.RU

Программа элективного курса по нвп скорая помощь


МОУ Сусанинская средняя общеобразовательная школа


Программа элективного курса по НВП


Скорая помощь

Класс: 10

Количество часов: 17


Автор: преподаватель-организатор ОБЖ

МОУ Сусанинская средняя

общеобразовательная школа

Прокошина Ирина Александровна


Пояснительная записка


В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального и криминогенного характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Жизнь человека полна различных опасностей, которые имеют большое влияние на его здоровье и существование. Опасность и факторы риска, которые подстерегают человека, угрожают не только здоровью, провоцируя психологический надлом личности, но, главное, могут лишить самого ценного для человека – жизни. 21 век – это время тревоги и неуверенности в завтрашнем дне. Теракты с многочисленными жертвами, разгул бандитизма, аварии и катастрофы – все это обесценивает самое дорогое для человека – жизнь.

Особенностью аварий и катастроф является то, что 80% раненых погибает в первые три часа от кровопотери. И здесь весьма остро выступает проблема оказания первой доврачебной медицинской помощи. Азы оказания первой помощи должны знать все, потому что в любое время может возникнуть необходимость спасти чью-то жизнь. Беда может случиться где угодно: дома, на улице, на дорогах, при авариях и катастрофах. Очень часто пострадавший погибает не из-за тяжести травмы, а из-за отсутствия элементарных знаний по вопросам оказания первой медицинской помощи у находящихся рядом людей, свидетелей, коллег по работе, родственников, знакомых или друзей. Причиной отсутствия или недостаточности таких знаний могут быть не только беспечность и равнодушие, но и мнимая уверенность в том, что с нами ничего не может случиться и беда обойдет нас стороной.

ПМП – это комплекс простейших мероприятий, выполняемых на месте получения повреждения в порядке само и взаимопомощи. Основная цель ПМП – спасение жизни пострадавшего, устранение продолжающего воздействия травмирующего фактора и быстрейшая эвакуация его в ближайшее медицинское учреждение.

Данный курс обучения необходим в современных условиях жизни общества, так как помогает детям научиться оказывать несложную медицинскую помощь в различных критических ситуациях, а также дает понятие главной заповеди по отношению к человеку: «Не навреди!».


^ Цель курса: создание условий для овладения учащимися основными медицинскими терминами и понятиями, для применения их на практике.


Для достижения данной цели считаю необходимым реализацию следующих задач:

  1. Приобретение учащимися навыков сохранять жизнь и здоровье как в неблагоприятных и опасных ситуациях, так и в быту;

  2. Выработка умений и навыков оказания само- и взаимопомощи;

  3. Привитие учащимся практических навыков в оказании ПМП и уходе за ранеными и больными;

  4. Пропаганда здорового образа жизни и медицинских знаний;

  5. Освоение практических приемов по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях (искусственная вентиляция легких, массаж сердца, остановка кровотечения)

  6. Формирование навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии.

  7. Профориентация учащихся.


Программа курса рассчитана на 17 учебных часов. Практически все занятия комбинированные, т.е. включают в себя теорию и практику. Основные методы и приемы преподавания: групповая работа, лекция, беседа, демонстрация, решение тестовых и дидактических задач, практикумы, интеллектуальные и деловые игры. Каждая тема курса имеет свои формы контроля уровня и степени усвоения материала.

Программа имеет ряд особенностей:



Содержание программы определялось следующими требованиями:


Результатами данной программы будут:

  1. новые дополнительные знания по начальной военной подготовке (раздел «Основы медицинских знаний);

  2. овладение новыми практическими навыками оказания первой медицинской помощи, умение применять полученные знания на практике, выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремленность, собранность, желание помогать другим;

  3. профессиональная ориентация;

  4. умение работать самостоятельно и в группе.



Основное содержание курса «Скорая помощь»


  1. Первая медицинская помощь и ее значение (1 час)

Что такое первая помощь? Цель первой помощи (ПП). Обязанности оказывающего ПП. Благоприятная атмосфера для оказания ПП для взрослых и детей. Принципы оказания ПП: оценка ситуации; безопасная обстановка; неотложная помощь; вызов помощи.


