заглушило его. Иное зерно упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать." И Христос, заканчивая эту притчу, говорит: "Имеющий уши да слышит". Какова же почва наша? Как мы готовим свою почву для того, чтобы то доброе, что в нас, не было склевано птицами, случайными какими-то событиями, внешними вещами, не увяло слишком быстро, а выросло и дало плод в тридцать или в шестьдесят или в сто крат. Похоже на то, что от меня зависит: то доброе, что мне дано - сумею я вырастить плодом или нет. Как я буду готовить почву? И вам наверняка этот образ очень знаком. Вспомните, как вы весной едете на дачи и как вы готовите почву. Вспомните сколько труда стоит поднять этот тяжелый мокрый ком полуглины-полуземли, и как он потом начинает разрыхляться и становиться уже доброй почвой в ваших руках. Как выдираете вы оттуда сорняки, чтобы они потом все не заглушили. С корнями, между прочим, не просто так дергаете сверху, а копаете землю и каждый кусочек земли как бы разрыхляете в руках, чтобы вытащить оттуда корешки этих сорняков, чтобы они потом не взошли. Как вы стараетесь сделать грядку, просто для укропа... А мы же более сложная вещь, чем укроп. Насколько же точнее и серьезнее нужно нам готовить свою внутреннюю почву, чтобы взошло то, что было посеяно? Вот пожалуй смысл слова “готовность”. Как бывает готова почва, вот так же мы должны готовить себя. Еще одна фраза из формулы шага: “полностью подготовили себя”. Полностью. В чем смысл этого слова? Полностью. А это то, что я принимаю решение. Что обычно делает человек? Вот он шел каким-то путем. Путь ветвится надвое. Когда он в этой точке выбирает какую-то из дорог, скажем он идет направо, он принимает абсолютное решение. Полностью принимает решение. Если он пойдет налево, он полностью примет решение пойти сюда. И он будет круглым идиотом, если он будет ходить вот так, то направо, то налево. Правда? Он просто вообще никуда не придет никогда. Потому что если первые десять метров это еще можно будет сделать, то дальше уже невозможно. Он вообще никуда не придет, если он будет метаться между двумя путями. Ему нужно принять абсолютное решение. Это довольно странно, потому что обычно мы привыкли к тому, что мы в жизни делаем все примерно. Вроде вот так, а с другой стороны... Вот надо бы сделать так, но чуть-чуть еще и наоборот... Наркоман собирается выздоравливать, но “анашу все-таки я могу иногда покурить!” Он прошел базовый курс. “Ну базовый курс я прошел, теперь можно иногда ну выпить пива. Ну что же в этом особенного, ведь я же еще не сорвался”. Вот это неспособность принять решение. Такой человек никогда никуда не придет. В жизни бывают ситуации, когда нужно выбирать абсолютно. И вот когда мы говорим о наших недостатках, нам нужно полностью принять решение, что этот недостаток должен от нас уйти, если он недостаток. Полностью подготовить себя к тому, не половинку грядки вспахать, а всю грядку вспахать. И вот есть такая абсолютность христианства в том, чтобы принять решение идти одним путем. И посмотрите это все время так звучит в шагах. Человек последовательно вот на этих развилочках принимает решение. Потом у него будет еще одна развилочка - и он опять будет выбирать. Смысл в том, что он идет в известном направлении. Известно направление на звезду, но он будет вновь и вновь выбирать свой путь, потому что он нелегок и извилист, через горы и болота напрямую не пройдешь. Посмотрите, в первом шаге: мы признали свое бессилие перед наркотиком. Абсолютное бессилие. “ Никакие полумеры нам не помогли”. Третий шаг: приняли решение. Опять решение. Пятый шаг: признали. Совершили действие. Законченная формула. Не признаемся, а признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком природу наших заблуждений. И вот здесь опять требование абсолюта. Полностью подготовили себя к тому, чтобы...

Так вот что произошло. Я обнаружила свои плюсы и минусы в четвертом шаге, выяснила, что минусы - это не мое по сути. Вспомните, речь шла о том, что сначала я выяснила свои плюсы, а потом с этими плюсами встали в конфликт минусы. Оказалось, что вот то доброе, что есть во мне, с ними не совместны. Минусы я искала как то, что входило в противоречие с плюсом. Вы помните? И вот после того, как выяснилось, что это не мое, после этого я принимаю решение, что раз не мое - лишнее на мне - чужое, я и хочу чтобы оно ушло. Обратите внимание, что это “не мое” могло быть то, что мне не нравится. Ну например, я склонна врать и каждый раз попадаю в какие-то дурацкие ситуации из-за этого. Каждый раз потом бывает стыдно, и каждый раз потом приходится это расхлебывать. Я не хочу попадать больше в эти ситуации. Мне не нравится. А может быть это на самом деле и приятная вещь, - но не моя. Как очень красивое платье не моего размера. Вот я надеваю это платье - не мое. Очень красивое платье, но оно на три размера меньше, чем мне нужно и я в нем выгляжу ужасно. И другого платья нет. Мне все равно придется оставить его в магазине, потому что оно мне не годится. Оно не мое. Даже, может быть, я ношу очень красивую маску перед другими людьми, илли даже перед самим собой, очень красивая маска, - но не моя. Нужен пример? Один человек взялся быть спасателем для всех остальных. Мама, скажем. Он спасает своего сына от наркомании, спасает своего мужа от того, что он страдает от того, что его сын наркоман. Спасает собаку, с которой плохо гуляют. Спасает соседку, у которой муж алкоголик. Спасает план горящий на работе. Спасает всех вокруг. Ну что плохого в том, что человек спасает? Да? Вот план не был выполнен, а теперь он выполнен, и все получили зарплату. Вот сын пропадает на улице, а теперь он вроде бы пришел в реабилитационный центр и выздоравливает. Вроде бы красиво и правильно и помогает людям, но в какой-то момент человек понимает: "Это не мое. Я не могу быть спасателем, потому что, на самом деле, мне больше всего хочется дома сидеть и тихо вязать, салфеточки вышивать, убираться, встречать мужа улыбкой и не думать о том, что сейчас происходит с планом на работе и пьет ли сегодня муж у соседки. Это не мое. Это чужое для меня. Пока я спасаю соседкиного мужа, мой муж одинок, я же удовлетворяю свою гордыню. Сын пошел лечиться - но сбежал через две недели. Моего заряда на большее не хватило, да и не могло. Я не так могущественна. Я вынуждена была это тащить на себе какое-то время просто потому что жизнь меня в это ввязала. Но я не хочу. Я не хочу так жить." А есть люди, которые наоборот эту роль спасателя будут считать своим призванием, им будет дан талант, они будут стараться видеть свои ограничения, и у них это будет получаться - а значит, и будут хорошие результаты. А есть люди, для которых это не