.RU

Программа экспериментального исследования II - страница 2




Результаты, полученные при проведении анкетирования, представлены в приложении 2. Для нахождения вербального эквивалента представления о гармоничном человеке, находящегося в языковой компетенции детей младшего подросткового возраста, использовался первый вопрос в анкете, на который отвечали дети («Найдите синоним к словосочетанию «гармоничный человек»). Ответы испытуемых были объемными, содержащими в себе совокупность различных, перетекающих один в другой представлений.

Поскольку в ответах детей невозможно было вычленить ведущий синоним к словосочетанию «гармоничный человек», то высказывания были разбиты на самостоятельные составляющие и подсчитаны каждый отдельно. Из диаграммы видно, что наиболее часто встречающимися синонимами являются словосочетания «нормальный человек», «хороший человек».


Результаты, полученные при анализе первого вопроса анкеты.

Рис.1



Для того чтобы определить соотношение между представлениями о хорошем и нормальном человеке у детей младшего подросткового возраста, анализировались последние четыре вопроса анкеты, использовался метод ранговой корреляции (коэффициент Спирмена и Кэнделла). Два вопроса в анкете раскрывали представления о нормальном человеке и два – о хорошем. Поэтому ответы на эти вопросы были разбиты на две группы: нормальный человек и хороший человек и просуммированы по каждой группе. Варианты ответов (признаков), предлагаемые на выбор детям, распределились по двум группам, следующим образом:

Результаты анкетирования, полученные в ходе проведения исследования.

Таблица 2




Количество ответов

Ответы

Нормальный человек

Хороший человек

1 Добрый

20

17

2. Умеет дружить

12

12

3.Спокойный

15

17

4. Умный

12

13

5. Честный

15

16

6. Способный помочь в трудную минуту

18

20

7. Хорошо себя ведет

18

20

8. Не обижающий других

15

13

9. Понимающий

20

20

10. Воспитанный

18

16

11. Общительный

14

15

12. Уважает других людей

17

17

13. Любит учиться

20

22

14. Любит близких людей и себя

4

0

15. Справедливый

0

3

16. Имеет собственное мнение

0

0

17. Не имеет вредных привычек

0

4

18. Уверенный в себе

0

0

19. Не придаст в трудную минуту

0

0

20. Дружелюбный

2

0

21. Мудрый

0

0


Данные признаки не поддаются количественной оценке, мы назовем их объектами, расположим по порядку и присвоим каждому из них порядковый номер, который назовем рангом. Корреляция между рангами более точно отражает соотношение между представлениями о нормальном и хорошем человеке.

Из данной таблицы видно, что невозможно установить ранговое различие нескольких объектов. Например, в группе ответов, относящихся к нормальному человеку, нельзя установить ранговое различие 1, 9, 13 объектов; 2 и 4; 6, 7, 10 и т.д. Поэтому такие объекты мы назовем связанными. В этом случае объектам приписывается средний ранг. Например, если связанными являются объекты 4 5, то им приписывают ранг 4.5; если связанными являются объекты 1, 2, 3, 4 и 5, то их средний ранг (1+2+3+4+5)/5=3. Сумма рангов связанных объектов должна быть равна сумме рангов при ранжировании без связей.

Коэффициент Кэнделла считается по следующей формуле:


s

v n(n-1)/2-T v n(n-1)/2-U .

1) s = х’y’.

Для того, чтобы найти x’y’ необходимо составить две последовательности. Последовательность Х – объекты, относящиеся к группе нормальный человек, последовательность Y – объекты, относящиеся к группе хороший человек. Составляется по табл.

Последовательность X и Y.

Таблица 3

X

20

12

15

12

15

18

18

15

20

18

14

17

20

4

0

0

0

0

0

2

0

Y

17

12

17

13

16

20

20

13

20

16

15

17

22

0

3

0

4

0

0

0

0

.

Введем следующую меру различия между объектами: будем считать x’=+1, если ij. Соответственно y’=+1, если ij, i=j, если x’=0 (или y’=0). Рассмотрим каждую последовательность отдельно. В последовательности X в первой паре элементов – 20;12 припишем значение -1, поскольку i>j, во второй паре 20;15 также припишем значение -1, в паре 12;15 получится +1, так как i
Пример перебора элементов последовательности X и Y.