  1. ^ Раны и кровотечения (3 часа)

Классификация и характеристика кровотечений. Способы временной остановки кровотечения. Характеристика и признаки внутреннего кровотечения. Понятие о ране. Классификация и характеристика ран. Повязки, их виды и назначение. Правила наложения повязок.



  1. ^ Травмы опорно-двигательного аппарата (2 часа)

Ушибы и их признаки. Растяжение связок, разрывы связок и мышц, их признаки. Вывихи и их признаки. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах. Открытые и закрытые переломы. Отработка приемов оказания первой помощи при закрытых и открытых переломах. Транспортная иммобилизация.


  1. ^ Черепно-мозговые травмы и повреждения позвоночника (1 час)

Черепно-мозговая травма. Причины травм головы и позвоночника. Признаки и симптомы травм головы и позвоночника. Сотрясение головного мозга. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при травмах головы и позвоночника.


  1. ^ Травмы груди, живота и области таза (1 час)

Опасности травм грудной клетки. Приемы оказания ПМП при переломе ребер, грудины и закрытом пневмотораксе. Открытый пневмоторакс. Приемы оказания помощи при повреждении живота. Приемы оказания ПМП при переломе костей таза.


  1. ^ Травматический шок и противошоковые мероприятия (1 час)

Понятие о травматическом шоке. Причины и признаки травматического шока, его действие на организм человека. Отработка приемов ПМП при травматическом шоке.


  1. ^ Ожоги и обморожения. Электротравмы (1 час)

Понятие об ожогах и обморожениях, их степени. Особенности электротравм. Первая медицинская помощь (ПМП) при поражении электротоком. Отработка приемов оказания ПМП при ожогах, обморожениях и электротравмах.



  1. ^ Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) (1 час).

Сердце тренированного и нетренированного человека. Возрастные изменения сердечно-сосудистой системы. Изменения сердечной мышцы при различных заболеваниях. Заболевания кровеносных сосудов. Склероз. Гипертония. Острая сердечная недостаточность. Инсульт. Стенокардия. Инфаркт миокарда. Первая медицинская помощь. Правила оказания ПМП.


  1. ^ Экстренная реанимационная помощь (1 час)

Признаки жизни и смерти. Клиническая смерть. Реанимационные мероприятия. Искусственная вентиляция легких. непрямой массаж сердца. Отработка приемов проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца.


  1. ^ Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Радиационные поражения и их профилактика (2 часа)

Проникающая радиация и ее воздействие на здоровье человека. Внешнее и внутреннее облучение. Лучевая болезнь и ее периоды. Противорадиационная защита населения.

Первая медицинская помощь при радиационных поражениях.


  1. ^ Поражения отравляющими веществами (2 часа)

Характеристика ОВ и их поражающего действия. Особенности действия различных групп ОВ и основные признаки поражения ими. ОВ нервно-паралитического, кожно-нарывного, общеядовитого, удушающего действия.

Первая медицинская помощь при поражении отравляющими веществами


  1. ^ Помоги себе и близким (1 час)

Заключительное занятие.


Поурочное планирование занятий по курсу «Скорая помощь»


№ урока

Тема урока

Цели и задачи урока.

^ Основные понятия

урока

Методы и приемы преподавания

Формы аттестации

1.

Первая медицинская помощь и ее значение.

Показать учащимся значение первой медицинской помощи для сохранения здоровья и жизни человека.

Первая медицинская помощь. Первая доврачебная помощь. Принципы оказания ПМП.

Беседа, ролевая игра, дискуссия.

Анкетирование

2.

Понятие о ранах и кровотечениях

  • Дать понятие о ране, изучить классификацию ран;

  • Изучить причины возникновения ран и кровотечений, их виды и признаки;




Рана (классификация), кровотечение (наружное, внутренне), венозное, артериальное, капиллярное;

Работа с таблицами и опорными схемами, рассказ. Использование презентации

Составление алгоритма действий

3.