призвание. Для него призвание, например, в другом. Не знаю - учиться пению. Учиться пению, а не спасать соседкиного мужа или соседку. И вот она согласна отпустить от себя эту роль спасателя просто потому что она - не ее роль. Понятно? И вот поэтому я хочу, чтобы это ушло. Мне будет очень легко отпустить то, что мне не нравится. А вот попробовать отпустить то, что нравится, но все равно не ваше... Готовность. Что показывает мою готовность? Мои поступки. Вот в этой ситуации как узнать, хочу я чтобы оно ушло или нет? Да очень просто. Если я стараюсь не врать, у меня это может не получаться, но каждый раз я плохо отношусь к тому, когда я вру. Каждый раз, испытывая желание соврать я помню о том, что мне не надо бы врать и стараюсь в этом не участвовать. А я все таки не удержалась, я, по крайней мере, плохо к этому отношусь. Я понимаю, что это совсем не то, что мне хочется. С этим легко - готовность. А вот в чем будет выражаться готовность человека, чтобы роль спасателя ушла? Как вы думаете? В каких поступках? В заботе о себе? Нет. Думаю, что нет. Конечно, хотелось бы эту роль спасателя заменить на какую-то роль другую. Например, роль вот такой доброй домашней мамы. Если я начинаю вышивать салфеточки и ко мне прибегает соседка, то я продолжаю вышивать салфеточки и не бегу за ней спасать. Но вот мне как раз хочется чтобы здесь в первую очередь не было замены, а был просто отказ. Отказ от роли спасателя. Вот когда я понимаю, что то, что мне пытаются навязать не мое, я просто отказываюсь от участия в этом... НЕ могу! Как же я ее брошу на произвол судьбы! ( Смотрите, Бог уже забыт, молитва забыта...) Нет, у меня получится. Я опять прибегу к соседке, опять буду ее утешать, опять выставлю ее мужа алкоголика, опять вызову милицию. У меня получится- и вдуг понимаю: опять ввязалась. Это не мое. Конечно, Марь Иванна, входите, звоните в милицию, попейте чайку - но к вашему мужу я больше разговаривать не пойду. У меня это много раз получалось, но это не мое. Это до сих пор ничего не исправило. Или вдруг обнаруживаю: да я уже ввязалась! Я ушла не туда. Это- не мое. Я жалею об этом поступке. Я, например, не позволю себя хвалить за него. Моя готовность будет отражаться в моих поступках. Короче говоря, готовность определяется поступком и отношением к нему. Вот что я формирую в шестом шаге - это отношение. И тогда получается, что я могу жить сегодняшним днем, сегодня отслеживая какие-то очень конкретные вещи в жизни и могу выстраивать свою готовность, исходя из сегодняшних примеров. Что со мной сегодня происходит?

Есть еще одна вещь, которая связана с готовностью. Если вы помните, совсем давно, когда я вам читала лекцию про надежду, я вам говорила как устроен верующий человек, который согревает в себе эту надежду. Я приводила вам слова святого Феофана Затворника о том, что человек должен быть как натянутая струна. Не перетянутая и не, наоборот, висящая. Помните это? Что человек должен быть как точно натянутая струна, чтобы в ответ на прикосновение давать точный чистый звук. И вот тогда у меня есть готовность принять это прикосновение. Я должна быть сама зрячая и слышащая чтобы в ответ на прикосновение ко мне Бога звучать ровно так, как я должна звучать. У меня должна быть готовность слушать. Готовность слышать. Готовность видеть. Ну вот пушкинский пророк - это что-то в этом духе. Изменились глаза, сердце, язык, изменилось состояние человека, прикосновением Бога он стал другим. А потом услышал "Восстань, и виждь и внемли" - это то самое состояние готовности. А вообще я не очень боюсь абсолютов. Потому что вот смотрите, если человек вот так зряч, если он так слышит и если он ищет волю Божью относительно себя, если он благодарит Бога за все дары, которые у него были, если он отдает Богу все то, что у него недостаточно, что у него плохо - это ведь святой человек. А что не хватает? Святые люди - они же не безгрешны. Это просто те люди, которые отдают себя Богу. Я вас призываю к святости. И вообще шаги призывают человека к святости. И этого не надо бояться, потому что цель шагов не сделать вас святыми, но устремить вас в этом направлении. Нас всех. И вообще христианство, из которого выросли эти шаги - это путь к абсолюту. Ну вот, скажем, на главной службе Православной церкви, на литургии, высшая точка этого служения, когда священник возносит артос /это хлеб такой/ и говорит: "Святая святым", т.е. вот те люди, которые стоят в храме, они называются святыми в этот момент. Христианство призывает нас быть святыми. А что такое святость вообще? Полнота. И понятно, что полноты мы не достигаем сами. Полноты мы достигаем, если нам эта полнота дается. Но что в эту полноту входит: это и любовь, и смирение, и прощение. Вы не хотите любви? Вы не хотите прощать? Вы не хотите смирения? А если вы оставляете себе возможность не любить, не прощать, чуть-чуть быть с чернотой, вы правда думаете, что это христианство? Человек, который позволяет себе не любить, не прощать, не служить, не верить... Если вы оставляете для себя эту возможность, те из вас, кто христиане, вы правда думаете, что вы христиане? Да, нет же, конечно. Другое дело, что у нас не всегда это получается. Другое дело, что мы действительно в пути. Вот поэтому и говорят, что святые - это не те люди, которые безгрешны, а те, которые отдают себя Богу. Именно к этому нас призывает шестой шаг. И еще. Вот поэтому, кстати есть фраза такая в преамбуле, во всяком случае это есть в Анонимных Алкоголиках, в Большой книге, там сказано, что мы не святые. Правда. Нет цели чтобы пришел человек и сразу стал святым. Это была бы фальшивка. Но есть призыв. И вот этот призыв, он достаточно четко звучит. И еще одна вещь, почему я не думаю, что мы должны бояться этого слова - абсолюта, святости. На самом деле у каждого из вас было состояние святости. Каждый из вас хоть одну секунду в своей жизни испытывал состояние вот этой абсолютной полноты. Может быть вы стояли в церкви на службе и в какой-то момент ощутили то, что вот на одну секунду вам это было дано. Может быть это было тогда, когда родился ваш ребенок. Может быть это было в каких-то иных ситуациях, но у каждого из вас в жизни это было. Вы удержали это только одну секунду. Потом это ушло, потому что мы оказались недостаточными, чтобы это удержать. Но если это было дано. Призыв существует в том, чтобы удерживать это, когда это дается. И поэтому это не просто бесконечность, к которой можно стремиться, но никогда не достичь. А это вполне конкретный дар, который дается нам, время от времени, милостью Божьей дается, понятное дело, и который мы можем удерживать, выбирая путь, опять выбирая между двумя путями. Вот этот путь вверх, а не вниз.