Таблица 4

X

x’

Y

y’

x’y’

20;12

-1

17;12

-1

+1

20;15

-1

17;17

0

0

20;12

-1

17;13

-1

+1

20;15

-1

17;16

+1

-1

20;18

-1

17;20

+1

-1

…и т.д.




…и т.д.







20;0

-1

17;0

-1

+1

12;15

+1

12;17

+1

+1

12;12

0

12;13

+1

0

… и т.д.




…и т.д.



















+1


2) T= t t(t-1)/2, U=u u(u-1), где t и u число связанных пар в последовательности.

3) n – количество рангов.

Коэффициент Спирмэна считается по следующей формуле:

(n3-n)/6 – (T+U) – d2

v (n3-n)/6-2T v (n3-n)/6-2U .

1) d= X-Y, соответственно d2=…(X-Y)2.

2) T= t (t3-t)/12, U=u (u3-u), где t и u число связанных пар в последовательности.

3) n – количество рангов.

Для решения поставленной задачи была разработана программа для компьютера на языке С.

Данные, полученные при решении задачи.

Count = 21


Таблица 5

Последовательности X, Y, ранги.


Последовательность X

20

19.00

20.00

12

9.00

9.50

15

13.00

13.00

12

10.00

9.50

15

14.00

13.00

18

18.00

17.00

18

17.00

17.00

15

12.00

13.00

20

21.00

20.00

18

16.00

17.00

14

11.00

11.00

17

15.00

15.00

20

20.00

20.00

4

8.00

8.00

0

1.00

3.50

0

2.00

3.50

0

3.00

3.50

0

4.00

3.50

0

5.00

3.50

2

7.00

7.00

0

6.00

3.50



Последовательность Y

17

17.00

16.00

12

9.00

9.00

17

15.00

16.00

13

11.00

10.50

16

14.00

13.50

20

20.00

19.00

20

18.00

19.00

13

10.00

10.50

20

19.00

19.00

16

13.00

13.50

15

12.00

12.00

17

16.00

16.00

22

21.00

21.00

0

1.00

3.50

3

7.00

7.00

0

2.00

3.50

4

8.00

8.00

0

3.00

3.50

0

4.00

3.50

0

5.00

3.00

0

6.00

3.50


1 колонки – последовательности X,Y.

2 колонки – ранги без учета связанных объектов (средних рангов).

3 колонки – ранги с учетом связанных объектов (средних рангов).

tRo = 24.00

uRo = 22.50

Sum_d2 = 122.00

Speerman's correlation coefficient = 0.918

tTau = 25.00

uTau = 23.00

Sxy = 151.00

Candell's correlation coefficient = 0.812

Итак, можно сделать вывод, что представления о нормальном человеке и хорошем человеке в достаточной мере схожи.


Для того, чтобы определить содержание аналога представлений о гармоничном человеке анализировались результаты проведения коммуникативных взаимодействий между детьми и со взрослыми – философский мировоззренческий диалог.

После прочтения стимульного текста (приложение 1), под руководством экспериментатора дети выдвинули ряд вопросов, которые непосредственно касались его содержания:

  1. Зачем Никите нужны были костыли?

  2. Почему дети издеваются над Никитой?

  3. Почему Никита стыдится своего увечья?

  4. Почему Никита не хотел идти в школу?

  5. Почему Никита считает себя другим?

  6. Как Никита стал инвалидом?

  7. Никита пошел в школу?

  8. Как реагировали учителя на Никиту?

  9. Почему мама заставляла Никиту идти в школу?

  10. Почему Никита не такой как все?

В результате конвенции был принят к обсуждению вопрос: «Почему Никита считает себя другим?». Поскольку этот вопрос не касается напрямую словосочетания «нормальный человек», преодоление проблемной ситуации, последующий диалог направлялся таким образом, чтобы дети самостоятельно пришли к наполнению содержанием вербального аналога представлений о гармоничном человеке.

Диалог, который состоялся, развивался по определенной последовательности. Дети самостоятельно или под руководством экспериментатора ставили перед собой новые вопросы и последовательно на них отвечали. На первом этапе дети обсуждали вопрос, который сами приняли в результате конвенции: «Почему Никита считает себя другим?». Все ответы, полученные на данный вопрос схожи между собой: «Никита считает себя другим, потому что он инвалид», «Потому что он не такой как все», «У Никиты сломана нога, поэтому он не такой как все».