ПМП при кровотечениях и ранениях.


  • Изучить порядок оказания ПМП при ранениях и кровотечениях, меры по профилактике осложнений ран;

  • Ознакомить со способами остановки кровотечений




Асептика, антисептика. Средства оказания ПМП при ранениях и кровотечениях. Жгут, закрутка

Демонстрация, практикум.

Тестовый контроль

4.

Техника временной остановки кровотечения и наложения бинтовых повязок.

Отработка приемов временной остановки кровотечений и наложения повязок

Повязка, перевязка, перевязочный материал

Практическая самостоятельная работа

5

Травмы опорно-двигательного аппарата.


  • Дать понятие о травмах опорно-двигательного аппарата и о синдроме длительного сдавливания;

  • Дать понятие о синдроме длительного сдавливания;



Опорно-двигательный аппарат, ушиб, вывих, растяжение, разрыв, перелом (открытый и закрытый). Синдром длительного сдавливания, иммобилизация

Объяснение, работа с тематическими таблицами, демонстрация, работа в парах, практикум.

Тестовый контроль

6.

ПМП при травмах опорно-двигательного аппарата. Способы транспортировки пострадавших.

Овладение навыками в приемах оказания ПМП при ушибах, растяжениях и разрывах, вывихах, открытых и закрытых переломах.





Практическая самостоятельная работа

7.

ПМП при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника.


  • Изучить способы оказания ПМП при черепно-мозговых травмах и травмах позвоночника;

  • Прививать практические навыки в оказании ПМП при этих травмах.

Черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, иммобилизация.

Рассказ, работа с таблицей, составление алгоритма действий, практика.

Практическая самостоятельная работа

8.

ПМП при травмах груди, живота и области таза.


  • Дать определения понятиям «закрытый и открытый пневмоторакс, проникающее ранение»;

  • Изучить и отработать приемы оказания ПМП при данных травмах;

  • Отработать практические приемы оказания ПМП при травмах груди, живота и области таза;

  • Ознакомить учащихся со способами транспортировки пострадавших с этими видами травм.

Закрытый пневмоторакс, открытый пневмоторакс, внутриутробное кровотечение, проникающее ранение.

Объяснение, беседа, работа с таблицей, составление алгоритма действий в группах, практика.

Тестовый контроль, решение ситуационных задач.

9.

Травматический шок и противошоковые мероприятия


  • Дать определение понятию «травматический шок»;

  • Изучить порядок оказания ПМП при травматическом шоке;

  • Помочь учащимся в овладении практическими навыками оказания ПМП при травматическом шоке.

Травматический шок (первичный, вторичный, поздний)

Рассказ, работа с таблицей, групповая работа.

Решение ситуационных задач, практикум.

10.

Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, электротравмах.

  • Изучить приемы оказания ПМП при данных травмах;

  • Отработать практические приемы оказания ПМП при данных травмах




Термический ожог, степени тяжести ожогов и обморожений, ожоговый шок. Электротравма

Объяснение, беседа, работа с таблицей, составление алгоритма действий в группах, практика.

Выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач.

11.

Сердечно-сосудистые заболевания.

  • Сформировать знания о необходимости беречь сердце и кровеносные сосуды.

  • Дать понятие о работе сердца и кровеносных сосудов, причине и последствиях сердечно-сосудистых заболеваний.

  • Ознакомить с приемами оказания

первой помощи при сердечно-сосудистых приступах.


Сердечно-сосудистая система, сердечная мышца, острая сердечная недостаточность, инсульт, инфаркт

Лекция, использование ИКТ

Выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач.

12.

Экстренная реанимационная помощь.


  • Дать определения понятиям «Клиническая смерть, реанимация»;

  • Учить определять признаки жизни и смерти;

  • Обучить правилам и технике проведения прекардиального удара, непряёмого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.




Реанимация, клиническая смерть, прекардиальный удар, искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца.

Рассказ, работа с таблицей, демонстрация, практическая отработка приемов проведения реанимационных мероприятий.

Практическая самостоятельная работа

13.