Чтобы вы не думали, что это все общие слова: у меня есть пациент, он наркоман, тяжелый наркоман, с большим очень трудом выздоравливающий, при взгляде на которого в жизни не скажешь, что он способен на святость, скажем так. Он очень много горя причинил, продолжает, к сожалению, причинять своим близким и не очень близким людям, хотя сейчас он не употребляет наркотики и уже довольно давно. И вот однажды, когда была минута откровенности, он рассказал мне о женщине, которую он любил. И в его лексиконе в этот момент появилось слово, которое до того отсутствовало совершенно и сейчас совершенно же продолжает отсутствовать. Он назвал ее ангелом. Кстати он не христианин, не крещеный, вообще не религиозный человек. И вот то, как это было сказано, а вы можете себе представить - вот это был момент святости. Конечно мы не достойны... Конечно в нас в каждом, ну во мне уж во всяком случае есть вот эти червоточины. Сами по себе, конечно, мы не достойны. Но если нам дается дар исцеления, вернее то, что нас делает целостными в результате того, что мы идем по шагам, в результате того, что мы отдаем Богу эти недостатки - вот тогда достойны. Не нашей волей, нет. А если мы не стремимся к этой цельности, то все молитвы наши - лицемерие и вообще мы не христиане, те из вас, кто христианин, а те, кто не христиане - вы не идете по шагам. Дело в том, что обычно мы наоборот стараемся защититься от этого призыва к святости и говорим: "Ну что вы, на самом деле я такой недостаточный человек. Я вообще очень виновата. Да куда мне со свиным рылом, да в калашный ряд? Да как же? Да что вы? И вообще это никогда не осуществится в моей жизни." Знаете такое ложное смирение. Это все неправда, потому что от вас ведь не требуется, чтобы вы в этот момент вычистили себя самостоятельно, и чтобы вы сами простили себя за ваши грехи. От нас всех требуется принести эти грехи Богу, чтобы Он их исцелил. Так вот, если вы их не отдаете Ему, вот тогда действительно есть большое чувство вины.

Православные люди говорят, что человек может быть только с двумя, во всяком случае после смерти. Либо с Богом, либо с дьяволом. А среднего не бывает. Вот получается, что мы своей жизнью устраиваем так, что в конце мы отправимся либо налево, либо направо. Кстати, это очень точно, ясно написано в Евангелии. Одних - по правую руку, других - по левую руку. Так вот встает вопрос опять о том, как же быть человеку с дьяволом. И если вы думаете, что дьявол - это тот, кто жарит на сковородках, то это скорее коммунистическое высмеивающее описание того, что человека ждет с ним, со лжецом. А люди более серьезные пишут об этом совершенно по-другому. Вот очень точный эпизод был у меня с одной пациенткой. Она тяжелый героиновый наркоман, рассказывала мне, что когда у нее, однажды она уехала далеко за город, не могла выбраться оттуда, не было ни машин, никакого другого транспорта. И у нее началась тяжелейшая ломка без всякой помощи и ни одного человека не было рядом. Она сказала, что это был ад. И перед этим в ее рассказе звучало то, что она понимает то, что героин это зло. И я спросила: "Скажи, а если ты будешь продолжать употреблять героин, ты будешь продолжать идти ко злу?" "Да, - сказала она. "Ты будешь в аду?" Она улыбнувшись сказала: "Да, а что такое ад?" И вот там как раз прозвучала мысль о сковородках. Я говорю,- Да нет, просто у тебя будет вечная ломка. Вот такая ломка на всю вечность" Она сказала; "У-у-у! Я буду выздоравливать!" Потому что это было очень понятно. Этот человек попробовал на своей шкуре, кое-что, отдаленно похожее на ад... Вспомните самые ужасные ситуации в вашей жизни, которые были связаны со злом и представьте себе, что эти ситуации, а может быть и хуже, или хотя бы такие, будут вечно после вашей смерти. Вы согласны? Вы осознанно идете туда? Я почему об этом говорю, потому что: подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от недостатков. Вот если мы себя не готовим, то куда мы идем? Вот туда.

Еще один маленький рассказ о том, что такое ад (из писем Святогорца). Один расслабленный, т.е. паралитик, промучавшись много лет, наконец взмолился Господу с просьбой прекратить его страдания. Явился ему ангел и сказал: "Твои грехи требуют очищения. Господь предлагает тебе вместо одного года страданий на земле, которыми бы ты очистился, испытать три часа мучения в аду. Выбирай." Страдалец подумал и выбрал три часа в аду. После этого ангел отнес его душу в преисподние места ада. Всюду был мрак, теснота, везде духи злобы, вопли грешников, везде одни страдания. Душа расслабленного пришла в невыразимый страх и томление. На его крики отвечало только адское эхо и клокотание пламени. Никто не обращал внимания на его стоны и рев. Все грешники были заняты своими собственными мучениями (!) Страдальцу казалось, что уже протекли целые века и что ангел забыл про него. Но вот наконец появился ангел и спросил: "Каково тебе, брат?" "Ты обманул меня, - воскликнул страдалец, - не три часа, а многие годы я здесь провел в невыразимых мучениях". "Что за годы, - переспросил ангел, - прошел лишь один час и тебе надлежит еще мучаться два часа". Тогда страдалец начал умолять ангела вернуть его на землю, где он согласен страдать сколько угодно, лишь бы уйти из этого мира ужасов. "Хорошо, - ответил ангел, - Бог проявит к тебе великую свою милость". Оказавшись опять на своем болезненном ложе, страдалец, с той поры уже с кротостью терпел свои страдания, помня адские ужасы, где несравненно хуже”. Примите это, как вам хочется. Хотите - как притчу. Хотите - как подлинный случай. Но вот это то, куда мы идем, если мы не идем шестым шагом. И поэтому существует этот жесткий выбор, абсолютный выбор налево или направо. Вот, осознав, выбирайте. Кстати, наркоманы это довольно четко осознают. Если этого выбора не происходит, то они просто не идут никуда. Какое-то время метаясь, они опять оказываются в ситуации необходимости выбора. Они просто продлевают свои страдания и больше ничего. Вот поэтому такие жесткие формулировки шагов. Поэтому так абсолютен этот выбор. И при этом, когда мы отдаем свои недостатки Богу как мы Его понимаем, мы отдаем их Тому, Кто принимает нас такими, какие мы есть. Мы говорили с вами об образе Бога как мы Его понимаем, и я хочу вам привести еще один пример. Один мой пациент недавно сказал удивительную вещь. Он считает себя человеком неверующим, по крайней мере не христианином, и не нашедшим Бога, но он сказал, что есть вещи, в которые он верит. И когда я спросила: "Что это?", он произнес буквально следующую фразу: "Это человек и природа, но человек вот не такой человек - человек. То в нем, что есть Человек. И