Далее дети поставили перед собой следующий вопрос: «Отличается ли Никита чем-нибудь еще от других ребят?». Все многообразие высказываний можно свести к отрицательному ответу. На третьем этапе был принят к обсуждению вопрос: «Можно ли считать Никиту из-за сломанной ноги нормальным?». Здесь ответы разделились на две категории: большая часть детей высказывалась утвердительно («Да, он такой же человек, как и все, только у него проблемы с ногами»), оставшиеся задумались над тем, какое содержание должно быть положено в представление о нормальном человеке («Как посмотреть, а что вы понимаете под «нормальным человеком»?)

Ключевой вопрос беседы был сформулирован следующим образом: «Каким должен быть нормальный человек в вашем представлении?». Испытуемые вынуждены были искать средства для экстериоризации собственных представлений.

Подводя итоги обсуждаемой проблемы, детям был задан вопрос: «Нужно ли обладать всеми перечисленными качествами для того, чтобы быть «нормальным человеком» или достаточно иметь только некоторые из перечисленных?». Совместными усилиями был выработан ответ: «Необходимо иметь все перечисленные качества». По мнению учащихся среди этих качеств нет главных и второстепенных, «они все важны».

Полученные ответы анализировались по двум основаниям: внешние признаки и внутренние признаки, положенные в представление о нормальном человеке.

Представления детей о нормальном человеке.

Таблица 6

Внутренние признаки

Наглядно-образные, внешние признаки

Умный

Физически здоровый.

Послушный

Инвалид – тоже нормальный человек

Вежливый

Хорошо выглядит

Честный

Любит развлекаться

Добрый




Хороший




Трудолюбивый, любит учиться




Дружит с другими




Помогает другим




Воспитанный




Имеет свое мнение, но не выставляет его напоказ




Сочувствует другим




Сообразительный




Добропорядочный




Любит близких людей




Изобретательный




Целеустремленный




Мудрый




Не завистливый




Умеет подстраиваться под других




Видит в других только хорошее




Стеснительный




Деликатный




Ему комфортно с самим собой




Человек, у которого развита фантазия




Плохой, он живет только для себя





Из таблицы видно, что 26 ответов (86.7 %) направлены на выявление внутренних признаков и 4 (13.3 %) - внешних, несущественных.


II.3. Обсуждение результатов.


1. В ходе психологического эксперимента у 48 % детей, участвовавших в беседе, имеется представление о гармоничном человеке, и 52 % отсутствуют в языковой компетенции словосочетания «гармоничный человек». Поэтому для получения наиболее полной информации о данном представлении, имело смысл найти его вербальный аналог.


Рис. 2



2. На основании анализа психолого-педагогической литературы и экспериментального исследования (результаты анкетирования) было выяснено, что наиболее часто встречающимися синонимами к словосочетанию «гармоничный человек» являются «хороший человек», «нормальный человек». Оба словосочетания, являясь вербальным эквивалентом представления о гармоничном человеке, выступают в сознании детей в качестве слитного, неразрывного представления и тождественно равны друг другу.

3. Со словосочетанием «нормальный человек» связаны как наглядно-образные (внешние, несущественные, ситуативные, неосознанные) признаки – «хорошо выглядит», «физически здоровый»; так и внутренние признаки, выраженные на словесно-логическом уровне – «умный», «добропорядочный», «трудолюбивый», «мудрый».


Рис.3



Среди испытуемых 13,3% со словосочетанием «нормальный человек» связывают представления, основанные на внешних, несущественных признаках, 86,7% детей содержат в своих представлениях внутренние признаки, между которыми отсутствует соподчинение, выраженные на словесно логическом уровне.

4. Признаки, лежащие в основе представлений рассматриваются детьми как рядоположенные. Характерной особенностью всех представлений детей является их неосознанность, практически не содержат рефлексивного момента. При их обосновании дети прибегают к ссылке на конкретные примеры, наглядные ситуации из собственного опыта.

5. Сократический диалог является одним из эффективных методов изучения представлений учащихся. Такое взаимодействие обеспечило наиболее полную эктериоризацию представлений детей.