Массовые поражения. Радиационные поражения и их профилактика.


Дать учащимся представление об основных видах оружия массового поражения и их поражающих свойствах

Проникающая радиация

Противорадиационная защита

Внешнее и внутреннее облучение. Лучевая болезнь


Лекция

Выполнение тестовых заданий

14.

Первая медицинская помощь при радиационных поражениях.



Изучить порядок оказания ПМП при радиационных поражениях


Работа с опорными таблицами и схемами

15.

Поражения отравляющими веществами.



Дать учащимся представление о химическом и его поражающих свойствах

ОВ нервно-паралитического, кожно-нарывного, общеядовитого, удушающего действия

Объяснение, беседа, работа с таблицей

16.

Первая медицинская помощь при поражении отравляющими веществами.



Изучить порядок оказания ПМП при поражении отравляющими веществами


Составление алгоритма действий в группах

17.

Заключительное занятие. Помоги себе и близким.



Обобщить полученные знания по теме «Основы оказания первой медицинской помощи»

Повторяются все понятия и термины курса


Самостоятельная практическая работа

Смотр знаний



Методическое обеспечение программы


  1. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Учебник. 9-11-ый класс для преподавателей-организаторов ОБЖ общеобразовательных учреждений «Основы медицинских знаний (Спаси и сохрани)», «АСТ-ЛТД», Москва, 1997 год.

  2. Вишневская Е.Л. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие по основам медицинских знаний. М., «Русское слово», 1995.

  3. Гоголев М.И. Методическое пособие по медико-санитарной подготовке. М., «Просвещение», 1985.

  4. Гоголев М.И. Кружок по медико-санитарной подготовке в школе. М., «Просвещение», 1989.

  5. Курцев П.А. Медико-санитарная подготовка учащихся. М., «Просвещение», 1991.

  6. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для учащихся 10, 11 классов, М. «Дрофа», 2001.

  7. Латчук В.Н. ОБЖ тестовый контроль. М., «Дрофа», 2004.

  8. Медицинский справочник «Спасение 03 или первая помощь при несчастных случаях», «Герион», Санкт-Петербург, 1995 год.

  9. Оказание первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях. Сборник. Кострома, 2000.

  10. Первая медицинская помощь. Комплект тематических таблиц. М., 2001.

  11. Учебник Российского общества Красного Креста под редакцией академика Вартаняна Ф.Е. «Первая помощь», 2001 год.

  12. Ужегов Г.Н. «Первая медицинская помощь (500 рекомендаций, как победить боль)», « Русич», Смоленск, 2001 год.

  13. Чумаков Б.Н. 10 заповедей сохранения жизни. М., Педагогическое общество России, 2005.

  14. Шляпцева М.А. «Первая медицинская помощь при несчастных случаях в экстремальной обстановке», ООО «Авенир-Дизайн», Кострома,2001 год.