природа, которая..." Я спросила: "Какое чувство у тебя есть? Ты не можешь найти слов. Какое это?" "Величественное". Если говорить нашим языком, он говорит не о человеке, а об образе Божьем в человеке. Правда? И он говорит не о природе, которая - землетрясение и прочее, а о величии творения Божьего. Так или не так? Другим языком говорит совершенно о тех же самых вещах. Так вот мы передаем это, явно или неявно по нашему разумению воспринимаемому Богу, но Тому, Кто любит нас и принимает нас с нашими недостатками вместе такими какие мы есть. Так же как вы любите ваших детей с грязными ногтями, с оттопыренными ушами, с двойками в кармане, со всем на свете. Кстати, наркоманов тоже любите? Не беленьких, а черненьких, сегодня употребляющих. Так вот, коль скоро вы любите ваших детей, то ведь и Он нас любит, тем более Он нас любит такими как мы есть. И потому можем не прятаться. Потому можем не скрывать вот эти какие-то гадости, а просто вот как наши дети иногда рискуют подойти к нам в том виде, в котором они есть, также и мы можем рискнуть передать Богу свои недостатки такими, какие мы есть. И поэтому готовность на самом деле, как еще одно определение, это наша просто способность довериться этой любви. Вот как наши дети доверяют нашей любви, так мы можем довериться любви Бога как мы Его понимаем. И вот согласны ли мы пустить Его в свою жизнь? Готова ли я вместе с Богом делать свое дело в жизни и добрые дела, успехи, и в несчастьях своих быть вместе с Ним? И тогда совершенно по-другому звучит девиз Ал-Анона, который я недавно вам уже упоминала, когда говорила во втором шаге о том, как отпустить. Да? Я писала вам вот такую фразу: "Отпусти. Дай уйти. Перестань удерживать свои недостатки и позволь Богу что-то с ними сделать. Позволь действовать Богу в твоей жизни. Отпусти. И да поможет тебе Бог. Пусть все идет как идет, и да поможет тебе Бог" Вот тот девиз, который вы так часто слышите на группах Ал-Анон, он вот здесь приобретает совершенно иной смысл. Когда я понимаю, что мое вранье, моя попытка быть спасателем в чьей-то чужой жизни, навязывая им свою роль спасателя, мешая им действовать в своей собственной жизни, когда я понимаю, что все эти недостатки не мои, я позволяю им уйти, отпускаю их, отпустить, let go. Когда я позволяю им уйти, вот тогда Бог начинает на свободном месте действовать в моей жизни. Я позволяю Ему быть в моей жизни. Если это происходит, если человек начинает видеть самого себя со своими недостатками, оставлять в жизни место для того, чтобы Бог действовал там. Когда идет этот процесс, то человек удивительным образом начинает меняться. Например, был такой очень неуверенный в себе человек, теряющий представление о том, что он вообще чего-то стоит, думающий, что он очень плохой и вообще никакой, у него нет своего лица и вообще он весь фальшивка. И спустя какое-то время он превращается в достойного человека. У него есть достоинство, которое было ему дано, и которое он теперь с радостью выращивает. Был контролер, который всех контролировал кругом, все устраивал, всем прописывал как им нужно жить. Глядишь, спустя какое-то время, он живет своей собственной жизнью в мире и в радости со всеми остальными людьми, а другие люди устраивают свою жизнь самостоятельно. Он перестал себя приносить в жертву другим, а другие теперь сами замечательно живут. Вот как-то постепенно начинает этот процесс выравниваться. Это удивительно.

Еще один образ готовности. Если я могу сказать, что мои недостатки, мои изъяны - это короста какая-то на мне, это то, что не мое, то, что мне не принадлежит, то вот как струп, болячка. Я хочу чтобы болячка ушла с моей кожи. Я должна снизу вырастить новую молоденькую здоровую кожицу и только тогда болячка эта отпадет и новая не нарастет. Готовность моя состоит в том, чтобы выращивать эту здоровую кожицу для того, чтобы болячка могла уйти. Кстати, кто выращивает? Бог, конечно. Возьмем очень конкретный пример. Предположим, я жадный человек. И мне очень трудно расстаться с каким-то с трудом накопленным добром, и мне хочется загребать под себя все больше и больше и больше. Так вот в шестом шаге я просто задаю себе вопрос: А что я боюсь потерять, если я перестану быть жадной? Если я перестану грести все под себя, что будет тогда? Какие-то вещи я, наверное, не приобрету. И что будет тогда? Какие-то вещи уплывут из моих рук. Уже, вроде бы были в руках, и уплывут. Что будет тогда? С чем я останусь? Останется ли что-нибудь в моей жизни достаточное для того, чтобы со мной было все в порядке? У меня есть очень простой пример. Мне очень трудно перестать контролировать эту программу, потому что я здесь руководитель и мне нужно на все наложить свою лапу, и чтобы все бегали так, чтобы я видела, что здесь происходит. И если я в какой-то момент отвожу взгляд, то у меня впечатление, что все рассыпается. Мне нужно скорей опять посмотреть, все ли в порядке. И каждый раз когда я прихожу на работу, первый мой вопрос бывает не "Здравствуйте", а "Все ли у нас в порядке? Что происходит? Как наши “детки?". Так вот -взять и уехать на три дня. Ну что будет, если я перестану контролировать "Зебру"? И представьте себе, что все будет хорошо. Никто не пропадет, никто не натворит какой-то беды, все будут замечательно работать, потому что у меня замечательная команда. Все будет хорошо. Вот задать себе этот вопрос и уехать на три дня, но сначала задать себе этот вопрос: А что будет? Вот, скажем, я нечестный человек, я все время вру, я все время попадаю в какие-то странные истории, потому что я там наврала, этому надо помнить, что я сказала, там что-то такое вдруг слетело с языка. Так вот, если я буду говорить правду, то что со мной будет? Что было бы, если бы я сегодня сказала правду? Что будет, если я буду говорить правду? Вот это тот вопрос, который задает себе человек в шестом шаге, пытаясь разобраться, что он будет делать с этим недостатком. Может быть самый страшный недостаток - гордыня, такая уверенность в своей правоте, потребность всеми руководить и подавлять. Кстати сказать, то, что я сейчас про "Зебру" говорила, это оттуда. Так вот когда я обнаруживаю в себе этот недостаток, с чем он связан, зачем он мне нужен? Почему мне нужно утверждать себя? Чего я боюсь? Неспособность отдать другим то, что есть у меня. Жадность своего рода. И что будет, если я все-таки отдам? Вот интересно, приеду я через три дня и обнаружу, что "Зебра" не развалилась. Как я себя буду чувствовать? Будет мне хорошо от этого или плохо? К счастью, хорошо будет, да. Таким образом задавая себе эти вопросы и получая для себя самой на них ответы, я готовлю почву и позволяю своим недостаткам уйти, как бы