В этом отношении беседа оказалась менее эффективной, так как позволила только у 48 % выявить представления о гармоничном человеке, а анкета содержала в себе определенное количество заданных ответов.

Выводы.

Подводя итоги эмпирического исследования можно сделать следующие выводы: гипотеза, поставленная в начале, подтвердилась.

- Вербальным эквивалентом представлений младших подростков о гармоничном человеке являются словосочетания «нормальный человек», «хороший человек», которые выступают в сознании детей в качестве слитного, неразрывного представления и тождественно равны друг другу.

- Со словосочетанием «нормальный человек» связаны как внешние, так и внутренние признаки, которые рассматриваются детьми как рядоположенные. Характерной особенностью всех представлений является их неосознанность, практически не содержат рефлексивного момента.

- Организация взаимодействия детей по типу сократического диалога является одним из оптимальных методов изучения представления учащихся и обеспечивает наиболее полную эктериоризацию представлений детей.

Для проведения исследования была создана методика, позволяющая экстериоризировать представления детей младшего подросткового возраста в форме вербального и письменного изображения мыслительного содержания, субъективно связанного с абстрактными словами обыденного языка, находящимися в языковой компетенции детей:

- для выявления наличия представления о гармоничном человеке проводилась беседа,

- анкета использовалась для нахождения вербального эквивалента представления о гармоничном человеке, находящегося в языковой компетенции детей младшего подросткового возраста,

- сократический диалог, позволяющий экстериоризировать представления детей о вербальном эквиваленте словосочетания «гармоничный человек».

На основании полученных данных стало возможным дать психологическую характеристику актуального уровня развития представлений учащихся.

Заключение.

В заключение работы можно сказать, что выдвигаемая гипотеза подтвердилась, цели и задачи достигнуты.

В результате проделанной работы были получены феноменологическое описание и психологическая характеристика представлений о гармоничном человеке у детей младшего подросткового возраста. Была создана методика, позволяющая экстериоризировать спонтанные представления младших подростков в форме вербального и письменного изображения мыслительного содержания, найден вербальный аналог представления о гармоничном человеке, находящегося в языковой компетенции детей младшего подросткового возраста, проведено психологическое исследование представлений детей младшего подросткового возраста.


Литература:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Мысль, 1968. – 457 с.

2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко.-СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК,2003.-672с. (Проект «Психологическая энциклопедия»)

3. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. Сост. и коммент. Шуаре Марта О. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.- 272с.

4. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Петровского. – М.: Центр, 1980. – 645 с.

5. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. Соч.: В 6. т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 427 с.

6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. Соч.: В 6. т. Т. 3. – М.: Педагогика,1983. – 370 с.