praktikum-po-uchebnoj-discipline.html
praktikum-po-vedeniyu-peregovorov-i-zaklyucheniyu-kontraktov-lekciya.html
praktikum-po-vozrastnoj-i-pedagogicheskoj-psihologii-bbk-888-stranica-7.html
praktikum-po-zvukoproiznosheniyu-metodika-provedeniya-rechevogo-obsledovaniya-detej-s-ffnr-28-osnovnie-napravleniya.html
praktikum-prednaznachen-dlya-studentov-2-3-4-kursov-tehnologicheskih-specialnostej-vseh-form-obucheniya-avtori-panov-valerij-petrovich.html
praktikum-prednaznachen-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-i-budet-polezen-vsem-kto-interesuetsya-sovremennim-sostoyaniem-russkogo-yazika-izhelaet-sovershenstvovat-kachestva-svoej-rechi-stranica-5.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sushnost-delovogo-etiketa.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-i-molodezh-v-rossijskom-obshestve-polozhenie-molodezhi-i-realizaciya-gosudarstvennoj-molodezhnoj-politiki-v.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovi-medicinskoj-sortirovki-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-teme-school-days-v-3-em-klasse.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossiya-ekonomika-znanij-i-faktori-eyo-realizacii-otchet-ekonomika-znanij.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rim-bilalovich-ahmedov-rasteniya-tvoi-druzya-i-nedrugi-stranica-16.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-krasnoyarskij-kraj-mestnoe-samoupravlenie-18-51-dekabr-2010-goda.html
  • studies.bystrickaya.ru/dvuhetazhnij-chetirehkomnatnij-zhiloj-dom.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-rabot-po-realizacii-polozhenij-federalnogo-zakona-plan-rabot-po-realizacii-polozhenij-federalnogo-zakona-12.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/b-podderzhanie-statusa-direktiva-soveta-ot-28-yanvarya-1991-g-po-usloviyam-zdorovya-zhivotnih-reguliruyushih-torgovlyu.html
  • student.bystrickaya.ru/3-kogda-moglo-poyavitsya-v-russkih-istochnikah-nazvanie-zolotaya-orda.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-shestaya-dopotopnie-vremena-zahariya-sitchin.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prezidentskaya-programma-deti-belarusi-na-2006-2010-godi-pasport-stranica-6.html
  • essay.bystrickaya.ru/diplom-2-stepeni-otchet-o-rabote-soveta-direktorov-srednih-specialnih-uchebnih-zavedenij-saratovskoj-oblasti-za.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-na-mezhdunarodnoj-nauchno-metodicheskoj-konferencii-gumanitarnoe-obrazovanie-gumanitarnij-universitet-xxi-vek.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-federalnogo-arhivnogo-agentstva.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-rasschitana-na-shirokij-krug-chitatelej-stranica-25.html
  • klass.bystrickaya.ru/62-uchastie-shkolnikov-v-olimpiadah-kratkaya-harakteristika-sistemi-metodicheskoj-raboti-cel-sovershenstvovanie.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-federalnogo-gosudarstvennogo-stranica-9.html
  • essay.bystrickaya.ru/depressivnoe-nastroenie-devid-majers-socialnaya-psihologiya.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-oftalmologii-koroev-o-a-kurs-lekcij-po-glaznim-stranica-11.html
  • report.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie.html
  • bukva.bystrickaya.ru/programma-professionalnoj-perepodgotovki-rukovoditelej-i-specialistov-s-prisvoeniem-dopolnitelnoj-kvalifikacii-8.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-otchet-30-str-4-ris-3-tabl.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematika-kontrolnih-rabot-i-metodicheskie-rekomendacii-po-ih-napisaniyu-i-oformleniyu.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prakticheskie-zanyatiya-i-instruktazh-lic-sutochnogo-naryada-provodit-o-merah-po-uluchsheniyu-organizatorskoj-raboti-komandirov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sostoyanie-i-rezultati-deyatelnosti-sistemi-obrazovaniya-amginskogo-rajona-respubliki-saha-yakutiya-v-2009-2010-uchebnom-godu-publichnij-doklad-nachalnika-amginskogo-muo-zavarzinoj-l-v.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prichini-sderzhivayushie-razvitie-rossijskogo-rinka-biotehnologij-postanovlenie-kabineta-ministrov-chuvashskoj-respubliki.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/usloviya-osushestvleniya-obrazovatelnogo-processa-v-tom-chisle-materialno-tehnicheskaya-baza.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razrabotchik-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-op-magistraturi-magisterskaya-programma-normativnie-dokumenti-dlya-razrabotki-magisterskoj-programmi-obshaya-harakteristika-magisterskoj-programmi.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izolirovannie-energokompanii-ezhednevnij-monitoring-smi-oao-rao-energeticheskie-sistemi-vostoka-02-dekabrya-2009-goda.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-15-716-2-maya-2011-g.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-schetov-i-principi-organizacii-analiticheskogo-ucheta-osnovnie-moduli-sistemi-best-4-stranica-2.html
  • education.bystrickaya.ru/32-roznichnaya-torgovlya-respublikanskaya-programma-razvitie-konkurencii-v-respublike-severnaya-osetiya-alaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.