отпускаю их от себя. И понятно совершенно, что как бы я не пыталась вычислить все свои недостатки, все равно какие-то вещи я пропущу. Именно поэтому я не собираюсь стать святой непосредственно после шестого шага, или после девятого или после двенадцатого. Но я призвана к этому и поэтому каждый раз когда я буду промахиваться, каждый раз когда я буду ошибаться, я буду видеть эту ошибку и возвращать себя на путь. Знаете, большинство Евангелий было написано на греческом языке. Есть несколько слов, обозначающих грех и самое часто употребляемое слово, это «амартия». «Амартия» по-гречески - это буквально: "промах". Промах мимо мишени. Вот человек стреляет из мишени и все время попадает, попадает, попадает, и вдруг промах. Вот этот промах с греческого языка переводится как грех. Так вот если я промахнусь, я увижу, что я промахнулась и буду возвращать себя назад к мишени. И вот отсюда замечательный, любимый мною лозунг Программы Двенадцать Шагов: возвращайся. Возвращайся, как бы ты не потерялся. Возвращайся, как бы ты не ошибся, что бы с тобой не произошло. Возвращайся, потому что есть мишень, по которой ты по- прежнему можешь стрелять. Есть путь, по которому ты по прежнему можешь идти. И ты всегда можешь вернуться до тех пор, пока ты жив.

Вот в этом смысл, на мой взгляд, основной смысл шестого шага. И теперь я начну рассказ о седьмом шаге. После того, как я полностью подготовила себя к тому, чтобы Бог избавил меня от моих недостатков... А, кстати, вы обратили внимание, что мы уже давно не говорим о наших наркоманах? Что мы занимаемся своим собственным путем выздоровления? И не знаю как вы, а я довольно комфортно себя чувствую. В том, что с моими близкими происходят какие-то беды, меня очень трогает, но вот сейчас я готова заниматься своими собственными бедами для того, чтобы быть в помощь им. Так вот когда я подготовила себя к тому, чтобы Бог избавил меня от всех моих недостатков, причем подготовила полностью, тогда я просто начинаю просить Его, и не как-нибудь, а смиренно, исправить эти мои изъяны. Когда я отпустила их от себя, Он может их забрать и это не будет с кровью. Как молодая кожица выросла под болячкой, болячка может отвалиться и при этом не будет опять кровотечения, не будет опять новой болячки после этого.

Давайте опять по словам. Смиренно. Что такое смиренно? С миром в сердце, это очень точно. Скажите мне, а вот когда вы воспитывали ваших маленьких детей, чего вам больше всего хотелось в то время, когда им было четыре-пять лет? Послушания. Хотелось, чтобы они слушались. Вот смирение - это послушание. Это согласие с волей Божьей в моей жизни. С миром принятие этой воли. Через людей это дается или нет - я ее принимаю и ее слушаюсь. Вы знаете, это потрясающая вещь. Я выяснила для себя это совсем недавно. Может быть вы счастливее меня в этом смысле. А вы этого не знаете, то попробуйте. Попробуйте послушаться кого-то сейчас во взрослом состоянии. Просто послушайтесь. Вам посоветовали что-нибудь, рискните выполнить совет и посмотрите, что будет. Это не значит, что вы всем советам должны следовать. Нет, конечно. Должна быть какая-то критика. Но вот ощутите хотя бы один раз это счастье послушания. Когда вам сказано идти сюда и вы не пытаетесь просчитывать, а что будет, если...; а вот как же так; а вот мне хочется туда. Нет, делай так - и вы делаете так. Это покой и мир в душе. Послушание. Кто из вас паломничал в монастырях, вы вспомните это чувство. Когда вы приезжаете в монастырь и дальше то, что там будет происходить зависит не от вас, а от тех людей, которые будут вас направлять. И вот вам сказано: сегодня вы чистите картошку. Вы идете чистить картошку. И вы не думаете: "Вот как же так я сегодня туда не сходила, этого не сделала. В храме не помолилась...»Нет, вам велено - и вы делаете. Какое счастье чистить картошку! Во славу Божью. Так вот с миром, с душевным покоем мы делаем две вещи: с миром, в молитве, между прочим, и по нашей собственной Ал-Аноновской молитве. Боже, дай мне разум и душевный покой... Мы делаем две вещи, которые там сказаны. Мы принимаем то, что мы не в силах изменить. Значит вот просто то, что не в нашей власти, мы спокойно с миром в душе берем в эту душу и с этим живем. Самый точный, для меня, образец принятия я вам сейчас опять прочту. Лк:2. Речь идет о рождении Христа. И вот пастухи пришли посмотреть на младенца Иисуса и воздать ему славу. И дальше я читаю: "И поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа и младенца, лежащего в яслях. Увидевши, рассказали о том, что им было возвещено о младенце сем, что это Христос Господь. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи." А дальше слушайте внимательно. "А Мария сохраняла все слова сии, слагая их в сердце своем". Представьте себе эту женщину. У нее родился младенец, про которого сказали, что это Бог и это невероятно. Это произошло в пещере, где держали скот. Она положила младенца в ясли, кормушку для скота. И вдруг, приходят пастухи, много народу и рассказывают, что вот явился ангел Господень, возвестивший, что это родился Господь Бог. А она, вместо того, чтобы волноваться, возражать, беспокоиться, бояться... Бояться в первую очередь. Она просто слагала это все в сердце своем. Просто вот брала и клала сюда в душу, принимая это так, как это есть. И еще тоже про нее. И тоже у ев. Луки. Есть такая фраза, что, когда Архангел Гавриил возвестил ей, что она родит сына и сын этот будет Богом. Она в ответ ему говорит: "Се раба Господня, да будет мне по глаголу твоему", т.е. я раба Божья и пусть будет так, как ты говоришь. Вот такая спокойная, удивительно спокойная. Мы привыкли к этому, мы читаем Евангелие всю жизнь. Слышали, по крайней мере о нем всю жизнь. А ведь это потрясающая человеческая позиция. Она просто согласилась с этим и все. Приняла это, слагая это в сердце своем - вот это позиция принятия. И человек, который принимает то, что дает ему Бог, принимает это спокойно, даже если ему это не нравится. Потому что он верит в то, что Бог любит его и что в конечном счете все будет к добру. Вот то, что должно произойти, он согласен с этим, он принимает это, и если это правда, пусть будет так, значит это так. У вас был в жизни хоть один случай, когда вы так приняли какую-то новость? Был. Это вот те самые минуты святости. Вы должны это про себя знать. Это вот тот самый высший полет. И тогда, если мы принимаем то, что дает Бог, мы позволяем Богу действовать в нашей жизни. И тогда мы можем просить Его о чем-то. Понимаете для того, чтобы просить, нам нужно от чего-то оттолкнуться, создать какой-то фундамент в нашей душе. И вот этот фундамент создается как раз принятием.