poyasnitelnaya-zapiska-status-mou-sosh-34-kak-predshkolno-shkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-predusmatrivaet-preemstvennost-programm-metodov-i-form-organizacii-predshkolnogo-i-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-stranica-21.html
poyasnitelnaya-zapiska-status-rabochej-programmi.html
poyasnitelnaya-zapiska-str-5-primernij-uchebnij-plan-str-7-yuvenalnoe-pravo-str-8-osobennosti-preduprezhdeniya-i-raskritiya-otdelnih-vidov-prestuplenij-sovershaemih-stranica-2.html
poyasnitelnaya-zapiska-struktura-municipalnogo-zdravoohraneniya-gus-hrustalnogo-rajona-predstavlena-otdelom-zdravoohraneniya-administracii-i-nahodyashimisya-v-municipalnoj-sobstvennosti-rajona.html
poyasnitelnaya-zapiska-student-obuchayushijsya-na-3-kurse-vipolnyaet-kontrolnuyu-rabotu-n-1soglasno-uchebnogo-plana-k-sroku-ukazannomu-v-nem.html
poyasnitelnaya-zapiska-tema-uroka-drevnejshie-lyudi.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-minzdrava-sssr-ot-21-iyulya-1988-g-n-579-ob-utverzhdenii-kvalifikacionnih-harakteristik-vrachej-specialistov-s-izmeneniyami-ot-25-dekabrya-1997-g-stranica-19.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-municipalnoe-avtonomnoe-doshkolnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-centr-razvitiya-rebenka-detskij-sad-112.html
  • lecture.bystrickaya.ru/astana-alasi.html
  • esse.bystrickaya.ru/radugin-a-a-r15-filosofiya-kurs-lekcij-2-e-izd-pererab-i-dopoln.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razdel-1-svedeniya-o-dohodah-obyavlenie-o-prieme-dokumentov-dlya-uchastiya-v-konkurse-na-zameshenie-vakantnih-dolzhnostej.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rossiya-razreshit-import-govyadini-iz-kolumbii-na-ocheredi-meksika-gosudarstvennoe-regulirovanie-myasnoj-otrasli-14.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-iv-municipalnom-festivale-pedagogicheskih-proektov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-tavricheskogo-municipalnogo-rajona.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-11-11-2011-g-614-g-salehard-oprovedenii-rabochego-soveshaniya-rukovoditelej-sluzhbi-skoroj-medicinskoj-pomoshi-lechebno-profilakticheskih-uchrezhdenij-yamalo-neneckogo-avtonomnogo-okruga.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovetska-drzhava-i-kominterna-6-i-osh-po-neki-politichki-mag.html
  • bystrickaya.ru/vstrecha-rasskazannaya.html
  • essay.bystrickaya.ru/chastyu-vo-vsej-svoej-sisteme-virazheniya-priznatelno-v-zemskih-i-redaktor-n-dmitrevskaya-hudozhestvennij.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline-setevaya-ekonomika.html
  • education.bystrickaya.ru/2-bankovskoe-delo-rabochaya-programma-i-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-i-zashite-diplomnoj-raboti-dlya-studentov.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soobsheniya-kafedra-ekonomika-transporta.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-professionalnogo-modulya-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-obshie-polozheniya-prikaz-ot-28-iyulya-2006-g-n-377-ob-instrukcii-po-deloproizvodstvu-v-ministerstve-kulturi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-rezhim-obucheniya-kadrovoe-obespechenie-obrazovatelnogo-processa.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ustav-municipalnogo-obrazovaniya-prinyat-ot-23-05-2006g-15-stranica-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/gorodskoj-konkurs-proektov-sovremennij-pedagogicheskij-opit-razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-mladshih-shkolnikov-kak-odin-iz-sposobov-povisheniya-kachestva-matematicheskogo-obrazovaniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-mou-sosh-2-s-chekmagush-za-2009-2010-uchebnij-god-stranica-7.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-yu-koshmarov-l-v-matveeva-a-n-gusev-yu-ya-lobkaev-fiziologicheskie-korrelyati-semanticheskih-ocenok-pri-vospriyatii-slozhnih-televizionnih-izobrazhenij.html
  • literatura.bystrickaya.ru/risunok-65-ship-vniz-i-ship-vverh-kofe-iyul-1991-polnij-kurs-dzhek-shvager-perevod-s-anglijskogo.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-i-ocenka-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya-ooo-kontur-chast-3.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/krestyanskie-rasskazi-o-roditelskom-proklyatii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/po-discipline-nalogooblozhenie-fizicheskih-lic-na-temu-poryadok-ischisleniya-i-uplati-naloga-na-imushestvo-stavki-naloga-i-lgoti-s-nedvizhimogo-imushestva.html
  • books.bystrickaya.ru/chadir-lunga-gorod-gde-rabotayut-proekti.html
  • shpora.bystrickaya.ru/ya-idu-igrat-viktor-niderhoffer.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klassnij-chas-stranica-4.html
  • university.bystrickaya.ru/fateev-k-v-f27-obespechenie-voennoj-bezopasnosti-rossijskoj-federacii-teoriya-i-praktika-pravovogo-regulirovaniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-ee-vibor.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-3-konspekti-lekcij-11.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-na-temu-administrativno-territorialnoe-delenie-rossii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/64trebovaniya-k-organizacionnoj-strukture-isu-zhkk-koncepciya-edinoj-avtomatizirovannoj-sistemi-personalnogo-ucheta.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rol-retikulyarnoj-formacii-stvola-mozga-kurs-fiziologii-funkcionalnih-sistem.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-ekonomika-organizacij-dlya-specialnosti-060400-finansi-i-kredit-programma-rassmotrena-na-zasedanii-kafedri-ekonomiki-i-menedzhmenta.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.