И вторая стрелочка. Что мы еще можем сделать? Мы меняем, сами меняем что-то в своей жизни. Мы просим у Бога мужества для этого. Помните: дай мне мужества изменить то, что могу. Менять трудно, трудно преодолевать страх. Потому что здесь нам предстоят серьезные усилия, чтобы что-то переделывать в нашей жизни, но вот здесь уместна фраза, над которой я так часто смеюсь: «Кто, если не я?» Если вы в какой-то момент осознаете, что вам дано сделать то, что никто другой не может сделать. Именно вы, именно сейчас должны это сделать, то тогда вам дается мужество, чтобы это совершить. Кто, если не я? Вот это позволяет вам совершить то действие, которое вам на самом деле дано совершить. Вам дано, скажем, мужество принять решение. Это может сделать только сам человек. Мы не можем отпустить это на волю Божью, чтобы решение само как-то образовалось в нашей душе. Мы должны принять его сами. Вот подготовили себя к тому, чтобы недостатки ушли. Приняли решение поручить нашу волю и жизнь... Пришли к убеждению. Признали. Это все некое решение. Это только наша функция. Бог вместо нас этого сделать не может. Другое дело, что мы можем принять неверное решение, тогда Он будет нам показывать, что оно неверное. Но все же решиться можем только мы сами.

И вот когда мы разделили все вещи в нашей жизни, которые нам нужно сделать, на те, которые нам просто придется принять, и те, которые мы должны менять, потому что кроме нас их никто не может сделать. Вот тогда мы просим Бога о том, чтобы все кончилось хорошо. О том, чтобы изъяны наши ушли из жизни. О том, чтобы путь наш был может быть и не легким, но все же привел нас туда, куда он должен привести. Мы просим Его о милости, о том, чтобы Он дал нам подарок. Те из вас, кто не христиане или не читают Евангелие, я уверена, что у вас тоже есть внутреннее ощущение, что если вы будете просить, достаточно хорошо, все равно вам это дадут. Если как следует просить, то вам это будет дано. Кстати, есть опыт из детства. Если какие-то вещи вам были очень нужны в детстве, то были такие моменты, когда вам их давали. Не всегда, но было так, что вам удавалось допроситься. И те из вас, кто читают Евангелие, знают, что все Евангелие пронизано вот этими фразами: просите и дано вам будет. Стучите и отворят вам. Просите и дано вам будет, потому что просящему дают - если мы просим то, что надо просить. Не то, что только хочется, а то, что нам действительно нужно иметь в нашей жизни, нам точно это будет дано и мы можем не заботиться о том, чтобы во что бы то ни стало достичь этого самостоятельно. В чем реально выражается смирение в нашей жизни? В поступках. Опять в том, что мы делаем. Вот пример опять из детства: как слушается ребенок. Он слушает то, что мама говорит. Мама, например, говорит: "Не поднимай телефонную трубку". Он слушает это и не поднимает телефонную трубку. Он послушался. Вот это и есть смирение. Так вот если мы слушаем волю Божью, если мы слушаем других людей, без попытки навязать им свое мнение, без попытки того, чтобы убедить их в том, что мы правы и мы точно знаем как надо действовать, только почему-то нам нужно их согласие для этого. Как вы разговариваете с людьми? Половите себя на этом. Вот что-то говорите вы, что-то говорит другой человек. Когда другой человек говорит, о чем вы думаете? Выстраиваете свою следующую фразу? Или думаете, о чем я еще не сказала, когда говорила сама. Или выстраиваете возражение тому, что говорит он? Что вы делаете в этот момент? Или вам вообще не интересно, что он говорит, вы просто уже точно знаете, что скажет дальше и ждете этого момента? Что с вами происходит, когда вы слушаете другого человека? Или вы действительно стараетесь его понять? Я как-то вам упоминала и еще раз скажу сейчас. Есть такое смешное упражнение. Скажем, мама с сыном поссорились на какую-то тему. Они выясняют отношения. Для того чтобы выяснение отношений было продуктивным, есть такая техника. Сын высказывает то, что ему не нравится. И мама не возражает ему до тех пор, пока в точности не повторит все то, что сын сказал. Когда она все это повторила, и сын с этом согласился, она имеет право возражать. Казалось бы, очень просто. Слушай все, что тебе скажут. Воспроизведи. Можно кратко. Можно полно - и отвечай. Так вот ничего подобного. Сначала они сидят и каждый поет свою песенку. Мама не может возразить, потому что она никак не в состоянии повторить то, что сын говорит. Сын раз, другой, третий говорит, а мама не может повторить. Она не привыкла его слушать совершенно. И вот научившись только в процессе упражнения, ей удается это воспроизвести с третьего, с четвертого захода. После этого она только возражает. Теперь та же самая ситуация с сыном. Он не может повторить то, что мама говорит. И, между прочим, если это делается честно, то в процессе того, как они вот так повторяют, уходит вся злость, вся боль, весь страх, все то, что обычно сопровождает выяснение отношений. Просто они договариваются до каких-то разумных решений. Так вот слышите ли вы другого человека? Это вопрос, и не простой. Как вы стоите в очереди? Это очень понятно. Это такой советский образ. Вот стоят три человека. Я подхожу и спрашиваю: "Кто последний?" Или вообще не спрашиваю. Встаю в «хвост». Это нормально. Очередь движется. Все переступают ножками. Я переступаю в след за ними, в конце концов подхожу к кассе, расплачиваюсь и ухожу. Все очень хорошо. А вот представьте себе, если они стоят не в затылок. Они стоят толпой. И их не три человека, а восемь. Некоторым обязательно нужно выстроить их в затылок и еще сказать: "Ты за кем стоял? А ты вот тут не стоял. А я вот тут все равно буду пролезать." И если вы не сможете их выстроить, а такое бывает, вы чувствуете сильное напряжение. Кстати, вам приходилось считать: "Восемь, а я девятая?" Не важно сколько их там, восемь, девять, пятнадцать, сто, а вот все, что перед вами, они перед вами. Пусть они пройдут, а потом придет ваша очередь. Это очень тяжело. А ведь это момент смирения. Я пришла, а они все передо мной. Вот они идут и идут, а я не спрашиваю, кто за кем стоит. А вот этот без очереди лезет или с очередью. Колбаса кончилась. Беда какая... Колбаса кончилась - это тоже то, что мне дано в этот момент. Мне дано, что колбаса мне не достанется, а мне во что бы то ни стало нужно пролезть первой и так чтобы не досталось тому, кто пришел передо мной... не смирение. Еще один пример очень живой. Вы думаете как вам надо поступить. Ехать на дачу, не ехать на дачу? Покупать новый велосипед, не покупать. Блины печь сегодня вечером или отбивные жарить. Как вы решаете этот вопрос? Вот вы приходите к своему мужу и спрашиваете: "Что ты хочешь, блины или жареную картошку?" Вот попробуйте поймать себя на том, что, если вы в тот момент осознаете, что вы тоже чего-то хотите. Он хочет блины. А если в тот момент я каким-то случаем вдруг соображу, что я- то хочу на самом деле картошку. И приду к нему и спрошу: "Ты чего хочешь?" Что будет в этот момент? Буду ли я ему говорить, что картошки давно не ели, а вот блины ели вчера. Ну ты, конечно, как хочешь, но картошку-то очень хочется. Как вы принимаете ваше решение? Если уже сформировалось какое-то ваше собственное мнение - как вы принимаете решение? Причем понятно, что картошка и блины - это пустяки. А решение, которое вам чего-то стоит, которое может быть неверным. Хватит ли у вас смирения не вдалбливать в другого человека ваше собственное единственно правильное решение? Вот ответом на все эти вопросы и является то, есть ли у вас смирение или нет. И когда вы это осознаете, вот опять вопрос: хотите ли вы быть такими? Если вы действительно считаете, что ваше решение всегда самое правильное, то кто вы тогда? Великий учитель и вождь всех времен и народов. Можно посмеяться над этим. Можно испугаться этого. Можно в ужасе подумать, куда я могу затащить своих родственников, если я их буду вести своим путем, а у них совершенно другие. Скажем, я буду из него делать обязательно человека своей профессии, а он, может, хочет совсем наоборот, например собак разводить. Где мое смирение? Хочу ли я быть смиренным человеком?

А седьмой шаг все-таки делается именно со смирением, и тогда меняется ракурс. Я, вместо того, чтобы втискивать свою собственную волю в любую жизненную ситуацию, я начинаю искать волю Бога в своих жизненных обстоятельствах. Вот опять Бог плюс я. Я начинаю искать волю Бога. Где она? А потом выстроить свою волю в соответствии с этим. И тогда у меня образуется внутренняя тишина, покой, смирение. И тогда я начинаю практиковать это смирение в своей жизни. Попробуйте смиренно прожить один день. Один. Посмотрите, что из этого выйдет. Как вы будете себя чувствовать? Что будет в жизни при этом происходить? И вместо единичных случаев, когда я вдруг обнаружила волю Бога и обнаружила, что при этом моя воля совпала с ней и получился такой замечательный результат, я начинаю систематически выстраивать это. Так, чтобы было часто так. Это входит в некоторую систему жизни. Мне приходилось видеть смиренных людей, радость такая в моей жизни была. Вы знаете, они счастливы. Они живут легко и для себя и для других людей. Их любят, они ясные такие. Хочется идти вслед за ними. Давайте еще раз вспомним то, что в молитве, в какой-то момент было так, что вы ощутили, что все будет хорошо, вы ощутили чье-то присутствие. Не в любое время это бывает, и не по вашему выбору, вы не можете настроить себя так, чтобы вы ощутили это присутствие, но иногда это бывает. И тогда возникает четкое и ясное ощущение, что все будет хорошо. У меня был такой случай. Когда моя дочь была помладше, чем сейчас и устраивала разнообразные фокусы, однажды она пропала на довольно долгий срок и я знала, что она находится в тех местах, где пропадать совсем нельзя. Это очень опасно. И я стала в ужасе звонить своим подругам, чтобы они меня как-то поддержали. Мне даже не пришла в голову мысль о молитве. И одна из них сказала мне: "Знаешь, может быть тебе надо помолиться? Потому что это единственное, что ты сейчас можешь сделать." Я шла путем первым - я вынуждена была принять тот факт, что она пропала. И вот я помню, как я бухнулась перед иконой на колени и стала ни правильно, ни внятно, а из сердца какая-то молитва и пошла и пошла, и я стала спутанным запинающимся языком просить и Бога, и Николая Угодника, и Богородицу, и всех, всех, всех, чтобы беды с ней не случилось, только чтобы все было хорошо, чтобы она вернулась, больше ничего не надо. Чтобы все было хорошо. И вот в какой-то момент я поняла, что все. Порядок. Я совершенно спокойная встала с колен. Я стала заниматься своими делами, и через два часа она приехала. У меня было четкое ощущение, что все будет хорошо. Бывало у вас такое?

Но вот таким же образом в какой-то момент вдруг вы обнаружите, что ваши недостатки взяли, да ушли. Они вам больше не нужны. Вы больше с ними не возитесь. Они больше за вас не цепляются и крючка в вас больше нет. Они взяли и ушли, и вы просто не врете. И вам совершенно не нужно, там скажем, заставлять другого человека вести себя так, как вам хочется. Вы просто обретаете свободу. Чувство свободы - это то, что бывает в результате седьмого шага. Итак, что человек делает, когда ему нужно принять какое-то решение? Сначала, самым честным образом, сколько хватает его честности, а она уже накоплена, был четвертый шаг, был пятый, шестой... Вот сколько уже накоплено ума, честности, доброй совести, человек продумывает вопрос с разных точек зрения, проговаривает его с теми людьми, которым он доверяет. Ему нужно принять решение и он ищет. Ищет вот этой воли Божьей для себя. И не ждет он, что ему явится обязательно какой-нибудь умница, который скажет: "Вот, действуй так" - он должен будет пойти этим путем. А просто у каждого человека есть внутреннее чувство правды. И если достаточно долго спрашивать, то вот это чувство правды в конце концов начинает говорить - или это помощь нам? - и человек понимает, как на самом деле ему надо поступить. А затем человек уже не просит Бога, чтобы было так или сяк, а он просто встает перед Ним и говорит: "Сделай так, как Ты хочешь. Вот как правильно, так и сделай, а я готова буду принять любое Твое решение". Он молится и слушает Его. И даже, если Его воля пойдет наперекор моей, даже если это будет наперекор всему тому, о чем я мечтаю, чего я хочу, но пусть она все равно будет, потому что я верю в то, что это воля Божья и значит она направлена на добро.

Мы продолжим рассмотрение седьмого шага в следующий раз, спасибо.



poyasnitelnaya-zapiska-prirodovedenie-5-klass-na-izuchenie-v-5-klasse-prirodovedeniya-v-uchebnom-plane-videleno-70ch-2-ch-v-nedelyu-stranica-3.html
poyasnitelnaya-zapiska-prirodovedenie.html
poyasnitelnaya-zapiska-programma-disciplini-bankovskoe-delo.html
poyasnitelnaya-zapiska-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-volshebnij-mir-origami.html
poyasnitelnaya-zapiska-programma-elektivnogo-kursa-rasschitana-na-uchashihsya-devyatih-klassov.html
poyasnitelnaya-zapiska-programma-i-tematicheskoe-planirovanie-kursa-istoriya-drevnego-mira-5-klass-stranica-2.html
  • student.bystrickaya.ru/18-dva-mesyaca-spustya-sofi-kinsella-shopogolik-na-manhettene.html
  • lecture.bystrickaya.ru/66-posmotrite-na-spisok-hobbi-i-sposobov-provedeniya-vremeni-i-skazhite-kakie-iz-nih.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3tolstuha-irvin-yalom-lechenie-ot-lyubvi-i-drugie-psihoterapevticheskie-novelli.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nachalo-otechestvennoj-biblejskoj-tradicii-voshodit-k-slavyanskomu-perevodu-svyashennogo-pisaniya-vipolnennomu-svv-bratyami-kirillom-i-mefodiem-vo-vtoroj-polovine.html
  • college.bystrickaya.ru/1-organizacionno-pravovoe-obespechenie-obrazovatelnoj-deyatelnosti-stranica-12.html
  • report.bystrickaya.ru/iya-effektivnosti-raboti-gosudarstvennoj-sluzhbi-v-celom-gosudarstvennaya-sluzhba-nuzhdaetsya-v-kvalificirovannih-specialistah-psihologah-kotorie-mogut-obespechit-p-stranica-3.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-yurij-nikitin.html
  • tasks.bystrickaya.ru/22-kompleksnij-analiz-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya-proekta.html
  • lesson.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-urovnyupodgotovki-vipusknikov-reshenie-uchenogo-soveta-rgsu-ot-24.html
  • report.bystrickaya.ru/instrukciya-uchastnikam-otkritogo-konkursa-na-dokumentosnabzhenie-biblioteki-gou-vpo-arhangelskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet-stranica-11.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-ufa-2009-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasneniya-prepodavatelyu-leningradskaya-organizaciya-vsesoyuznogo-dobrovolnogo-obshestva-borbi-za-trezvost-vsesoyuznoe.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-obrazovatelnie-tehnologii-81-metodicheskie-rekomendacii-prepodavatelyu.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-chto-aloe-vera-mozhet-sdelat-dlya-vas-aloe-vera-bezmolvnij-prirodnij-celitel.html
  • universitet.bystrickaya.ru/srednevekovya-slovosochetanie-srednie-veka-stranica-3.html
  • report.bystrickaya.ru/kemerovskaya-oblast-glava-fiziko-geograficheskoe-polozhenie-kemerovskoj-oblasti.html
  • school.bystrickaya.ru/avtomatizirovannaya-sistema-raspredeleniya-mest-i-ocenok-kachestva-olimpiadnih-zadanij-chast-12.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-biologiya-dlya-specialnosti-060201-stomatologiya-kvalifikaciya-specialist-forma-obucheniya-ochnaya-kafedra-biologii-i-genetiki.html
  • student.bystrickaya.ru/-1-metodicheskoe-poznanie-i-tehnologii-tochnost-nauki-strogost-filosofii-i-mudrost-religii.html
  • tests.bystrickaya.ru/kudryavcev-g-g-m-77-mishel-monten-opiti-izbrannie-proizvedeniya-v-3-h-tomah-tom-per-s-fr-stranica-12.html
  • education.bystrickaya.ru/-6-funkcii-prava-predislovie.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravila-ii-vselenskogo-sobora-pravila-efesskogo-sobora-iv-vselenskij-sobor-451-g-pravila-trullskogo-sobora-ii-nikejskij-sobor-pravila-pomestnih-soborov-pravila-svyatih-otcov-stranica-22.html
  • letter.bystrickaya.ru/nejropsihologicheskie-osobennosti-lic-s-deviantnim-seksualnim-povedeniem-chast-5.html
  • klass.bystrickaya.ru/8-voprosi-dlya-podgotovki-k-ekzamenu-iili-zachetu-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080401-tovarovedenie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-kursu-elementi-i-ustrojstva-sistem-upravleniya-dlya-studentov-specialnosti-53-01-07-informacionnie-tehnologii-i-upravlenie-v-tehnicheskih-sistemah-stranica-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kursa-anglijskij-yazik-delovaya-korrespondenciya-na-inostrannom-yazike-iekonomicheskij-perevod-specialnost-060400-finansi-i-kredit-stranica-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-meropriyatiya.html
  • writing.bystrickaya.ru/kriminalisticheskoe-issledovanie-vzrivchatih-veshestv-vzrivnih-ustrojstv-imitiruyushih-ih-predmetov-i-sledov-vzriva.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-religii-budet-dumat-chto-on-tem-sluzhit-bogu-in-16-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-i-priroda-detstva-i-ego-periodizaciya-d-b-elkonin-izbrannie-psihologicheskie-trudi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soderzhanie-po-ustavu.html
  • essay.bystrickaya.ru/dvizhenie-za-kommunisticheskij-trud-nagradi-pooshreniya-ot-ter-avanesova-i-dr-1974g.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-mehanika-gruntov-osnovaniya-i-fundamenti.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologiya-emocij-ya-znayu-chto-ti-chuvstvuesh.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kniga-rasschitana-na-shirokij-krug-chitatelej-i-professionalov-ekstrasensoriki-tonkoj-energetiki-stranica-29.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.